Роль социального педагога во взаимодействии с семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .
методическая разработка

Значительная роль в воспитании отводится сотрудничеству семьи и школы. Это не одноразовая акция , а целая система работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль социального педагога во взаимодействии с

семьями учащихся по оказанию системной работы по оказанию помощи в вопросах воспитания , обучения, развития и социальной адаптации детей .

                                Социальный педагог школы № 612

                                Центрального района

                                Толстых Н.Х.

Санкт-Петербугр

2019 год.

    Введение.

        Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству  семьи и школы. Это не одноразовая акция, а целая система работ.

Семья должна оказывать помощь школе в успешном осуществлении закона об образовании в организации деятельности учащихся. Но на современном этапе мешает социальному воспитанию и школьной адаптации слабое знание родителями основ педагогики. Поэтому в настоящий момент необходимо углублять взаимодействие семьи и школы, повышать ответственность отцов и матерей за воспитание детей. И организовать эту работу должна школа. В связи с этим возрастает значение работы социального педагога, учителя, психолога в школе по организации этой деятельности, от которой зависит успех решения многих проблем и вопросов .

        Семья играет исключительно важную роль в формировании интеллектуально полноценного, нравственно и физически здорового молодого поколения.

        Социальные проблемы образования постоянно волнуют  не только педагогов и учащихся и их родителей , как непосредственных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной степени представителей всех слоев населения.

            Социальный педагог, работающий с детьми, может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу семьи и классных руководителей, он стремится к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка.

        Цель исследования: Выявление и определение потенциала социально-педагогического сотрудничества семьи и школы.

        Задачи исследования:

1. Определить значимость работы социального педагога  в работе с семьей.

 

Деятельность социального педагога по работе с семьей.

        Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания игровых ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье.

Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса.

Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:

Советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Часто родители придумывают, каким должен быть ребенок в идеале, а, когда он не соответствует их мечтам, упрекают его за это, не замечая достоинств, которые просто не были включены в их, родительские, планы. Поэтому, чтобы у ребенка не воспиталось низкой самооценки и ощущения ущербности, не стоит возлагать на него каких-то огромных надежд, чтобы впоследствии не прийти к разочарованию. И, наоборот, нужно старательно замечать достоинства, открывать в ребенке ему присущие черты.

Похвала и критика тоже должны иметь разумное соотношение: нельзя все, что делает ребенок, безоговорочно хвалить, но и ругать за все подряд – тоже не стоит.

Воспитание самооценки в ребенке – одна из самых важных задач для его будущей жизни.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустительский.

При демократическом стиле прежде всего, учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

 Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда – при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят его родителей – поддержание престижа. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни (“В классе из окон не дует?”, “Что вам давали на завтрак?”), или вообще мало что волнует – школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Равнодушный вопрос: “Что было сегодня в школе?” рано или поздно приведет к соответствующему ответу: “Ничего особенного”, “Все нормально”.

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

Нехорошей особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

        Из-за нарастания тревожности и  низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные снижением успеваемости ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Дети с высоким уровнем притязаний, где  демонстративность – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, “недолюбленными”. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. (“Лучше пусть ругают, чем не замечают”). Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного покупки роликов). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.

Дети с  “уходом  от реальности” наблюдаются в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

        Создание духовной, эмоциональной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.    Без родительской любви, дело известное, ребенок при живых отце и матери - сирота. Но ему совсем не безразличны и их отношения между собой. Вот мнение доктора педагогических наук В.И.Кочеткова: "Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным фактором, воздействующим на ребенка. Когда мать и отец любят друг друга, больше всего от их любви получает ребенок. Без нее весь мир бледнеет, и никакие педагогические меры не могут восполнить ее влияние на ребенка".

        

Воспитание младших школьников в семье.

        Воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Учителя знают: современная система начального образования такова, что в обучение ребенка включается семья-одни родители проверяют уроки детей, другие делают их вместе с ними.

Приготовление и проверка уроков - главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками.

            Некоторые родители становятся в позицию учителя, причем, к сожалению, плохого учителя они принимают холодный тон, всеми силами стараются "выжать" из ребенка самостоятельное действия. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уровнями: плачем, неожиданной "тупостью"; беспомощностью и т.д. Вопрос о контроле и представляемой свободе, их роли в развитии ребенка - проблема не только семейного, но и общественного воспитания.

            Младшие школьники принимают любых родителей. Детям этого возраста свойственна доброжелательность: они настроены на хорошие отношения к другим, особенно близким людям, и они сами ожидают от них такого же отношения.

        Нередко в семьях младших школьников провинившемуся ребенку долго и с раздражением выговаривают за проступок, оценивая и поступок и самого ребенка. В потоке  назидательных оценок родители подчас утрачивают чувство меры и чувство собственного достоинства, а значит, и авторитет.

Неудивительно, что родители, обращаясь за  помощью к психологам, к социальным педагогам, жалуются, что "детей ничем не проймешь", они не боятся никаких наказаний. Желая объяснить ребенку, смысл его поступка, родители превращают объяснения в назидания, а разговор в наказание.

