Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"
методическая разработка на тему
Мной предложена система становления молодого педагога, построенная на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, интерактивного взаимодействия. Педагог-наставник более не является транслятором новой информации, а молодой специалист не является пассивным слушателем. Основной формой наставничества становится соучастное взаимодействие, где педагог-наставник и молодой учитель-логопед в совместной деятельности решают все поставленные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya-nastavnik.doc | 440.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
Администрации муниципального образования Надымский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
С углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста
в условиях общеобразовательного учреждения
Авторы:
Алексеева Ирина Николаевна,
учитель-логопед
высшей квалификационной категории;
Фазлыева Олеся Игоревна,
учитель-логопед второй квалификационной категории;
Ткач Валерий Анатольевич,
директор школы высшей квалификационной категории.
Надым
2016
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, будущее школы – в руках молодых специалистов. Молодому учителю приходится реагировать на изменение образовательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым условиям, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Мы все понимаем, современной школе необходимы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, умеющие самостоятельно принимать решения.
Однако нужно понимать, что школа – это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог, пришедший к нам в школу, быстро осознает, что знания, полученные им в институте, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни – все иначе! И это понятно, ведь не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами – и это далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.
Кроме того, начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить на учебных занятиях, стараться заинтересовать детей. То есть, коротко говоря, научиться учить. Для этого необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.
В такой ситуации главное, на мой взгляд, не остаться равнодушным, постараться оказать посильную поддержку и помощь как методическую, так и моральную.
Тема инновационного педагогического опыта | Опыт поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения «Мы – вместе!» |
Источник изменений | Являясь руководителем районного профессионального методического объединения учителей-логопедов, могу с уверенностью утверждать, что каждый учитель-логопед, независимо от стажа работы и наличия собственного опыта, вынужден обращаться неоднократно за консультацией, советом к своим коллегам. Это обусловлено спецификой логопедической деятельности, тем, что с каждым годом происходит увеличение количества детей с речевыми нарушениями, усложняется структура дефекта речевых нарушений, требующая абсолютно новых нетрадиционных подходов в коррекции. Особенно необходимо тесное взаимодействие с коллегами молодым учителям-логопедам. Так как молодому специалисту сложно приступить к своей непосредственной работе, поскольку в высших учебных заведениях даются в основном теоретические аспекты деятельности логопеда, а практики не так много. В этом я убедилась, когда в нашу школу пришел молодой специалист. После первого знакомства, беседы, выяснилось, что учитель-логопед не имеет четкого представления об организации логопедической работы в школе. Испытывает затруднения в организации собственной деятельности. Так возникла необходимость в построении четкой системы сопровождения молодого педагога. |
Идея изменений | Для определения совместной программы работы с начинающим учителем потребовалось длительное вводное собеседование, наблюдение за педагогом. Все это позволило определить круг основных направлений деятельности по сопровождению молодого педагога. Известно несколько определений слова «наставничество». Мне ближе всего такое: наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подчиненному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией. Считаю, для того чтобы взаимодействие было конструктивным, нельзя быть просто ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя, или только демонстрирующим свой собственный опыт. Я выбрала для себя позицию наставника-проводника, способного поддерживать постоянный диалог. Определила для себя наиболее эффективные формы обучающего взаимодействия с молодым педагогом: деловая игра, анализ ситуаций, самоактуализация, мастер-класс, занятие-практикум, совместные проекты и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способность принимать решения, умение аргументированно формулировать мысли. Из видов наставничества определила для себя более походящим – прямое общение с молодым специалистом, т.е. непосредственный контакт не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке, что позволяет окружить вниманием начинающего педагога в трудный период профессионального становления, дать возможность почувствовать себя значимым. |
