Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»
статья на тему
Каковы ключевые особенности ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Человек XXI века
- Ориентированность на знания и использование новых технологий.
- Активное стремление расширить жизненный горизонт.
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
- Активное финансовое поведение.
- Здоровый и безопасный образ жизни.
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Стандарт как совокупность трех систем требований к
Результатам
· зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты;
· преемственность результатов для разных ступеней;
· зафиксирован системно-деятельностный подход.
Структуре
· зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение;
· определены разделы ООП;
· интеграция учебной и внеурочной деятельности;
· включена «неаудиторная занятость»
Условиям
· кадровым
· финансовым
· материально – техническим
· иным (учебно – методическое обеспечение, информационно – образовательная среда)
Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_doklad.doc | 163.5 КБ |
fgos.ppt | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 26.04.2012г по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»
Ответственный: Кузнецова И.В.
Каковы ключевые особенности ФГОС?
Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
Человек XXI века
- Ориентированность на знания и использование новых технологий.
- Активное стремление расширить жизненный горизонт.
- Установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего.
- Активное финансовое поведение.
- Здоровый и безопасный образ жизни.
- Эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации.
Стандарт как совокупность трех систем требований к
Результатам
- зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты;
- преемственность результатов для разных ступеней;
- зафиксирован системно-деятельностный подход.
Структуре
- зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение;
- определены разделы ООП;
- интеграция учебной и внеурочной деятельности;
- включена «неаудиторная занятость»
Условиям
- кадровым
- финансовым
- материально – техническим
- иным (учебно – методическое обеспечение, информационно – образовательная среда)
Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.
Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.
Личностным:
- готовность и способность к саморазвитию
- мотивация к обучению и познанию
- ценностно – смысловые установки
- социальные компетенции, личностные качества
Метапредметнме:
- УУД – познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Предметным:
- Опыт деятельностиспецифической для данной предметной области
- Система основополагающих элементов научного знания
Выпускник начальной школы:
- Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
- Владеющий основами умения учиться
- Любящий родной край и свою страну
- Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой
- Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказывать свое мнение
- Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Выпускник основной школы:
- Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый
- Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательных интересов
- Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, уважения, взаимопомощи)
- Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения
- Умеющий конструктивно разрешать конфликты, работать в команде, быть лидером
- Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий
- Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды
ФГОС по сравнению со стандартами первого поколения (2004), принципиально новый для отечественной школы документ. Он изменит цели для учителя и ученика, содержание, средства, методы, формы, технологии учебно-воспитательного и управленческого процессов в школе, т.е. он предусматривает изменение всех компонентов. Соответственно предъявляются и новые требования к подготовке учителя.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход
ФГОС является ресурсоёмким новшеством и требует больших материальных и человеческих ресурсов. Он включает:
- Информационно-методическое обеспечение;
- Кадровое обеспечение;
- Материально-техническое обеспечение;
- Финансово-экономическое обеспечение
Введение ФГОС должно обеспечить повышение качества образования, что гарантирует конкурентоспособность отечественной школы.
Качество образования связано с удовлетворением потребности общества, государства и семьи к качествам и умениям человека. Между ними заключается общественный договор - социальный запрос семьи, общества и государства. Стандарт выступает социальной нормой, реализации общественного договора.
Таким образом, чтобы оценить качество образования, необходимо выявить требования личности и семьи, общества и государства к образовательным результатам школы.
В требованиях к структуре основная образовательная программа общего образования впервые рассматривается как целостный документ, задаются её структурные компоненты и определяются требования к каждому из них. Специфика требований к структуре состоит в том, что в стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и, наконец, в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).
Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.
Кадровые условия
- Возможность требовать наличие квалификационной категории в ОУ
- Повышение квалификации один раз в пять лет
Финансовые условия
- Норматив финансирования не зависит от количества учебных дней в неделю
Материально – технические условия
Информационная среда ОУ
Требования к структуре основной образовательной программе
Образовательная программа включает:
- Планируемые результаты;
- Учебный план;
- Программа духовно-нравственного воспитания
- Программа здорового образа жизни
- Программа развития УУД
- Программы по предметам
- Программа психо-коррекционной работы
- Система оценки
На основе примерной основной образовательной программы образовательное учреждение разрабатывает основную образовательную программу, причём разработка может осуществляться в соответствии с уровнями образования: основная образовательная программа начального общего образования, основная образовательная программа основного общего образования и основная образовательная программа среднего (полного) общего образования. Все эти программы, объединенные общим концептуальным подходом, согласованные с документами, определяющими развитие образовательной системы школы (программой развития, программой экспериментальной работы и другими инновационными проектами), а так же дополнительными образовательными программами, которые реализуются в образовательном учреждении, и составляют образовательную программу школы.