        Некоторые родители считают возможным прибегать к физическим наказаниям, ссылаясь на свой собственный опыт .

         Только рядом с взрослым, признающим в ребенке "внутреннего человека", уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей его полноте.

        Известно, что в младшем школьном возрасте закладывается фундамент    человеческой личности.

         Поэтому целесообразен поиск эффективных путей педагогического руководства воспитанием младших школьников в семье. Один из них сводится к всестороннему изучению семьи, ее воспитательных условий.

        Для изучения семьи в целом, уровня ее социально-педагогической ценности выделены общие критерии эффективности воспитания школьников в семье:

    - понимание родителями целей и задач семейного воспитания.

    - осознание родителями социальной ответственности.

    - положительное отношение родителей к педагогическому руководству со стороны школы.

    - повышение уровня педагогических знаний родителей, умение применять их в практике семейного воспитания.

    -единство и согласованность школы и семьи в воспитании детей.

        Ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе.

94% родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т.д. Однако только 51% родителей получают знания через различные формы просвещения систематически, 48% посещают беседы, родительские собрания от случая к случаю. В их число входят родители из неблагополучных семей.

    В школе должны организовываться беседы с родителями по следующим темам:

    1. Здоровая нравственная атмосфера семьи - необходимое условие правильного воспитания ребенка.

    2. Значение единых требований в воспитании ребенка.

    3. Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей в процессе воспитания.

    4. Воспитание положительных навыков и привычек у детей.

    5. О формах поощрения и наказания.

    6. Приучение ребенка к труду.

    7. Режим дня школьника как необходимое условие правильного воспитания.

    8. Воспитание навыков и привычек культуры поведения.

    9. Единство требований со стороны школы и родителей.

         Методика проведения бесед должна строиться таким образом, чтобы каждый родитель серьезно задумались над вопросом воспитания, сами пытались отыскать пути индивидуального решения педагогических задач.

Роль семьи в условиях семейного воспитания.

        Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об  окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам.

        Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям.    Чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье.

        Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимают свою ответственность за воспитание детей.

    Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье!

        Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, ребенок должен быть, уверен, что его кто-то очень любит, и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.    Еще одним важным условием воспитания детей в семье является авторитет родителей.

        Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье.

        Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу. Недопустимо чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли пренебрежительное высказывание в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поиска компромиссного выхода из создавшегося положения.

     Родителям нужна система педагогических знаний, умений применять их с учетом индивидуальных особенностей.    

   

Формы и методы работы с родителями.

        Идеалом, к которому стремится семья, школа все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.

        С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов школ с родителями младших школьников:

    - Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей,т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

    - Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.

    - Формирование у родителей потребности в самообразовании.

    -Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.

     

         Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

        Индивидуальная работа с родителями и другими взрослыми членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

        Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить «Родительскую анкету» со следующим содержанием:

        I. Ф.И.О родителей.

          1. Возраст

          2. Образование

          3. Место работы, телефон

          4. Общественная работа

          5. Квартирные условия

          6. Общий заработок семьи

          7. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать

        II.Ф.И.О ребенка.

          1. Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

          2. Какие игры предпочитает?

          3. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

          4. С кем чаще играет(с мальчиками или девочками)?

          5. Как ведет себя в детском коллективе? (активен,   пассивен, застенчив.)

          6. Какие обязанности имеет дома?

          7. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка          следует учесть.

        III.

        1. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием  ребенка?

        2. Где чаще всего совместно с ребенком проводится    досуг?

        3. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

        4. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

        5. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

        6. Какие методы воспитания вы предпочитаете?   (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и          т.д.).

    Многие учителя готовят памятки различного содержания, на следующие темы:

     - Что должен уметь первоклассник?

     - Что делать, если ребенок пропустил несколько учебных дней?

     -Правила выполнения домашних заданий;

     - Как помочь младшему школьнику правильно  собраться в школу.  

     - Правила поведения в общественных местах и в школе.

   

        Часто встречаются трудности в воспитании ребенка, где конфликты между отцом и матерью переходят границы внутрисемейных разногласий. Задача, которую должна решить школа в работе с не благополучными семьями -попытаться всеми средствами обеспечить охрану интересов ребенка. А значит так повлиять на родителей, чтобы они осознали ответственность за растущего человека, это очень сложная кропотливая работа, не всегда приносящая результат сразу. Здесь нужно использовать всевозможные формы и методы работы: убеждение, разъяснение, пример других родителей, усиленный контроль.

        Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

        Обследование показало, что 51% пьющих взрослых воспитывались в семьях, где часто употреблялся алкоголь.    

        Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.

        Большие возможности представляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, обмен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, создание  родительского коллектива, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми детьми.

        Основная задача школы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

        Основная форма работы с коллективом родителей - родительское собрание, вместе с учителями начальных классов, которое проводит ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

        Привлечение родителей к выполнению поручений к ежедневной

доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя, социального педагога с семьей.

