Работа по социальной адаптации с особыми детьми
статья

Понятие «Особый ребенок» давно обосновалось в педагогике, а вот в общественном сознании укоренилось относительно недавно. Современная психология относит к ним детей с отклонениями от нормы, связанными с поражением нервной системы. Большинство детей с отклонениями от нормы «домашние», главный городской маршрут для них дом - поликлиника.  Наш мир для такого ребенка сложный, непонятный, пугающий, и чувствует он себя здесь как инопланетянин.  Как сделать город для детей с особенностями развития не чужим и враждебным, а удобным и доброжелательным, хотя бы самую малость? Опыт, накопленный за годы работы с особыми детьми, лег в основу этой статьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_sotsialnoy_adaptatsii_s_osobymi_detmi_kunets.docx53.81 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по социальной адаптации с особыми детьми

Я работаю в коррекционной школе №231 Адмиралтейского района. Наша школа необычная с адаптированной образовательной программой обучения для учащихся двух вариантов. 1 вариант для детей с легкой и средней тяжестью нарушений интеллектуального развития и II вариант для «Особого ребенка». Понятие «Особый ребенок» давно обосновалось в педагогике, а вот в общественном сознании укоренилось относительно недавно. Современная психология относит к ним детей с отклонениями от нормы, связанными с поражением нервной системы. Большинство детей с отклонениями от нормы «домашние», главный городской маршрут для них дом - поликлиника. Любой пустяк (резкий звук, бегущая на встречу собака) могут восприниматься особым ребенком как опасность. И реагирует он на нее в соответствии со своим психическим состоянием. При неодобрительном взгляде и реплике окружающих ребенок истерически вопит, катается по полу.

Каждому прохожему ведь не объяснишь, что ребенок «не такой», как все. Наш мир для него сложный, непонятный, пугающий, и чувствует он себя здесь как инопланетянин. Отсюда и стремление родителей оградить ребенка, да и себя тоже, от травмирующих стрессовых ситуаций. Поэтому жизнь семьи, как правило, ограничена квадратными метрами квартиры, в лучшем случае, дачным забором. Как сделать город для детей с особенностями развития не чужим и враждебным, а удобным и доброжелательным, хотя бы самую малость? Опыт, накопленный за годы работы с особыми детьми, лег в основу этой статьи.

Освоение городского пространства для особого ребенка начинается с первым школьным звонком в коррекционной школе. Адаптации в городе призвана помочь программа по внеурочной деятельности «Мы по городу идем». Это комбинированный курс для школьников с интеллектуальными отклонениями с учетом их нервной системы. Главная задача программы – социальная адаптация в городской общественной среде.

Под понятием «особый ребенок» собрано огромное множество нарушений в физическом и интеллектуальном развитии. Поэтому главный метод обучения и воспитания в коррекционной педагогике - индивидуально-дифференцированный. Уже в первый месяц обучения школьников можно условно разделить на три группы: ярко выраженные индивидуалисты; ребята, способные к коллективной работе и самая сложная категория - дети с перепадом настроения (то смех, то слезы). Например, у ученика десятилетнего Артема очень чувствительная нервная система. Разговаривать с ним можно только тихим, спокойным голосом. Ребенок реагирует плачем на речь с едва уловимыми нотками раздражения, даже если она обращена к другому ребенку. Поэтому к каждой группе учеников подбирается своя методика.

Освоение городской среды особыми детьми начинается с самых близких им понятий «улица» и «дом». Замечательно оно укладывается в схему, озвученную в известном детском стихотворении:

«Мы по городу идём

Всё, что видим, назовём.

Вот дома высокие,

Улицы широкие,

Остановки, магазины

Парки, улицы, мосты

И деревья, и кусты…»

Вокруг улицы выстраивается целая система, связанных с ней понятий: общественные здания (магазины, аптеки, кафе), жилые дома и общественное пространство (парки, тротуары, скверы).

У улицы есть особые законы, оберегающие от несчастья. Это правила безопасного поведения на улице. Их помогают выполнять специальные помощники: светофоры, пешеходные переходы и дорожные знаки. Для «Особого ребенка» главной задачей на протяжении всего курса обучения является формирование жизненно - важных навыков. К ним относят безопасное поведение на улице и ориентация в общественном пространстве. Мы учим находить аптеку, салон связи, парикмахерскую, магазин и получить необходимую услугу. Особенности интеллектуального развития этих учащихся не позволяют сформировать более сложные навыки.

Методика социальной адаптации наших воспитанников хорошо разработана и успешно апробирована в коррекционных школах. Современная педагогическая наука рассматривает обучение, как высшую форму психической деятельности, она включает огромное число механизмов. Информация непрерывным потоком поступает в мозг, он ее обрабатывает, систематизирует, хранит и в нужный момент воспроизводит. Мозг же ребенка с интеллектуальными нарушениями напоминает компьютер с вирусом. Он то забывает закрепить информацию, то воспроизводит не в полном объеме и искаженном виде, а то и вовсе стирает. Учителя, работающие в коррекционной школе, хорошо знакомы с эффектом «забывчивости». Стоит месяц не повторить правила поведения на дороге, и школьник уже не помнит, что по тротуару нужно идти по правой стороне, а переходить улицу на зеленый сигнал.

