Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы
статья на тему

Куликова Елена Николаевна
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_bazovyh_tsennostey_lichnosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Отрадненская ООШ»

Чамзинский муниципальный район

Доклад на тему:

«Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы»

Подготовила:

Куликова Е.Н.

2016г.

Процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся не будет органичным без процесса развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Основа духовно-нравственного развития, воспитание и социализация личности определяются как система базовых национальных ценностей, что имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.

В сфере общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит наиболее системно, последовательно и глубоко.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действий для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей

Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...

Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...

Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.

Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...

Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»

За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...

«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)

     Решение задач воспитания и социализация школьников  в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...

Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования

Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...