Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"
методическая разработка по теме
Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в современных школах-интернатах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya_rossiyskih_shkolnikov1.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Мордовский республиканский институт образования»
Кафедра педагогики, психологии и управления образованием
Индивидуальный курсовой проект
Сценарий проведения педагогического совета «Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»
Выполнила: Проказова И.В., (заместитель директора по ВР ГК(С)К ОУ РМ «Инсарская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»
Научный руководитель: Орехова В.А., доцент кафедры педагогики, психологии и управления образованием
Саранск 2015
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение
II. Доклад «Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ» (отв.заместитель директора по ВР):
1. Национальный воспитательный идеал.
2. Цель и задачи воспитания школьников
3. Духовно-нравственное развитие гражданина России
4. Ценностные установки обучения и воспитания в системе общего образования
5. Система воспитательной работы общеобразовательной школы.
6. Управление воспитательным процессом.
7. Требования к условиям воспитания и социализации учащихся.
III-VIII. Выступление педагогов школы-интерната.
IХ. Проект решения педагогического совета.
Х. Литература.
I. ВВЕДЕНИЕ
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну». Свободной и законопослушной может быть только нравственная личность. Нравственность в отличие от морали, укоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье - во всем том, чему личность вручает себя целиком и свободно. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет. «Система образования, — подчеркивает Д. А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». Общеобразовательная школа призвана содействовать консолидации нации, ее сплочению на основе духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций перед лицом внешних и внутренних вызовов. Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА « Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»
ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА: определение перспективы воспитательной деятельности школы-интерната на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
- Определить содержание воспитательной деятельности школы-интерната.
- Сформировать у педагогического коллектива представление о важности духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.
- Познакомить педагогический коллектив школы-интерната с опытом работы педагогов по реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России.
II. Доклад « Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ » (отв.заместитель директора по ВР):
1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.
1).В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.
2).В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству».
Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»[1]. Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.
3). В советский период государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии.
Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа.
4).Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал индивида – свободная в своем самоопределении и развитии личность. Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом - утилитаризм, потребительство, балансирование на грани вседозволенности, - не замедлили проявится во всех сферах общественной жизни .
5).Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.
В соответствии с этим современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.
Личностная культура – это:
- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура – это:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура – это:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.
Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.
3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Законом Российской Федерации «Об образовании»[2] установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Сферу педагогической ответственности в этом процессе можно обозначить двумя положениями:
- фокусом целенаправленных усилий государства является воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.
4. ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
5. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Национальный воспитательный идеал как высшая цель образования задает смыслы и характер воспитательного процесса, определяет содержание, качество и перечень обучающих и воспитательных программ в общеобразовательной школе.
Воспитание в российских школах должно пронизываться постоянным обращением к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Эти понятия должны быть поставлены во главу угла современной образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своей историей, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе средствами образования.
Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Решение этой задачи не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Для ее решения необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников. Необходимо последовательно и терпеливо формировать воспитательную культуру школы и ее социально-культурного окружения.
Духовно-нравственное развитие в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации российских школьников. Для каждой ступени: начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разрабатываются особые программы воспитания и социализации обучающихся.
Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, на поиск решения которой направлена учебно-воспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений литературы и искусства для детей и юношества;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
- традиционных российских религий;
- фольклора народов России;
- истории своей семьи, рода;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:
- урочную;
- внеурочную (культурные практики);
- внешкольную (социальные практики);
- семейную;
- общественно полезную.
Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий (праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр и т.д.), а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства. Во внеурочной и внешкольной деятельности формируются преимущественно эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты российской идентичности. Для их развития также большое значение имеет семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
Изучение культурологических основ традиционных российских религий является важным вариативным компонентом программ воспитания и социализации школьников. При этом все компоненты воспитательного пространства общеобразовательной школы направлены на достижение единой цели – обеспечение духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Все взрослые, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.
6. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
Основным инструментом государственно-общественного управления процессами воспитания и социализации школьников является федеральный государственный образовательный стандарт общего образования как общественный договор .
Духовно-нравственное воспитание учащихся не может полноценно осуществляться силами одной только общеобразовательной школы. Необходимо активно включать в этот процесс семью, традиционные российские религиозные организации, общественность, СМИ, учреждения культуры, спорта, социальные учреждения. Это требует учета их интересов, общественных позиций, согласия в целях, ценностях и подходах к воспитанию российских школьников. Такой учет возможен в том числе в рамках федерального государственного образовательного стандарта общего образования, открывающего перед социальными субъектами возможности для участия в управлении процессами воспитания и социализации детей и молодежи. При этом сам образовательный стандарт должен выступать как эффективный и постоянно действующий механизм консолидации российского общества.
Концепция гражданской нации, включающая систему базовых общенациональных ценностей, не имеет ничего общего с единообразием нации и ее ценностной, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в постоянном диалоге различных социальных сил и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в том числе воспитывать новые поколения россиян.
В основе педагогического управления процессами духовно-нравственного развития личности обучающегося должна лежать убежденность педагогов в том, что школа – это не только место, где можно получить новую информацию, а затем и аттестат об образовании. Школу необходимо рассматривать как важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося.
