Сценарий семинара Активная оценка - новая философия образования
методическая разработка на тему

Гариева Надежда Васильевна

Цели: познакомить с элементами активной оценки; показать эффективность  применения элементов активной оценки в педагогической деятельности.

Формулировка цели на языке участников семинара  (с позиции: должны знать, должны уметь):

- познакомиться с элементами АО;

-научиться использовать элементы АА при организации образовательного процесса;

НаШтоБуЗУ (работа в парах)

- уметь  определять критерии достижения цели  НаШтоБуЗУ;

- называть элементы АО и объяснять их суть;

- моделировать этапы урока с использованием элементов АО.

Ключевой вопрос: Моя активная оценка:  вчера, сегодня, завтра…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_seminara_2015-2016_uchebnyy_god.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий семинара

Активная оценка - новая философия образования 

Цели: познакомить с элементами активной оценки; показать эффективность  применения элементов активной оценки в педагогической деятельности.

Формулировка цели на языке участников семинара  (с позиции: должны знать, должны уметь):

- познакомиться с элементами АО;

-научиться использовать элементы АА при организации образовательного процесса;

НаШтоБуЗУ (работа в парах)

- уметь  определять критерии достижения цели  НаШтоБуЗУ;

- называть элементы АО и объяснять их суть;

- моделировать этапы урока с использованием элементов АО.

Ключевой вопрос: Моя активная оценка:  вчера, сегодня, завтра…

Ход мастер класса

 «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

И мы, уважаемые коллеги, сегодня попробуем пополнить свой методический багаж, - познакомимся с элементами новой стратегией обучения – элементами активной оценки, способной ответить на многие вопросы,  которые стоят сегодня перед участниками образовательного процесса.

Рассмотрим элементы активной оценки.  К ним относятся цели урока, техника постановки вопросов, ключевой вопрос, критерии достижения цели, критерии оценки – «НаШтоБуЗУ», самооценка, взаимооценка и обратная связь.

(Названия элементов АО написаны на доске)

  1. Стратегия целеполагания и определение критериев (НаШтоБуЗУ) успешного достижения целей

Цель – это начало пути к успеху. Если учащийся учится без цели, он не сможет стать успешным:

Зная цель, учащийся:  

● трудолюбив;

● учится осознанно;

● участвует в создании урока;

● сотрудничает с учителем;

● чувствует ответственность за свое обучение.

Целеполагание – ответственный этап  в деятельности учителя. Приступая к планированию урока, каждый педагог должен задуматься над вопросами

● Зачем этому учить?

● Чего нужно достичь?

● Как сделать цель учителя целью учащихся?

● Как помочь учащимся видеть продвижение к желаемому результату?

●По каким критериям будет оцениваться степень достижения результата?

Необходимо отметить, что цель должна быть достижимой, измеримой и, чтобы каждый учащийся класса принял ее  как личностно значимую, понятной.

Цели урока могут формулироваться учителем, учителем совместно с учащимися, парами или группами учащихся, каждым учащимся в отдельности. Учитель может озвучить цель урока языком учащихся и попросить учеников повторить ее друг другу в парах, затем вызвать одного ученика, чтобы он произнес цель урока вслух всему классу.  

Участники семинара объединяются в пары и отвечают на вопросы:

1.        В  каких случаях учащиеся будут  чувствовать свою сопричастность на уроке, станут ответственными, сознательными участниками обучения: если они получат готовые цели или будут вырабатывать их совместно с учителем? Почему?

2.        Когда нужно проверять, достигнута ли цель урока? Можно ли это делать в середине урока?

Для того чтобы приобщить учащихся к оценочной деятельности, чтобы они знали, чему научились, а чему еще нет, чтобы  было ясно, над чем нужно работать дальше, при  формулировке целей необходимо определять знания и умения, которыми учащиеся будут владеть к окончанию урока. Цель на языке учащихся  записывается на доске, что позволяет в течение урока обращаться к ней, видеть и понимать, как идет продвижение к запланированному результату, вносить необходимые изменения в деятельность. Цель можно записать на клейких листочках  (стикерах) и поместить в тетрадь.