Как заставить мозг работать в правильном направлении? Есть ряд специальных методов. Один из них - метод многократного повторения. Он отлит в золотую формулу «повторение – мать учения». Этот метод - самый старый, он лежит в основе религиозного обучения, из которого выросла вся современная школа, и является самым эффективным.

Поэтому от занятия к занятию я возвращаюсь к понятию «улица», немного меняя угол зрения. На первом уроке знакомлю учащихся с самим понятием, используя макет с домиками, дорогой и тротуарами. На следующем уроке понятие «улица» дополняю словом «адрес». У каждой улицы, как и у человека, есть имя. Я задаю вопрос учащимся: «Где мы можем найти и прочитать название улицы?» Раздаю дидактический материал (домики с табличками). Для одной группы детей табличка с дозированной помощью: адрес уже написан карандашом. Его нужно только обвести. А другая часть детей вписывает его самостоятельно. Далее занятие - экскурсия по ближайшим улицам, где учащиеся учатся находить адрес на домах. В процессе обучения узнаем, что имена улиц - «говорящие». Школа находится на улице Володи Ермака. С помощью фотографии знакомлю детей с героем, в честь которого названа улица. Во время экскурсии на площадь Кулибина, которая рядом со школой, рассматриваем бюст героя. В памятные даты (День Победы и др.) возлагаем с учащимися цветы к памятнику. На занятиях по закреплению пройденного материала вспоминаем на какой улице находится наша школа? В честь кого названа наша улица? Какие улицы и переулки рядом со школой ты еще знаешь? Для детей с легкой умственной отсталостью задания более сложные.

Одной из задач курса является воспитание эстетических чувств, интереса к истории. Район Коломна, в котором расположена школа, дает эту счастливую возможность. Прошлое было необычайно щедрым к Коломне. Оно оставило огромное наследство в виде многочисленных памятников истории, культуры, архитектуры. Здесь в низовьях реки Мойки роскошные великокняжеские дворцы соседствуют с великолепными особняками промышленных магнатов. Особая гордость Коломны - судоверфь «Адмиралтейские Верфи». Это предприятие с 320 – летней историей. У легендарного флагмана ВПК России было 17 смежников, 5 из них располагались в Коломне. Сегодня память о них хранят названия улиц

Прядильный переулок и река Пряжка. Когда закончилась эра деревянного флота, Адмиралтейство из центра столицы империи окончательно перевели на окраину, в Коломну.

Пестрый этнический состав района следствие кадровой политики судоверфи. Острую нехватку квалифицированных кадров восполняли завозом трудовых мигрантов из Финляндии, Прибалтики, Польши, здесь же оседали евреи. Польский костел святого Станислава, лютеранская кирха, синагога и Исидоровская эстонская православная церковь – отражение многонационального характера Коломны.

С Коломной связано целое созвездие выдающихся имен: Суворов, Пушкин, Блок, Бенуа, Мусоргский.

Для учащихся с легкой умственной отсталостью я даю материал более углубленный, насыщенный исторической тематикой Коломны. Имена улиц - это голоса из прошлого.

На уроках ребята узнают, что у каждой улицы, как и у человека есть возраст. Примыкающим к школе улицам: Витебской, набережной реки Пряжки по 284 года! Они числятся среди самых старых городских петербургских улиц. При рождении носили другие имена. Витебская долго звалась Хлебной, улица Володи Ермака - Калашным переулком. Поясняю детям связь между словом хлеб и названием улицы. Калашный от слова калач – хлеб необычной формы. Обязательно показываю детям картинку или изображение калача. Обе улицы Хлебная и Калашный переулок вели к хлебным провиантским складам. Они находились на месте Кораблестроительного института. На другом уроке рассказываю историю набережной реки Пряжки. Использую наглядный материал, например, модель парусника, кусок плотной ткани. Объясняю, что они имеют непосредственное отношение к названию реки. Какое? Устанавливаю связь между рекой, полотном и парусником. Здесь находились прядильные амбары, в них мастера пряли полотно, а из него шили паруса для кораблей. От слова прясть и происходит название реки Пряжки.

В учебном лексиконе использую слова, имеющие положительную эмоциональную окраску. Улицы тихие, уютные. Дома красивые, окрашенные в теплые тона (желтый, темно-розовый) со множеством красивых декоративных элементов. Все это формирует позитивный образ городской среды, эстетический вкус. Приведу пример, как это работает.

