Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического образования
статья по истории на тему
Из опыта работы "Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 59 хутора Школьного
Муниципального образования Крымский район
Формирование базовых национальных ценностей учащихся средствами исторического обществоведческого образования
Мирошникова Наталья Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №59 х.Школьного
Крымского района Краснодарского края
2018 г.
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню
. Вовлеки меня - и я научусь»
(китайская пословица)
Интерес к данной теме определяется потребностями и задачами, стоящими перед современным развивающимся обществом и личностью. Происходит переоценка ценностей современного общества, что ведет к потере нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение. Поэтому сейчас возрастает роль и значение воспитания гражданских и патриотических качеств личности. События последнего времени подтвердили, что экономическая нестабильность, социальная незащищенность, утрата духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов гражданственности и патриотизма. В общественном сознании наблюдается постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического воспитания, получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства, падает престиж военной и государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основы укрепления государства. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования – историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов». В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Стандартах второго поколения также выделяется «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества». На новом этапе развития России образование играет важную роль в воспитании молодежи в духе понимания и принятия ценностей гражданского общества, способной к социализации, уважающей историко-культурное наследие всех народов России. Следовательно, одним из приоритетных направлений становится процесс формирования гражданственности и патриотизма у учащихся общеобразовательных школ.
Актуальность данного опыта по формированию гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического и обществоведческого образования определяется социально-значимыми проблемами, решаемыми в ходе процесса образования и воспитания - формирование образа гражданина-патриота, который будет жить и работать в демократическом обществе. Гражданско-патриотическое воспитание актуализирует проблему воспитания духовно богатой, свободной личности, ориентированной на высокие нравственные идеалы.
Перспективность опыта по формированию гражданственности и патриотизма с использованием возможностей уроков, внеклассных мероприятий определяется организацией деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека – гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.
Главная задача - воспитать у школьников гордость за свою страну и свой народ, уважение к его прошлому, целенаправленно формировать у ребят активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Формирование гражданственности и патриотизма будет эффективным при условии ориентации учащихся на отечественные ценности: любовь к родине, уважение к традициям народа, гордость за историческое прошлое и героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство и верность Отчизне и вовлечения учащихся в различные формы индивидуальной и коллективной, в том числе самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края, как средства формирования патриотически- ориентированной личности.
В педагогической литературе нет однозначного подхода к определению понятия «гражданственность». В педагогическом энциклопедическом словаре «гражданственность» трактуется как интегративное качество личности, позволяющее человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. На основе анализа определений, предлагаемых ведущими российскими педагогами, данное понятие представляется как сочетание трех блоков:
- теоретического, включающего в себя комплекс знаний в различных областях общественной жизни;
- деятельностного, позволяющего личности реализовывать свои права и выполнять обязанности по отношению к себе, семье, окружающим людям, государству;
- личностно-психологического – сочетание нравственных, патриотических и интернациональных чувств.
Воспитание патриотизма - объективная необходимость для подрастающего поколения. При размытом патриотизме и национальном самосознании граждане становятся безучастными к состоянию дел в стране, слабеют социально-экономические, духовные и культурные основы нашего общества и государства. Гражданственность и патриотизм – два неразделимых понятия при формировании гражданственной компетенции личности.
Таким образом, патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, духовных ценностей, отражающих специфику и развитие нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Патриотическое воспитание складывается из нескольких направлений:
- историко – краеведческое
- экскурсионно-туристическое
- литературно-музыкальное
- физкультурно-оздоровительное
- экологическое
- трудовое
- семейное
- гражданско-патриотическое
Историко-краеведческое: осознание учащимися традиционной культуры своего народа, его судьбы.
Экскурсионно–туристическое: воспитание потребности в изучении истории родного края, села.
Литературно-музыкальное: привитие художественного вкуса.
Физкультурно-оздоровительное: возрождение народных игр, воспитание силы, ловкости, дисциплинированности.
Экологическое: воспитание любви к природе, потребности в её защите и изучение природы родного края.
Трудовое воспитание выступает, как составная часть патриотического воспитания и ориентировано на привитие трудовых навыков
Семейное: утверждение традиционных нравственных ценностей, изучение родословной.
Гражданско–патриотическое: поддержание традиций православной культуры, формирование навыков оценки политических событий и процессов в обществе и государстве.
Без патриотизма невозможно воспитать достойного человека-гражданина, выработать у него устойчивый иммунитет к негативным влияниям, когда в угоду моде усваивается все зарубежное при забвении о национальном достоинстве. Патриотизм и гражданственность нельзя навязать или внедрить в сознание людей посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из истории и жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубоко конкретна и неоднозначна по своей сути.
Формированиебазовых национальных ценностей, гражданственности, патриотизма средствами исторического и обществоведческого образования заключается в усилении роли внеклассной работы через практическую деятельность учащихся в рамках работы поискового отряда.
Общеизвестно, что именно с истории родного края начинается путь к осознанию мира. История и культура нашего края ориентирована на познание историко-культурных корней народов, населяющих наш край на уровне чувственного опыта, сопричастности к прошлому, осознании неповторимости его судьбы. Неслучайно изучение истории и культуры Краснодарского края вошло в региональный компонент и стало важным средством интеграции знаний и воспитания гражданина-патриота.