Вы когда-нибудь задумывались, как осуществить информирование родителей о достижении целей их детьми, как наглядно представить цели обучения? В учебной программе есть конкретные требования к знаниям и умениям учащихся. Попробуйте представить их в виде целей обучения, записанных на языке обучающихся и оформленных, например, в виде таблицы. Каждую достигнутую цель (под контролем учителя) можно отмечать (например, заштриховывать), таким образом, создается наглядная картина того, что учащиеся уже знают и каких целей еще нужно достичь.

Организуется обобщение сказанного при помощи средства обратной связи – «Светофора».

  1. Каждый ли урок должен иметь цель?

- нет (красный);

- да (зеленый).

Ответ: да. Учитель должен знать, чего он хочет достичь на каждом уроке.

  1. Должен ли учитель каждый раз проверять, достигнута ли цель урока?

- нет (красный);

- да (зеленый).

Ответ: да. Учащиеся должны иметь информацию о том, чему научились и к чему еще нужно стремиться.

  1. Всегда ли нужно объяснять цель урока учащимся?

- нет (красный);

- да (зеленый).

Ответ: да. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают определенный материал и к чему стремятся.

4. Какие из приведенных ниже примеров могут быть целью урока?

● Учащийся сможет сложить два двухзначных числа (зеленый).

● Сложение двухзначных чисел (красный).

Ответ: учащийся сможет сложить два  двухзначных числа.

5.Для чего в плане урока мы указываем «связь с предыдущими знаниями»?

● Чтобы проверить, что учащиеся уже выучили (зеленый цвет).

● Учитель должен знать, что можно исключить из учебной программы (красный цвет).

● Если педагог учитывает, что учащиеся уже знают по данной теме, он сможет опереться на эти знания (желтый цвет).

Ответ: если учитель знает, что учащиеся уже знают по данной теме, он сможет опереться на их знания. Дети учатся успешнее, если их обучение основывается на приобретенных ранее знаниях.

6. Как вы думаете, используют ли учителя в активной оценке соперничество для мотивации в обучении?

- нет (зеленый);

- да (красный).

Ответ: нет. Активная оценка избегает соперничества и конкуренции среди учащихся.

3.        Техника постановки вопросов

Предлагается вопрос для обсуждения (в парах, в группах): «Для чего учитель задает вопросы?». Вариантов  ответов может быть много: чтобы стимулировать деятельность учащихся; чтобы  выяснить, знают ли учащиеся материал; чтобы  определить степень понимания, усвоения материала учащимися и т.д.

В АО техника постановки вопросов включает 4 аспекта.

 1-й аспект АО – время на обдумывание ответа. Предлагается вопрос для обсуждения: «Какие преимущества мы  можем получить, увеличивая время на  обдумывание ответа?».

Предполагаемые ответы :

● продолжительность ответов учащихся увеличивается;

● уменьшается количество случаев отсутствия ответа;

● учащиеся становятся более уверенными  в себе;

● учащиеся используют либо уточняют ответы одноклассников;

● учащиеся предлагают больше альтернативных решений.

Чтобы определить 2-й аспект АО, ведущий вызывает любых трех участников мастер-класса и задает им вопросы: «Как долго вы ждете ответа на поставленный вопрос?», «Кого из учащихся вы вызываете после того, как озвучите вопрос?», «Зависит ли время ожидания ответа от степени трудности ответа?». Таким образом демонстрируется 2-й аспект АО – принцип  неподнимания руки 

Часто сразу после постановки вопроса учитель называет учащегося, который  должен ответить, и времени на обдумывание у ребенка не так много. Результаты исследований,  проведенных по предметам естественно-научного цикла, показали, что время ожидания ответа американскими учителями обычно составляет 1-2 секунды. Это выглядит невероятным: если вы спросите учителя, как долго он ждет ответа учащегося, он обычно говорит, что около 3 минут.

