Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (доклад)
учебно-методический материал по географии на тему
Задачи и требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретичекие аспекты понятия "Метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнительные особенности традиционной деятельности учителя и деятельности, направленной на получение метапредметных и личностных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo._formirovanie_metapredmetnykh_kompetentsiy.docx | 47.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ
в период обновления педагогической деятельности учителя
в условиях введения ФГОС второго поколения.
Учитель географии МБОУ гимназии № 3
Ковалева Е.В.
2013 год.
Содержание.
Стр.
Введение. 1
- Задачи и требования к формированию метапредметных 2-3
компетенций в период обновления педагогической
деятельности учителя в условиях введения ФГОС
второго поколения.
- Теоретические аспекты понятия «метапредметные 4-7
компетенции».
- Метапредметные результаты изучения курса географии в 8-11
основной школе.
- Сравнительные особенности традиционной деятельности 12-13
учителя и деятельности, направленной на получение
метапредметных и личностных результатов.
5. Заключение. 14
- Информационные источники. 14
- 1 -
Введение.
Процесс перехода экономики от индустриального к постиндустриальному этапу развития требует и новой парадигмы образования. Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.
Несколько лет идет перестройка школьного географического образования. Современная школа осуществляет переход на новую оценку своей деятельности, регламентированную требованиями ФГОС второго поколения, содержание которого направлено на обновление и перестройку методического мастерства учителя.
Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра в образовании.
Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности.
Изменились цели предмета, совершенствуется содержание, произошел переход от покомпонентного изучения курса географии к комплексному страноведческому подходу.
Слайд 2.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
- 2 -
Задачи и требования к формированию
метапредметных компетенций в период обновления
педагогической деятельности учителя
в условиях введения ФГОС второго поколения.
Изменяющиеся требования к современной школе год от года ведут её по пути развивающего обучения. Общество нуждается в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения, в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера.
Слайд 3.
Приоритетной целью современного российского образования ставится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.
Современные школьники отличаются от предыдущих поколений выпускников системой ценностей, интересов, личностной ориентацией, мотивационной сферой и структурой умственной деятельности.
Поэтому школе в современных условиях требуется учитель с установкой на развитие личности школьника, способный осуществлять творческие процессы, стремящийся к профессиональному самообразованию и саморазвитию. Это сложная методическая задача и это значит, что содержание современного урока географии должно быть представлено различными видами действий учащихся, направленными на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и другими видами деятельности.
Именно поэтому решить новые задачи школьного географического образования сможет учитель, для которого значимой служит модель субъект -субъективного сотрудничества, в которой педагог меняет классическую «знаниевую» позицию на равно партнёрскую позицию – «вместе с обучаемым».
Реализация стандартов нового поколения предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса и в первую очередь, в деятельности учителя, потребует от него конструирования новой методической системы, расширения его профессионально-методических
- 3 -
функций на основе компетентности.
Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии.
Появление стандартов второго поколения определило, наряду с предметными, метапредметные и личностные результаты, которые конкретизированы в примерных программах по учебным предметам.
Новая образовательная ситуация определила и новые требования к конечному результату обученности – формирование компетентностей.
Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую», необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем.
Компетентности отражают сформированность универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося, его умении учиться, т.е. его способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Теперь метапредметные компетенции – это не просто желаемый уровень, а обязательный аспект учебного процесса.
- 4 -
Теоретические аспекты понятия «метапредметные
компетенции».
Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат?
Среди существующих методологических подходов в образовании решению этих задач отвечает метапредметное обучение, которое обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
В схеме, предложенной А.Г. Кузнецовой, современный подход к организации содержания процесса обучения представлен в двух уровнях: предметном и метапредметном.
Слайд 4. (метапредметный уровень)
Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания.
Прежде всего необходимо разобраться с понятиями: метапредметность, метадеятельность, метазнания, метапособы, метаумения, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.
Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной».
Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, проектирую здания и т.д.). В любой предметной деятельности есть то, что делает её осознанной и ответственной, то есть:
- стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
- исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
- 5 -
- проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
- сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачиваемых событий);
- моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);
- конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
- прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, то есть, приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.
Метазнания выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего в думающего».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения – усвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Слайд 5.
Метаумения включают:
- теоретическое мышление: обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.;
- навыки переработки информации: анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию;
- критическое мышление: умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.;
- творческое мышление: перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми ;
- 6 -
- регулятивные умения: задавание вопросов, формирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности;
- качества мышления: гибкость, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей любого обучения. Возможности формирования метапредметных компетенций включены в содержание ряда методик, подходов и технологий:
- развивающее обучение Эльконина -Давыдова;
- мыследеятельностная педагогика;
- коммуникативная дидактика;
- эвристическое обучение;
- логико-смысловое моделирование;
- школа М. Щетинина и других.
Слайд 6.
Госстандарт нового поколения устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования и в систему учебных действий включает образовательные результаты:
Личностные: включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции.
Метапредметные: включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Предметные: включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Слайд 7.
