Программа «Наставничество - эффективный путь профессионального становления молодого специалиста.
методическая разработка по физкультуре
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Но при назначении наставника необходимо помнить, что наставничество – это деятельность, основанная на принципе добровольности. Кроме этого, педагог - наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе, среди учащихся, родителей. Желательно и обоюдное согласие наставника и молодого специалиста к совместной работе. Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественные интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Школы должны наполниться умом, энергией и творческим потенциалом молодых профессионалов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pedagoga-nastavnika_s_2018-2021.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетное общеобразовательная учреждение «Средняя школа №7» , город Новый Уренгой, ЯНАО
Программа
«Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
Педагог – наставник
Кудря Марина Викторовна,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория
Содержание
3. Сведения о молодом специалисте и наставнике 5
5. Цель программы наставничества: 6
6. Принципы и направления работы 7
7. План работы с молодым специалистом на 2018 -2019 учебный год
«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»……………………………………………………………...8
8. План работы с молодым специалистом на 2019 -2020 учебный год
«Самостоятельность и творческий поиск» 11
9. План работы с молодым специалистом на 2020 -2021 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки» 13
10. Работа молодого специалиста в 2020 -2021 учебный год«Cамостоятельные шаги» 14
11. Результативность работы наставника и молодого специалиста 16
12.Заключение 18
- Концепция программы «Школы должны наполниться энергией молодых профессионалов»
- Актуальность программы
Национальным проектом «Образование» предусмотрено, что к 2024 году не менее 70% обучающихся педагогических работников общеобразовательных организаций будут вовлечены в различные формы наставничества, которое рассматривается как перспективная образовательная технология и позволяет передавать знания, формировать необходимые навыки. Чтобы понять, кто такой наставник в школе и в чем состоят его задачи, обратимся к актуальным проблемам современного образования. Как утверждают эксперты, долгое время мы жили в устойчивом, предсказуемом, определенном мире. Выпускники ВУЗов знали свою жизнь заранее. Сейчас произошел переход к другому миру,а именно к жизни нестабильной, неопределенной, сложной и неоднозначной. В этих условиях помимо привычных потребностей людям крайне необходимы другие, такие как безопасность своего существования, гарантия занятости, уверенности в завтрашнем дне. Решить эту стратегическую задачу для выпускников педагогических вузов поможет создание гибкой и мобильной системы наставничества. Поэтому в МБОУ «СШ №7» разработано положение о Наставничестве, в котором определены:
- Цели и задачи;
- Документы, необходимые для работы наставника;
- Организационные основы наставничества;
- Обязанности и права наставника;
- Обязанности и права молодого специалиста;
- Документы, регламентирующие наставничество;
- Примерный приказ «Об организации работы с молодым специалистом»;
- План работы с молодыми специалистами;
- Основные направления, принципы и этапы работы с молодыми специалистами;
- Методические материалы в помощь наставнику и молодому специалисту;
- Рекомендации наставнику и молодому специалисту;
Пять лет назад в наш коллектив пришёл молодой учитель, с огромным желанием работать, но не имеющий опыта этой работы. Я, как учитель – наставник, проработавшая в данной школе более 20 лет, с большой ответственностью отнеслась к порученному делу. И создала свой план совместной деятельности.
Выделены следующие этапы нашего взаимодействия:
1. Прогностический: определение целей совместной работы, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста.
2. Практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста.
3. Аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
- Сведения о молодом специалисте
Ф.И.О | Большаков Геннадий Николаевич |
Образование и учебное заведение | Высшее профессиональное, 2015г., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский Государственный Университет» (национальный исследовательский университет) г. Челябинск. Освоил программу специалиста по специальности Физическая культура, квалификация педагог по Физической культуре. |
Специальность по диплому | Учитель физической культуры |
Должность | Учитель физической культуры |
Стаж работы | 0 лет |
Кв. категория | Нет категории |
Достижения | Опыт работы по теме: «Организация индивидуального подхода на уроках физической культуры на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности» представлен на МО учителей физической культуры и ОБЖ |
- Сведения о наставнике
Ф.И.О | Кудря Марина Викторовна |
Образование и учебное заведение | Тобольский педагогический институт имени Д.И.Менделеева Высшее образование |
Специальность по диплому | Учитель физической культуры |
Должность | Учитель физической культуры |
Стаж работы | 25 год |
Кв. категория | высшая |
Достижения | За большой вклад в развитие образования в городе в 2007 году награждена Благодарственным письмом Управления образования, в 2008 году награждена Грамотой Управления образования, в 2008 году награждена Благодарственным письмом Управления образования, награждалась Грамотами школы за достигнутые успехи в обучении и воспитании обучающихся, профессионализм и творчество. Обобщен опыт профессиональной деятельности в региональном конкурсе «Спортивная элита Ямала-2018, 2023» в номинации «Лучший учитель физической культуры». 2023г. - призер педагогического творческого конкурса «Мой лучший сценарий»,2023 г. – призер Международного конкурса лучших практик образования «PROобучение 2023», 2022 г. - лауреат конкурса «Лучший сайт педагога – 2022». |
- Цель программы наставничества:
создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодых специалистов к реалиям современной школы и
их успешной самореализации и профессионального роста.
Задачи:
- Прививать начинающим педагогам интереса к педагогической деятельности и закрепление их в образовательной организации;
- Ускорить процесс адаптации к корпоративной культуре в школе и правилам общения;
- создать атмосферу поддержки молодого специалиста в педагогической деятельности;
- оказать методическую помощь в освоении инновационных пед- технологий, их применении в иноязычной образовательной деятельности;
- развивать навыки практической деятельности в планировании образовательной деятельности, ее соответствия ФГОС, организации контрольно - оценочной деятельности.
- стимулировать творческую деятельности в работе с классным коллективом;
- оказать психолого - педагогическую поддержку в разрешении конфликтных ситуаций различного характера;
- развивать у начинающего педагога стремления проектировать свой профессиональный рост и профессиональную компетенцию;
- Принципы и направления работы
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации
Основные направления работы:
- Планирование образовательной деятельности по иностранному языку;
- Планирование и организация воспитательной работы.
- Работа с документацией.
- Работа по самообразованию и овладению педтехнологиям.
- Контроль и руководство за деятельностью молодого специалиста.
- Психолого - педагогическая поддержка.
Этапы работы с молодым специалистом.
- Адаптационный (2018 -2019 уч. г): Изучаются нормативные документы, определяется круг профессиональных обязанностей и полномочий, формируются умения работы с документацией
- Основной (проектировочный) (2019- 2020 уч. г.) этап: реализуется программа формирования профессиональных компетенций, разрабатывается индивидуальная профессионально-методическая траектория, проектируется реализуется программа воспитательной деятельности с детьми.
- Контрольно-оценочный (2020 – 2021 уч.г.). Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога.
- «Самостоятельные шаги» (2020-2021 уч.г.). Наставник определяет степень готовности молодого специалиста к выполнению своих функциональных обязанностей.