Концепция изменений: - актуальность | В нашей школе большое внимание уделяется работе с молодыми специалистами. Активно функционирует Школа молодого специалиста (ШМС), являющаяся структурным элементом системы методической службы школы и субъектом внутришкольного управления. Целью деятельности ШМС является обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности и новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс общеобразовательного учреждения. В соответствии с задачами ШМС организует следующую деятельность:
В рамках деятельности Школы молодого специалиста проводится целый ряд мероприятий: семинары-практикумы, консультации, неделя молодого специалиста, психологические тренинги т.п. Все эти мероприятия позволяют помочь молодому педагогу быстрее адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, дать возможность раскрыться их профессиональным качествам, творческим способностям. Тем не менее, работая рядом с молодым педагогом, я понимала, что этого недостаточно. Необходима точечная целенаправленная узкопрофессиональная помощь. Сфера коррекционной педагогики очень специфична, сложна тем, что находится на стыке целого ряда научных направлений таких как, педагогика, дефектология, медицина, психология, нейропсихология, патопсихология и еще многих-многих других. Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от компетенции специалиста, к которому он попадает. Для выработки единого подхода к коррекции развития обучающихся учителю-логопеду необходимо продуктивно взаимодействовать с педагогическим коллективом, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, вести необходимую документацию, т.е. осуществлять целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников. Теоретических знаний, полученных в высшем учебном заведении, тем более в заочной форме, недостаточно. В данной ситуации молодому учителю-логопеду необходима помощь наставника, чтобы разобраться во всех направлениях коррекционной деятельности. Но помощь в данной ситуации я решила выстраивать на основе деятельностного подхода в интерактивном режиме, т.е. оказывать непосредственную помощь в рамках совместной деятельности по организации коррекционно-развивающего логопедического процесса. |
- новизна | Мной предложена система становления молодого педагога, построенная на основе системно-деятельностного, компетентностного подходов, интерактивного взаимодействия. Педагог-наставник более не является транслятором новой информации, а молодой специалист не является пассивным слушателем. Основной формой наставничества становится соучастное взаимодействие, где педагог-наставник и молодой учитель-логопед в совместной деятельности решают все поставленные задачи. |
- ожидания |
|
Условия реализации предлагаемого опыта работы | Для достижения поставленных целей и задач необходимо желание двигаться по намеченному пути, как молодого педагога, так и наставника. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности сопровождения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания. Кроме того необходимо так выстроить расписание работы, чтобы была возможность совместной деятельности во всех направлениях коррекционной деятельности и в методической работе. С целью повышения эффективности работы творческого союза также необходимо мотивационное стимулирование и контроль со стороны руководства школы. |
Описание инновационного опыта | В основе программы индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения «Мы – вместе!» лежит индивидуальный образовательный маршрут профессионального развития специалиста, разработанный совместно наставником и молодым учителем. Целью данной программы является создание организационно-методических условий для успешной адаптации и профессионального становления молодого педагога в условиях общеобразовательной школы. Задачи программы индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения:
Профессиональное сопровождение молодого учителя-логопеда требует обязательного учета определенных принципов:
Основные вопросы, на которые наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:
Обеспечить практическую поддержку молодому педагогу в области:
Профессиональное сопровождение осуществляется во всех направлениях деятельности учителя-логопеда:
Для преодоления определенных затруднений в деятельности молодого педагога предлагаю следующий алгоритм взаимодействия (на примере диагностического собеседования):
Данная последовательность взаимодействия может распространяться на все аспекты деятельности, вызывающие затруднения у молодого педагога. Таким образом, в процессе совместной работы молодой специалист учится ставить перед собой задачи, планировать и решать их, осуществляя контроль своих действий и оценку своего результата. |
