Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему
Сценарий педагогического совета
«Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_pedagogicheskogo_soveta_metapredmetnyy_podhod_v_obrazovanii_noyabr_2018g._2.docx | 71.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий педагогического совета
«Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Цель: организация методического сопровождения реализации ФГОС на всех уровнях обучения.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов о сушности и теоретических основах метапредметного подхода в обучении, осмыслить понятие метапредметные результаты.
2. Систематизировать знания педагогов о приемах, технологиях и способах формированию метапредметных (универсальных учебных действий) на всех уровнях обучения.
3. Активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных технологий в учебную практику; творческую и самообразовательную деятельность педагогов.
Проблематика:
- Метапредметные результаты в школьном образовании как инновация.
- Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности.
- Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения. Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода.
Форма проведения: семинар - практикум «Галактика педагогики»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Сегодняшний педагогический совет мы начнем с анализа с эпиграфа, который вы видите на экране.
Если учитель двигается только в рамках своей узкой предметной парадигмы, то у него нет возможности перспективного развития в новом, ХХI веке
- в чем смысл данного высказывания
- какой вывод мы можем сделать для себя?
Прием «мозговой штурм», который сейчас мы использовали довольно прочно обосновался в нашей работе, ввел это понятие специалист в области рекламы Алекс Осборн. Недавно он предложил список «Бегунок», а писатель Боб Эберль мнемонически оформил его. Итак, Слайд 2
К чему нужно быть готовым современному учителю?
Будьте готовы к заменам.
Единство: сочетайте разные компоненты.
Готовьтесь приспосабливаться.
Увеличивайте, уменьшайте, изменяйте.
Новаторски используйте старое.
Откажитесь от лишнего.
Крутите и трансформируйте.
Слайд 3 Тема педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Слайд 4 Цель: организация методического сопровождения реализации ФГОС на всех уровнях обучения.
Задачи:
1. Углубить знания педагогов о сушности и теоретических основах метапредметного подхода в обучении.
2. Определить уровень владения педагогами гимназии метапредметными технологиями и приемами по формированию метапредметных (универсальных учебных действий) на всех уровнях обучения.
3. Активизировать взаимодействие педагогов по обмену опытом внедрения метапредметных технологий в учебную практику.
Слайд 5 Проблематика:
- Метапредметные результаты в школьном образовании как инновация.
- Какие изменения в общеобразовательной подготовке обучающихся обеспечивает введение метапредметности.
- Образовательные технологии как одно из средств достижения метапредметных результатов обучения.
- Формы и методы организации урока с точки зрения метапредметного подхода.
Слайд 6. В условиях реализации новых образовательных стандартов в научной и методической литературе в области образования, в профессиональном словаре современного педагога стали широко использоваться понятия с приставкой «мета»: метапредмет, метапредметное обучение, метапредметный подход, метадеятельность, метаумения, метапредметность и др.
Сегодня эти понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» особо популярны, так как метапредметный подход лежит в основе новых стандартов. Поэтому данному понятию стоит уделить особое внимание.
Слайд 7. Марина Вадимовна Половкова, кандидат психологических наук, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы считает, что «Метапредметы пытаются говорить о том, о чем современная школа не умеет – о смысле жизни, о ее ценности. Это ответы на вопросы…»
- какие вопросы?(прослушиваются ответы)
( ключ: Зачем мне нужны знания? Где мне это пригодится?)
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам заполнить таблицу (ответить «для себя») (На столах на каждого педагога распечатана таблица. Участники педсовета отмечают в столбце «На данный момент (сейчас)»
- По ходу работы вы можете продолжить работу по заполнению полей таблицы.
Вопросы | На данный момент (сейчас) «+ » - знаю « - » - не знаю «+/-« владею информацией «поверхностно» | По окончании педагогического совета «+++» узнал (а) что-то новое, «++» получил дополнительную информацию |
Знаете ли вы, что такое метапредметный подход ? | ||
Какова главная цель метапредметного подхода? | ||
Какие УУД включают метапредметные результаты? | ||
Знаете ли вы отличия традиционного урока от метапредметного | ||
Знаете ли вы особенности метапредметного занятия | ||
Знаете ли вы требования, предъявляемые к учителю при подготовке и проведении метапредметного урока? | ||
Какие метапредметные технологии вы знаете и применяете на практике? |
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель
“Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнания, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью.
Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века
В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в работах Юрия Вячеславовича Громыко и в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.
Несмотря на то, что в отечественной педагогической практике понятие «метапредметность» существует достаточно давно, при этом отсутствует его общее толкование.
Слайд 8. Четко прослеживается смысл метапредметности образования в работах А. В. Хуторского. По его мнению, она заключается в том, что основная суть образования заключается в выявлении, развитии и реализации внутреннего потенциала человека не только по отношению к себе и своему внутреннему миру, но, и поиск связи внутреннего и внешнего в человеке, что достигается через деятельность, которая относится к прочным основам мира и человека.
В работах Юрия Вячеславовича Громыко, метапредметное содержание образования интерпретируется как деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Т. е. «принцип метапредметности» является основой в обучении общим средствам, техникам, способам мыслительной деятельности учащихся, может и должен быть использован при работе с любым учебным материалом, не зависимо от учебного предмета.
Ученый-педагог разделил метапаредметы на четыре большие группы — Знание, Знак, Проблема и Задача. Однако с принятием новых стандартов не стали вводить в образовательный процесс метапредметы в таком виде, как предложил их Ю.В. Громыко. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». ФГОС выдвигает определенные требования к метапредметным результатам в начальной школе. Этот список значительно расширяется для среднего и старшего звена.
Слайд 9. Основу метапредметного подхода составляют следующие постулаты:
- метапредметный подход сосредоточен на том, чтобы обучающийся мог применить систематизированные знания, полученные при изучении различных предметов, для решения задач в социальной сфере и профессиональной деятельности;
- метапредметный подход дает возможность не заучивать, а осмысленно прослеживать возникновение главных понятий, которые являются определяющими для данной предметной области, что позволит понимать процесс возникновения знания;
- метапредметный подход, помогая избежать ненадежности узкой специализации, не исключает предметной формы обучения.
Слайд 10. Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования. Новизна данного подхода в том, что он обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга различных научных дисциплин и учебных предметов
Ценность метапредметного подхода в обучении еще в том, что его реализация способствует уходу в прошлое практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель раскрывает какие-то их грани.
Метапредметы соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлективности по отношению к предметности.
Метанавыки являются основным инструментом генеративного, т.е. обращенного в будущее обучения. Они позволяют индивидуумам управлять своими базовыми навыками в условиях непредвиденных обстоятельств, позволяют тем, кто ими овладел, адаптировать имеющиеся у них знания к новым обстоятельствам, целям и задачам.
Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался.
Новизна ситуации состоит в том, что
- метанавыки развиваются только лишь при использовании интенсивных технологий обучения;
- способствовать формированию метанавыков должны все учителя, преподающие самые разные дисциплины.
Слайд 11 Используя на разных уроках упражнения, игры и задания в командном режиме, каждый педагог вносит свой вклад в развитие межкомпетентностей выпускника школы и его готовности к практической работе в новых условиях. Хорошо известно, что при интерактивном взаимодействии даже самые застенчивые и робкие обучаемые, избегающие любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками игр и упражнений и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой.
Слайд 12 Метапредметный подход позволяет начать культивировать другой тип сознания и учащегося, и учителя, который не «застревает» в информационных ограничениях одного учебного предмета, но работает с взаимосвязями и ограничениями знаний каждой из дисциплин. Это происходит, благодаря тому, что на учебных занятиях с использованием элементов метапредметных технологий происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредметный подход в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, это включает ребенка в разные типы деятельности.
Слайд 13. Главные особенности метапредметного подхода в обучении:
- это интегрированное занятие;
- содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
- деятельность учащихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и передачи способов работы со знанием.
- ориентация на развитие у школьников базовых способностей
В процессе интеграции различных учебных предметов формируются метапредметные умения: аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые.
На таких уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений: умения сопоставлять явления и факты; умения выделять главное; умения составлять из отдельных элементов целую картину; умения формулировать общую проблему; умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.
Вывод.
Чтобы научиться правильно организовывать и сценировать занятие, в основе которого положен метапредметный подход, учитель должен усвоить:
– причины и условия возникновения идеи метапредметного подхода в обучении;
– компоненты метапредметного содержания в обучении;
– смысл термина «универсальные учебные действия»;
– различия в подходах к организации традиционного урока и урока, построенного по принципу метапредметности;
– уровни действий учащихся на «метапредметном» уроке;
– этапы построения сценария занятия, реализующего метапредметный подход;
– понятие рефлексии, как образовательной деятельности;
– требования ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального, основного и среднего образования.
