Формирование базовых национальных ценностей будущего выпускника системы СПО посредством интенсификации процесса обучения по дисциплинам ОД.01 «Русский язык» и ОД.02 «Литература» (опыт работы в рамках ФПП)
статья
Главная цель моей работы – создание условий для формирования общих компетенций обучающихся, способствующих воспитанию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России, в соответствии с профессией (специальностью), через реализацию не только планов воспитательной работы по образовательным программам СПО, но и через образовательные программы по профессиям и специальностям.
Для того чтобы образование давало более качественные результаты и необходима интенсификация форм и методов обучения. При этом нужно обеспечить рост качественного обучения за счёт использования эффективных форм и методов организации учебной деятельности, соответствующих достижениям науки, за счёт включения интенсивных факторов.
В этом могут помочь новые педагогические и информационные технологии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий могут применяться:
- активные лекции;
- обучение в сотрудничестве;
- коллективные формы познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры);
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- «Портфель студента».
При этом индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии реализуются во всех перечисленных выше технологиях.
Завершая характеристику основных факторов интенсификации обучения, подчеркну особо, что все формы и методы интенсификации обучения должны применяться во взаимосвязи. Нельзя рассчитывать, что только отдельными из них можно решить проблему интенсификации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasenkova_doklad.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование базовых национальных ценностей
будущего выпускника системы СПО
посредством интенсификации процесса обучения
по дисциплинам ОД.01 «Русский язык» и ОД.02 «Литература»
(опыт работы в рамках ФПП)
Васенкова Л.А.,
преподаватель русского языка и литературы
СПГБПОУ «Оптико-механический лицей»
Сл.1 Актуальность данной темы объясняется тем, что в современной педагогической науке и практике образования в процессе целеполагания все чаще наблюдается смещение акцентов с восприятия образования как самоцели на формирование духовно богатой личности, ориентированной на традиционные базовые ценности. СЛ.2 В Указе Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» четко обозначены цели и целевые показатели в сфере воспитания подрастающего поколения и модернизации профессионального образования:
- «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно- нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;
- модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ» [1].
А в Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» дано четкое определение, что же является традиционными ценностями. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [2].
Значимость и ценность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся многократно возрастает в образовательном пространстве учреждений СПО. Это во многом связано с тем, что студент – не просто будущий профессионал, который должен быть готов к качественному исполнению трудовых функций, но и специалист, к которому предъявляются требования профессионального стандарта.
Сл.3 У наших выпускников должны быть сформированы следующие базовые национальные ценности:
- Патриотизм. Любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, гражданское общество, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
- Социальная солидарность
- Гражданственность
- Семья. Любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
- Труд и творчество. Уважение к труду и людям труда, нравственный смысл учения и самообразования, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, бережливость.
- Наука
- Природа. Эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, экологическая культура.
- Традиционные российские религии. Мир во всём мире, поликультурный мир, многообразие и уважение культур и народов.
- Искусство и литература. Красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, самовыражение личности в творчестве, эстетическое развитие личности.
- Человечество. Свобода личная и национальная, толерантность, социальная компетентность, социальная ответственность, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Сл.4 Конечно, при формировании базовых национальных ценностей важно учитывать специфику выбранной обучающимися профессии. Например, для студентов нашего лицея принципиальны смысловые акценты, связанные с сохранением честного труда на благо общества, с искусством и литературой, с сохранением сотрудничества, увековечением национальной культуры.
Главная цель моей работы – создание условий для формирования общих компетенций обучающихся, способствующих воспитанию высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России, в соответствии с профессией (специальностью), через реализацию не только планов воспитательной работы по образовательным программам СПО, но и через образовательные программы по профессиям и специальностям.
С изменениями в обществе изменяются и приоритеты в системе образования. На смену жесткой централизации, монополизации и политизации образования пришли тенденции к вариативности, индивидуальности. Человек в данном рассмотрении является центром и целью образования с учетом его потребностей, интересов, ценностного отношения к уровню и качеству образования. В связи с активным проникновением новейших информационных технологий в сферу образования проблема интенсификации процесса обучения ставится как никогда остро. Это обусловлено увеличивающимся объемом информации, необходимостью ее обработать в ограниченный период времени, крайне жесткими требованиями, предъявляемыми к выпускникам.