Результат изменений | Продуманные действия, хорошо спланированная система наставничества помогли молодому педагогу быстро влиться в новый коллектив и успешно выстраивать коррекционно-развивающий процесс со всеми участниками образовательного процесса. Учитель-логопед: - умеет самостоятельно планировать коррекционно-развивающую деятельность, как собственную, так и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование; - грамотно разрабатывает модифицированные логопедические программы на основании материалов диагностики, в соответствии с возрастной нормой, психологическими и медицинскими данными; - умело применяет в своей практике приемы технологии развивающего обучения, системы поэтапного обучения, личностно ориентированных технологий и др., владеет методикой проведения нетрадиционных уроков; - научилась работать с группой на основе изучения личности ребенка, выстраивать индивидуальный коррекционный маршрут, проводить индивидуальную работу; - при обследовании детей пользуется методами и средствами психолингвистической диагностики, достигает положительной динамики речевого развития обучающихся через грамотное использование оптимальных средств, методов, приемов коррекционно-развивающей работы, что подтверждается промежуточной и итоговой результативностью; - научилась обобщать и представлять опыт работы на различных уровнях. Можно с уверенностью утверждать, что предложенный подход в осуществлении системы наставничества способствовал быстрому становлению молодого учителя как учителя-профессионала. Педагог осуществляет качественную логопедическую помощь младшим школьникам, о чем свидетельствует высокий процент выпуска обучающихся из логопедического пункта. Опыт работы неоднократно представила на институциональном, муниципальном, Всероссийском уровнях. Участвует в профессиональных конкурсах. Подтверждением эффективности данной системы наставничества может стать аттестация молодого специалиста в 2010/2011 учебном году на вторую квалификационную категорию. В настоящее время ведется активная подготовка документов к процедуре аттестации на первую квалификационную категорию. |
Затруднения | Проблемы, с которыми столкнулись в процессе создания системы индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого учителя-логопеда:
|
Риски | Отсутствие целостной системы профессиональной практической подготовки молодых специалистов, присутствие консерватизма педагогического профессионального мышления педагогов и пассивность самих молодых специалистов, что становится тормозом в проникновении новых технологий в процесс становления специалистов, готовых работать в современных социокультурных условиях общества. Эти и другие проблемы могут замедлить выстраивание и создание инновационной профессионально-образовательной системы становления молодого специалиста в профессионала. |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Индивидуальный образовательный маршрут
профессионального развития молодого специалиста
1 год
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1 | Знакомство с учителем-логопедом. Изучение нормативно-правовой базы. Диагностика речевых нарушений. | 1. Диагностика умений и навыков молодого учителя-логопеда (собеседование, анкетирование, наблюдение). 2. Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов школы, включающих в себя положения о заполнении, ведении и проверке классных журналов, тетрадей и дневников учащихся; положение о школьном логопункте, методическом объединении специалистов служб сопровождения, школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме. 3. Проведение обследования нарушений устной и письменной речи, написание заключения. | сентябрь |
2 | Ведение документации. | Составление расписания, циклограммы, разработка модифицированной логопедической программы, календарно-тематического планирования. | октябрь |
3 | Современное логопедическое занятие. Требования | 1. Практикум, на котором рассматриваются типы и формы коррекционных занятий, факторы, влияющие на качество преподавания. 2. Молодому учителю предлагается типологический словарь учебных занятий, проводится подробный анализ типов и структуры занятий в соответствии с классификацией по основной дидактической задачи. 3. Практическая работа по организации о проведению логопедических занятий. | ноябрь |
4 | Самообразование педагога - лучшее обучение. | Выбор методической темы. Молодому учителю предлагаются примерные темы по самообразованию, проводится анализ того, как спланировать работу над методической темой на год: совместно разрабатывается схема плана работы над методической темой и темой самообразования. | декабрь |
5 | Контроль эффективности коррекционной работы. Виды диагностического мониторинга. | 1. Мониторинг состояния письменной речи учащихся: теория, практика. Критерии и показатели нормализации состояния письменной речи. 2. Организация мониторинговых исследований: при обсуждении данной темы молодому учителю предлагаются образцы составления обобщающих таблиц, отслеживающих результаты коррекционной деятельности. 3. Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников. | январь |
