Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
рабочая программа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальная общеобразовательная школа
«Зайковская средняя общеобразовательная школа имени
Дважды Героя Советского Союза Г.А.Речкалова»
Программа
«Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
Педагог – наставник
Еремина Альфия Асхатовна,
учитель иностранного языка,
высшая квалификационная категория
Содержание
3. Сведения о молодом специалисте и наставнике 5
5. Цель программы наставничества: 6
6. Принципы и направления работы 7
7. План работы с молодым специалистом на 2017 -2018 учебный год
«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»……………………………………………………………...8
8. План работы с молодым специалистом на 2018 -2019 учебный год
«Самостоятельность и творческий поиск» 11
9. План работы с молодым специалистом на 2019 -2020 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки» 13
10. Работа молодого специалиста в 2020 -2021 учебный год«Cамостоятельные шаги» 14
11. Результативность работы наставника и молодого специалиста 16
12.Заключение 17
- Концепция программы «Школы должны наполниться энергией молодых профессионалов»
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого, педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Школы должны наполниться умом, энергией и творческим потенциалом молодых профессионалов.
- Актуальность программы
Национальным проектом «Образование» предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества, которое рассматривается как перспективная образовательная технология и позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки. Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к актуальным проблемам современного образования. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в устойчивом, предсказуемом, определенном мире. Выпускники ВУЗов знали свою жизнь заранее. Сейчас произошел переход к другому миру,а именно к жизни нестабильной, неопределенной, сложной и неоднозначной. В этих условиях помимо привычных потребностей людям крайне необходимы другие, такие как безопасность своего существования, гарантия занятости, уверенности в завтрашнем дне. Решить эту стратегическую задачу для выпускников педагогических вузов поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. Поэтому в МОУ «Зайковскаяй СОШ №1» разработано положение о Наставничестве, в котором определены:
- Цели и задачи;
- Документы, необходимые для работы наставника;
- Организационные основы наставничества;
- Обязанности и права наставника;
- Обязанности и права молодого специалиста;
- Документы, регламентирующие наставничество;
- Примерный приказ «Об организации работы с молодым специалистом»;
- План работы с молодыми специалистами;
- Основные направления, принципы и этапы работы с молодыми специалистами;
- Методические материалы в помощь наставнику и молодому специалисту;
- Рекомендации наставнику и молодому специалисту;
Три года назад в наш коллектив пришёл молодой учитель, с огромным желанием работать, но не имеющий опыта этой работы. Я, как учитель – наставник, проработавшая в данной школе более 40 лет, с большой ответственностью отнеслась к порученному делу. И создала свой план совместной деятельности.
Выделены следующие этапы нашего взаимодействия:
1. Прогностический: определение целей совместной работы, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
- Сведения о молодом специалисте
Ф.И.О | Ипатова Евгения Нестеровна |
Образование и учебное заведение | Нижне-Тагильский социально-педагогический институт Высшее образование |
Специальность по диплому | Учитель английского языка |
Должность | Учитель иностранного языка |
Стаж работы | 3 года |
Кв. категория | соответствие |
Достижения | Грамота УО за подготовку победителей в фестивале зарубежной культуры. Грамота за подготовку призеров агитбригады по ПДД и конкурса Юннатов. Представление собственного опыта работы на педсоветах, на ШМО и РМО; Организация и проведение районной игры по ИЯ «Своя игра» |
- Сведения о наставнике
Ф.И.О | Еремина Альфия Асхатовна |
Образование и учебное заведение | Нижне-Тагильский педагогический институт Высшее образование |
Специальность по диплому | Учитель английского и немецкого языков |
Должность | Учитель иностранного языка |
Стаж работы | 41 год |
Кв. категория | высшая |
Достижения | -Победитель конкурса лучших учителей России 2007 года (нац. проект) -Почетный работник общего образования Российской Федерации -Медаль за вклад в развитие образования -Победитель конкурса «Лучший наставник работающей молодежи 2005 г.» |
- Цель программы наставничества:
создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов к реалиям современной школы и
их успешной самореализации и профессионального роста.