Многие учителя вообще не дают учащимся времени на размышление и вызывают первого, кто поднимает руку. Если же таковых нет, учитель может сам ответить на поставленный вопрос. Учащиеся привыкают к подобной ситуации  и перестают размышлять над ответом. Они ждут ответа другого учащегося, который всегда поднимает руку, и не стремятся сами найти ответ. Они  надеются, что на вопрос ответит кто-то другой  - учащийся или сам учитель. Обычно учитель вызывает только определенных учащихся, как правило, наиболее способных. Он делает так, потому что хочет быстро получить правильный ответ, который может дать способный учащийся.

Рекомендуется увеличить время ожидания ответа. В некоторых школах учителя, задав вопрос, включают лампу, которая горит в  течение 3 минут, и только, когда свет гаснет, а ответа нет – вмешиваются. Можно использовать песочные или настенные часы, помещенные в классе на видном месте (слайд 11). Можно подождать  несколько секунд (включить «внутренние часы»), а  потом вызвать кого-либо из учащихся. Часто, особенно в младших классах, учащиеся поднимают  руку сразу после озвучивания вопроса. Иногда они даже не знают ответа, но тянут руку. В подобной ситуации рекомендуют установить для детей правило неподнимания руки. Учитель ждет ответ, а после того, как установленное время закончится, вызывает конкретного учащегося. Это гарантирует, что все учащиеся  будут думать, искать ответ на этот вопрос, поскольку любой  из них может быть вызван (совет: избегайте закрытых или риторических вопросов).

Работа в парах, потом в группах

Обсуждение «плюсов» и «минусов» принципа неподнимания руки, как правило, с примерами из личного опыта. Задается вопрос: «В каких случаях учащиеся не будут испытывать страх перед ответом?». (Если создана соответствующая атмосфера, если ответ не будет оцениваться баллом, если работа проводится в системе и т.д.)

3-й аспект АО – реакция учителя на ошибочные ответы.

Задаются вопросы для обсуждения: использовали ли вы  когда-нибудь ошибочные ответы  для того, чтобы стимулировать детей к поиску правильного ответа? Каким образом? Кто может привести примеры из практики?

Если вы хотите, чтобы учащиеся охотно отвечали на ваши вопросы, научитесь правильно реагировать на их неправильные ответы. Часто неправильный ответ показывает, каким образом учащиеся делают типичные ошибки. Порадуйтесь неправильному ответу, поскольку благодаря ему, вы можете увидеть трудности в  понимании материала учащимися, сможете лучше его объяснить. Можно поблагодарить ребенка за  неправильный ответ, потому что иногда он помогает найти правильное направление решения. Мы должны допускать ответ «я не знаю». Это важная информация о том, чего учащиеся еще не усвоили.

4-й аспект АО – поиск ответа в парах. Речь идет не о дискуссии или работе в парах, а только о том, чтобы учащиеся в «двойках» согласовывали, какой ответ на вопрос правильный. Важно сформировать пары таким образов, чтобы учащийся, недостаточно сильный в данной теме, мог сотрудничать с учащимися, имеющим более крепкие знания. Цель учителя – поддержать  интерес к процессу обучения. Итак, вспомним принципы техники постановки вопросов.

Техника постановки вопросов включает в себя:

● время на обдумывание ответа;

● принцип неподнимания руки;

● реакцию учителя на ошибочные ответы;

● поиск ответа в парах.

Необходимая последовательность:

1. Вопрос.

2. Время на обдумывание.

3. Выбор учащегося, который будет отвечать.

Альберт Эйнштейн говорил: «Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать».

Согласно таксономии Блума, различают 6 уровней обучения

● знания;

● глубокие знания (понимание);

● применение;

● анализ;

● синтез;

● оценка.

Задачей учителя, который хочет использовать принципы АО, должно быть использование вопросов и заданий на различных уровнях обучения. Обычно  на уроках преобладают вопросы и задания первого уровня, но учитель должен пытаться выйти и на более высокие уровни.

