"Педагогическое общение как особый вид творчества" педагогический совет по воспитательной работе
методическая разработка на тему
Педсовет направлен на совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Обучает технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями. Помогает осмыслению педагогами собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya.doc | 150 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Педагогическое общение как особый вид творчества».
Эпиграф педсовета:
«И нам дано предугадать, как наше слово отзовется?..»
Цель: совершенствование форм и способов взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; обучение технике педагогического общения в работе с коллегами, учащимися и их родителями; осмысление педагогами собственной деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать результаты микроисследований, проведенных к педсовету среди учащихся и учителей.
2. Высветить позитивные и негативные моменты в учебно-воспитательной работе школы.
3. Разработать систему мер для качественного повышения уровня воспитания и обучения в школе, устранения недостатков в работе.
Предполагаемые результаты:
– применение в работе полученных психологических знаний;
– улучшение взаимоотношений между педагогами и учащимися, педагогами и родителями.
План:
1 этап – подготовительный
1. Создание организационной группы, распределение поручений.
2. Проведение микроисследований среди учащихся, педагогов.
- Изучение мнения педагогов о понятии «культура общения».
- Анализ анкет изучения работы по формированию и сохранению позитивного отношения учащихся к предмету.
- Анкетирование учащихся «Каким я хочу видеть своего учителя».
3. Подготовка вопросов для обсуждения и списка рекомендуемой литературы по проблемам.
4. Распределение участников педсовета по группам и определение руководителей групп.
5. Оформление помещения.
II этап – заседание педагогического совета
1. Вступительное слово директора школы:
– тема и проблемы, выносимые на педсовет; их актуальность для школы;
– постановка задач перед участниками .
2.Теоретическая часть:
- Обоснование темы педагогического совета
- Просмотр видеоролика из сборника «Ералаш», «Школа моей мечты».
- Понятие «культура общения»
- Результаты исследования среди учащихся ««Каким я хочу видеть своего учителя».
- Специфика педагогического общения.
- Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
- Тест «Оценка общительности учителя».
- Определение конфликта.
- Стили взаимодействия педагога в конфликте .
3. Практическая часть .
- Работа в группах:
- Педагогические ситуации.
- Разработка «Заповедей учителя».
- Заполнение таблицы «Похвала»
4. Завершающая рефлексия: оценка проведенной работы участниками педсовета.
5. Обсуждение проекта решения педсовета.
Теоретическая часть.
Обоснование темы педсовета.
1. Миссия школы может быть реализована только в условиях личностного подхода в образовании:
а) ученик – основной объект заботы учителя;
б) воспитание и обучение без уважения к ученику – подавление;
в) школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку.
2. В сегодняшнем мире ребенок не чувствует себя безопасно и комфортно; школа должна создать условия для развития личности.
3. Негативные тенденции в образовательном процессе: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков учащимися.
4. Негативные явления: жалобы родителей и учащихся на некоторое поведение учителей, конфликтные ситуации, возникающие на уроках.
5. Постоянное состояние повышенной тревожности учащихся на уроках и, как следствие, их нервные срывы.
6. Комфортно себя чувствуют в школе лишь __47_ % учащихся, _53__ % испытывают страх и тревогу, идя на урок к одному или нескольким учителям.
7. Проблема: при отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать успешно поставленные задачи и выполнить миссию.
– Каково же сегодня состояние на уроках?
– Что мы можем сделать, чтобы школа не подавляла, чтобы в ней было хорошо каждому ребенку?
Видеоролик «Школа моей мечты».
После просмотра видеоролика – «Знакомая картинка?» Данный видеосюжет продемонстрировал нам общение между учениками и учителем. Здесь приведен пример , где взгляд на партнера происходит как на объект своего влияния, а не на равноправного участника обмена информацией. К сожалению, нередко, учитель принимает именно такую позицию.
В будничных ситуациях важно уметь выслушать, постараться понять точку зрения собеседника, посочувствовать в горе или разделить радость, убедительно возразить или достойно согласиться, страстно отстаивать свою позицию, но не во имя собственного престижа или победы над кем-либо, а щадя самолюбие других – вот это, пожалуй, та культура общения, общения без агрессии, которая не зависит ни от обстоятельств и состава общающихся, ни от особенностей их темперамента.
А педагогическое общение – это особое общение. Это система органического социально-психологического взаимодействия педагога со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств и т.д.
Таким образом, педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в умениях передавать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с коллегами и родителями, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
В связи с этим вопрос: а какие особенности, какие тенденции педагогического общения в нашей школе можно выделить? Применимо ли к нам понятие «культура общения»?