6 | Эмоциональная устойчивость учителя. | 1. Беседа на тему: «Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё». 2. Анализ педагогических ситуаций. 3. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. 4. Проигрывание проблемных ситуаций, с которыми сталкивается педагог (по личным наблюдениям учителя). | февраль |
7 | Взаимодействие с участниками коррекционного процесса. | 1. Технология проведения консультирования учителей и родителей. 2. Подготовка и проведение семинаров, практикумов, практико-методических спецкурсов по вопросам коррекции речевых нарушений и профилактики трудностей в обучении. 3. Разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей проблемам речевого развития школьников. | март |
8 | Неделя молодого учителя. | Совместная подготовка и проведение внеклассного мероприятия по развитию речи в рамках проведения институциональной Недели молодого учителя. Подготовка выступления молодого педагога на весенних педагогических чтениях. | май |
2 год
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1 | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации | Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, учебных планах, других документах к началу учебного года. | сентябрь |
2 | Диагностическое исследование. | 1. Проведение диагностики с балльно-уровневой системой оценки и использованием нейропсихологических приемов. 2. Рассмотрение основ составления психолого-педагогической и логопедической характеристики учащегося. 3. Выстраивание коррекционно-развивающего маршрута адекватного структуре речевого дефекта каждого ребенка, нуждающегося в логопедической помощи. 4. Создание электронного банка данных о речевом развитии, видах речевых нарушений. | октябрь |
3 | Аттестация. Требования к квалификации педагогических работников. | 1.Изучение нормативных документов по аттестации учителей-логопедов. 2. Подготовка пакета аттестационных материалов. 3. Подготовка выступления по обобщению опыта по теме самообразования на заседание НМС школы, заседание РП(М)О учителей-логопедов. | ноябрь |
4 | Основы целеполагания учебного занятия. Самоанализ логопедического занятия. | 1. Методика целеполагания. 2. Основы самоанализа учебного коррекционного занятия. Программа самонаблюдения и самооценивания занятия. 3. Самоанализ по качеству цели и задач занятия. Памятка для проведения самоанализа коррекционного занятия. 4. Образцы самоанализа занятия. Сравнительный анализ и самоанализа занятия. | январь |
5 | Анализ занятия. | Триединая дидактическая цель. Основы анализа логопедического занятия. Памятки для проведения анализа занятия. Советы молодому учителю-логопеду по подготовке коррекционного занятия. Совместный анализ занятия молодым педагогом и наставником – эффективный способ внутришкольного повышения квалификации | март |
6 | Методическая выставка достижений молодого учителя-логопеда. | Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение карты эффективности педагогической деятельности), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. | май |
3 год
№ | Тема | Краткий обзор рассматриваемых вопросов | Дата |
1 | Изучение нормативно-правовой базы по внедрению ФГОС НОО. Ведение документации. | Совместное изучение документов: анализ изменений в программах, учебных планах, других документах в условиях модернизации образования. | сентябрь |
2 | Разработка современного коррекционного занятия. | Формирование универсальных учебных действий у детей с речевыми нарушениями в условиях школьного логопункта. Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока. | октябрь |
3 | Информационно-коммуникационная компетентность педагога. | Разработка коррекционного занятия с использованием мультимедийного сопровождения. Основные требования к оформлению мультимедиа-сопровождения к занятию. Эффективное использование возможностей компьютерного программного обеспечения в ведении документации. | декабрь |
4 | Нетрадиционные формы проведения коррекционного занятия. | Система нестандартных учебных занятий, нестандартные занятия в планах методической работы, карты экспертной оценки проведения нестандартных занятий. | февраль |
5 | Оказание помощи в оформлении и оснащении кабинета | Оформление паспорта логопедического кабинета. Разработка перспективного плана развития кабинета. | март |
6 | Подведение итогов реализации программы индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения «Мы – вместе!» | Проблемно-ориентированный анализ совместной работы педагога-наставника и молодого педагога. Разработка перспективного плана самообразования и методической работы. Подготовка аттестационных материалов. | апрель |
Приложение 2.
Мониторинг
диссеминации педагогического опыта работы
молодого педагога за 2009-2012 годы.