Уровень «знания» 

Воспроизведение изученного материала, вспоминание фактов, терминов. Это важно и полезно, но при этом первый уровень не может заменить все остальные. Вопросы и задания обычно начинаются со слов:

● назови;

● скажи;

● рассчитай;

● вспомни;

● соотнеси;

● выбери.

Уровень «глубокие знания (понимание)»

Показывает понимание фактов и  содержания. Мы ожидаем от учащегося, чтобы он доказал нам, что не только знает нечто, но и понимает это. Однако поскольку мы не можем рассмотреть, насколько учащийся понял материал, то задаем ему соответствующие вопросы. Здесь чаще появляются открытые вопросы, которые требуют более глубокого ответа. Вопросы и задания этого уровня начинаются с глаголов:

● сравни;

● объясни;

● опиши;

● классифицируй;

● выбери;

● определи;

● распредели;

● продемонстрируй;

● отредактируй.

Уровень «применение»

На этом уровне мы проверяем фактические  возможности применения знаний. Можем увидеть уровень их использования. Это также хорошая возможность показать пользу накопленных знаний. Поставленные перед уроком цели достигаются. Мы просим учащегося:

● примени;

● испытай;

● используй;

● сыграй роль;

● создай;

● преврати;

● сделай модель;

● проведи опыт.

Уровень «анализ» 

На этом уровне мы хотим, чтобы учащиеся увидели и распознали составные элементы проблемы, информации. Они также должны уметь работать с этими элементами, делить информацию на составные части. Вопросы и задания этого уровня начинаются со слов:

● проанализируй;

● составь;

● упрости;

● классифицируй;

● покажи различия;

● сравни;

● раздели на категории.

Уровень «синтез» 

Объединение информации различными способами путем согласования ее элементов. Это действительно сложная задача не только для многих учащихся, но и для учителей. Формулирование хороших вопросов на этом уровне является вызовом для многих из вас. Задания начинаются со слов:

● сформулируй;

● спроектируй;

● создай;

● придумай;

● реши;

●  предложи;

●  найди;

● дополни;

● обработай.

Уровень «оценка» 

Мы хотим, чтобы на этом уровне учащийся самостоятельно оценивал работу. Вопросы и задания помогают подытожить изучение пройденного материала. Часто они начинаются со слов:

● оцени;

● выбери решение;

● реши;

● отметь;

● объясни;

●  напиши отзыв;

●  представь мнение;

● докажи;

●поддержи аргументами.

Ключевые вопросы

Мы охотнее учимся тому, что нам интересно, что интригует, что необходимо нам для достижения цели. Ключевой вопрос – именно такой элемент активной оценки.

 Ключевые вопросы:

● мотивируют;

● пробуждают интерес;

● пробуждают к размышлению;

● показывают учащимся более глубокий контекст темы;

● плотно связаны с целью и темой урока;

●  помогают в достижении целей урока.

Интересное наблюдение: дети, которые до школы охотно расспрашивают родителей обо всем, что видят, часто теряют свою любознательность в школе. Возможно, в определенной степени это следует из того, что информацию они получают раньше, чем успевают ею заинтересоваться. К тому же мы даем им слишком много сообщений, не  оставляя времени на размышления и рассуждения.

Не каждый вопрос можно назвать ключевым. Так, он не может быть  замкнутым, ведь не предназначен для проверки знаний. Учитель задает ключевой вопрос для того, чтобы учащиеся размышляли. Ведь отметить, что ключевой вопрос  не всегда может иметь черты вопроса. Им могут быть проблема, гипотеза, загадка, задание, тезис,  ситуация, рисунок или фотография, коллаж, поведение учителя.

Ключевые вопросы:

●  подчеркивать цели обучения и ускорять их реализацию;

●  вызывать желание ответить на вопрос;

● пробуждать интерес каждого учащегося;

● поощрять учащихся к самостоятельному поиску ответов;

● поощрять учащихся аргументировать свои доводы.