Задачи:
- Прививать начинающим педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательной организации;
- Ускорить процесс адаптации к корпоративной культуре в школе и правилам общения;
- создать атмосферу поддержки молодого специалиста в педагогической деятельности;
- оказать методическую помощь в освоении инновационных пед- технологий, их применении в иноязычной образовательной деятельности;
- развивать навыки практической деятельности в планировании образовательной деятельности, ее соответствия ФГОС, организации контрольно - оценочной деятельности.
- стимулировать творческую деятельности в работе с классным коллективом;
- оказать психолого - педагогическую поддержку в разрешении конфликтных ситуаций различного характера;
- развивать у начинающего педагога стремления проектировать свой профессиональный рост и профессиональную компетенцию;
- Принципы и направления работы
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации
Основные направления работы:
- Планирование образовательной деятельности по иностранному языку;
- Планирование и организация воспитательной работы.
- Работа с документацией.
- Работа по самообразованию и овладению педтехнологиям.
- Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
- Психолого - педагогическая поддержка.
Этапы работы с молодым специалистом.
- Адаптационный (2017 -2018 уч.г): Изучаются нормативные документы, определяется круг профессиональных обязанностей и полномочий, формируются умения работы с документацией
- Основной (проектировочный) (2018- 2019 уч.г.) этап: реализуется программа формирования профессиональных компетенций, разрабатывается индивидуальная профессионально-методическая траектория, проектируется реализуется программа воспитательной деятельности с детьми.
- Контрольно-оценочный (2019 – 2020 уч.г.). Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога.
- «Самостоятельные шаги» (2020-2021 уч.г.). Наставник определяет степень готовности молодого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
- План работы с молодым специалистом на 2017 -2018 учебный год
«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Август | Собеседование с молодыми специалистами | директор школы, зам. директора |
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. | методист | |
Сентябрь | Организационные мероприятия: знакомство с традициями школы; выбор и назначение наставников | директор школы, методист |
Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся) | Наставник | |
Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования | зам. директора по УВР, наставник | |
Посещение уроков с целью оказания методической помощи молодым специалистам. Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю» | руководитель ШМО, Наставник | |
Составление личного перспективного плана работы | Наставник | |
Изучение локальных нормативных актов школы | Самостоятельно | |
Октябрь | Беседа по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат" | методист, Наставник
|
Изучение методических разработок «Конструирование современного учебного занятия» | ||
Выбор темы по самообразованию | Методист наставник | |
Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам | Методист, наставник | |
Диагностика личностных качеств учителя | педагог-психолог | |
Ноябрь | "Методы работы с личностью ученика и классного коллектива" | Наставник зам. директора по воспитатель ной работе |
• тематика родительских собраний в 5 классе • "Методика проведения родительского собрания", | ||
Изучение памяток "Типы уроков. Формы уроков", "КИМы" | Методист. Наставник
| |
Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | ||
Декабрь | Изучение памяток "Самоанализ урока", "Виды самоанализа" | Методист Наставник |
Диагностика профессиональных качеств учителя | Наставник | |
Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов | Наставник
| |
Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика (теория, характеристика урока). Анализ урока с позиции здоровьесбережения | Наставник методист | |
Беседы на психологические темы "Учусь строить отношения", "Анализ педагогических ситуаций" | Наставник педагог-психолог | |
Март | Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока | методист, Наставник |
Тренинг "Твое оригинальное начало урока" | ||
Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | ||
"Организация дифференцированного подхода к учащимся" | ||
Апрель | 1. Оценивание знаний учащихся: теория и практика. 2. Обсуждение проблемы «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников». | зам. директора по УВР, методист, Наставник |
Май |
| Наставник |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. | зам. директора по УР, Наставник
| |
.Отчеты наставников о работе с молодыми педагогами. | Наставник | |
Анализ работы | Наставник |
- План работы с молодым специалистом на 2018 -2019 учебный год
«Самостоятельность и творческий поиск»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Разработка и корректировка рабочих программ НОО | Молодой специалист и наставник |
