Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
статья по теме
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
Качество образования рассматривается как ключевая проблема сохранения и прогрессивного развития интеллектуального потенциала страны XXI века.
Под управлением качеством образования мы понимаем деятельность, в которой ее субъект посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач обеспечивает организацию совместной деятельности потребителей и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.
Система работы с педкадрами в нашем образовательном учреждении ориентируется на выбранную цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом по развитию профессионального мастерства. При создании такой системы работы мы опираемся на диагностику профессиональной деятельности учителей школы, которая помогает не только оценить фактический уровень компетентности педагога, но и, исходя из выявленных результатов, определить роль каждого в общем деле по управлению качеством образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие профессиональной компетенции | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Валентина Петровна Сергеева, директор МОУ Зеленовской сош Рассказовского района
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)
В.П. Сергеева,
директор МОУ Зеленовской средней общеобразовательной школы
Рассказовского района
Все искусство управления заключается в том, чтобы не дать устареть своим кадрам
Н. Бонапарт
Качество образования рассматривается как ключевая проблема сохранения и прогрессивного развития интеллектуального потенциала страны XXI века.
Под управлением качеством образования мы понимаем деятельность, в которой ее субъект посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач обеспечивает организацию совместной деятельности потребителей и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей. Управлять качеством образования значит:
- создать условия, способствующие удовлетворению образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг;
- организовать эффективный учебно-воспитательный процесс;
- оперативно получать информацию, ее обрабатывать в целях коррекции УВП в соответствии с заранее заданными целями.
Управление качеством образования предполагает эффективную систему отслеживания качественных характеристик результатов образовательной деятельности, что невозможно без критериев (показателей) оценки. Это:
- уровень достижения поставленных целей;
- уровень обученности ученика с максимальной реализацией его возможностей (обучаемостью);
- уровень социализации;
- уровень удовлетворения запросов учащихся и родителей.
Условиями получения качественного образования мы считаем:
- уровень мастерства педагогических кадров;
- уровень развития, социальный состав учащихся;
- учебно-методическое обеспечение;
- нормативно-правовую базу;
- материально-техническое обеспечение;
- эффективность управленческих решений.
Первое условие – уровень мастерства (компетентности) педагога – важнейшее в деле достижения качества образования. Работа учителя оценивается по количественным и качественным результатам обучения и воспитания в соотношении с исходным уровнем подготовки и развития детей.
В современных условиях, условиях повышения самостоятельности школы, изменяются содержание, формы и методы ВШК в общей структуре управления. Внутришкольный контроль в нашем образовательном учреждении стал общим делом всех участников УВП и прежде всего педагогов.
«Школа, - писал В.А. Сухомлинский, - это исключительно сложный организм, в котором каждый из многих живых, трепетных органов чутко и бурно реагирует на то, в каком состоянии находится каждый из его собратьев – таких же, как и он, чутких, настороженных, легко возбудимых органов».
Педагогический коллектив – люди разного возраста и опыта педагогической работы, характера и коммуникабельности, интересов и ценностных ориентиров, темперамента и волевых качеств.
Дойти до каждого, определить место каждого в коллективе, включить каждого в круг необходимых всем организационных отношений – вот часть тех задач, которые решает администрация нашей школы при организации управленческих дел.
Система работы с педкадрами в нашем образовательном учреждении ориентируется на выбранную цель, которая определяет формы, методы и содержание деятельности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом по развитию профессионального мастерства. При создании такой системы работы мы опираемся на диагностику профессиональной деятельности учителей школы, которая помогает не только оценить фактический уровень компетентности педагога, но и, исходя из выявленных результатов, определить роль каждого в общем деле по управлению качеством образования.
В своей управленческой деятельности администрация школы старается предупредить возможные сбои:
- формы работы с педкадрами не должны быть чрезмерно разнообразны, механически подобраны;
- коллектив не должен рассматриваться как слушатель-ученик;
Напротив, системообразующая связь, целостность в организации профессионального роста педагогов должна помочь проявить свою индивидуальность, творчество, увидеть свою значимость в реализации общей глобальной цели – повышение качества образования обучающихся.