№ п/п | Место распространения опыта, результат | Форма, тема |
1. | Заседание методического объединения специалистов служб сопровождения, ноябрь 2009 г. | Выступление по теме «Комплексный подход к анализу и коррекции специфический нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы». |
2. | Родительские собрания в базовых МДОУ в рамках реализации программы преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и ОУ, март 2010 г. | Выступление по теме «Представление специфики работы логопедической службы на начальной ступени обучения». |
3. | Весенние школьные педагогические чтения «Сегодня новации – завтра традиции», май 2010 г. | Выступление «Применение игровых приемов, как одного из продуктивных подходов к коррекции дисграфии, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза у младших школьников» |
4. | Районный смотр-конкурс профессиональных объединений учреждений образования «Прекрасен наш союз…», февраль 2011 г., III место. | Представление опыта работы МО специалистов службы сопровождения. |
5. | Сборник ДО Надымского района, май 2011 г. | Статья «Подготовка детей к школьному обучению». |
6. | Всероссийский конкурс презентаций «Топ-Слайд», август 2011, Диплом участника | Презентация конспекта логопедического занятия «Дифференциация звуков З-С». |
7. | Окружной заочный конкурс инновационных идей молодых педагогов образовательных учреждений сертификат конкурса «Открытие», май 2012, размещение на сайте ДО ЯНАО | Пакет конкурсных материалов «Применение элементов игровых технологий, как продуктивный подход к коррекции речевых нарушений». |
8. | Всероссийский фестиваль «Творческий урок», сайт «Педагогическая планета», май 2012, итоги не подведены | Презентация конспекта логопедического занятия «Наша дружная семья». |
9. | Всероссийский конкурс презентаций «Топ-Слайд», май 2012, итоги не подведены | Презентация конспекта логопедического занятия «Семья». |
10. | Интернет-портал ProШКОЛУ.ru; размещение на сайте в разделе «Обмен опытом», март 2012. | Статья «Предупреждение дислексии у младших школьников с речевыми нарушениями». |
11. | Районный информационно-практический сборник рекомендаций для родителей «Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОВЗ», апрель 2012. | Статья «Развитие речи у детей с ДЦП». |
12. | Районный практико-ориентированный семинар «Использование информационных технологий в логопедической коррекции письменной речи обучающихся, испытывающих трудности в обучении», 29.03.2012. | Презентация разработки логопедического занятия с мультимедиа-сопровождением «Семья». |
Приложение 5.
Логопедическое занятие с мультимедийным сопровождением
для обучающихся первых классов с ОНР
«Семья»
Районный практико-ориентированный семинар
«Использование информационных технологий в логопедической коррекции
письменной речи школьников, испытывающих трудности в обучении»
Мысько О.И., учитель-логопед второй
квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым
Грамматическая тема: Развитие умения согласовывать словосочетания имя прилагательное с именем существительным в роде и числе. Суффиксальный способ образования слов.
Лексическая тема: Семья.
Цель занятия: Актуализация и обогащение номинативного и предикативного словаря по теме «Семья».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение понятия «семья», «члены семьи»;
- установление родственных связей.
Коррекционно-развивающие:
- развитие у детей умения согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;
- активизация словарного запаса по теме «Семья» (родословная, генеалогическое дерево, род);
- развитие понимания логико-грамматических конструкций;
- закрепление навыка словообразования слов-антонимов и существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитание у детей уважения к членам своей семьи, желания высказывать свои чувства близким людям.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран; сюжетная картина «Семья»; схема генеалогического древа, силуэт кисти руки, фигурки для пальчиковой гимнастики на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка, фонарик.
Ход занятия.
- Вводная часть.
- Организационный момент.
Логопед: Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся (слайд 2)
- Сообщение темы занятия.
Логопед: - Ребята обратите внимание на экран (слайд 3), кто изображен на картинке? (Ответы детей.)
- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Ответы детей.)
- А теперь рассаживайтесь на свои места. Вы правильно догадались, сегодня мы поговорим о семье и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
- Вводная беседа.
Логопед: - Ребята расскажите, что такое «семья»? (Ответы детей.)
- А кто-нибудь знает, как возникла первая семья? Для чего нужна семья?
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой - например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А сколько человек в ваших семьях? (Ответы детей.)
- Основная часть.
1 этап.
Логопед показывает детям силуэт кисти руки и фигурки с изображением силуэта членов семьи (слайд 4).
- Давайте найдем самый маленький палец – мизинец. Кто в вашей семье самый маленький? (Ответы детей) (слайд 5)
- Да, эта фигурка обозначает ребенка, наденем ее на мизинец. А теперь послушайте стихотворение:
У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему сто лет!