При этом обучение – это только один из компонентов личностного развития. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим структурообразующим компонентом культуросоцио-педагогического пространства развития личности гражданина России. Она должна стать средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника. Школа – единственный социальный институт, через который проходит вся нация и который является важнейшим интегратором ее ценностного и социокультурного состояния.
Нет другого способа быть достойным человеком, кроме одного – стать им. Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия. Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.
Задача управления воспитанием в начальной школе в сопоставлении с последующими ступенями общего образования решается органично в силу того, что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учеников. Последний аспект его деятельности следует значительно усилить. При этом классный руководитель должен обеспечивать: педагогическую поддержку решения обучающимися межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организациях различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей.
На ступенях основного общего и полного общего образования управление воспитанием усложняется. Если в начальной школе воспитательное пространство в основном ограничено школой и семьей, то в средней и старшей школе существенно возрастает значение программ социализации школьников.
В пространство духовно-нравственного развития ученика дополнительно включаются такие социальные субъекты, как традиционные российские религиозные организации, национально-культурные, ветеранские, военно-патриотические, экологические и иные общественные организации, учреждения культуры и спорта, детско-юношеские и молодежные организации. В присвоении обучающимися базовых национальных ценностей все большую роль начинают играть социальные практики, предусматривающие участие школьников в решении актуальных социальных, экологических, экономических, культурных и иных реальных проблем села, района, города, региона.
Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», очевидно, потребует возвращения в общеобразовательную школу профессиональных педагогов-воспитателей. Важным условием эффективного управления педагогическим процессом является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников.
Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществляться с помощью портфолио.
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ВОСПИТАНИЯ
И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
К таким требованиям следует отнести следующие:
- создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы субъекта Российской Федерации: герб, флаг, гимн, изображения знаменитых людей региона, плакаты, посвященные праздникам, памятным датам национальной истории и т. д.;
- создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
- педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.
III. Выступление « Роль классного руководителя в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России » ( отв.классный руководитель 8 кл.).
IV. Выступление « Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания на уроке истории в условиях школы-интерната » ( отв.учитель истории )
V. Выступление « Духовно-нравственное воспитание в школе-интернате на уроках чтения и развития речи » ( отв.учитель чтения).
VI. Выступление « Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности» ( отв. воспитатель группы мальчиков)
VII. Выступление « Работа музыкального руководителя по духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России » (отв.музыкальный руководитель).
VIII.Выступление « Роль социального педагога в реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России ».
IX. Проект решения педагогического совета.
- Педагогическому коллективу школы-интерната изучить Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и определить пути внедрения в педпрактику( отв.заместитель директора по УВР).
- Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы педагогов школы-интерната по формированию базовых духовных ценностей через семинары по дефектологии, заседания метод.объединений , мастер-классы и открытые мероприятия.
- Использовать в организации деятельности педагогического коллектива наиболее эффективные формы воспитания духовно-нравственных ценностей у обучающихся ( отв. заместитель директора по УВР).
- На основе изучения нормативных документов по совершенствованию духовно-нравственного развития школьников создать программу воспитательной деятельности школы-интерната на 2015-2019г( отв .заместитель директора по ВР).
- Разработать систему мониторинга влияния внеурочной и учебной деятельности на духовно-нравственное развитие обучающихся школы-интерната( отв .психолог).
- Ответственность за выполнение данного решения возложить на заместителя директора по УВР.
X. Литература.
1.Абрамов А.В. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования в условиях малого города // Педагогика.-2009.-№8.-с.27.
2.Адамова А.Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода // ВЕСТНИК. – 2008.- с. 26.
3.Григорьев Д.В. Духовное и социальное в воспитании человека// Народное образование.-2010.-№1.-с.47.
4.Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.-2-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-23 с.
5.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/ Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанжиева, Н.В. Казачёнок и др. под ред. А.Я. Данилюка.- М.: Просвещение, 2011.-127 с.-(Работает по новым стандартам).
6. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская// Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 -№3 – с. 9-12.
7.Макаров А.В. Духовно-нравственное воспитание - особая тревога// Школа.-2007.-№3.-с.3.
8.Пархоменко И.А. К вопросу об определении понятия «духовно-нравственное воспитание младших школьников» // Мир науки, культуры, образования. №5. 2009. с. 184-186.
9.Потиповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. - М.: Планета 2000, 2009.-218 с.
10.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского.- М .: Просвещение , 2010.-111 с.- ( Стандарты второго поколения).
11.Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии. / И.А. Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. –Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004.- с. 49.
12.Чернилевский Д.В. Духовно- нравственные ценности образовательной системы России ХХI века./ Д.В. Чернилевский – М.: РИО МГТА, 2003.
[1] Ломоносов М.В. Для пользы общества. — М., 1990., с.42.
[2] Статья 9, пункт 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...
Модули к урокам истории в основной школе по реализации Концепции духовно - нравственного воспитания и развития.
Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации государства. Развитие современного общества непосредственным образом зависит от гражданс...
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»
Создавая методику КТД, И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...
Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...
Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....