Высокий показатель профессионализма коллектива нашего образовательного учреждения (1 – заслуженный учитель России, 3 – отличника, 4 педагога имеют высшую квалификационную категорию, самое высокое качество знаний в районе и т.д.), достаточный уровень его зрелости (квалификации) зародил идею включить наиболее компетентных и творчески работающих педагогов в практическую работу по управлению качеством образования. В связи с этим решением педсовета была изменена структура методической работы в школе. Принятие такого решения обусловлено еще и тем, что наша школа малокомплектная, деление педагогов на методические объединения по предметам малоэффективно (большинство общих вопросов, касающихся методики, технологий обучения, опыта работы рассматриваются нами на МС, а частные, индивидуальные – в рамках самообразования). Теория и практика оперативного и эффективного управления П.И. Третьякова помогла нам максимально привлечь опытных педагогов к управленческой деятельности. Созданы проблемно-методические группы (ПМГ) «Здоровье», «Воспитание», «Образование», «Условия» с переменным составом. Каждая ПМГ в начале учебного года изучила анализ работы школы за прошедший год, провела диагностическую работу по своему направлению, выявила наиболее значимую проблему, наработала план, разработала функциональные обязанности, положение о ПМГ. При этом заметно повысилась активность учителей-руководителей ПМГ.
Администрация школы уверена, что надо не только спрашивать с учителя, но и доверять ему в вопросах контроля. Единоначалие в инспектировании снижает его результативность, способствует принятию неадекватных управленческих решений. Поэтому доля полномочий в управлении качеством образования, делегируемых учителям, общественным структурам, должна быть оптимально максимальной. Безусловно, нужна разработанная процедура механизма. Таким механизмом в нашей школе и является ПМГ – проблемно-методическая группа. Руководителям групп пришлось глубоко и детально изучить методику оперативного управления качеством образования в школе П.И. Третьякова. И эту активность, ответственность, компетентность руководителей ПМГ, их членов коллектив чувствовал в течение всего учебного года. При подготовке материалов к педсоветам привлекались все участники УВП: ученики, родители, педагоги. Особенно полезны в работе дни ДРК. Наше образовательное учреждение давно практикует проведение таких дней по проблемам «Здоровье ученика в режиме дня школьника», «Диагностика уровня воспитанности учащихся», «Оценка эффективности урока», «Микроклимат в школе». С появлением конкретного практико-диагностического материала стало реальным подготовку к педсовету сопровождать проведением дней ДРК, в частности, в рамках накопления материалов к педсовету «Формирование адаптивного образовательного пространства для повышения качества знаний учащихся» был проведен день ДРК по проблеме «Определение уровня адаптивности ученика на учебном занятии».
Сами педагоги-руководители ПМГ, став активными практиками в изучении некоторых вопросов управления качеством школьного образования, сделали много открытий для себя в вопросах воспитания, здоровья, жизни внутри всей образовательной системы школы.
В результате проведения дней ДРК был получен огромный практический материал для классных собраний, родительских собраний, для классных руководителей в конкретной работе с детьми. Известно, что классным руководителям часто бывает трудно составить характеристику класса либо ученика. Правильная и постоянная систематизация получаемых данных позволяет качественно и объективно справиться с этой задачей. От года к году можно проследить воспитание и развитие как классного коллектива в целом, так и конкретного ребенка.
Более десяти лет в нашей школе в начальных классах учителя работают по технологии развивающего обучения Л.Д. Занкова. Очень часто мы слышим или читаем о том, насколько эффективна эта методика в контексте с результатами образования: повышается общая эрудиция детей, их активность, коммуникабельность. Наши учителя приходят к таким выводам только на доказательной основе: в течение трех лет проводят диагностику развития мыслительных процессов школьников на начало и конец года. И мы можем с уверенностью сказать, что не каждый ребенок способен учиться по программе развивающего обучения.