Таким образом, основная образовательная программа является нормативным документом образовательного учреждения, разработанным на основе примерной основной образовательной программы, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
В соответствии с п. 6 ст. 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы.
На основании требований ФГОС начального общего образования (п.19.5) программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программы отдельных учебных предметов, курсов в структуре основной образовательной программы школы есть не что иное, как рабочие программы по отдельным учебным предметам. Разрабатываются они на основе примерных программ учебных предметов, которые входят в структуру примерной основной образовательной программы.
Поскольку разработка основной образовательной программы школы относится к компетенции образовательного учреждения, то в компетенции школы находится и распределение полномочий по разработке отдельных структурных компонентов программы.
Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы. Вопрос о возможности их использования в структуре основной образовательной программы школы решается на уровне образовательного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» обязательное введение ФГОС (1 класс) во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинается с 2011/12 учебного года.
Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 г, будет осуществляться до завершения их обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами, утвержденными Приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089.
Поэтому, если дети начали обучение 1 сентября 2010 г. по стандартам 2004 г, то 1 января 2011 г. они не должны переходить на обучение по ФГОС. Обучение по ФГОС они могут начать со следующей ступени общего образования.
Обязательным будет обучение по ФГОС:
на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года;
на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года.
Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.
Это возможно в силу того, что стандарты разрабатываются по ступеням обучения, они фиксируют результаты, которые должны быть достигнуты на каждой ступени обучения, что обеспечивает деятельность школ ступеней. И завершив обучение на одной ступени общего образования по стандартам 2004 года, можно начать обучение на следующей ступени по ФГОС.
Сейчас разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования и материалы, конкретизирующие ее реализацию и обеспечивающие разработку образовательных программ школы, а также материалы инструментально-технологического сопровождения: инструментарий по оценке достижения результатов освоения основной образовательной программы, методические рекомендации по разработке универсальных учебных действий, тематическое планирование по учебным предметам с примерными перечнями видов деятельности обучающихся, программы внеурочной деятельности и др.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования размещена на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru.
Разработаны и утверждены федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010-г. № 2106), федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2011 г. № 986).
Сформирован и утвержден федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2011/2012 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
В переходный период на новые стандарты могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, которые включены в федеральный перечень. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование как предметных, так и метапредметных и личностных результатов.
Главное направление новых стандартов – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.
Во ФГОС последовательно реализуется системно-деятельностный подход.
Урок
Вот тезис, который давно в психологии обучения является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности».
Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, кто учится) или её объектом (тем, кого учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе.
Вот почему вновь, теперь в обновлённых стандартах образования ставится вопрос об оптимизации обучения, о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Итак рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе.
Традиционное обучение | Инновационное, системно-деятельностный подход. |
1) базируется на принципе доступности; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. | 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности. |
Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Какие же происходят изменения в структуре уроков?
Как организовать по-новому учебный процесс, чтобы заинтересовать каждого учащегося, развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребёнка и помочь ему познать себя. Именно деятельностный метод обучения помог решить эту проблему.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Примерная структура урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода. ОНЗ
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3.уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Способность учащихся к усвоению:
1-4 мин. – 60 % информации
5 - 23 мин. – 80 % информации
24 -34 мин. – 50 % информации
35 -45 мин. – 6 % информации
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.
Образовательное учреждение может реализовывать часы, отведенные на внеурочную деятельность и в каникулярное время в рамках деятельности лагерных смен.
Впервые в новом стандарте появляется понятие
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы общего образования определяет образовательное учреждение.
Общеобразовательное учреждение (далее – ОУ) вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.
Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.