Слайд 14. Эффективным инструментом достижения метапредметных результатов в образовательном процессе является использование современных образовательных технологий, в основе которых лежит системно-деятельностный подход. Какие это технологии? В чем заключается их ценность? ( работа в парах или группах).
Слайд 15 (во время выступления представителей групп)
- Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо», которая способствует формированию у школьников критического мышления через интерактивное включение в учебный процесс, формирует культуру работы с информацией.
- Проектный метод обучения, направленный на активизацию самостоятельной поисковой деятельности учеников: проектирование, стимулирование познавательного интереса, развитие исследовательских умений и навыков.
- Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая помогает воспитанию творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности, развивает творческое воображение с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.
- Технология «Дебаты», содействующая развитию коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.
- Технология проблемно-диалогового обучения – результат: умение мыслить критическп и аналитически, самостоятельно искать соответствующие источники информации и ресурсы, необходимые для решения стоящей проблемы; стимулирует познавательную активность, способствует развитию умений и навыков по решению проблем, повышению качества обученности учащихся; рост количества участников занимающихся исследовательской деятельностью.
- Кейс – технология, которая развивает способность замечать существенное, отличать главное от второстепенного; приобретается опыт, приближенный к реальности, конкретными ситуациями на рабочих местах;
вырабатываются рациональные способы мышления и поведения, а также коллективного взаимодействия; формируется умение эффективно использовать в дальнейшем принцип проб и ошибок, своевременно исправлять допущенные ошибки и извлекать из них полезные уроки на будущее.
- Квест – технологии, которые развивают навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию; учатся формулировать проблему, планировать деятельность, критически мыслить, решать сложные проблемы, взвешивать альтернативные мнения, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.
- Игровые технологии, которые способствуют успешному формированию навыков речевого общения, положительных эмоций, творческой активности; повышению качества знаний учащихся, снижению нагрузки (единство эмоционального и рационального в обучении).
- Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), которая формирует умения работать сообща на единый результат, воспитывает толерантность, уважительное отношение к другому человеку, точке зрения, позиции.
- ИКТ-технологии - результативность: сформированы навыки работы с информацией, умения её преобразовывать и представлять; успешная адаптации личности в современном информационном обществе, рост качества результатов обучения и воспитания, сформированность целостного мировоззрения школьника, рост числа участников Интернет-проектов.
- Система инновационной оценки «Портфолио», которая нацелена на развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.
- Метод проектов - исследовательские методы обучения, которые характеризуются целенаправленным формированием всех компонентов исследовательской культуры школьника:
- мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
- умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
- умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
- специальных исследовательских умений и навыков.
Слайд 16 Но в меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса (Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями), но смысл урока как дидактической категории изменился в связи с изменяющимися целями и условиями обучения.
Урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». В этом определении С.С. Татарченковой следует обратить внимание на то, что учебным материалом учащийся овладевает самостоятельно в процессе деятельности, а задача учителя – организовать эту деятельность. Таким образом, цели, содержательная наполненность, требования к результатам учебной деятельности существенно изменились в свете нового стандарта.
Слайд 17 Основными методическими принципами современного (метапредметного) урока являются:
- субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);
- метапредметность (формируются универсальные учебные действия);
- деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);
- рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
- импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).
- формирование у ученика на каждом этапе урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
- формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
- обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Современный (метапредметный) урок, сохранив свою структуру, существенно изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов.
Слайд 18. Структура метапредметного урока как образовательной ситуации представлена на экране
№ | Этап | Цель этапа |
Мотивационно-ориентировочный блок | ||
1. | Этап актуализации | обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока |
2. | Этап проблематизации | определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока |
3. | Этап целеполагания | формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» |
Организационно - деятельностный блок | ||
4. | Этап моделирования | построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей |
5. | Этап конструирования | переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных) |
6. | Этап презентации | соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность |
3 | Рефлексивно – оценочный блок | |
выявление | ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания | |
оценка | степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся | |
оценка | качества созданных на уроке образовательных продуктов |
Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко поставленные задачи:
Как можно в практической деятельности отличить метапредметный подход от традиционного подхода, который решает только предметные задачи?
Слайд 19. Сравните традиционный и метапредметный подходы (прием «Не законченное предложение» Если …., то….)
