Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка
статья по английскому языку по теме

В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование базовой национальной ценности «Семья»

 на основе курса «Английский с удовольствием»

 в концепции духовно-нравственного развития учащихся

 на уроках английского языка.

«Сколько я знаю языков, столько я - человек»,

 В. А. Сухомлинский

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации ребенка являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа Это  сложный, многоплановый процесс, который неотделим от жизни человека во всей её полноте, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Формирование духовно-нравственных ценностей начинается в семье, продолжается в различных сообществах и коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности  происходит  в школе. Ведь именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная, духовная и гражданская жизнь ребенка.

Каждый школьный предмет по сути является инструментом становления личностных качеств человека, его социальных и духовных ориентиров.  Но учебный предмет «Иностранный язык» всегда был и остаётся одним самых сильных по воздействию на духовно-нравственную сферу школьника. Его уникальность в том, что он как бы «беспредметен», язык изучается как средство общения и содержательно «соприкасается» с общечеловеческими ценностями. Каждый урок английского языка строится на основе традиционных «источников» нравственности и человечности: Россия и патриотизм её многонационального народа, семья, служение Отечеству, уважение к труду и творческому созиданию, любовь к родной земле, ценность знания, толерантность, эстетическое развитие и красота духовного мира человека, способность к сотрудничеству с представителями других стран и культур.   Содержание обучения иностранному языку в школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС задачу — средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

 Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных  языков  хочется выделить тему «Семья» и на ее примере проследить преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса  М.З.Биболетовой  для 2-11 классов «Английский с удовольствием» / «Enjoy Englishпо которому я работаю. Этот курс направлен на воспитание и личностное развитие учащихся, их знакомство с морально-этическими нормами, развитие таких личностных качеств, как доброжелательность, открытость, толерантность, самоуважение, уважение к собеседнику, понимание ценности различных культур, а также развитие умений общения, включая умение избегать конфликтных ситуаций и мирно решать возникающие конфликты. Изучение темы „Семья“  происходит на протяжении нескольких лет обучения следующим образом:

 во 2-м классе: „Я и моя семья. Члены моей семьи, их имена“;

 в 3-м классе: „Знакомство (имя, возраст, что умеет делать, семья, любимое животное“, „Семейные праздники: Рождество, Новый год“;

в 4-м классе: „Выходные в кругу семьи: любимые занятия членов семьи“, „Помощь родителям по дому“, „Поведение в семье и гостях“;

 в 5-м классе: „Моя семья: черты характера членов семьи, профессии, хобби и увлечения, взаимоотношения в семье“;

 в 6-м классе: „Что такое семья: взаимоотношения в семье, близкие и дальние родственники, письма родственникам“, „Дети и родители“, „Взаимоотношения между подростками в семье: конфликты, совместные игры, розыгрыши“, „Взаимоотношения между людьми разных поколений в семье“;

 в 7-м классе: „Взаимоотношения в семье, с друзьями и сверстниками“;

 в 8-м классе: „Взаимоотношения в семье (с родителями, братьями и сестрами), с друзьями, со сверстниками. Домашние обязанности. Проблемы подростков и способы их решения“;

в 9-м классе: „Трудный выбор подростка: семья или друзья. Причины недопонимания между детьми и родителями“, „Конфликты между родителями и детьми: их причины, возможные последствия. Мирное решение семейных конфликтов“, „Письмо в молодежный журнал: нахождение взаимо-понимания между братьями и сестрами, детьми и родителями. Пути предотвращения и решения конфликтов. Советы сверстников и взрослого психолога“;

 в 10-м классе: „История моей семьи: связь поколений“,Семейная гостиная, „Большие и маленькие семьи. Что делает семью счастливой? Полезны ли семейные ссоры? Как родители относятся к моим друзьям“, „Памятная семейная дата“;Учащиеся выполняют проекты: «Из истории моей семьи», « Кто выбирает друзей для подростка- родители или он сам»

в 11-м классе:„Профессия твоей мечты. Влияние семьи, друзей и личных качеств на выбор профессии“.

Одним из достижений планируемых личностных результатов ФГОС в курсе “Enjoy English” для 2–11-х классов является ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни,  которое  формируется в ходе знакомства с семейными ценностями и традициями различных стран и народов мира, включая Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Педагогический опыт учителя английского языка "Формирование навыков говорения на уроках английского языка"

В данной работе представлен опыт работы по формированию навыков говорения на уроках английского языка....

Универсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка. УУД формирование и развитие на уроке английского языка

Данная статья посвящена формированию и развитию УУД на уроках английского языкаУниверсальные учебные действия (УУД) - формирование и развитие на уроке английского языка....

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс).

Учебно-методическая разработка по формированию познавательных УУД на уроках английского языка в 7 классе (на примере УМК «Английский в фокусе», авторы: Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс)...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, Учитель английского языка МБОУ Одинцовского лицея №2

На основе результатов проведенных международных исследований качества образования российских школьников можно сделать вывод, что учащиеся сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности во...