Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
материал на тему
разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_programma_molodogo.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
1. Гипотеза Программы
В основе программы "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства" (далее – Программа) лежит гипотеза о том, что профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства будет успешным, если обеспечить:
• непрерывность профессионального становления молодого специалиста в системе "образовательное учреждение (далее – ОУ) – методическая служба – общественные объединения";
• сотрудничество молодого специалиста с наставником, предполагающее субъект-субъектное взаимодействие, диалоговый обмен опытом;
• постоянный контакт молодого специалиста с менеджерами управления;
• четкое видение молодым специалистом результатов своей деятельности по профессиональному становлению;
• реализацию принципов саморегуляции, самопознания, самоопределения, самосовершенствования;
• использование портфолио как инструмента самооценки педагогической деятельности молодого специалиста и оценки его профессиональных достижений.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ.
Задачи Программы:
• создать условия для профессионального становления молодого учителя, самореализации его в системе ОУ через публикации, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность;
• оказать помощь молодому учителю во внедрении современных идей в учебно-воспитательный процесс;
• способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности молодого специалиста;
• разработать и внедрить в систему профессиональной подготовки молодого специалиста новые процедуры, критерии, показатели рейтинговой оценки его деятельности;
• сформировать и воспитать у молодого специалиста потребность в непрерывном самообразовании.
3. Методологическая основа Программы
Профессиональному становлению как педагогической проблеме большое внимание уделяют ученые С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, А.И. Щербаков, Ю.И. Турчанинова. Психологическим закономерностям профессионального развития личности посвящены работы Б.Г. Ананьева, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, А. Маслоу; анализу деятельности молодого учителя в процессе его социально-профессионального становления – работы Т.А. Аксаковой, Г.В. Кондратьевой, Т.С. Поляковой. Многообразие факторов, влияющих на развитие личностной и профессиональной сфер молодого учителя в процессе его профессионального становления, исследуют А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, И.А. Хоменко, Е.И. Рогов.
Названные работы могут служить теоретическим основанием в решении заявленной нами проблемы.
4. Этапы реализации Программы
Программа реализуется в три этапа:
1 этап. Теоретико-методологический, проектировочный (1 уч. год)
Задачи этапа:
• выявление уровня и состояния образовательного процесса, сильных и слабых стороны деятельности молодого специалиста, разработка основных направлений работы с молодым специалистом.
Содержание этапа:
• принятие решения о разработке Программы;
• сбор информации для формирования плана действий;
• создание организационных структур, отвечающих за обеспечение качества образовательного процесса;
• создание пакета нормативных документов по реализации Программы: положения:
– о Школе молодого специалиста;
– об организации наставничества;
– индивидуальном сопровождении учителя в системе методической работы в ОУ;
– о проведении предметной недели;
– портфолио учителя;
– проведении "Недели молодого специалиста";
– проведении методической выставки молодых специалистов;
– конкурсе профессионального мастерства "Зажги свою звезду";
• разработка плана работы с молодыми специалистами на два года;
• анализ основных умений молодого специалиста на данном этапе, его запросов, потребностей;
• освоение новых педагогических технологий, адекватных целям и задачам ОУ;
• разработка "Плана профессионального становления молодого специалиста";
• поэтапное методологическое и технологическое описание инновационных шагов по различным направлениям и видам деятельности молодого специалиста.
2 этап. Деятельностно-технологический (1 уч. год)
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
• организация семинаров в ОУ, мастер-классов, постоянно действующих проблемных курсов для повышения профессионального мастерства молодого специалиста;
• внедрение современных педагогических технологий на основе дифференциации: развития творческих способностей школьников, ИКТ, метода проектов;
• разработка "Методического паспорта учителя", "Паспорта учебного кабинета";
• организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в зоне ближайшего развития с использованием проектных технологий, коллективных творческих дел;
• проведение мониторинга деятельности всех участников образовательного процесса;
• изучение и обобщение материала, накопленного молодым специалистом; создание информационно-методического банка для обеспечения целостного видения деятельности молодого специалиста;
• ведение портфолио учащихся и молодого учителя.
3 этап. Контрольно-оценочный этап, внедренческий (1 уч. год)
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности деятельности молодого специалиста.