Ведущий спрашивает: «Как сформулировать хороший ключевой вопрос?» После обсуждения делается вывод: чтобы сформулировать хороший ключевой вопрос, необходимо еще раз проанализировать цель урока; подумать, как эта цель сочетается с контекстом, с другими знаниями об окружающем мире; поразмышлять, какой вопрос мог бы заинтересовать учащихся и  побудить их к поиску ответов. Иногда найти ответ на  ключевой вопрос очень трудно или даже невозможно, но такой вывод должны сделать сами учащиеся. Участникам  предлагается проанализировать некоторые ключевые вопросы

Самооценка

Активная оценка, по мнению Дануты  Стерна, развивает у школьников способность к  самооценке и позволяет учащимся управлять  собственным обучением: получать новые знания и  умения. Самооценка – обратная связь с самим  собой. Учащийся формулирует: «Что я знаю, умею, могу», определяет: «Над чем я должен еще поработать», планирует: «Каким образом  я преодолею трудности». Самооценка возможна, если учащиеся имеют достаточное представление о целях, которых они должны достичь,  критериях оценки.

Эффективным инструментом для организации деятельности учащихся по самооценке являются оценочные листы – специальная форма, которая заполняется учащимися. Оценочные листы могут выглядеть по-разному, но суть их является общей: они предоставляют учащемуся возможность видеть свои успехи и затруднения, что важно для коррекции деятельности. Так, оценочный лист может быть оформлен в виде таблицы, положительные результаты  которой учащийся отмечает знаком «+».

Осуществлять самооценку можно при помощи всем известного средства обратной связи – «светофора». После выполнения задания учащиеся могут обозначить свою работу зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, как  сами ее оценивают. Затем можно попросить учащихся, чтобы они в группах определили, почему  каждый из них использовал тот или иной цвет. В таком случае самооценка будет сочетаться со взаимной оценкой. Подобное сочетание поможет постепенно развивать необходимые умения и важную для самооценки объективность. В  другом варианте «светофора» можно попросить учащихся, чтобы они подняли цветные карточки с оценкой, а затем объединились в пары – «зеленый» с «желтым» (первый должен помочь второму, благодаря этому дети учатся друг у друга). Всех «красных» учитель может собрать вместе и объяснить им материал еще раз. Подобное разделение учащихся очень эффективно, поскольку из  учащихся образуются пары «учитель-ученик», а сам педагог может работать с несколькими учащимися, которые имеют более серьезные проблемы.

Осуществлять самооценку можно и с помощью техники итоговых предложений.

Активная оценка – это технология, которая помогает учиться. Это также означает, что большая ответственность за обучение лежит как раз на самих учащихся. Здесь может помочь ограничение роли учителя в оценивании работ учащихся и поощрение их взаимной оценки и самооценки. С введением взаимной оценки и самооценки  появляется постепенное изменение отношения учащихся к обучению. Они более серьезно подходят к вопросу, почему и зачем они учатся, становятся активными и ответственными участниками.  Именно через взаимную оценку и самооценку мы можем побудить учащихся взять на себя ответственность за собственное обучение.

Еще одной особенностью взаимной оценки является то, что учащемуся гораздо легче получить обратную связь от партнера хотя бы потому, что она написана или сказана понятным ему языком, словами, которыми дети пользуются ежедневно. Кроме того, учащиеся в роли  «учителя» становятся более ответственными, стараются дать объективный комментарий и таким образом сами учатся. Чтобы учащиеся могли оценивать работы друг друга и таким образом выполнять функцию, которую обычно выполняет учитель, их надо этому научить.

Критерии оценки

Почему оценки учащихся могут быть разными? (Ответы участников мастер класса).

Необходимым элементом  самооценки и взаимооценки являются критерии оценки. Учащиеся оценивают работы одноклассников на  основе определенных заранее критериев.

Как при взаимной оценке, так и при  самооценке вместе с учениками мы должны работать над:

● определением критериев оценки;

● возможностями предоставления учащимся обратной информации

На одном из первых семинаров по активной оценке профессор Ян Патваровски предложил польским учителям аббревиатуру НаШтоБуЗу («на што буду звяртаць увагу»): на что я буду обращать внимание. Или критерии оценки. Существует два аспекта НаШтоБуЗу.