Ребята, кто хочет рассказать о своем дедушке? (Несколько ребят выходят к доске)
- Давайте наденем на большой палец фигурку с изображением дедушки (слайд 6).
- Слушайте следующее стихотворение:
Если бабушка сказала:
«То не трогай, то не смей!»
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней!
Мы без бабушки однажды
Приготовили обед,
Перемыли всю посуду -
И с тех пор посуды нет!
Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон!
Логопед: - Что умеет делать ваша бабушка? Что вы любите делать вместе с ней? Давайте похвалим бабушку «Моя бабушка самая...» (Ответы детей.)
Логопед: Наденем фигурку с изображением бабушки на указательный палец (слайд 7).
- А теперь переходим к следующему стихотворению:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо.
Логопед: - Скажите самые хорошие слова о маме, какая она? (Заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая).
- Как вы ей помогаете? А что мама умеет делать? (Шить, готовить, стирать...).
- Давайте наденем на безымянный палец фигурку - «маму» (слайд 8).
- Думаю, все готовы слушать следующий стишок:
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые, сильные руки.
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
Логопед: - Какой ваш папа? (Сильный, смелый...) А что умеет делать ваш папа? (Мастерить, пилить...).
Логопед: Наденем на средний палец фигурку - «папу» (слайд 9).
-Теперь послушайте загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку -
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою все гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать?
- Правильно, это пальцы. А что за теплушки, в которые они прячутся? (Ответы детей).
- Да, это перчатки (слайд 10).
2. Физкультминутка.
Логопед: - А сейчас сожмите левую руку в кулак, а правой будете постепенно разгибать на левой руке каждый палец (Движения сопровождаются текстом).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Логопед: - Как вы думаете, о ком была эта игра? (Ответы детей) (слайд 11.)
- Получилась большая, дружная семья. Ребята, вы с родителями готовили дома генеалогическое дерево или родовое дерево. Вспомним, что означает слово «род» (слайд 12)? (Ответы детей).
3 этап. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: - Ребята, знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Игра «Кем приходятся?».
Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)
Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Внук)
Девочка для папы и мамы кто? (Дочь)
Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)
Папа для дедушки и бабушки кто? (Сын)
Мама для дедушки и бабушки кто? (Дочь)
Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)
Игра «Покажи, где...». Логопед выставляет сюжетную картину «Семья», дети по одному подходят к экрану и выполняют по несколько заданий.
Логопед: - Покажи, где мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы. Бабушкин сын, сын бабушки, бабушкин внук, бабушка внука, бабушкина внучка, бабушка внучки.
Дедушкина дочь, внучка дедушки, дочь дедушки, дедушкина внучка, дедушкин внук, дедушка внука. Сестра мальчика, брат девочки.
4 этап. Физкультминутка «Бабушка». Задача: Развитие общей моторики.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
5 этап. Развитие словообразования.
Логопед: - Как нужно относиться к членам своей семьи? (Ответы детей.)
- Как, по-вашему, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? (Ответы детей). Давайте попробуем это сделать.
Игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением).
Мама – мамочка, мамуля, мамулечка.
Дед – дедушка, дедуля, дедулечка.
Папа – папочка, папуля, папулечка.
Логопед: - А теперь подберите слова, противоположные по смыслу.
Игра «Наоборот» (подбор антонимов).
Старший – младший.
Молодой – старый.
Большой – маленький.
Высокий – низкий.
Старше – моложе.
6 этап. Беседа о семье.
Логопед: - У многих из вас есть братья и сестры, у ваших мам и пап они тоже есть, поэтому большой род всегда изображали в виде дерева, которое и называется «генеалогическое древо». Чьи фотографии расположены внизу у корней дерева? Почему?
Дети: - Внизу дерева расположены фотографии бабушек и дедушек, потому что они прожили дольше и у них больше опыта, на них держится вся семья.
Логопед: - Возьмите свои фотографии и расскажите о своей семье. (Рассказ двух детей).
- Заключительная часть.
1 этап.
Логопед: - Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг (слайд 13). (Дети встают в круг).