Для проверки Слайд 20 Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов
Предмет (традиционный подход) | Метапредметный подход |
Базовые сведения по одной науке | Сведения из разных наук |
Узкая направленность | Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне |
Знания разрознены | Формирование целостной картины мира |
Недостаточно философское осмысление мира обучающимися | Философское осмысление мира обучающимися |
Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем | Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем |
Предметоцентризм | Интегративность |
Предметность | Предметность + надпредметность |
Слайд 21. Признаки метапредметного урока
- обязательным элементом урока является целеполагание;
- присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;
- создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых дети могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика;
- на уроке происходит выведение учителя и ученика к надпредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.
Слайд 22. Требования к заданиям на уроке
- Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
- Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки.
Репродуктивные задания - нацелены лишь на предметные результаты
Зачем же нужны продуктивные задания? Они формируют у школьников умение работать с информацией, решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы, проводить наблюдение, строить на их основе гипотезы, делать выводы и предположения, увязывать свой жизненный опыт с приобретаемой в школе системой знаний.
Слайд 23. Продуктивные задания предпочтительнее выполнять в следующем порядке: осмыслить задание, найти нужную информацию, преобразовать эту информацию в соответствии с заданием, создать необходимый продукт, сформулировать и дать полный ответ вместе с представлением созданного продукта.
На каждом из перечисленных этапов формируются универсальные учебные действия. На этапе осмысления – регулятивные – через организацию своей деятельности, постановку цели, представление плана работы. Познавательные универсальные учебные действия вырабатываются на этапе поиска информации через его организацию, соотнесение результатов условиям задания. На этапе преобразования информации – познавательные и личностные – через выделение главного, преобразование найденной информации в соответствии с заданием. Коммуникативные универсальные учебные действия формируются на этапе представления полученного продукта через донесение своей позиции до зрителя, совместную работу с другими учащимися в команде.
Чтобы составить продуктивные задания, необходимо придерживаться некоторых принципов. Эти задания должны соответствовать целям урока, метапредметному действию или личностному результату, который мы хотим формировать на данном уроке. При составлении целесообразно выбрать информационные единицы минимума содержания, с которыми школьники будут работать на данном уроке. В основе любого такого задания – действие учеников, в соответствии с этим надо задать четкую форму устного или письменного исполнения задания.
Слайд 24 Предлагаются следующие начала формулировки продуктивных заданий:
Проанализируйте…
Докажите…
Объясните…
Сравните…
Создайте схему или модель…
Исследуйте…
Оцените…
Придумайте на основе…
Составьте алгоритм…
Найдите и исправьте ошибки…
Представьте в виде…
Результат – продукт деятельности: стихи, рассказы, стенд, выставка, реклама, исследование, инструкция (алгоритм) по применению, видеоролик, презентация, тест, газета, схема, текст, изображение, формулировка задачи.
Практическая работа в группах или группах
Как традиционные задания сделать продуктивными?
(Назовите прогрессивные силы, участвовавшие в восстании Пугачева)
- Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения
совести? Свое мнение объясни.
- Составьте задачу по выражению и решите её.
- Составьте алгоритм решения уравнения.
- Придумайте стихотворение-определение квадрата.
Вывод. Любой урок в современных условиях должен быть организован с учетом метапредметного подхода. По мнению инициаторов идеи метапредметности, учитель должен не составлять план урока, а сценировать его.
На каждом этапе урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные (метапредметные) действия (какие?).
Вывод.
Слайд 25. Метапредметный урок - это урок, целью которого является
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Слайд 26. Метапредметный урок - это урок, на котором...
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ.
Слайд 27. Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности);
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
С пониманием и практическим применением междисциплинарных связей на уроках никогда не было и сейчас нет проблем. Учителя активно используют их в своей практике, особенно эти связи сильны в начальной школе, к примеру, предмет «Окружающий мир» лучше всего показывает взаимосвязь таких дисциплин, как история, биология, география, физика. В старших классах идет интеграция литературы и истории, биологии и химии…математики, физики, информатики. С метапредметным подходом куда сложнее, это пока не совсем привычное понятие в работе учителя… Поэтому, самый трудный предмет при реализации новых образовательных стандартов — это сам учитель, изменение его менталитета, его подходов к структуре и проведению урока. Для этого необходима серьезная работа. Цели и задачи школы кардинально меняются, мы уходим от чисто знаниевой парадигмы к личному развитию ребенка. И поэтому должны не просто учить решать задачи по физике, а показывать действие основных физических законов, например закона Ньютона в жизни, объяснять, как может ребенок применить полученные знания по химии и биологии, зачем нужна геометрия и алгебра. И тогда у наших детей появится главное: желание и смысл учиться
Применяя метапредметный подход, каждый учитель должен ориентироваться на развитие у школьников таких базовых способностей как:
- мышление
- воображение
- целеполагание
- понимание
- действие
Слайд 28. (Метапредметные результаты — это деятельность, освоенная в процессе изучения нескольких предметов, которая может применяться не только в образовательном процессе, но и применима для решения жизненных задач.)