- План работы с молодым специалистом на 2018 -2019 учебный год
«Знания и умения учителя – залог профессиональных и творческих успехов молодого специалиста»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Август | Собеседование с молодыми специалистами | директор школы, зам. директора |
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами. | методист | |
Сентябрь | Организационные мероприятия: знакомство с традициями школы; выбор и назначение наставников | директор школы, методист |
Инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся) | Наставник | |
Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования | зам. директора по УВР, наставник | |
Посещение уроков с целью оказания методической помощи молодым специалистам. Разработка методических рекомендаций «В помощь молодому учителю» | руководитель ШМО, Наставник | |
Составление личного перспективного плана работы | Наставник | |
Изучение локальных нормативных актов школы | Самостоятельно | |
Октябрь | Беседа по темам "Разработка поурочных планов", "Триединая цель урока и его конечный результат" | методист, Наставник
|
Изучение методических разработок «Конструирование современного учебного занятия» | ||
Выбор темы по самообразованию | Методист наставник | |
Обмен мнениями по проблемам, с которыми приходится сталкиваться молодым специалистам | Методист, наставник | |
Диагностика личностных качеств учителя | педагог-психолог | |
Ноябрь | "Методы работы с личностью ученика и классного коллектива" | Наставник зам. директора по воспитатель ной работе |
• тематика родительских собраний в 5 классе • "Методика проведения родительского собрания", | ||
Изучение памяток "Типы уроков. Формы уроков", "КИМы" | Методист. Наставник
| |
Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | ||
Декабрь | Изучение памяток "Самоанализ урока", "Виды самоанализа" | Методист Наставник |
Диагностика профессиональных качеств учителя | Наставник | |
Обмен мнениями по текущим проблемам работы молодых специалистов | Наставник
| |
Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика (теория, характеристика урока). Анализ урока с позиции здоровьесбережения | Наставник методист | |
Беседы на психологические темы "Учусь строить отношения", "Анализ педагогических ситуаций" | Наставник педагог-психолог | |
Март | Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации разных видов урока | методист, Наставник |
Тренинг "Твое оригинальное начало урока" | ||
Посещение уроков опытных учителей. Анализ уроков | ||
"Организация дифференцированного подхода к учащимся" | ||
Апрель | 1. Оценивание знаний учащихся: теория и практика. 2. Обсуждение проблемы «Система мер, направленных на предупреждение неуспеваемости школьников». | зам. директора по УВР, методист, Наставник |
Май |
| Наставник |
Анкетирование на выявление профессиональных затруднений, определение степени комфортности учителя в коллективе. | зам. директора по УР, Наставник
| |
Отчеты наставников о работе с молодыми педагогами. | Наставник | |
Анализ работы | Наставник |
- План работы с молодым специалистом на 2019 -2020 учебный год
«Самостоятельность и творческий поиск»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Разработка и корректировка рабочих программ НОО | Молодой специалист и наставник |
Методика составления контрольно-измерительных материалов | Наставники Молодой специалист | |
Контрольно-измерительные материалы НОО | Самостоятельно | |
Октябрь | Методика работы с одаренными детьми. Практика подготовки обучающихся к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады школьников | Наставник Молодой специалист |
Методика организации и проведения внеурочных мероприятий. Проведение спортивного праздника. | ||
Ноябрь | Участие в заседании ШМО по теме «Использование возможностей технологии «ИКТ» на уроках физической культуры. | Молодой специалист наставник |
Посещение уроков Большакова Г.Н. по теме «Использование ИКТ на уроках иностранного языка» | ||
Декабрь | Подготовка к участию в конкурсе педагогического мастерства в национальном проекте «Образование» на получение единовременного денежного вознаграждения (гранта) Администрации города Новый Уренгой «Лучший молодой учитель Нового Уренгоя – 2020» | Наставник Молодой специалист |
Знакомство с документацией по аттестации педагогических работников. Присутствие на аттестации наставника для того, чтобы иметь представление о данном виде профессиональной деятельности. | Наставник Молодой специалист
| |
Февраль | Изучение методики проектной деятельности, здоровьесберегающей технологии, групповые технологии, информационно -коммуникативные технологии. | Наставник Молодой специалист |
Посещение уроков учителей физической культуры по теме «Проектный метод обучения», Информационно -коммуникативные технологии. | Наставник
| |
Март | Представление опыта работы молодого специалиста по теме «» на заседании ГМО учителей физической культуры | Молодой специалист |
Участие в работе педсовета и выступление по теме «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности» | ||