Сл.5 Интенсификация определяется в энциклопедическом словаре как «усиление, увеличение напряженности, производительности, действенности». Разные авторы педагогических исследований предлагают различные трактовки понятия «интенсификация образования». Ю. К. Бабанский понимает интенсификацию как «повышение производительности труда учителя и ученика в каждую единицу времени». С. И. Архангельский определяет интенсификацию учебного процесса как «повышение качества обучения и одновременное снижение временных затрат». Интенсивный метод обучения проектируется, как правило, следующим образом: в традиционный метод обучения вносятся какие-либо новшества, позволяющие добиться за один и тот же отрезок времени более высоких результатов. Или, в другом случае, традиционный метод обучения заменяется полностью или частично более совершенным методом обучения.
Среди этих новшеств могут быть:
- грамотное научно обоснованное построение процесса обучения по этапам, периодам, циклам, модулям и т.д.;
- широкое применение различных и, в первую очередь, новых технических средств обучения, т.е. компьютерные средств;
- использование активных игровых форм обучения;
- постоянное развитие стремления обучающихся к творчеству, самообразованию, непрерывному совершенствованию;
- развитие и использование способностей учащихся к обучению с учетом их индивидуальных запросов и психологических характеристик;
- разработка и применение новых методик обучения с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
- постоянное усиление мотивации и т.д.
Переход человечества в 21век знаменуется качественными изменениями в сфере общественного производства.
В этих условиях должно кардинально меняться и образование, как общее, так и профессиональное. Молодежь, которой предстоит трудиться в ХХI веке, надо учить мыслить не техническими, а технологическими категориями. Технологическая образованность становится важным критерием общей культуры человека.
Таким образом, выпускник современного лицея/колледжа, который будет жить и трудиться в грядущем тысячелетии, в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельно критически мыслить;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Для того чтобы образование давало более качественные результаты и необходима интенсификация форм и методов обучения.
При этом нужно обеспечить рост качественного обучения за счёт использования эффективных форм и методов организации учебной деятельности, соответствующих достижениям науки, за счёт включения интенсивных факторов.
Сл.6 В этом могут помочь новые педагогические и информационные технологии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий могут применяться:
- активные лекции;
- обучение в сотрудничестве;
- коллективные формы познавательной деятельности (парная и групповая работа, ролевые и деловые игры);
- метод проектов;
- разноуровневое обучение;
- «Портфель студента».
При этом индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии реализуются во всех перечисленных выше технологиях.
Активные лекции.
В зависимости от способа проведения можно выделить следующие виды и формы активных лекций:
1. Информационная (используется объяснительно-иллюстративный метод изложения).
2. Проблемная (показывается решение проблемы).
3. Лекция-беседа (используется постановка вопросов учащимся).
В основе активных форм лекций лежат следующие принципы обучения:
1. Принцип проблемности.
Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск их решений.
2. Принцип игровой деятельности. Для активизации лекции целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т. д.
3. Принцип диалогического общения.
Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога.
4. Принцип совместной коллективной деятельности.
Сл.7 Урок по теме «Представление литературно-музыкальной композиции на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета», который состоялся 23 октября нынешнего года, послужил иллюстрацией именно этой технологии. В результате ее использования каждый был вовлечен в совместный анализ мотивов написания стихотворений о любви Ф.И. Тютчевым и А.А. Фетом. Активизация лекции способствовала включению слушателей в диалогическое общение, которое происходило в виде внешнего и внутреннего диалога. А подобранный иллюстративный материал в виде Фрагментов концерта С.В. Рахманинова для фортепиано с оркестром №2 (в исп. симфонического оркестра Государственного Академического Большого Театра России, дирижер А. Ведерников) и музыке П.И. Чайковского, романса на стихи Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» (исп. Л. Сметанников), игре на гитаре обучающейся этой же группы Тихомировой Юлии усилил эмоциональное впечатление от урока, помог обучающимся погрузиться в замысел литературного произведения, лучше осмыслить глубину поэтического таланта поэтов 19 века. Также поэтические и музыкальные произведения настроили участников на учебный лад и помогли снять психологическое напряжение.
Обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах, которое использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам ХХ столетия. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе.
Следует отметить, что недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобретать знания. Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся более важна, чем способ организации, условия и методика работы над заданием.