Организация внеурочной деятельности
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» - переход на новые образовательные стандарты, включающие в себя совокупность требований: к структуре основной образовательной программы, впервые нацеленной на интеграцию учебной и внеурочной деятельности; к результатам, как предметным, так и личностным; к условиям реализации основной образовательной программы, предполагающим создание комфортной образовательной среды для всех субъектов процесса, а также ее кадровому, финансовому, материально-техническому, информационному, учебно – методическому обеспечению.
Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Дополнительное образование детей — это целенаправленный процесс, развития личности и обучения посредством оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное ее предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня.
Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие).
В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами:
взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Технологическая карта по проведению урока ОНЗ
№ п/п | Этап урока | Цель урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Обратить внимание |
1 | Самоопре-деление к учебной деятель-ности (мотивация) | Выработать на лично-значимом уровне внутренней готовности выполнять нормативные требования учебной деятельности | Учебная деятельность создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «хочу»; актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо»; устанавливает тематическую рамку учебной деятельности «могу» | Личностные: - самоопределение - смыслообразование Познавательные: - целеполагание Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками | Наблюдается ли готовность учащихся к учебной деятельности | |
2 | Актуализа-ция знаний, фиксирова-ние затрудне-ния в учебной деятельности | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренней потребности построения нового способа действий. | Активизирует все мыслительные операции (сравнение, анализ мышления и т.д.), познавательные процессы (внимание, память, мышление) и предоставляет индивидуальное задание на применение нового знания | Воспроизводят и фиксируют ЗУНы достаточные для построение нового способа действий; актуализируют норму новой учебной деятельности («надо», «хочу», «могу»); учащиеся пытаются самостоятельно выполнить индивидуальные задания на применение нового знания запланированного для изучения на данном уроке; возникшее затруднение фиксируют в громкой речи | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение необходимой информации из текстов -использование знаковых символических средств -осознанное и произвольное построение речевого высказывания -подведение под понятие Регулятивные: -выполнение пробного учебного действия -фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -использование критериев для обоснования своего суждения | Соответствует ли задание содержательной установкой урока; свободно ли дети владеют предложенным содержанием; является ли индивидуальная деятельность детей в проблемной ситуации |
3 | Постановка учебной задачи | Поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средство ее реализации | Учитель выступает в роли организатора, уточняет цель и тему урока (после дтей) | Формулируют конкретную цель своей будущей учебной деятельности, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться); предлагают и согласовывают тему урока | Личностные: - самоопределение - смыслообразование Познавательные: -мыслительные операции -самостоятельное выделение и формирование познавательной цели -поиск и выделение необходимой информации | Указали ли учащиеся самостоятельно причину затруднения; выявлен ли существенный признак нового алгоритма или понятия; не нарушена ли роль учителя организатора и достаточно ли четко зафиксирована цель и тема урока |
4. | Построение проекта выхода из затруднения («откры-тие» детьми нового знания) | Построить новый способ действия и сформировать умение его применять как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задач такого же типа | Учитель – организатор, фиксирует новый способ действия (алгоритм) на доске и следит за хронометрией урока | На основе выбранного метода учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, используют предметные действия, применяют новый способ действия к задаче, которая вызвала затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего затруднения | Личностные: - смыслообразование -нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания -осознание ответственности за общее дело -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: -мыслительные операции -выдвижение гипотез, их обозначение -использование знаков и символических средств -поиск и выделение необходимой информации -моделирование и преобразование моделей -установление причинно-следственных связей -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации -осознанное и произвольное построение речевого высказывания -построение логической цепи рассуждения и доказательства Регулятивные: -волевая саморегуляция в ситуации затруднения -познавательная инициатива Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -выражение своих мыслей -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения | |
5 | Первичное закрепле-ние с проговари-ванием во внешней речи | Усвоить учащимся новый способ действия | Учитель – организатор. Обращает внимание на составленный алгоритм при проговаривании вслух учащимися | Решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия, при этом проговаривают вслух выполненные шаги алгоритма | Личностные: -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -установление причинно-следственных связей -использование действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Коммуникативные: -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -выражение своих мыслей -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -учет разных мнений -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения | Успешно ли учащиеся справились с предложенными заданиями; согласованы ли процессы решения задания и его комментирова-ние; грамотная ли речь по данному предмету |