Организуя данную работу, я использую следующие этапы деятельности.
Первый этап – подготовительный. На этом этапе моя задача состоит в том, чтобы заинтересовать ученика и познакомить его с историей родного края.
Если я хочу просто заинтересовать ученика, то расскажу ему или попрошу его подготовить для урока сообщение об известной личности нашего края - привлечь его внимание - организую посещение школьного музея .
Второй этап – организация практической деятельности в рамках деятельности поискового отряда «Поиск» с целью получения учащимися опыта гражданского действия. Основными видами деятельности являются:
- шефская работа над ветеранами, вдовами, участниками Великой Отечественной войны, живущими в нашем селе;
- организация встреч в школе с ветеранами войны и труда;
- шефство над памятником участникам Великой Отечественной войны;
- работа по сбору интересного материала об истории исчезнувших хуторов нашего сельского поселения, известных жителях села, участниках ВОВ.
Третий этап – привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности по истории родного края.
В своей работе я использую основные виды поисковой деятельности:
1) Библиографический поиск, т.е. самостоятельная работа учащихся по подбору и изучению литературы, связанной с определенной темой. Цель данного поиска - обучение школьников умению работать с книгой, библиографическими источниками: правильно цитировать текст и делать ссылку на источник, аннотировать прочитанное, пользоваться указателями, справочной литературой, каталогами, грамотно оформлять список использованной литературы.
2) Сбор краеведческого материала, который включает много навыков самостоятельной познавательной деятельности: сбор материала, его систематизация, анализ, иногда и реставрация. Учащиеся овладевают элементами методики научного исследования.
3) Составление родословной.
Учащиеся участвуют в конференциях, в конкурсах исследовательских работ, пишут сочинения и стихотворения по патриотической тематике. Ежегодно учащиеся школы принимают активное участие в районной конференции «Эврика», выступая с исследовательскими работами по краеведению. Таким образом, они расширяют свой кругозор и приобретают новые знания, новый опыт исследовательской работы.
Также большая роль в моей работе при изучении истории родного края отводится использованию программированного метода обучения Применение ИКТ на уроках истории и обществознания является необходимым условием работы. Мы живем в информационном обществе. Это значит, что знание, информация по-прежнему представляет собой большую ценность. Но в наше время значительно возросла и ценность деятельности. Нужно не только знать, но и уметь найти нужную информацию, представить её в определённой форме. Современные информационные технологии расширяют эти возможности. Их использование позволяет решать такие важные задачи, как:
- усиление деятельностного характера исторического и обществоведческого образования;
- совмещение актуальных для подрастающего поколения форм деятельности с изучением истории края, а через этот аспект формирование патриотических чувств и сознания, обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой край, семью;
- более широкое рассмотрение исследуемых вопросов;
- более широкий выбор методических приемов, используемых преподавателем, например:
- перенос собранного материала на электронные носители (оформление текстовых документов, сканирование фото, копирование фронтовых писем, документов),
- использование интернета в поисковой деятельности. Web-сайты позволяют учащимся находить нужную информацию,
-создание и обработка текстовой информации: оформление рефератов, докладов, проектов по истории.
Патриотизм и гражданственность нельзя навязывать или внедрить в сознание подростка посредством каких-то формальных приемов. Эти чувства воспитываются с малых лет и прививаются в процессе взросления детей. Формируется понятие значимости любви к Родине и служения ей на примерах из жизни, так как идея патриотизма и гражданственности глубока и неоднозначна по своей сути. Чувство любви к Родине может находиться на разном уровне эмоционального, нравственного восприятия в каждом школьнике. И своей задаче, как учителя, считаю важной, вывести это чувство на первый план.
Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание — эти люди причастны к историческим событиям. Возникает желание помочь, понять, защитить. Очень важно объяснить детям — вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать — от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я — достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская повесть как средство формирования базовых национальных ценностей
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне...
Формирование базовой национальной ценности "Семья" на уроках английского языка
В статье прослеживается преемственность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования на уроках английского языка на основе курса М. З. Биболетовой "Английский с удо...
Формирование базовых национальных ценностей обучающихся на уроках истории и обществознания, с помощью дискуссии.
Важнейшая цель современного образования и одна из приорететных задачь общества и государства - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и комперентного гражданина России.В этой связи пр...
Формирование базовых национальных ценностей «гражданственность и патриотизм» в условиях занятий тяжелой атлетикой»
За последние годы в российском обществе произошли значительные изменения, которые самым непосредственным образом сказались на сознании всех социальных групп и слоев населения, привели к потере многими...
Проблемы формирования культуры как базовой национальной ценности учащихся гимназии в современных условиях
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющи...
Формирование базовых национальных ценностей личности средствами воспитательной работы
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к...
Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием
Формирование базовых национальных ценностей на уроках литературы в соответствии с личностно-ориентированным образованием. Фундаментальное ядро общего образования ФГОС открывается главой &laq...