Апрель | Встреча молодого специалиста с представителями управления образования. Собеседование по проблемам адаптации молодых специалистов. Открытый урок по теме «Здоровье» в 5 классе. | Наставник начальник управления образования |
Май | Выступление по теме самообразования на заседании МО учителей физической культуры в СШ№7. Создание и проведение молодым специалистом Педагогического проекта: Информационные технологии на уроках физической культуры в условиях ФГОС на примере внеурочной деятельности «Олимпийские надежды» | Молодой специалист наставник |
Отчет наставника о работе с молодыми педагогами на заседании ШМО. Анализ работы | Наставник |
- План работы с молодым специалистом на 2020 -2021 учебный год «Индивидуальные достижения и творческие находки»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Презентация опыта работы на ГМО в секции «Учитель будущего» | Молодой специалист |
Разработка и корректировка рабочих программ ООО | Наставник и Молодой специалист | |
Методика составления контрольно-измерительных материалов | Наставник и Молодой специалист | |
Контрольно-измерительные материалы ООО | Самостоятельно | |
Октябрь | Формирование метапредметных УУД на уроках физической культуры в основной школе . | Наставник Молодой специалист |
Обсуждение проблемы «Образовательные дефициты в метапредметных УУД» в 7 классах | ||
Ноябрь | Обсуждение проблемы дисциплины на уроках физической культуры. | Молодой специалист наставник |
Декабрь | Открытый урок во 7 классе по теме: «Волейбол». Анализ урока по критериям ФГОС НОО: преимущества и недостатки. | Молодой специалист |
Организация и участие в олимпиаде физической культуры. Анализ и выводы. | Молодой специалист | |
Февраль | Технология на уроках физической культуры. в Разбор заданий и алгоритм их выполнения на уроках физической культуры. | Молодой специалист |
Участие в районном конкурсе молодых вокалистов. | Молодой специалист | |
Март | Повышение квалификации | Молодой специалист |
Апрель | Педагогический проект Информационные технологии на уроках физической культуры в условиях ФГОС на примере внеурочной деятельности «Олимпийские надежды» Национальный проект «Образование» Диплом победителя конкурса «Лучший молодой учитель Нового Уренгоя – 2020» | Молодой специалист |
Май | Творческий отчет молодого специалиста по теме самообразования. | Молодой специалист |
Отчет наставника о работе с молодыми педагогами на заседании ШМО. Анализ работы | Наставник |
- Работа молодого специалиста в 2020 -2021 учебный год
«Самостоятельные шаги»
Сроки | Содержание деятельности | Ответствен- ный |
Сентябрь | Разработка рабочей программы по физической культуры | Молодой специалист |
Опыт работы по теме «Пути формирования физкультурной самостоятельности учащихся в рамках подготовки к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» представлен на МО учителей физической культуры и ОБЖ | Молодой специалист | |
В рамках муниципального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания», среди класс – команд обучающихся 8-х классов. Участие. | Молодой специалист | |
Организация внеурочной деятельности по физической культуре в 8-х классах | Самостоятельно | |
Октябрь | Презентация опыта работы на заседании РМО по теме «Использование ЭОР на уроках иностранного языка» | Молодой специалист |
Ноябрь – декабрь | Сопровождение дистанционного обучения обучающихся СШ №7. Оказание помощи родителям в реализации дистанционного обучения. | Молодой специалист |
Январь | Подготовка к участию в окружном конкурсе «Педагогический дебют» | Молодой специалист |
Февраль | Работа с индивидуальными проектами обучающихся в рамках ФГОС ООО | Молодой специалист |
Март | Открытый урок в 8 а классе по теме ««Олимпийские игры» | Молодой специалист |
Апрель | Презентация видеозаписи урока на конкурс. | Молодой специалист |
Май | Анализ качества иноязычного образования в рамках НОО и ООО в форме мониторинга и выявление образовательных дефицитов. | Молодой специалист |
Обсуждение самостоятельной работы: успешность, недостатки и принятие решений. | Наставник и Молодой специалист |
- Результаты адаптации молодого специалиста
- Умение создавать и корректировать рабочие программы по предмету «Физическая культура»
- Опыт создания карточек в рамках ФГОС НОО и ООО;
- Умение создавать конструкты уроков по ФГОС НОО и ООО;
- Освоение современных образовательных технологий;
- Приобретение опыта работы с классным коллективом и родителями;
- Умение работать с профессиональной документацией;
- Повышение квалификации на курсах по темам:
-«Новые тенденции в обучении в условиях внедрения ФГОС ООО»,
-«Актуальные направления деятельности классного руководителя»,
-«Особенности организации деятельности кл. руководителя в современных условиях»
- Представление собственного опыта работы на педсоветах, на ШМО и ГМО:
- 2018г - «Технология проектногоурока» (ГМО);
- 2019г - «Учитель будущего» - работа с наставником. Выступление на едином методическом дне (муниципальный уровень);
- «Основные направления деятельности классного руководителя по патриотическому воспитанию» (педсовет);
- 2020 г – «Дистанционные технологии учителя физической культуры» в рамках информационно-аналитического часа педагогического общения для руководителей ГМО.