Таким образом, метапредметный подход в образовательном процессе, и, как следствие, метапредметные результаты обучения являются основополагающими направлениями профессиональной деятельности педагога; для достижения эффективных метапредметных результатов обучающихся, существует необходимость формирования и отработки у них системы универсальных учебных действий, перечень которых четко прописан в нормативном документе под названием «Фундаментальное ядро содержания общего образования», который в свою очередь является неотъемлемой частью Федеральных государственных образовательных стандартов. с описанием и рекомендациями по формированию универсальных учебных действий у обучающихся можно ознакомиться в другом нормативном документе, в программе формирования универсальных учебных действий. современный педагог обязан овладеть теоретическими и практическими знаниями особенности метапредметного подхода в образовательном процессе и сформировавшихся мнений в отношении данного направления в отечественной педагогической теории и практике.
Формирование метапредметных результатов – качественно новая задача, поставленная перед школой. Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.
Стандартами установлено, что метапредметными результатами освоения основной образовательной программы должны быть отражены следующие показатели:
самостоятельное определение цели своего образования, постановка и формулирование новых задач в обучении, развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;
самостоятельное планирование альтернативных путей достижения цели, осознанность в выборе наиболее эффективных способов решения образовательных и познавательных задач;
способность определять свои действия в соответствии с планируемыми результатами, самостоятельно контролировать свою деятельность в процессе достижения желаемого результата, выбирать наиболее эффективные способы действий в рамках существующих условий и вмененных требований, своевременно вносить корректировку в свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
реально оценивать правильность выбора способов выполнения поставленной задачи, возможность собственных ресурсов для её решения; способность определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирая основные положения и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логически верное рассуждение, подводить итоги;
владение фундаментальными способами самоконтроля, основными принципами принятия решений и осуществления сознательного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение способами создания, применения и преобразования знаков и символов, моделирования и схематического изображения решений учебных и познавательных задач; способность к организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать в составе группы и индивидуально, определять общее решение и разрешать конфликтные ситуации учитывая интересы и позиции конфликтующих сторон, аргументировано отстаивать свою точку зрения; способность осознанно, в соответствии с задачей коммуникации, использовать речевые средства для проявления своих чувств, мыслей, желаний и потребностей;
умение планировать и регулировать свою деятельность, владеть устной и письменной речью в монологе и диалоге, освоить смысловое чтение;
умение формировать и развивать компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
способность к формированию и развитию экологического мышления, умение применять его в социальной сфере и профессиональной деятельности.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур
(итоговые проверочные или комплексные работы по предметам). Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Однако, все же такой инструментарий есть. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнерами и т.д. можно отследить с помощью карт наблюдения.
Слайд 29. Уровни сформированности универсальных учебных действий:
1 уровень – Воспроизведение (ученик воспроизводит метапредметные знания: знания о самом УУД и способе его выполнения)
2 уровень – Понимание (ученик может свободно транслировать и интерпретировать то, что он знает о том или ином УУД)
3 уровень – Применение в типовой ситуации (ученик выполняет типовые метапредметные задания на основе известного ему алгоритма)
4 уровень – Применение в нетиповой ситуации (ученик выполняет нестандартные метапредметные задания, выбирая наиболее эффективный способ выполнения действия, исходя из условий; комбинирует разные способы действий.
Слайд 30. Подходы к оцениванию метапредметных результатов:
1. Критериальное оценивание:
- основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты обучения; критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть заранее известны и учителю, и детям и даже вырабатываются совместно с детьми; оценивание выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в оценочную деятельность, приобретая навыки и самооценки.
