"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе
методическая разработка на тему

Повенко Ольга Викторовна

 Педсовет направлен на  совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.  Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями. Помогает осмыслению педагогами собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

 «Педагогическое общение как особый вид творчества».

Эпиграф педсовета:

«И нам дано предугадать, как наше слово отзовется?..» 

Цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями; осмысление педагогами собственной деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать результаты микроисследований, проведенных к педсовету среди учащихся и учителей.

2. Высветить позитивные и негативные моменты в учебно-воспитательной работе школы.

      3. Разработать систему мер для качественного повышения уровня воспитания и   обучения в школе, устранения недостатков в работе.

Предполагаемые результаты:

– применение в работе полученных психологических знаний;

– улучшение взаимоотношений между педагогами и учащимися, педагогами и родителями.

План:

1 этап – подготовительный

1. Создание организационной группы, распределение поручений.

2. Проведение микроисследований среди учащихся, педагогов.

  • Изучение мнения педагогов о понятии «культура общения».
  • Анализ анкет изучения работы по формированию и сохранению позитивного отношения учащихся к предмету.
  • Анкетирование учащихся «Каким я хочу видеть своего учителя».

3. Подготовка вопросов для обсуждения и списка рекомендуемой литературы по проблемам.

4. Распределение участников педсовета по группам и определение руководителей групп.

5. Оформление помещения.

II этап – заседание педагогического совета

1. Вступительное слово директора школы:

– тема и проблемы, выносимые на педсовет; их актуальность для школы;

– постановка задач перед участниками .

2.Теоретическая часть:

  • Обоснование темы педагогического совета
  • Просмотр видеоролика из сборника «Ералаш», «Школа моей мечты».
  • Понятие «культура общения»
  • Результаты исследования среди учащихся ««Каким я хочу видеть своего учителя».
  • Специфика педагогического общения.
  • Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
  • Тест «Оценка общительности учителя».
  • Определение конфликта.
  • Стили взаимодействия педагога в конфликте .

3. Практическая часть .

  • Работа в группах:
  • Педагогические ситуации.
  • Разработка «Заповедей учителя».
  • Заполнение таблицы «Похвала»

4. Завершающая рефлексия: оценка проведенной работы участниками педсовета.

5. Обсуждение проекта решения педсовета.

Теоретическая часть.

Обоснование темы педсовета.

1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:

а) ученик – основной объект заботы учителя;

б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;

в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.

2. В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.

3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.

4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.

5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.

6. Комфортно себя чувствуют в школе лишь __47_ % учащихся, _53__ %  испытывают страх и тревогу, идя на урок к одному или нескольким учителям.

7. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.

– Каково же сегодня состояние на уроках?

– Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?

Видеоролик «Школа моей мечты».

После просмотра видеоролика – «Знакомая картинка?» Данный видеосюжет продемонстрировал нам общение между учениками и учителем. Здесь приведен пример , где взгляд на партнера происходит как на объект своего влияния, а не на равноправного участника обмена информацией. К сожалению, нередко, учитель принимает именно такую позицию.

В будничных ситуациях важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-либо, а щадя самолюбие других – вот это, пожалуй, та культура общения, общения без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава общающихся, ни от особенностей их темперамента.

А педагогическое общение – это особое общение. Это система органического социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств и т.д.

Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

В связи с этим вопрос: а какие особенности, какие тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»?

Варианты представлений педагогов понятия «культура общения».

  • Добренькова О.С., учитель начальных классов: «Это умение вести диалог ( полилог), соблюдая правила общения, т.е слушать собеседника, уважать его мнение, высказывать собственное мнение, не оскорбляя чувств оппонента, желание прийти к консенсусу. Общение – общее, имеют общий корень».
  • Макаров С.П., учитель истории: «Умение слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, давать возможность высказаться собеседнику».
  • Новоселова Е.В., учитель химии: «Культура общения – это деловые или дружеские отношения, находящиеся на высоком уровне. Общение по определенным правилам, соответствующие этикету в обществе, на таком уровне или условиях, которые удовлетворяют обе общающиеся стороны».

В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей. Исследование проводилось в форме опроса «Каким я хочу видеть своего учителя»:

  • С чувством юмора
  • Умный
  • Честный и справедливый
  • Добрый
  • Опытный
  • Общительный
  • Интересный (прикольный)
  • Стильный
  • С большим стажем
  • Молодой
  • В меру строгий
  • На уроке легко слушается и запоминается

Вывод - дети очень мудры и наблюдательны. Совсем не подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, по мнению детей,  соответствует мечтам и желаниям учеников. Ребята назвали в рейтинге лучших учителей Тользак О.В., Телегину С.В.