Взаимодействие школы и семьи в воспитании.

         Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.

        К факторам семейного воспитания относятся материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют.

        Существуют факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток рабочего времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений.

        Семья, дом располагают немалыми позитивными условиями, способствующими повышению воспитательных возможностей домашних игр: во-первых, родители и дети проводят совместно достаточное количество времени, часто вместе занимаются, играют, отдыхают; во-вторых, для организации проведения игр в домашних условиях существует немало разнообразного инвентаря.

        Как показывает практика, контакты родителей младших школьников с их учителем - самые тесные и активные в сравнении с учителями  старших детей. Именно эти родители становятся главной опорой учителя в проведении игр.

              Существует прямая зависимость между обстановкой в семье и успеваемостью. Количество относительно благополучных семей совпадает с количеством успевающих детей на "4" и "5". Количество учащихся по пониженным оценкам по поведению совпадает с количеством педагогически несостоятельных семей, что является причиной снижения активности преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

        Главная причина в нарушении воспитания в семье то, что родители младших школьников бросаются в две крайности:

        -одни родители воспитывают ребенка по авторитарному стилю, их внимание сосредоточено на соблюдении порядка и на школьных отметках, таких родителей мало заботит, добр ли их ребенок, способен ли он помогать и т.д.

        -другие родители предоставляют ребенка самому себе, не желая приложить никаких усилий по воспитанию и обучению ребенка. Это, конечно же, происходит в педагогически несостоятельных семьях. Но, исследуя только родителей, социальному педагогу не удается создать оптимальное взаимодействие семьи и школы, необходимо также вести углубленное изучение работы учителей и детей, стараться определить взаимосвязывающие главные "нити" между учителем->ребенком->родителем.

Примерный план работы социального педагога в начальной   школе на первое полугодие.

    I. Учебно-методическая работа.

        1. Изучение литературы по социальной педагогике.

        2. Знакомство с периодической печатью.

        3. Участие в семинарах и совещаниях социальных педагогов.

        4. Продолжить изучение методик исследования личности семьи, учителей и детей.

    II. Работа с семьей.

        1. Провести диагностику семейного воспитания с родителями младших школьников.

        2. Дифференциация семей по типам.

      3. Организовать взаимодействие социальных служб для

      разрешения возникающих конфликтов.

        4. Привлекать учителей, детей, родителей в проведении совместных вечеров.

        5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

        6. Организовать социально-психологический тренинг общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

        7. Проводить консультации для родителей по определенному графику.

    III. Работа с детьми.

        1. Изучить занятость детей во внеурочное время.

        2. Продолжить изучение личности детей, работу проводить

согласованно со школьным психологом.

        3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с          учителями.

        4. Уделять особое внимание детям, находящимся под опекой.

        5. Вести индивидуальную работу с "трудными детьми".

   IV. Взаимосвязь социальной службы школы со службами системы профилактики.

        1.Организовать встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

        2. Приглашать родителей и учащихся (по необходимости) на

индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

    Дополнительно необходимо проводить работу по профилактике отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы.

           

Выводы.

1. Системная деятельность социального   педагога по организации сотрудничества семьи и педагогов школы   благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее   педагогической направленности, тем самым открывает возможность на   повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказывает   помощь в организации систематической совместной работы семьи и школы  

2. Системное сотрудничество социального педагога с родителями и учителями начального   звена повышает познавательную и социальную активность ребенка.

     

Список литературы.

1. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе //Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

2. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился: Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1988. - С.125-127.

3. Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.

4. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8. -С.70.

5. Кондратюк В.Н. Изучение методов семейного воспитания // Начальная школа. - 1993. - N 1. - С.70-72.

6. Кожапова Н.Е. Учителя и родители-партнеры в воспитании ребенка //Начальная школа. - 1995 - N 6. - С.11-14.

7. Михайлова Т.В. Как я провожу родительские собрания // Начальная школа.-1993. - N 10. - С.73-75.

8. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1986. - С.4-18.

                                                     

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Роль социального педагога в организации сотрудничества семьи и школы.

1.Деятельность социального педагога по работе с семьей. 2.Стили семейного воспитания. 3.Условия воспитания ребенка в семье. 4.Правила для родителей. 5.Воспитание младшего школьника в семье. 6.Про...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К РАЗВИТИЮ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье авторы освещают аспект применения  современных технологий в воспитании детей с нарушениями психофизического развития. В статье кратко отражены направления педагогического воздейст...

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением

Рекомендации педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания детей с агрессивным поведением....

Методические рекомендации для классных руководителей по содержанию и проведению бесед с обучающимися, направленные на оказание помощи в вопросах воспитания, социальной адаптации и профилактику правонарушений.

В данных методических рекомендациях собраны конспекты классных часов, тематических бесед и занятий с обучающимися коррекционной школы по вопросам оказания помощи в вопросах воспитания, социальной адап...