Дом №2 по улице Володи Ермака - необыкновенный подарок для внеурочных занятий «Мы по городу идем». Школа главным фасадом смотрит на один из самых красивых домов Петербурга доходный дом Шрёдеров. Выдающийся петербургский искусствовед Кириков назвал его зданием, оформленным с «упоением!». Трудно не согласиться с этой оценкой. Это здание - наглядное пособие для формирования чувства прекрасного. Декоративные ленты светло - горчичного цвета перетекают с этажа на этаж, образуя крупные геометрические орнаменты. Тонкие изящные стебли тянутся по фасаду, распускаются цветками, головками подсолнуха и листьями. Фасад также украшен медальонами со сложным орнаментом. В углах можно рассмотреть в нишах-раковинах женские бюсты. Все декоративные детали крупные, красивые, что немаловажно для детского восприятия. Мы с учениками их рассматриваем из окна школы, рисуем, лепим, ищем похожие на других домах во время наших экскурсий.

В программе «Мы по городу идем» широко используется экскурсия. Экскурсия по коломенским улицам – это живое, непосредственное общение с прошлым страны. Текст, иллюстрация не дают таких эмоциональных впечатлений, как особняки 18 века с подслеповатыми окнами, милыми балкончиками. Восхищение и удивление вызывают дворцы великого князя Алексея Александровича, промышленных магнатов Гильзе фан дер Пальса и Пампеля. Лютеранская кирха, синагога, польский костел, православные храмы рассказывают нам о веротерпимости и дружелюбии Санкт-Петербурга. Сама история Коломны дает возможность прививать толерантность. Мы все разные, но живем в одном городе, построенном с любовью несколькими поколениями горожан разных национальностей. Заложенные ими традиции веротерпимости мы должны хранить и следовать им.

Современный человек, в том числе и школьник живет в перенасыщенной информационной среде. Видеоряд из непрерывно мелькающих картинок на смартфонах делает из учеников безучастных потребителей, не развивает эмоциональную отзывчивость. А непосредственное же соприкосновение с культурно-историческим наследием Коломны вызывает чувство восхищения, удивления, гордости. Коломна - это наглядная иллюстрация достижений России в области науки, культуры, технологии.

Рядом со школой находится станция скорой помощи. Лишь единицы знают, что скорая помощь родилась в нашей стране в Санкт-Петербурге, а не в Вене, как принято считать. В 1828 г. Император Николай 1 издал указ «Об учреждении в Санкт-Петербурге заведений для подаяния помощи внезапно обмирающим и повреждаемым людям».

На рубеже 19-20 в. станции скорой помощи были приписаны к Съезжим домам. Здание Съезжего дома Коломенской части сохранилось и находится на площади Репина, недалеко от школы № 231. Здесь под одной крышей располагались – пожарные, полиция, лазарет. Заведовал лазаретом полицейский врач с функциями санитарного надзора. Фонарщики и трубочисты тоже числились в штате съезжего дома.

Пожарная служба Санкт-Петербурга входила в число лучших в мире. В 1892 г. журнал «Пожарный» сообщил своим читателям, что Особая комиссия, состоящая из офицеров парижской пожарной команды, объехала все крупные города Европы с целью изучения организации в них системы борьбы с огнем. Она пришла к заключению, что Парижу еще многого не достает и позаимствовать это нужно у Петербурга. В коломенском Съезжем доме охотно делились с европейскими коллегами секретами борьбы с огненной стихией.

С рождения Коломна принимала участие в создании российского военно-морского флота. Судоверфь «Адмиралтейские верфи» - один из мировых центров судостроения. Из 197 государств только около двух десятков стран умеют строить корабли! Первый корабль, спущенный на воду со стапелей Адмиралтейства - «Полтава». Сегодня он вновь воспроизведён, а летом его можно увидеть в акватории Невы и даже посетить с экскурсией. На уроках ребята рассматривают иллюстрации кораблей того времени. Огромные краны судоверфи прекрасно видны с набережной реки Пряжки. Обо всех вехах большого и славного пути легендарной судоверфи от парусника до ледокола я рассказываю учащимся нашей школы на доступном для них уровне.

Тема «Моя школа в Коломне» интересна и детям, и взрослым. После школы ребята делятся с родителями новыми впечатлениями. Мне хочется, чтобы ученики знали, любили, гордились своим городом.

Дорога к школе – это не только улица, по которой мы идём от дома к школе. Это ещё и дорога истории, которая по счастливому стечению обстоятельств проходила через Коломну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОДОКЛАД "СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

Говоря о воспитании как социальном явлении , мы видим основную задачу социальной коррекционной школы 8-го вида в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни. Основная проблема состоит ...

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности

План работы социального педагога для выявление семей и детей, находящихся в социально-опасной положении; детей группы риска, а также систематически пропускающих по уважительным причинам занятия в...

Роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников

В статье  раскрывается роль психологической службы школы в управлении работой по социальной адаптации старшеклассников...

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми...

Статья «Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска».

«Формы и методы индивидуальной и профилактической работы, используемые социальным педагогом школы с детьми «группы риска»....