1. Специфика педагогического общения.

Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися.

Общение преподавателя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Преподаватель не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.

Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.

Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.

Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.

Еще одной специфической чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него (иначе общение не состоится).

Педагогическое общение – особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.

Специфическую характеристику педагогического общения выражают также два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны – это педагогическое творчество в процессе общения с учащимися, а с другой – это общение с детьми в процессе педагогического творчества.

Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых,  содержанием  которого является  обмен  информацией, оказание  воспитательного  воздействия,  организация  взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.

Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Показателем высокого уровня педагога несомненно является его коммуникативная компетентность.

Сравнительная таблица ругательств и похвалы, употребляемых учителями школы.

Ругательства

Похвала

Лентяй   Бестолочь  Двоечник несчастный

Бездельник   Безобразник    Бестолковый

Глупый, что ли?

Позорник. Ты меня позоришь!

 Язык, что помело.

Оболтус.

Дура, что ли?

Бараны

Я был(а) о вас лучшего мнения

Вы меня разочаровали

Оболдуи

Бесстыжие

Вам экзамены сдавать, а не мне!

Что, совсем тупой?

Объясняю для тупых прапорщиков!

Партизаны…

Это все мне, что ли нужно?

Вы уже здоровые детинушки!

 Молодец!

Молодечек!

Молочуля!

Молодцом!

                         Умница! Умничка!

                         Ну ладно, садись!

                         Хорошо!

                         Отлично!

                Вот это, я понимаю, ответ!

5-ка

Продолжай в том же духе!

Гладят по голове.

Называют по имени в уменьшительно-ласкательной форме.

Жест (большой палец вверх).

Как видно из таблицы, линия ругательств намного разнообразнее и содержательнее, чем линия похвалы.

2. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.

Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции.

Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися.  Именно  поэтому  стиль  педагогического  общения рассматривается  в  тесной  связи  с  общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.

Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский.

При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.

Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.

Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.

Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.

Альтернативой авторитарному и попустительскому стилям общения является демократический стиль общения.

При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению.

Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.

По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.

Тест «Оценка общительности учителя».  (Тест. В. Ф. Ряховского.)

Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте надо быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит неординарная встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите  ли  Вы  делиться  своими  переживаниями  с  кем  бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» –  1 очко, «нет» – 0 очков.

Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

КЛАССИФИКАЦИЯ К ТЕСТУ В. Ф. РЯХОВСКОГО

30–32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но и не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19–24 очка. у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословия.

9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны.  Вольно  или  невольно  Вы  часто  бываете  причиной разного  рода  конфликтов  в  Вашем  окружении.  Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.

3. Определение конфликта .

В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и т.д. И ситуация может перейти в конфликт.

Конфликт (от лат. – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.

В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».

Особенностями педагогических конфликтов являются:

  • Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т.к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
  • Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
  • Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
  • Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими амбициями.
  • Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликт порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники- ученики, педагоги, администрация, родители.

Причины конфликтов.

  • – В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.
  • – Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.
  • – Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.
  • – Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.
  • – Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.
  • – Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.
  • – Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
  • – Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.
  • – Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.

Предлагаю вам психогеометрический тест для исследования мотивационной сферы педагогов. Каждый из вас получит листочек с изображением пяти геометрических фигур. Пронумеруйте фигуры по степени значимости и приоритетности для себя.

И н т е р п р е т а ц и я   ф и г у р:

Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость». Лидер не один, а следовательно, есть возможность конфликта.

По мнению педагогов, противостояние и конфликты с учениками происходят прежде всего из-за «нежелания детей учиться», а с точки зрения старшеклассников, причины конфликтов кроются в «нежелании учителей понять и принять своих учеников». Нам есть над чем подумать. Совершенно очевидно, что один из путей повышения уровня комфортности учителей и учащихся – усиление взаимопонимания, соблюдение взаимных интересов, анализ того, какими качествами можно учащимся завоевать авторитет у сверстников.

Стили взаимодействия педагога в конфликте

(по кн.: Виханский, О. С., Наумов, А. Н. Менеджмент. – М., 2003):

Конкуренция  (силой, выигрыш-проигрыш)

Сотрудничество (выигрыш-выигрыш)

Компромисс (невыигрыш-невыигрыш)

Уклонение (невыигрыш-выигрыш)

Приспособление (проигрыш-проигрыш)

Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.