Методика составления контрольно-измерительных материалов | Наставники Молодой специалист | |
Контрольно-измерительные материалы НОО | Самостоятельно | |
Октябрь | Методика работы с одаренными детьми. Практика подготовки обучающихся к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников «Юные интеллектуалы Среднего Урала | Наставник Молодой специалист |
Методика организации и проведения внеурочных лингвострановедческих мероприятий. Проведение праздника «Хэллоуин» | ||
Ноябрь | Участие в заседании ШМО по теме «Использование возможностей технологии «ИКТ» на уроках иностранного языка | Молодой специалист наставник |
Посещение уроков Дылдиной Т.А. и Ереминой А.А. по теме «Использование ИКТ на уроках иностранного языка» | ||
Декабрь | Опыт участия с международной страноведческой олимпиаде «GoWest» | Наставник Молодой специалист |
Знакомство с документацией по аттестации педагогических работников. Присутствие на аттестации наставника для того, чтобы иметь представление о данном виде профессиональной деятельности. | Наставник Молодой специалист
| |
Февраль | Изучение методики проектной деятельности и присутствие на муниципальном этапе НПК в секции «Лингвистика» | Наставник Молодой специалист |
Посещение уроков учителей иностранного языка по теме «Проектный метод обучения» | Наставник
| |
Март | Представление опыта работы молодого специалиста по теме «Технология перевернутого урока» на заседании РМО учителей иностранного языка | Молодой специалист |
Участие в работе педсовета и выступление по теме «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» | ||
Апрель | Встреча молодого специалиста с представителями управления образования. Собеседование по проблемам адаптации молодых специалистов. Открытый урок по теме «Здоровье» в 4 классе. | Наставник начальник управления образования |
Май | Выступление по теме самообразования на заседании РМО в ЗСШ№1. Создание и проведение молодым специалистом страноведческой игры по социокультурной жизни Британии «Своя игра» | Молодой специалист наставник |
Отчет наставника о работе с молодыми педагогами на заседании ШМО. Анализ работы | Наставник |
- План работы с молодым специалистом на 2019 -2020 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Презентация опыта работы на районном Едином методическом дне в секции «Учитель будущего» | Молодой специалист |
Разработка и корректировка рабочих программ ООО | Наставник и Молодой специалист | |
Методика составления контрольно-измерительных материалов | Наставник и Молодой специалист | |
Контрольно-измерительные материалы ООО | Самостоятельно | |
Октябрь | Формирование метапредметных УУД на уроках иностранного языка в основной школе . | Наставник Молодой специалист |
Обсуждение проблемы «Образовательные дефициты в метапредметных УУД» по результатам ВПР в 7 классах | ||
Ноябрь | Обсуждение проблемы качества иноязычного образования. «Смысловое чтение как один из путей повышения качества образования» | Молодой специалист наставник |
Декабрь | Открытый урок во 2 классе по теме «Кто, где живет». Анализ урока по критериям ФГОС НОО: преимущества и недостатки. | Молодой специалист |
Организация и участие в новогоднем представлении для жителей п. Зайково. | Молодой специалист | |
Февраль | Технология подготовки к ВПР в 7-х классах. Разбор заданий и алгоритм их выполнения | Молодой специалист |
Участие в районном конкурсе молодых вокалистов. | Молодой специалист | |
Март | Повышение квалификации | Молодой специалист |
Апрель | Фестиваль зарубежной культуры. Подготовка вокальных номеров, танцевальных номеров, театральной драмы «Пигмалион» Бернарда Шоу. Грамота за 1 место. | Молодой специалист |
Май | Творческий отчет молодого специалиста по теме самообразования. | Молодой специалист |
Отчет наставника о работе с молодыми педагогами на заседании ШМО. Анализ работы | Наставник |
- Работа молодого специалиста в 2020 -2021 учебный год
«Самостоятельные шаги»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Разработка рабочей программы по УМК «Английский язык» - автор Кузовлев В.Н. | Молодой специалист |
Образовательная иноязычная деятельность онлайн в Пьянковской ООШ на муниципальной платформе , «Я класс», «Учи.ру» | Молодой специалист | |
Организация и проведение ВПР онлайн в 8 классе. Оценивание результатов и анализ работ обучающихся. | Молодой специалист | |
Организация внеурочной деятельности по иностранному языку в 8-х классах | Самостоятельно | |
Октябрь | Презентация опыта работы на заседании РМО по теме «Использование ЭОР на уроках иностранного языка» | Молодой специалист |
Ноябрь – декабрь | Сопровождение дистанционного обучения обучающихся ЗСШ №1. Оказание помощи родителям в реализации дистанционного обучения. | Молодой специалист |
Январь | Подготовка к участию в муниципальном конкурсе «К вершинам мастерства» | Молодой специалист |