Содержание этапа:
• осуществление проблемного анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, портфолио учащихся и учителя;
• внедрение рейтинговой оценки качества деятельности молодого специалиста;
• разработка рекомендаций по обновлению образовательных программ каждого учителя;
• изучение и обобщение опыта работы по Программе, отслеживание результатов;
• внедрение новаций в структуру и организацию учебно-воспитательного процесса;
• внедрение новых технологий управления, в т. ч. научно-методического сопровождения молодого специалиста в новом образовательном пространстве;
• публикация материалов о результатах работы по Программе;
• оформление "Банка педагогических изюминок" молодого специалиста;
• подготовка и реализация молодым учителем самостоятельных творческих продуктов в виде презентаций, сайтов, проектов, программ;
• формирование банка информации об опыте внедрения программы профессионального становления молодого специалиста.
5. Оценка деятельности молодого специалиста
Главным инструментарием для оценки деятельности молодого специалиста является мониторинг.
В мониторинговом исследовании используются разные способы и каналы получения информации для оценивания и диагностики педагогической деятельности молодого специалиста, в т. ч.:
• анализ статистических данных;
• анкетирование;
• экспертное оценивание;
• анализ документов.
Сбор, систематизацию и обобщение информации, написание анализа педагогической деятельности молодого специалиста осуществляют временные рабочие группы, сформированные из числа представителей управленческого звена ОУ, членов педагогического коллектива, руководителей методических объединений.
В процессе мониторинговых исследований можно использовать пятибалльную качественно-количественную шкалу.
В результате оценивания профессионально-педагогической деятельности молодого специалиста определяются следующие уровни:
• "высокий" – позволяет получать стабильно высокие результаты;
• "достаточный" – результаты адекватны поставленной задаче;
• "удовлетворительный" – дает возможность избежать грубых ошибок;
• "недостаточный" – не гарантирует отсутствие грубых ошибок;
• "низкий" – не позволяет получать даже приблизительно приемлемый результат.
Выраженное в баллах мнение (а это для учителя естественное явление) дает возможность объективно оценить деятельность молодого специалиста по исследуемому параметру, принять правильное решение, сформулировать необходимые рекомендации, сравнить общественную оценку и самооценку и выяснить причины их расхождения, при анализе использовать компьютерную технику.
Оценка по основным параметрам может быть: комплексной; охватывающей одну из сторон; или текущую деятельность. Такая оценка складывается на основании исследования выполнения отдельных функций. В таблице приведены основные параметры оценки деятельности молодого педагога и способы их определения.
Параметры | Способы определения |
Стабильный результат образования – отражает объем предметных знаний и умений учащихся и положительную динамику их воспитанности и развитости | Анализ документации ОУ: результатов контрольных работ, зачетов, экзаменов и т. п. |
Разумность и допустимость затрат сил и времени ученика и учителя | Анализ деятельности учителя, оценка стиля его работы, изучение отношения учеников к предмету, учителю, опрос родителей, сбор и анализ данных по самочувствию учеников |
Способы достижения результата: педагогически выверенное применение известных рекомендаций, последовательность действий; новаторство | Анализ урока, оценка используемых методических приемов и способов, целесообразность их применения в различных ситуациях, соответствие целевых установок урока особенностям изучаемого материала, возможностям учащихся |
Владение педагогической технологией | |
Новизна, оригинальность, целесообразность способов достижения результата | Отчеты учителей по изученной научно-методической литературе, посещениям методического семинара и участию в его работе, по положительным изменениям в организации урока и внеурочной работы |
Профессиональный рост учителя, качество самообразования, владение современными образовательными технологиями |
6. Прогнозируемые результаты реализации Программы
Прогнозируемые результаты реализации Программы:
• апробация Программы в условиях образовательного пространства;
• освоение молодым специалистом основных функциональных обязанностей учителя и классного руководителя;
• повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса;
• повышение педагогического мастерства молодого специалиста;
• достижение высокого уровня готовности молодого специалиста к исследовательской и инновационной деятельности, участию в профессиональных конкурсах;
• становление молодого учителя как учителя-профессионала;
• улучшение имиджа ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Некоторые аспекты становления молодого специалиста в рамках реализации учебного проекта "Успешное чтение".
У нашего колледжа педагогическая направленность. Образ современного учителя не раз обсуждался на уроках и во внеурочной деятельности всего ...
Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста...
Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста
адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...
Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...
Задачи молодых специалистов в условиях цифровой образовательной системы
В данной статье рассказывается о проблеме отсутствия технического оснощения в школе. Именно эта проблема сильно мешает качственной работе молодых специалистов, становится преградой на пути их професси...
Выступление на РМО "Роль наставника в становлении молодого специалиста"
Выступление с анализом своей деятельности наставничества....