Для анализа конфликтной ситуации хорошо использовать «карту конфликта» X. Корнелиуса и Ш. Фэйра:

а) определить проблему конфликта;

б) выяснить, кто вовлечен в конфликт;

в) определить подлинные потребности и опасения каждого из участников.

Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям.

В любом случае:

1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.

2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.

3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.

4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.

Вам никогда не стать "пророком в своем отечестве". Вам никогда не быть полностью понятым окружающими. Поэтому не стоит закрепощать себя стремлением объясниться. Быть спокойным означает уметь смотреть на мир сквозь пальцы. Быть спокойным - значит тайно верить, что вы живете ради собственного счастья, что вы внутренне свободны и не должны об этом кому-нибудь рассказывать. Лишь покинув эту планету, вы сможете быть полностью довольными собой. Осознав это, вы избавитесь от необходимости нравиться и научитесь наслаждаться земной жизнью. Это хорошо понимал Достоевский. Он писал в "Братьях Карамазовых": "Люди отвергают своих пророков, они губят их, однако они любят мучеников и почитают того, кого погубили".

Зачем же позволять мучить себя, даже если эти мучения психологические? И зачем ждать, пока вас начнут почитать? Живите сейчас и смиритесь с непониманием других. Это очень пригодится вам

Проект решения:

1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

5. Рекомендовать администрации осуществлять комплексный анализ посещения урока (мероприятия), выделяя отдельным –воспитательный аспект урока (мероприятия).

                       Критерии

Количество баллов

I

      Целеполагание

  1. Наличие воспитательной цели
  2. Актуальность, соответствие возрасту и интересам детей

   

         да – 1 б.

          нет – 0 б.

II

 Влияние личностных качеств педагога

  1. Внешность
  2. Культура поведения
  3. Речь
  4. Убежденность
  5. Эмоциональность

     да – 1 б.

     нет – 0 б.

                                                Общее количество: 5 баллов

III

Стиль взаимоотношений учителя и учащихся

  1. Доброжелательность
  2. Справедливость
  3. Педагогический такт
  4. Умение создать деловую атмосферу урока
  5. Поддержка индивидуальных достижений ученика
  6. Эмоциональное приятие учащимися содержания урока

     да – 1 б.

     нет – 0 б.

                                                 Общее количество: 6 баллов

IV

Содержание материала

Воспитательная ценность подобранного материала (соответствие материала воспитательной цели)

соответствует – 2 б.

не соответствует – 0 б.

                         Общее количество: 2 балла              

   V

Реализация воспитательных возможностей используемых форм, методов и технологий

полностью реализовано – 2 б.

частично реализовано – 1 б.

не реализовано – 0 б.

        Общее количество: 2 балла

VI

Внешние и внутренние  условия

1. Эмоциональный фон урока

полностью способствует – 2 б.

частично способствует – 1 б.

неблагоприятный – 0 б.

2. Подготовленность к уроку классного помещения

 да – 1 б.

 нет – 0 б.

                                     Общее количество: 3 балла

                                 Итого:  20 баллов

                       

 Оценка уровня реализации воспитательного аспекта урока:

 Высокий                             19 – 20 баллов

Достаточно высокий          16 – 18 баллов

Средний                              10 – 16 баллов        

Низкий                                 менее 10 баллов

6. Использовать в деятельности учителя рекомендации данного педагогического совета, выработанные в ходе практической части: «заповеди учителя», формы вербального и невербального общения.

«Заповеди учителя».

  1. Мы любим свою профессию.
  2. Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.
  3. Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.
  4. Винить легче, чем разделять вину.
  5. Не приписывай успех себе, а вину учащимся.
  6. Не торопись с решением, но и не медли.

Формы вербального и невербального поощрения.

  • Здорово! Молодец!
  • Гениально!
  • Прекрасно!
  • Замечательно!
  • Великолепно!
  • Золотце моё!
  • Очень хорошо!
  • Умничка!
  • Талантище!
  • Спасибо!
  • Танечка! Ванечка! Манечка! И т.д.
  • Правильно, верно.
  • Славно.
  • Ломоносов!
  • Отлично!
  • Продолжай в том же духе!
  • Я горжусь тобой!
  • Как вы меня радуете.
  • Своим ответом ты поднял мне настроение.
  • Как я рад(а), что вы меня понимаете.

7. При инновационном конфликте, не включать сразу всех в эксперимент, а делать это постепенно, опираясь на инициативную группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме

Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»

Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Педагогический совет по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"

Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"...

Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"

Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"...