- 7 -
Метапредметные компетенции:
- основные общеучебные умения информационно-логического характера;
- умение организации собственной учебной деятельности;
- основные универсальные умения информационного характера;
- информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний;
- умения и навыки использования средств информационных и коммуникативных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации;
- формирование навыков исследовательской деятельности;
- формирование основ продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
- 8 -
Метапредметные результаты изучения
курса географии в основной школе.
Слайд 8.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Слайд 9.
Кроме того к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
Метапредметные результаты подразделяют на три вида:
- Познавательные УУД, включающие:
- умение вести самостоятельный поиск информации;
- анализ, отбор информации;
- умение проводить её систематизацию;
- умение осуществлять передачу и презентацию информации с помощью технических средств и информационных технологий.
- Регулятивные УУД, включающие:
- умение организовать свою деятельность;
- умение определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- умение оценивать достигнутые результаты.
- Коммуникативные УУД, включающие:
- умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
- умение представлять себя, вести дискуссию;
- 9 -
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность.
Основные виды учебных действий ученика –
- умение составлять характеристику;
- объяснять;
- сравнивать;
- выявлять зависимость;
- систематизировать;
- анализировать и т.д.
Эти умения формируются при выполнении обучающимися практических работ. Таким образом, практические работы в географии – это основной способ достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения, тем более, что специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе: при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В качестве примера можно привести метапредметные результаты изучения географии в основной школе, предложенные методистом МИОО А.И. Крыловым. Слайд 10, 11.
- 10 -
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты изучения курса географии 6 – 7 классов | Метапредметные результаты изучения курса географии 8 – 9 классов |
1. Регулятивные (учебно-организационные) |
|
|
2. Познавательные а) учебно-логические |
|
|
- 11 -
Универсальные учебные действия | Метапредметные результаты изучения курса географии 6 – 7 классов | Метапредметные результаты изучения курса географии 8 – 9 классов |
б) учебно-информационные |
|
|
3. Коммуникативные |
|
- 12 -
Сравнительные особенности традиционной деятельности
учителя и деятельности, направленной на получение
метапредметных и личностных результатов.
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий: Слайд 12, 13
Предмет изменений | Традиционная деятельность учителя | Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Подготовка к уроку | Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока | Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения |
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации | При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами | |
Основные этапы урока | Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя | Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) |
Главная цель учителя на уроке | Успеть выполнить все, что запланировано | Организовать деятельность детей:
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) | Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. | Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. |
Форма урока | Преимущественно фронтальная | Преимущественно групповая и/или индивидуальная |
Нестандартное ведение уроков | – | Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся |
Взаимодействие с родителями обучающихся | Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс | Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета |
Образовательная среда | Создается учителем. Выставки работ обучающихся | Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов |
Результаты обучения | Предметные результаты | Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные |
Нет портфолио обучающегося | Создание портфолио | |
Основная оценка – оценка учителя | Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки | |
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ | Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения |
Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
- 13 -
- 14 -
Заключение. Слайд 14.
В заключение хотелось сказать, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития. Согласно концепции ФГОС урок географии характеризуется расширением границ образовательного пространства, выходом за рамки классно-урочной системы через проекты, экскурсионную и музейную деятельность, наблюдения и практические работы в географической среде, кружки, олимпиады, ученические научные сообщества.
Информационные источники: Слайд 15.
- Громыко, Н.В. Метапредметный подход как ядро российского образования/ Н.В. Громыко, М.В. Половкова// Сборник статей для участников филиала Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2009».- С-Пб.,2009.- http://www.teacher-of-russia.ru.
- Громыко, Н.В. Как сценировать учебное «метапредметное» занятие? – М.: Институт опережающих исследований, 2010.
- А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС. - http://www.school2100.ru/upload/iblock/
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
- Крылов, А.И. Актуальные проблемы преподавания географии в аспекте требований к результатам обучения ФГОС/ Вестник кафедры образования ВСГАО.- 2010. - №1 (1).
- Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения/ А.А.Кузнецов// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. - №2.
- Душина, И. В., Таможня, Е. А. Пути обновления методического мастерства учителя географии в период модернизации образования / И. В. Душина, Е. А. Таможняя // География в школе. – 2010. – № 3. – С. 34–38.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения
Перспективы изменений в профессиональной деятельности учителя в условиях введения ФГОС втьорого поколенияПереход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей пе...
Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения (презентация).
Задачи требования к формированию метапредметных компетенций. Теоретические аспекты понятия "метапредметные компетенции". Метапредметные результаты изучения курса географии в основной школе. Сравнитель...
РАЗВИТИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Главной задачей современного стандарта является создание социокультурной образовательной среды для развития учащихся....
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения
Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС. Технология встречных усилий
Технология встречных усилий.Учение не схватка с учеником, а сотрудничество, общение, исключающее « дуэли».Это поиск контакта – тесного и органичного&he...
Комментарии
метапредметные компетенции
Большое спасибо за очень интересный материал, который позволяет привести в систему новые взгляды на обучение.