Уверены, что работа учителей может быть проанализирована и оценена самими педагогами в рамках ПМГ, цель которых – получение информации о состоянии дел в школе, позволяющей оценить работу педагогического коллектива силами самого коллектива, отдельных его членов, оказание оперативной помощи и побуждение коллектива к продуктивной работе. Участие педагогов в управлении качеством образования обладает большой силой воздействия, ибо результаты этой деятельности влияют на статус педагога в коллективе. Работа на доверии раскрепощает и воодушевляет учителя, придает ему силы и уверенность, развивает инициативу, самостоятельность, создает в педагогическом коллективе атмосферу творчества, но в то же время и ответственности. Труд учителя становится осмысленным, получает социально значимое звучание.
Следует отметить и такую форму участия педагогов в управлении качеством образования, как самоуправление. Эффективен этот подход для учителей технологии, физической культуры. Достаточно подготовить вопросник и предложить заполнить его, учителя сами обнаруживают у себя недоработки, предлагают пути их исправления без дополнительного нажима.
Люди учатся всю жизнь. Согласно социологическим исследованиям, 20% своих знаний они получают, обучаясь в учебных заведениях разного уровня и назначения. Остальные 80% знаний, опыта получают через взаимодействие с другими людьми, самостоятельно в результате собственной аналитической работы, рефлексии, критического отношения к своему опыту и к самому себе.
Немаловажным в вопросе управления качеством образования является производственная учеба. В нашей школе тематика методических совещаний, ЕМД носит практико-проблемный характер. Теоретические вопросы по методике, технологиям обучения и воспитания в зависимости от интереса, понимания его педагогом, от рекомендаций администрации школы включаются ими в индивидуальные программы профессионального развития (план самообразования)
Преимущество такой организации работы состоит еще и в том, что все замечания, рекомендации, высказанные педагогами коллегам, воспринимаются иначе, чем если бы о них говорила администрация.
Материалы, наработанные ПМГ в прошедшем учебном году, не только интересны и содержательны, но и представлялись в нетрадиционных формах: на педсоветах предлагалось обработать анкеты, выявить проблему, написать проект решения, наметить механизм выполнения, исправления. Это могли сделать только компетентные педагоги. «Уча других, мы учимся сами» (Сенека).
Повышается уровень сплоченности, ценностных ориентиров коллектива, согласования интересов руководства, педагогов и школы в целом. Учитель проявляет заинтересованность в том, как организована его работа, в каких условиях трудится, какую пользу приносят его труды.
Таким образом, приоритетной технологией методической учебы педагогов является технология «обучения действием» (Рег Реванс).
Мы убеждены в том, что управление качеством образования, основанное на включении исполнителей в процессы выработки, принятия и реализации управленческих решений более эффективно, за ним – будущее при условии, что большинство педагогических работников – это люди компетентные в вопросах воспитания, образования, методики.
Результатом такой организации работы с педколлективом мы считаем:
1. Создание открытой системы управления школой.
2. Создание условий для развития педагогических инноваций в образовании.
3. Представление реальной самостоятельности педагогическому коллективу в управлении школой.
4. Развитие партнерских отношений между администрацией и педагогами.
5. Повышение качества образования выпускников школы (конечный результат).
Таким образом, участие педколлектива в подготовке и принятии решений позволяет им определить будущее школы, мотивирует на профессиональное развитие. Роль администрации состоит в том, чтобы согласовать работу всех групп, направить на реализацию поставленных перед школой задач и добиться исполнения коллегиально принимаемых решений.
Коллектив становится субъектом собственного развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ-компетентность участников образовательного процесса
выступление на семинаре...
Проектирование информационной среды МОУ "Тумская СОШ №3", как фактор, определяющий компетентность участников образовательного процесса в сфере ИКТ.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связанны...
Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса.
Методическая работа в школе....
Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования
Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов. Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные от...
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
«Психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие обеспечения качества образования на примере Центра профориентационной поддержки в г.Боровске Калужской области»
Публикация статьи педагога-психолога Белоскурской О.А. в сборнике материалов региональной научно-практической конференции, посвященной памяти народного учителя Российской Федкрации А.Ф Иванова 2015г....
"Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"
Доклад на педагогическом совете "Профессиональный рост педагога как условие обеспечения качества образования"...