Основная идея методики состоит в общности цели и задач, индивидуальной ответственности и равных возможностях успеха. Сотрудничество лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого ученика, что предусматривает помощь для членов команды друг другу.
Преимущества в использовании данной технологии:
1. Не все ученики готовы задавать вопросы преподавателю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности учащиеся выясняют друг у друга все, что им не ясно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к преподавателю.
2.Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.
3.Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
4.У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
5.Учащиеся начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.
6. Учатся общаться между собой, с преподавателями, овладевают коммуникативными умениями.
7.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Сл.8 Примером может служить урок литературы в 251 группе по теме «Практическое занятие №21», в ходе которого обучающиеся могли выбрать форму предоставления отчета. Одна из групп, причем сами разделились на группы, подготовила презентацию о деятельности А.Т. Твардовского в годы войны.
Сл.9 картинка
Сл.10 видео
Сл.11 картинка
Другая группа создала ролик/фильм на тему «Песни современных бардов на стихи Б.Л. Пастернака».
СЛ.12 картинка
Сл.13 видео
Сл.14 музыка Пастернака
Проверка домашнего задания
Часто урок начинается с проверки домашнего задания. Как правило, это опрос в той или иной форме (устной или письменной). Основная задача учителя на традиционном уроке — проконтролировать, кто и как выполнил домашнее задание. Соответственно выставляются отметки.
При обучении в сотрудничестве основная задача преподавателя - добиться полного осмысления ранее пройденного материала, по которому было дано домашнее задание, и цель этого задания - убедиться, действительно ли все учащиеся поняли данный материал, т.е. диагностика.
Поэтому прежде, чем проверять, необходимо предоставить ученикам еще одну возможность прояснить непонятые в ходе выполнения домашнего задания детали.
Для этого учащиеся в начале урока могут задать вопросы учителю (до опроса!), если таковые созрели в ходе самостоятельной домашней работы. Далее имеет смысл организовать группы (лучше не более трех учеников в группе), причем те же, в которых учащиеся работали на уроке, когда пытались разобраться общими усилиями в новом материале. Теперь они могут проверить друг у друга правильность выполнения домашнего задания, вместе выявить трудные места и разобраться в них, попросить учителя помочь, если не смогут сделать это самостоятельно. Когда группа готова (все ученики!), работы (подписанные каждым учеником группы) сдаются учителю, если это письменная работа, либо ребята заявляют о своей готовности отвечать устно.
Коллективные формы познавательной деятельности
(парная и групповая работа, ролевые и деловые игры)
Сл.15 Урок - групповая работа, в ходе которой обучающиеся составляли высказывания о развитии полиграфической отрасли в России. В очередной раз на уроке обратились к компетенциям
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.4. Доводить печатную продукцию до требуемого формата.
Сл.16 Групповые формы работы использую в своей работе достаточно часто, всегда «привязывая» содержание урока к профессии или специальности, на которую обучаются ребята.
Сл.17
Метод проектов.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Разноуровневое обучение.
Разноуровневое обучение - это организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам на разных уровнях («А», «В», «С»), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
«Портфель студента»
«Портфель студента» – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Это – комплект документов, самостоятельных работ ученика. Комплект разрабатывается преподавателем. Главное в такой работе – самооценка ученика, причём в виде рассуждений, аргументации, обоснования.
Сл.18 Завершая характеристику основных факторов интенсификации обучения, подчеркну особо, что все формы и методы интенсификации обучения должны применяться во взаимосвязи. Нельзя рассчитывать, что только отдельными из них можно решить проблему интенсификации. Недопустимо выводить тор или иной фактор в абсолют; надо искать в каждом случае оптимальные сочетания факторов интенсификации для конкретных условий, возраста обучающихся, специфики предмета, особенностей получаемой профессии или специальности и возможностей педагога. Только такой подход может принести действительные успехи в повышении эффективности и качества обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...
Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка
В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...
«Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов».
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,...
«Формирование базовых национальных ценностей в соответствии с требованием ФГОС во внеурочной работе» (работа кружка «Тамчылар»)
Решение задач воспитания и социализация школьников в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках органи...
Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»
Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...
Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием
Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием. Фундаментальное ядро общего образования ФГОС открывается главой &laq...