9. Опыт организации творческой внеурочной деятельности: фестивали ГТО, смотры, спортивные праздники т.д.;
10. Организация и проведение внеурочных мероприятий на уровне школы и района.
11. Участие с детьми в таких мероприятиях как КВН, осенних ярмарках, туристических слетах, слетах юннатов на муниципальном уровне.
12. Участие c детьми в муниципальном конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения (2019).
13. Участие в общественной жизни школы: ведущий на тематических праздниках.
Результаты наставника: наставник открыл для себя ряд преимуществ
- наставничество помогло увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности ;
- виден вклад в систему профессиональной адаптации коллеги;
- это стимул к самосовершенствованию;
- расширение своего арсенала «современных» навыков и умений, освоение современных технологий обучения, стиля профессиональной деятельности;
- общение с молодым поколением интересно, современно, креативно, мобильно;
- партнёрство «на равных» - это профессиональный рост не только молодого специалиста, но и наставника тоже. Это обоюдный процесс.
12.Заключение
Во все времена культура и образование сохранялись, транслировались и возрождались в новых условиях за счет людей, внутренний нравственный "стержень" которых был сильнее сиюминутных обстоятельств окружающего быта. И этими людьми были учителя - наставники. Но России как никогда нужны сегодня молодые современные учителя, которые могут самостоятельно мыслить и творить, формировать самодостаточную личность своих учеников. Они должны быть психически и технологически способны к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы в образовании. Поэтому профессиональная и творческая работа наставников с молодыми специалистами крайне важна и востребована. Именно с молодыми специалистами сегодня мы связываем свои надежды на будущее нашей Родины и мира. Школы должны наполниться энергией молодых профессионалов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностные механизмы профессионального развития. Организация рефлексии как условие подготовки к профессиональной деятельности. Система социальных коммуникаций образовательной организации как условие становления молодого специалиста.
Эссе о проблемах учителя в школе, особенно - молодого специалиста...
Индивидуальный план профессионального становления молодого специалиста
адаптация и оказание педагогической и психологической поддержки молодого педагога...
Программа "Профессиональное становление молодого специалиста в условиях образовательного пространства"
разработать современную систему профессиональной подготовки молодого специалиста к практической деятельности, апробировать ее в условиях ОУ....
Программа «Наставничество – эффективный путь профессионального становления молодого специалиста»
http://Наставничество – одна из наиболее эффективных форм адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению в образовательных учреждениях педагогических кадров. З...
Программа наставничества учителя истории и обществознания с молодым специалистом
I.Пояснительная запискаСкажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню:Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.Проблема профессионального становления личности приобретает все большу...
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА профессионального становления молодого педагога
1. Обеспечить теоретическую, психологическую, методическую поддержку молодому педагогу.2. Стимулировать повышение теоретического и практического уровня...
План профессионального становления молодого специалиста
План профессионального становления молодого специалиста...