Первый – это уточнение целей уроков так, чтобы учащиеся знали, чему они должны научиться, на чем нужно сосредоточить внимание во время урока, каких результатов должны достичь.

Второй – это определение НаШтоБуЗу перед проверочной или домашней работой. Благодаря  НаШтоБуЗу учащиеся знают, какие знания и  навыки должны получить на уроке и какой уровень выполнения задач требуется. Это приводит к тому, что учащиеся больше концентрируются на  цели урока, а также могут сами определить, чего они достигли, а чего еще нет. НаШтоБуЗу можно записать на доске или раздать обучающимся на  цветных клейких листочках. НаШтоБуЗу для  учащегося – это разделение материала на основной  и дополнительный, определение существенного  и второстепенного.

Определение того, что будет оцениваться на проверочной или домашней работе, значительно облегчает работу и учителю, и учащемуся.

Учащийся:

●  чувствует себя в безопасности, так как знает, что учитель не удивит его дополнительным критерием для оценки;

●  пытается обратить внимание на то, что учитель будет оценивать в его работе;

● знает, что должно быть в его работе;

● заинтересован в комментарии учителя к своей работе, так как знает, что будет оценивать учитель.

Учитель:

● подбирает задания к проверочной или домашней работе, выбирая самое необходимое;

● связывает задания проверочной работы с НаШтоБуЗу к предыдущим урокам;

● во время проверки работ учащихся концентрируется только на том, что было обозначено в НаШтоБуЗу;

● оценивает работы учащихся более объективно.

Как объяснить учащимся, что такое критерии оценивания, или НаШтоБуЗу? Учитель может предложить им для оценивания работу ребенка из другого класса, предварительно убрав его фамилию и имя и сказав: «Это хорошая работа. Объясните, почему?» (написано аккуратно, выполнены какие-либо действия и т.д.) так появляются критерии оценки.

Критерии оценки могут быть определены самим учителем и объяснены учащимся перед проверочной или домашней работой, но можно сделать это и вместе с детьми. Определение с  учащимися критериев оценки положительно влияет на процесс обучения. Прежде всего, это повышает ответственность учащихся за собственное обучение. Они знают, по каким критериям можно понять, что цели урока достигнуты. Очень полезным для учебного процесса является выбор учащимися того, что является важным в этой теме и  что они обязательно должны знать. Часто в процессе совместного определения критериев оценки можно увидеть, чего учащиеся не успели хорошо усвоить и к чему еще предстоит вернуться.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Ведущий. Обратную связь называют сердцевиной АО. Обратная связь – отзыв относительно выполненной работы, комментарии в устной или письменной форме (что сделано хорошо, а что и как можно исправить), Замечания могут быть приняты или аргументировано опровергнуты. Отметки выставляются в конце изучения каждого раздела. Детей необходимо учить, как правильно осуществлять взаимооценку. Мы должны помнить, что обратная связь – не оценка учащегося, а оценка очередных  результатов его работы.

Обязательные элементы обратной связи:

● Определение и выделение положительных элементов в работе учащегося (++).

● Обращение внимания на то, что учащемуся желательно улучшить или над чем поработать дополнительно (-).

● Подсказки, как обучающийся может улучшить свою работу ().

● Подсказки, в каком направлении учащийся должен работать дальше (^).

При оценке работы учащегося необходимо:

● использовать 4 элемента обратной связи;

● помнить, что обратная связь касается только НаШтоБуЗу;

● не сочетать обратную связь с отметкой – баллом.

Также мы должны верить, что каждый из наших учащихся может улучшить свою работу и добиться  хороших результатов. Вера в ученика может окрылить его, поэтому в его работе всегда нужно искать положительные моменты. Лучше всего, если позитивных комментариев будет больше, чем рекомендаций исправить что-то в работе. Если исправленная учителем работа содержит  только критические комментарии, учащийся, как правило, не может использовать советы учителя. Иногда  такую работу он сразу  выбрасывает. Безусловно, такие комментарии не приводят к улучшению работы.