Слайд 31 2. Формирующее оценивание – оценивание , направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей; дает возможность педагогу отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения;
помогает учителю корректировать учебный процесс;
способствует проведению педагогом и обучающимися самоанализа и стремлению улучшить результат;
помогает ученику осознать степень ответственности за свое образование; является чаше всего безотметочным;
основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь
Слайд 32. Принципы формирующего оценивания:
- педагог регулярно обеспечивает обратную связь, представляя учащимся комментарии, замечания по поводу их деятельности;
- обучающиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения;
- педагог меняет приемы и технологии обучения в зависимости от измкнния результатов обучения учащихся;
- учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку детей;
- педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
В целом оценивание должно быть таким, чтобы оно могло двигать вперед развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения, сформировать готовность к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности обучающихся.
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели сушность и теоретические основы метапредметного подхода в обучении, еще раз попытались осмыслить такое понятие как метапредметные результаты.
За период внедрения и реализации новых образовательных стандартов в нашем педагогическом коллективе накоплен положительный опыт работы и сегодня у нас есть возможность еще раз осмыслить и представить самые эффективные методы и приемы обучения в условиях реализации стандартов второго поколения.
(представление опыта работы).
1. «Средства развития универсальных учебных действий обучающихся на уроках в начальной школе»
2. Формирование метапредметных умений на уроках гуманитарного цикла: приемы и технологии
3. «Реализация метапредметного подхода в обучении на уроках естественного-математического цикла.
4. «Метапредметный подход и функции учителя на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»
5. Реализация метапредметного подхода на уроках художественно-эстетического цикла, физической культуры, ОБЖ.
Уважаемые коллеги, мы завершаем работу педагогического совета и я предлагаю высказать свои суждения по рассмотренной теме ….(работа в группах)
Прием «Не законченное предложение»
1 группа
1) Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладеет системой знаний, но освоит…. (универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире).
2 группа
1) Ценность метапредметного подхода в образовании и, соответственно, метапредметных образовательных технологий в том, что они …. ( помогают решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов) .
3 группа
1) Метапредметный урок - это урок, на котором…
- происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире.
- обязательно происходит работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и, соответственно, деятельностных единиц содержания. "Не мыслям следует учить, а мыслить" (И.Кант). Учить мыслям бессмысленно, т.к. в современном мире происходит быстрое устаревание информации, а потому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
- школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, у учащихся формируются универсальные учебные действия (УУД), т.е. умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
- ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт.
- ученик осваивает способы, даже не деятельности – ЖИЗНИ
4 группа
Метапредметный урок - это урок, целью которого является…..
- ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся,
- умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
- создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса. Сценарий урока нужно составить таким образом, чтобы поставить ребенка на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит ребенка сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
- формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
5 группа
Метапредметный урок - это урок, с помощью которого...
- происходит сохранение и отстаивание культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения;
- обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания;
- можно подготовить ребенка к реальной жизни;
- в общее содержание образования включается метапредметное содержание путем:
- включения в обычные учебные предметы фундаментальных образовательных объектов (отражающих единство мира).
- учитель подводит ребенка к рефлексии процесса его деятельности на уроке (или вообще деятельности);
- вся сложность мира представляется через изучаемый предмет.
Слайд 33 Вывод о метапредметном подходе
Рефлексия.
(Притча «Крылья»)
Вывод: мы должны научить ребёнка двигаться по жизни, применяя на практике знания, полученные от нас.
Слайд 34
Оцените свою деятельность на педагогическом совете с помощью фразеологизма
- Шевелить мозгами (красный цвет)
- Слушать краем уха (зеленый цвет)
- Бить баклуши (желтый)
Литература:
1. Громыко, Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] / Н. Громыко. — Режим доступа: http://www.ug.ru/archive/36681. свободный.
2. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико¬практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства/
Ю. В. Громыко. — Минск: Технопринт, 2000. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: Проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2008.
3. Панфилова А.П.. Обучение «действием» - поддержание высокой рыночной стоимости менеджеров бизнес-компании. В сб. Менеджмент XXI века: образование и бизнес. СПб.: ООО «Книжный дом», 2007. С.62-66.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Уч. Пособие для студ. – 3-ье изд. – М.: Ид-кий центр Академия, 2012. С. 14-20.; С. 108-113.- 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://standart.edu. ги/. свободный. — Загл. с экрана. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — М.: Просвещение, 2010.