Логопед: - У меня есть волшебный фонарик. Сейчас вы будете передавать друг другу фонарик, и желать что-то хорошее своей семье и это обязательно сбудется. Я же желаю, чтобы вы, ребята, никогда не огорчали своих родителей. Всем желаю здоровья и семейного счастья!
2 этап. Подведение итогов.
Логопед: - О ком мы сегодня говорили на занятии? Как нужно относиться к членам своей семьи? Почему семья – это самое главное в жизни человека?
- Какие игры вам больше понравились? С каким заданием вы легко справились? Какое задание было самое трудное?
Организованное окончание занятия.
Приложение 6.
Применение игровых приемов, как одного из продуктивных подходов
к предупреждению дисграфии, обусловленной недостаточной сформированностью языкового анализа и синтеза у дошкольников
Сборник Департамента образования
Администрации муниципального образования Надымский район
«Подготовка детей к школьному обучению»
Мысько О.И., учитель-логопед второй
квалификационной категории
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6
с углубленным изучением отдельных предметов»,
г. Надым
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается важной. Ведь с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных учебных заведениях. А у детей, поступающих
в первый класс, с каждым годом все больше и больше обнаруживается отклонений
в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии, на первой ступени обучения важную роль играет кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Эти дети более всех нуждаются в профессиональной помощи логопеда
В исследованиях нейропсихологов, психофизиологов подчеркивается первостепенное значение подготовительного периода обучению грамоте. Если базовые предпосылки отсутствуют или сформированы в недостаточной степени, то дошкольник неизбежно встретиться с серьезными трудностями при овладении навыком письма.
К сожалению, на сегодняшний день не все дети, поступающие в первый класс имеют должную подготовку. Кроме того, до 26 % увеличилось число детей с дисгармоничным
и резко дисгармоничным развитием.
Исходя из данных, представленных службами школы по общему уровню готовности первоклассников к обучению можно сделать выводы:
- в 2010 году наблюдается увеличение уровня детей с «хорошими» показателями подготовки к обучению в школе на 8 %;
- несмотря на то, что «высокий» уровень готовности обучающихся
снизился на 6 %,количество детей, показывающих уровень готовности «выше среднего», повысился на 12 %; - количество детей со «средним» показателем готовности увеличился на 2 %.
Низкого уровня готовности в этом году не выявлено, по сравнению с прошлым учебным годом, где 3 % дошкольников показывали низкий уровень готовности к школьному обучению.
Анализируя уровень речевого развития можно отметить следующее:
- в 2011 году наблюдается снижение количества детей с речевыми нарушениями на
6,9 %; - снизилось количество детей с такими нарушениями, как фонетическое
и фонематическое недоразвитие (на 5,1 % и 2,3 % соответственно), но при этом увеличилось количество детей с НВОНР на 3,4%; - несмотря на то, что в целом снизился процент детей с общим недоразвитием речи
на 2,9%, отмечается усложнение данного дефекта, обусловленное органическими нарушениями.
Увеличилось количество детей с нарушением звукопроизношения. Так если в 2009 году нарушение звукопроизношения было выявлено у каждого пятого ребенка, то в 2010 году данный дефект отмечается у каждого третьего ребенка.
Обобщая результаты диагностики устной речи, можно сказать, что наименее сформированными являются фонематическое восприятие, навыки языкового анализа
и синтеза, словообразовательные навыки (образование притяжательных, относительных прилагательных), связная речь. Отмечаются трудности, как внутреннего смыслового программирования высказывания, так и его грамматического структурирования, также стереотипность синтаксических схем предложений. Кроме того, увеличилось число детей, которых правомерно можно отнести к группе риска:
- дети с пере - и постнатальными вредностями;
- с минимальными мозговыми дисфункциями;
- с поздним развитием устной речи.
Среди многообразия различных форм нарушений письменной речи, наиболее распространенной является нарушения на почве несформированности навыка языкового анализа и синтеза. Этот связано с тем, что ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи, разделить слова на составляющие их звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
Основными идеями, определяющими комплексность коррекционно-развивающей работы с учениками, работы по предупреждению у школьников школьной дезадаптации, являются следующие:
- Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач. Принцип коррекционной направленности общеобразовательных уроков и внеклассной работы.
- Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития школьников.
- Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности
и самостоятельности. Опора на личный опыт детей. - Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции познавательной деятельности детей через игровую деятельность, как ведущую деятельность.
- Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника. Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с учетом их индивидуальной психологической готовности к нему. Индивидуализация темпов освоения детьми чтения и письма.
- Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения чтению и письму.
- Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях. В логопедической работе все чаще используются различные виды продуктивной и игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной форме.
Таким образом, для преодоления нарушений письменной речи считаю необходимым проводить комплексную коррекционно-логопедическую работу по развитию языкового анализа и синтеза и синтеза.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике, обучение письменной речи в школе обнаруживаются серьезные недостатки. Основная причина заключается в том, что на практике обучения обучающихся начальных классов
не учитываются специфика формирования и функционирования письменной речи.
Игровая методика обучения является условием и средством обучения детей младшего школьного возраста. Еще 2,5 тысячи лет назад Сократ, высказывая свои мысли
о педагогике, говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно. «Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь,
кто к чему склонен». Однако, несмотря на справедливость этих слов, неукоснительное следование этим правилам требует от педагога специальных умений и подготовки.
Использование большого количества красочного наглядного материала, предназначенного для групповой и индивидуальной работы детей, позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. О значении наглядности в обучении маленьких детей К. Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Использование наглядного материала соответствует возрастным особенностям детей школьного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Эффективность коррекционно-профилактической работы достигаю многократностью и вариативностью упражнений в ходе предупреждения предпосылок к возникновению предпосылок нарушений письменной речи. Учет психологических особенностей детей школьного возраста содействует воспитанию у них положительного отношения
к логопедическим занятиям. Эмоционально-речевой материал и игровые приемы создают благоприятные условия для преодоления нарушений письма.
Игры позволяют развивать такие качества, как произвольность, умение следовать правилам, развивают анализ и синтез, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление, развивает речь,- все это необходимо для успешного и комплексного подхода. Игровая форма занятия делает коррекционную работу привлекательной и интересной для ребенка, что существенно повышает эффективность обучения.
Используя в коррекционной работе игры и упражнения, рекомендую работу проводить поэтапно. Это позволит осуществлять дифференцированный подход к коррекции несформированности языкового анализа и синтеза. Общеизвестно, что для развития пальцев ребёнка очень полезны такие виды деятельности как лепка, рисование и раскраска, составление аппликаций из бумаги, природного материала, работа с ножницами, пришивание пуговиц, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей. Если ребенок с трудом запоминает буквы, эффективно их вылепливать из пластилина, вырезать, делать из мягкой проволоки. Можно прописывать буквы на ладони, на спине ребенка, а он будет угадывать, что ему написали. В системе занятий со школьниками с нарушениями языкового анализа и синтеза успешно использую:
- задания и игры, направленные на развитие мыслительных операций,
- ритмику (сочетание движения с речью),
- упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации и пространственного восприятия,
- методические пособия для развития звукового различения, развитие фонематического слуха и звукового анализа слов, совершенствование навыка слогового анализа и синтеза, развитие навыка анализа структуры предложения.
Учет психологических особенностей детей школьного возраста содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. Ценность занимательных игр состоит и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе занятия. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это «мертвый груз». Главное, радуясь возможности поиграть, ребенок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ребенка как устную, так и письменную.
В комплексе все это позволяет повысить успеваемость детей, способствует развитию языкового анализа и синтеза, помогает ребенку избежать трудностей и проблем в усвоении письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста
адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...
Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....
Программа сопровождения молодых специалистов «Наставник»
Программа МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска «Наставник» направлена на повышение профессионального мастерства молодых специалистов в первые годы их работы в образовательной организац...
Конкурс. Комплексная программа сопровождения молодых специалистов.
Конкурс "Комплексная программа сопровождения молодых специалистов"...
Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...
Примерная программа методического сопровождения молодых специалистов
Потребность в развитии образования активизирует инициативу творчески ориентированных педагогов на поиски эффективных педагогических приёмов и проектирования опыта продуктивной педагогической деятельно...
Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...