Необходимым условием для принятия учащимся критики учителя является его внутреннее осознание, что учитель его поддерживает, желает успеха, и поэтому он должен сотрудничать с ним.  Учащийся может перестать бояться критики, если заметит, что она помогает ему, что она конструктивна. Поэтому замечания учителя должны быть понятными и конкретными. Обратная связь должна быть тесно связана с критериями оценки.

Эффективность обратной связи:

● Называли ли учащегося по имени, когда к нему обращались?

●  Замечания касались только работы учащегося, а не его личности?

●  В оценке положительные моменты преобладали над отрицательными?

●  Получил ли обучающийся совет, как ему в будущем улучшить результат?

●  Все ли комментарии были подробными?

●  Была ли учащемуся предложена помощь в преодолении трудностей?

Обратная связь требует от учителя гораздо больше работы, чем выставление оценки. Она забирает у него время, заставляя внимательно проанализировать работу, несколько раз  проверив ее и поразмыслив над написанием хороших рекомендаций учащемуся. В то же время обратная  связь предоставляет возможность постоянно быть рядом с учащимся, помогать ему в процессе обучения. Эта достаточно тяжелая и даже  изнурительная работа занимает гораздо больше времени, чем просто выставление оценки. Необходимо учитывать этот аспект при разработке собственной стратегии сочетания двух методов оценки.

Вот несколько способов передачи обратной связи учащимся. Некоторые учителя  договариваются с учащимися, чтобы те оставили после работы место в тетради для комментария учителя. Другие используют обратную связь в виде таблицы, которую нужно вклеить в тетрадь, или используют условные знаки и комментарий при НаШтоБуЗу к  работе. Ева Борг, учитель русского и немецкого языков из Польши, предложила своим ученикам  писать только на правых страницах тетради, оставляя левую для комментариев учителя или взаимной оценки. Взаимная оценка может реально помочь учителю в сокращении трудоемкости обеспечения обратной связи с учащимися. Можно использовать цветные клейкие листочки.

Проблемой может стать и сохранение непрерывности обратной связи к конкретной ученической работе. Например, учащийся может потерять работу, содержащую учительский комментарий. Учитель может забыть, какие  рекомендации он давал к этой работе. Такие «технические» проблемы учитель должен решать индивидуально, когда начинает использовать АО.

Многие учителя задаются вопросами:

● Сколько раз можно позволять учащемуся исправлять одну работу?

● Нужно ли продолжать писать учащемуся рекомендации и ждать хороших результатов, если исправленная, например, в десятый раз работа по-прежнему не соответствует требования учителя?

● Не захочет ли учащийся, уставший от необходимости многократного исправления работы, наконец, списать ее у одноклассника?

● Должна ли рекомендация по исправлению работы относиться к находящимся в ней заданиям и упражнениям или можно использовать некие задания, связанные с этой работой?

● Как найти время на написание комментариев к ученическим работам?

● Как каждый раз находить в работе учащегося  то, что можно похвалить?

К сожалению, в АО нет готовых ответов на эти вопросы и сомнения. Каждый педагог решает, как поступить в том или ином случае в зависимости от  ситуации. Нельзя забывать также об устной обратной связи.

Учитель должен сам решить:

● в каких ситуациях эффективная устная обратная связь, а в каких – письменная;

● о каких условиях нужно позаботиться, давая устную обратную связь;

●говорить с учеником в присутствии одноклассников или индивидуально.

Активная оценка – это оценка, которая помогает учиться. Итоговая оценка – это оценка, которая определяет уровень знаний учащегося по данной теме. Ученику же необходима информация как о том, насколько хорошо он изучил данный  материал, так и о том, что и как он может улучшить в своей работе.

А теперь давайте попробуем разобраться в отличии между активной оценкой и итоговой. Активная  оценка основывается на обратной связи, которая указывает на то, что учащийся сделал хорошо и что он должен сделать по-другому. Активная оценка содержит советы, как учащийся должен улучшить работу и как ему нужно учиться дальше.