Варианты представлений педагогов понятия «культура общения».
- Добренькова О.С., учитель начальных классов: «Это умение вести диалог ( полилог), соблюдая правила общения, т.е слушать собеседника, уважать его мнение, высказывать собственное мнение, не оскорбляя чувств оппонента, желание прийти к консенсусу. Общение – общее, имеют общий корень».
- Макаров С.П., учитель истории: «Умение слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, давать возможность высказаться собеседнику».
- Новоселова Е.В., учитель химии: «Культура общения – это деловые или дружеские отношения, находящиеся на высоком уровне. Общение по определенным правилам, соответствующие этикету в обществе, на таком уровне или условиях, которые удовлетворяют обе общающиеся стороны».
В процессе подготовки к педсовету было проведено исследование среди детей. Исследование проводилось в форме опроса «Каким я хочу видеть своего учителя»:
- С чувством юмора
- Умный
- Честный и справедливый
- Добрый
- Опытный
- Общительный
- Интересный (прикольный)
- Стильный
- С большим стажем
- Молодой
- В меру строгий
- На уроке легко слушается и запоминается
Вывод - дети очень мудры и наблюдательны. Совсем не подавляющее большинство учителей, работающих в коллективе, по мнению детей, соответствует мечтам и желаниям учеников. Ребята назвали в рейтинге лучших учителей Тользак О.В., Телегину С.В.
1. Специфика педагогического общения.
Педагогическое общение – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися.
Общение преподавателя с учениками занимает ведущее место в их взаимодействии. Преподаватель не сможет добиться значимых успехов в обучении, воспитании и развитии учащегося, если не сумеет расположить его к себе, установить с ним доверительные отношения.
Через общение учитель организует поведение и деятельность учащихся, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Педагогическое общение в отличие от других видов (социального, психологического, бытового, профессионального и др.), обязательно предусматривает решение педагогических задач, направленных на развитие и воспитание учащегося.
Только в том случае, когда в момент организации совместной деятельности учителя и учащихся устанавливается взаимосвязь педагогических и воспитательных задач, мы можем говорить о педагогическом общении.
Еще одной специфической чертой педагогического общения является то, что учитель планирует и организует этот процесс, а ученик должен принять и включиться в него (иначе общение не состоится).
Педагогическое общение – особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения.
Специфическую характеристику педагогического общения выражают также два ее взаимосвязанных аспекта. С одной стороны – это педагогическое творчество в процессе общения с учащимися, а с другой – это общение с детьми в процессе педагогического творчества.
Профессионально-педагогическое общение есть система (приемы и навыки) органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств.
Таким образом, педагогическое общение как особый вид творчества в технологическом плане находит свое выражение в умениях передать информацию, понять состояние ученика, в организации взаимоотношений с детьми, в искусстве воздействия на партнера по общению, в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Показателем высокого уровня педагога несомненно является его коммуникативная компетентность.
Сравнительная таблица ругательств и похвалы, употребляемых учителями школы.
Ругательства | Похвала |
Лентяй Бестолочь Двоечник несчастный Бездельник Безобразник Бестолковый Глупый, что ли? Позорник. Ты меня позоришь! Язык, что помело. Оболтус. Дура, что ли? Бараны Я был(а) о вас лучшего мнения Вы меня разочаровали Оболдуи Бесстыжие Вам экзамены сдавать, а не мне! Что, совсем тупой? Объясняю для тупых прапорщиков! Партизаны… Это все мне, что ли нужно? Вы уже здоровые детинушки! | Молодец! Молодечек! Молочуля! Молодцом! Умница! Умничка! Ну ладно, садись! Хорошо! Отлично! Вот это, я понимаю, ответ! 5-ка Продолжай в том же духе! Гладят по голове. Называют по имени в уменьшительно-ласкательной форме. Жест (большой палец вверх). |
Как видно из таблицы, линия ругательств намного разнообразнее и содержательнее, чем линия похвалы.
2. Стили педагогического общения и их технологическая характеристика.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции.
Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.
Социальная и профессиональная позиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Именно поэтому стиль педагогического общения рассматривается в тесной связи с общим стилем педагогической деятельности. В стиле педагогического общения находят выражение особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога; особенности учащихся. Стиль общения неизбежно отражает общую и педагогическую культуру учителя и его профессионализм.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левиным. В этом же исследовании была введена классификация стилей руководства, которую принято использовать и в наши дни: авторитарный, демократический, попустительский.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности. Учащиеся не участвуют в обсуждении проблем, имеющих к ним прямое отношение, а их инициатива оценивается отрицательно и отвергается. Авторитарный стиль общения реализуется с помощью тактики дидакта и опеки, противодействие учащихся властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций.
Педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание учащихся, неадекватность оценок. Внешние показатели успешности деятельности авторитарных педагогов чаще всего позитивны. Но социально-психологическая атмосфера в таких группах, как правило, неблагополучная.
Авторитарный стиль общения порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми.
Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами учащихся.
Альтернативой авторитарному и попустительскому стилям общения является демократический стиль общения.
При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание учащегося, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
По внешним показателям своей деятельности педагоги демократического стиля общения уступают своим авторитарным коллегам. Но социально-психологический климат в их группах всегда более благополучен. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. При демократическом стиле общения педагог стимулирует учащихся к творчеству, инициативе, организует условия для самореализации, что создает возможности для взаимной персонализации педагога и учащихся.
Тест «Оценка общительности учителя». (Тест. В. Ф. Ряховского.)
Инструкция. Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте надо быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».
1. Вам предстоит неординарная встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понять друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?
9. В ресторане либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
Оценка ответов: «Да» – 2 очка, «иногда» – 1 очко, «нет» – 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.
КЛАССИФИКАЦИЯ К ТЕСТУ В. Ф. РЯХОВСКОГО
30–32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25–29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но и не ограничивайтесь только таким недовольством – в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19–24 очка. у Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословия.
9–13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4–8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям – и на работе, и дома, и вообще повсюду – трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье – такой стиль жизни не проходит бесследно.
3. Определение конфликта .
В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с коллегами, учениками, родителями по разным поводам. И естественно, в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды, проявления агрессии, смена настроений и т.д. И ситуация может перейти в конфликт.
Конфликт (от лат. – столкновение) – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Конфликты надолго разрушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворенность своей работой.
В.А.Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликт – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».
Особенностями педагогических конфликтов являются:
- Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т.к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
- Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
- Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
- Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику – справиться со своими амбициями.
- Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности. Всякая ошибка педагога при разрешении конфликт порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются и другие участники- ученики, педагоги, администрация, родители.
Причины конфликтов.
- – В последние годы учащиеся сильно изменились, тогда как некоторые учителя видят их такими, какими были учащиеся десять – пятнадцать лет назад, поэтому отношения с учениками складываются напряженные.
- – Отсутствие взаимопонимания между педагогами и учащимися, вызванное, прежде всего, незнанием возрастных психологических особенностей воспитанников. Так, повышенная критичность, свойственная подростковому возрасту, зачастую воспринимается учителями как негативное отношение к их личности.
- – Консерватизм и стереотипность в выборе воспитательных методов и средств.
- – Учителем, как правило, оценивается не отдельный поступок ученика, а его личность. Такая оценка часто определяет отношение к ученику других учителей.
- – Оценка ученика нередко строится на субъективном восприятии его поступка и малой информированности о его мотивах, особенностях личности, условиях жизни в семье.
- – Учитель затрудняется провести анализ возникшей ситуации, торопится строго наказать ученика.
- – Немаловажное значение имеет характер отношений, которые сложились между учителем и отдельными учениками; личностные качества и нестандартное поведение этих учеников являются причиной постоянных конфликтов с ними.
- – Личностные качества учителя (раздражительность, грубость, мстительность, самодовольство, беспомощность); настроение учителя при взаимодействии с учениками; жизненное неблагополучие учителя.
- – Общий климат и организация работы в педагогическом коллективе.
Предлагаю вам психогеометрический тест для исследования мотивационной сферы педагогов. Каждый из вас получит листочек с изображением пяти геометрических фигур. Пронумеруйте фигуры по степени значимости и приоритетности для себя.
И н т е р п р е т а ц и я ф и г у р:
Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость». Лидер не один, а следовательно, есть возможность конфликта.
По мнению педагогов, противостояние и конфликты с учениками происходят прежде всего из-за «нежелания детей учиться», а с точки зрения старшеклассников, причины конфликтов кроются в «нежелании учителей понять и принять своих учеников». Нам есть над чем подумать. Совершенно очевидно, что один из путей повышения уровня комфортности учителей и учащихся – усиление взаимопонимания, соблюдение взаимных интересов, анализ того, какими качествами можно учащимся завоевать авторитет у сверстников.
Стили взаимодействия педагога в конфликте
(по кн.: Виханский, О. С., Наумов, А. Н. Менеджмент. – М., 2003):
Конкуренция (силой, выигрыш-проигрыш)
Сотрудничество (выигрыш-выигрыш)
Компромисс (невыигрыш-невыигрыш)
Уклонение (невыигрыш-выигрыш)
Приспособление (проигрыш-проигрыш)
Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.
Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.
Для анализа конфликтной ситуации хорошо использовать «карту конфликта» X. Корнелиуса и Ш. Фэйра:
а) определить проблему конфликта;
б) выяснить, кто вовлечен в конфликт;
в) определить подлинные потребности и опасения каждого из участников.
Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям.
В любом случае:
1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.
2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.
3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.
4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
Вам никогда не стать "пророком в своем отечестве". Вам никогда не быть полностью понятым окружающими. Поэтому не стоит закрепощать себя стремлением объясниться. Быть спокойным означает уметь смотреть на мир сквозь пальцы. Быть спокойным - значит тайно верить, что вы живете ради собственного счастья, что вы внутренне свободны и не должны об этом кому-нибудь рассказывать. Лишь покинув эту планету, вы сможете быть полностью довольными собой. Осознав это, вы избавитесь от необходимости нравиться и научитесь наслаждаться земной жизнью. Это хорошо понимал Достоевский. Он писал в "Братьях Карамазовых": "Люди отвергают своих пророков, они губят их, однако они любят мучеников и почитают того, кого погубили".
Зачем же позволять мучить себя, даже если эти мучения психологические? И зачем ждать, пока вас начнут почитать? Живите сейчас и смиритесь с непониманием других. Это очень пригодится вам
Проект решения:
1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.
2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».
3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.
4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.
5. Рекомендовать администрации осуществлять комплексный анализ посещения урока (мероприятия), выделяя отдельным –воспитательный аспект урока (мероприятия).
Критерии | Количество баллов | |
I | Целеполагание
|
да – 1 б. нет – 0 б. |
II | Влияние личностных качеств педагога
| да – 1 б. нет – 0 б. |
Общее количество: 5 баллов | ||
III | Стиль взаимоотношений учителя и учащихся
| да – 1 б. нет – 0 б. |
Общее количество: 6 баллов | ||
IV | Содержание материала Воспитательная ценность подобранного материала (соответствие материала воспитательной цели) | соответствует – 2 б. не соответствует – 0 б. |
Общее количество: 2 балла | ||
V | Реализация воспитательных возможностей используемых форм, методов и технологий | полностью реализовано – 2 б. частично реализовано – 1 б. не реализовано – 0 б. |
Общее количество: 2 балла | ||
VI | Внешние и внутренние условия 1. Эмоциональный фон урока | полностью способствует – 2 б. частично способствует – 1 б. неблагоприятный – 0 б. |
2. Подготовленность к уроку классного помещения | да – 1 б. нет – 0 б. | |
Общее количество: 3 балла | ||
Итого: 20 баллов |
Оценка уровня реализации воспитательного аспекта урока:
Высокий 19 – 20 баллов
Достаточно высокий 16 – 18 баллов
Средний 10 – 16 баллов
Низкий менее 10 баллов
6. Использовать в деятельности учителя рекомендации данного педагогического совета, выработанные в ходе практической части: «заповеди учителя», формы вербального и невербального общения.
«Заповеди учителя».
- Мы любим свою профессию.
- Всякое дело – в интересах учащихся и ничего во вред.
- Будь вместе с учениками, рядом с ними и впереди них.
- Винить легче, чем разделять вину.
- Не приписывай успех себе, а вину учащимся.
- Не торопись с решением, но и не медли.
Формы вербального и невербального поощрения.
- Здорово! Молодец!
- Гениально!
- Прекрасно!
- Замечательно!
- Великолепно!
- Золотце моё!
- Очень хорошо!
- Умничка!
- Талантище!
- Спасибо!
- Танечка! Ванечка! Манечка! И т.д.
- Правильно, верно.
- Славно.
- Ломоносов!
- Отлично!
- Продолжай в том же духе!
- Я горжусь тобой!
- Как вы меня радуете.
- Своим ответом ты поднял мне настроение.
- Как я рад(а), что вы меня понимаете.
7. При инновационном конфликте, не включать сразу всех в эксперимент, а делать это постепенно, опираясь на инициативную группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме
Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ "Мониторинг воспитательной системы, как фактор повышения качества образовательной деятельности школы»
Мониторинг процесса воспитания в школе... Начнем, пожалуй, с трех простых вопросов: нужно ли это, кому это нужно и зачем это нужно? Иначе говоря - каковы актуальность, профессиональный заказчик и цель...
Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...
Педагогический совет по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"
Выступление на педагогическом совете по воспитательной работе "Новые подходы к воспитанию детей"...
Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"
Презентация выступления на педагогическом совете "Система воспитательной работы как фактор личностного роста"...