6. Зильберман М. Активный тренинг: Универсальный подход к обучению/ Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишерз: Изд-тво Юрайт, 2010, С.21.- 412 с.
Приложение
Структура метапредметного урока как образовательной ситуации
№ | Этап | Цель этапа |
Мотивационно-ориентировочный блок | ||
1. | Этап актуализации | обращение к индивидуальному опыту учащихся, связанному с метапредметной темой урока |
2. | Этап проблематизации | определение учениками собственного «незнания» относительно фундаментального образовательного объекта урока |
3. | Этап целеполагания | формулировка учащимися цели предстоящей деятельности по преодолению собственного «незнания» |
Организационно - деятельностный блок | ||
4. | Этап моделирования | построение идеального видения фундаментального образовательного объекта, оформление его в виде модели, отражающей его внутреннее устройство, систему внешних связей |
5. | Этап конструирования | переход от системы теоретического мышления к системе практического мышления и создание учащимися собственных образовательных продуктов (на данном этапе - коллективных) |
6. | Этап презентации | соединение идеальных планов каждого в общий и коллективный «объем» - совместную действительность |
3 | Рефлексивно – оценочный блок | |
выявление | ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания | |
оценка | степени приращения инструментальных ресурсов личности обучающихся | |
оценка | качества созданных на уроке образовательных продуктов |
Приложение 2
1. Мотивация к учебной деятельности. Мотивировать ребенка к учебной деятельности — значит:
- актуализировать требования к нему со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);
- создать условия для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);
- дать ученику уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).
Создание внутренней мотивации к обучению формирует такие личностные метаумения, как способность к самоопределению и смыслообразованию; целеполагание (регулятивные метаумения), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативные метаумения).
2. Создание проблемной ситуации. Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Задание должно быть интересно ученику, увлекать его. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные предметы и явления, отличает истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека.
Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро. Долго целенаправленно работать в одном направлении ученику трудно; следует брать во внимание и то, что он обязан заниматься всеми предметами. На этом этапе формируются познавательные логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные метанавыки формируются, когда учащиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. В процессе коммуникации учащимся необходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные метаумения.
3. Выявление причины затруднения. Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, учащиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину затруднения – те конкретные знания, умения, которых недостает для решения пробного задания и задач такого типа вообще. На этом этапе формируются следующие познавательные метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные метаумения связаны с выражением своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументацией своего мнения и позиции в коммуникации, учетом разных мнений, координированием разных позиций, разрешением конфликтов.
4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения. На этом этапе учащиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники (ресурсы) и сроки. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем дети самостоятельно осуществляют исследование. Этот этап – важнейший для формирования универсальных учебных действий: происходит самоопределение и смыслообразование. Наряду с уже перечисленными познавательными и регулятивными метадействиями, формируются такие, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных метанавыков, связанных с умением работать в группе.
5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения. Учащиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Это решение фиксируется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, что также фиксируется. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. Разумеется, по-прежнему актуальны логические метаумения: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, установление причинно-следственных связей. Учащийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных метаумений на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.
6. Проверка эффективности найденного способа деятельности. Учащиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах или фронтально. Помимо вышеперечисленных метаумений, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.
7. Самостоятельная работа и самопроверка. На этом этапе учащиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные метаумения: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
8. Рефлексия и самооценка. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Это значит, что учащиеся должны соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Приложение 3
Узелки на память:
«Мастером не трудно стать, трудно им оставаться…»
«Налови мне рыбы — и я буду сыт сегодня, а научи меня ловить рыбу — так я буду сыт до конца жизни» (японская пословица)
«Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа
не умеет – о смысле жизни, о её ценности. Это ответ на вопрос:
Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?» М. Половкова
«Жизнь на уроке должна стать подлинной… и тогда у наших детей появится желание и смысл учиться»
Метапредметность – слово из новых! Несёт в себе знаний единых основу. Выходим за рамки уроков предметных И ждём результатов от жизни ответных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Презентация "Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС" является основой для проведения мастер-класса,...
Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС
Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»
Сценарий педагогического совета «Метапредметный подход как средство достижения нового качества образования в условиях реализации ФГОС»...
Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
Доклад на педсовете...
Управление процессом достижения нового качества образования как условие реализации ФГОС
Презентация к докладу на педсовете...
Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"
В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....
Достижение современного качества образования в условиях реализации ФГОС как следствие развития профессиональных компетенций учителей физики
В соответствии с требованиями ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и п...