Февраль | Работа с индивидуальными проектами обучающихся в рамках ФГОС ООО | Молодой специалист |
Март | Открытый урок в 8 а классе по теме «Взгляд в будущее» | Молодой специалист |
Апрель | Презентация видеозаписи урока на конкурс. | Молодой специалист |
Май | Анализ качества иноязычного образования в рамках НОО и ООО в форме мониторинга и выявление образовательных дефицитов. | Молодой специалист |
Обсуждение самостоятельной работы: успешность, недостатки и принятие решений. | Наставник и Молодой специалист |
- Результаты адаптации молодого специалиста
- Умение создавать и корректировать рабочие программы по предмету «Иностранный язык»
- Опыт создания КИМов в рамках ФГОС НОО и ООО;
- Умение создавать конструкты уроков по ФГОС НОО и ООО;
- Освоение современных образовательных технологий;
- Приобретение опыта работы с классным коллективом и родителями;
- Умение работать с профессиональной документацией;
- Повышение квалификации на курсах по темам:
-«Новые тенденции в обучении ИЯ в условиях внедрения ФГОС ООО»,
-«Актуальные направления деятельности классного руководителя»,
-«Особенности организации деятельности кл. руководителя в современных условиях»
- Представление собственного опыта работы на педсоветах, на ШМО и РМО:
- 2018г - «Технология перевернутого урока» (РМО);
- 2019г - «Учитель будущего» - работа с наставником. Выступление на едином методическом дне (муниципальный уровень);
- «Основные направления деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию» (педсовет);
- 2020 г - «Использование ЭОР на уроках ИЯ» (РМО);
- 2020 г – «Дистанционные технологии учителя английского языка» в рамках информационно-аналитического часа педагогического общения для руководителей Ирбитского МО.
9. Опыт организации творческой внеурочной деятельности: фестивали зарубежной культуры, концертные программы, страноведческие праздники т.д.;
10. Организация и проведение внеурочных мероприятий на уровне школы и района:
- 2017,2018,2019гг – проведение праздника «Хэллоуин» в школе.
- 2019г – фестиваль зарубежной культуры (создание и выступление с номерами художественной самодеятельности) – 1 место в районе.
- 2018 – районная страноведческая игра «Своя игра».
11. Участие с детьми в таких мероприятиях как КВН, осенних ярмарках, туристических слетах, слетах юннатов на муниципальном уровне.
12. Участиеcдетьми в районном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения (2018).
13. Участие в общественной жизни села: участница хора русской песни в Зайковском ДК, участница сельских праздников;
Результаты наставника: наставник открыл для себя ряд преимуществ
- наставничество помогло увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ;
- виден вклад в систему профессиональной адаптации коллеги;
- это стимул к самосовершенствованию;
- расширение своего арсенала «современных» навыков и умений, освоение современных технологий обучения, стиля профессиональной деятельности;
- общение с молодым поколением интересно, современно, креативно, мобильно;
- партнёрство «на равных» - это профессиональный рост не только молодого специалиста, но и наставника тоже. Это обоюдный процесс.
12.Заключение
Во все времена культура и образование сохранялись, транслировались и возрождались в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный "стержень" которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми были учителя - наставники. Но России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя, которые могут самостоятельно мыслить и творить, формировать самодостаточную личность своих учеников. Они должны быть психически и технологически способны к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы в образовании. Поэтому профессиональная и творческая работа наставников с молодыми специалистами крайне важна и востребована. Именно с молодыми специалистами сегодня мы связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира. Школы должны наполниться энергией молодых профессионалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста
адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...
Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....
Программа индивидуальной поддержки и профессионального сопровождения молодого специалиста в условиях общеобразовательного учреждения "Мы вместе!"
В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на учебном занятии, логично выстроить последовательность эт...
План профессионального становления молодого специалиста
План профессионального становления молодого специалиста...
Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадр...
Творческая мастерская «Мудрый педагог» Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности - главное в педагогической деятельности. Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими ...
Мастер-класс педагога – наставника «Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога»
Мастер-класс направлен на демонстрацию практической значимости и особенностей работы педагога-наставника и молодого специалиста....