6 | Самостоя-тельная работа с самопроверкой по эталону (формируется адекватная самооценка учащихся и самоконтроль) | Интериоризиро-вать (пропустить через себя и отдать как собственный опыт) учащихся, новый способ действия и провести рефлексию (коллективная или индивидуальная работа) достижение цели пробного учебного действия | Учитель организовывает самостоятельную работу на новый способ действия. Организовывает самопроверку учащихся по эталону, создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся допустивших ошибки предоставляется выявление причин ошибок и их исправление | Учащиеся пошагово проверяют по алгоритму свои действия; фиксируют (знаково «+» «-») положительные результаты своих действий, оценивают свои результатов освоении нового способа действий | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -выполнение действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Регулятивные: -контроль -коррекция -оценка -волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой -использование критериев для обоснования своего суждения | Самостоятельно ли учащиеся проверили свою работу; какая часть учащихся выполнила верно; организована ли корректировка знаний учащихся не справившихся с работой; создана ли ситуация успеха для каждого учащегося |
7 | Включение в систему знаний и повторения | Включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить ранее изученные способы и подготовиться к изучению следующих разделов | Организовать выполнение заданий в которых новый способ действия связан с ранее изученным; организовать тренировку ЗУН до автоматизма | Выявляют и фиксируют границы применения новых знаний и выполняют предложенные учебные задания | Познавательные: -мыслительные операции -извлечение из предметных текстов необходимой информации -использование знаков и символических средств -подведение под понятие -выполнение действий по алгоритму -осознанное и произвольное построение речевых высказываний -построение логической цепи высказывания, рассуждения, доказательства Регулятивные: -контроль -коррекция -оценка Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -учет разных мнений -адекватное использование речевых средств для использования коммуникационных средств -координирование в сотрудничестве разных позиций -использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -постановка вопроса по изученной теме Личностные: - самоопределение - смыслообразование -нравственно-этическое оценивание усвояемого содержания -осознание ответственности за общее дело -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям | Какая часть учащихся включена в самостоятельное решение задач на повторение; реализованы ли в процессе выполнения заданий запланированные цели повторения |
8 | Рефлексия деятельности | Оценить учащимися собственную учебную деятельность, осознать метод построения и границы применения нового способа действий | Организовывает рефлексию и самооценку учениками собственную учебную деятельность; определяет задания самоподготовки с элементами выбора и творчества; «чему учились?» «какая была цель урока?» «достигли ли мы этой цели?» «что нового узнали?» «каким способом?» «где используется?» «каковы результаты класса и мои собственные?» (кто освоил? Кто не поднял руку?) что сделать для того чтобы освоить новый метод? | Они соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень этого соответствия, и намечают цели дальнейшего действия | Познавательные: -рефлексия способов и условий действий -контроль и оценка процесса и результатов своих действий Личностные: -самооценка на основе критерия успешности -адекватное понимание причин успеха или неуспеха -следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью -формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации -планирование учебного сотрудничества | Правильно ли учащиеся зафиксировали полученные на уроке знания; проведена ли самооценка учащихся и каков итог; какое психофизическое и эмоциональное состояние учащихся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему "Повышение качества образования на уроках с помощью информационных ресурсов".
Использование информационных ресурсов на уроке повышает качество образования, но и позволяет нам дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможн...
Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)
Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнител...
Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).
Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...
Проект"Диагностика УУД в обучении разным стратегиям чтения на примере 5 класса (немецкий, французский языки) в логике ФГОС второго поколения ".
С сентября 2011г. произошел переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход. Стандарты налагают особую ответственность на учи...
Электронные образовательные ресурсы как способ расширения образовательных рамок при изучении отдельных предметов в условиях перехода на ФГОС второго поколения (Выступление-обзор на педагогическом совете)
Выступление на педсовете с обзором электронно-образовательных ресурсов для тех педагогов, которые ещё не используют их на уроках или используют ресурсы предыдущих поколений, но хотели бы идти в ногу с...
Индивидуальный план профессионального развития педагога, реализующего ФГОС ООО Ефремовой Н.В. учителя математики . Тема: Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной р
Цели профессионального развития:· Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.·...
Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.
В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...