Многие педагоги отождествляют АО с  безотметочным обучением. Они считают, что  использование АО основывается только на избегании выставления отметок в виде баллов,  поэтому они заменяют баллы на «смайлики», но это также выставление оценок, только в другом виде. Оценка, выраженная баллом, дает только информацию о том, насколько работа близка к идеальной или далеко от нее. Благодаря такой оценке учащийся получает информацию только о том, сколько он выучил.

Исследования АО показывают, что если вместе с активной оценкой, выраженной обратной связью, мы поставим итоговую оценку (балл), то учащийся будет меньше заинтересован или вообще не заинтересован в комментариях учителя. Он будет обращать внимание только на полученный балл, и сравнивать его с баллами своих одноклассников. Внимание же учащихся будет направлено на сравнение и оценивание  справедливости выставленных оценок. Чтобы  избежать этого, оценивать конкретную работу необходимо только активной или только итоговой оценкой. Учитель должен сам решать, когда будет использовать итоговую оценку, а когда – активную.

Можно отложить выставление оценки. Сначала идет активная оценка, а потом балл. После  раздачи ученических работ с комментариями учителя можно спросить, кому поставить оценку. Можно сообщить детям, чьи работы будут оценены баллом, и после проверки этих работ выставлять только оценку без комментариев. Наиболее полезно оценивать итоговой оценкой контрольные и проверочные работы, например по некоторым темам, а вот активную оценку использовать для всех остальных работ, выполняемых детьми для усвоения материала и развития определенных навыков. После сдачи работ можно попросить учащихся, чтобы они сами оценили себя на основании установленных ранее критериев или оценили работу одноклассника и написали к ней комментарий. Дети по-разному относятся к обратной связи от учителя и одноклассника. Очень важно, чтобы родители  поняли, что после возвращения ребенка из школы первым  вопросом должно быть «Что ты узнал сегодня?»,  а не «Какую оценку ты получил?».

Кажется, основная трудность АО – убедить учащихся и их родителей в необходимости ограничить итоговую оценку в пользу активной оценки. Следует подумать над вопросами:

●  Как сделать родителей союзниками в активной оценке?

● Какими аргументами убедить родителей в преимуществах этой формы обучения?

● Как объяснить родителям разницу между активной и итоговой оценкой?

Работа в парах, потом в группах

Обсуждение ключевого вопроса.

Рефлексия

Подводятся итоги, осуществляется рефлексия.

 Какие преимущества сможет получить учитель при использовании  самооценки или взаимооценки. Затем просит  учителей высказать свое мнение об активной оценке, пользуясь схемой.

 

Либо сформулировать предложение с определенной интонационной окраской.

Участники семинара  оценивают свою работу в достижении поставленных целей.

Возвращение к критериям оценивания, используя карточки  оценивают свою работу: зеленый -  хорошо, желтый – частично, красный  - слабо.

Закончить предложение

-на семинаре я открыл (а)  для себя...

-сегодня меня удивило...

-возникли неожиданные мысли о...

-сегодня на семинаре я узнал (а)...

-сегодня я понял (а), что.......пригодится мне в дальнейшем в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

В 2008-2009  учебном году в  нашей школе открылись классы коррекционного обучения.  Классы, готовые работать с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был бы наделе...

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Рассматривается необходимость философии образования как мировоззренческой основы педагогической деятельности преподавателя...

Философия образования как мировоззренческая основа педагогической деятельности преподавателя системы среднего профессионального образования

Философия образования  рассматривается в качестве мировоззренческой основы для преподавателя...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»

Сценарий  педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...

Сценарий отчетного фестиваля отделения дополнительного образования детей в ГБОУ гимназия № 524 Московского района "Новая Муза - 2019"

Адресат: Данное мероприятие предназначено для учащихся 7-17 лет, педагогов и родителей.Цель: выявление работы объединений дополнительного образования и развитие уровня педагогического мастерства.Задач...