Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты
презентация к уроку на тему
Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учиться.
Таким образом, смещая АКЦЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ от Знаний к Умениям, мы изменяем характер учебного процесса и способы деятельности учащихся, что и является главной задачей новых образовательных стандартов.
Главной целью образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. В основу обучения новых стандартов положен системно-деятельностный подход, где категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест, а сама деятельность рассматривается как система. КАК считают психологи, только через собственную деятельность каждый познает мир.
Поэтому современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по следующей схеме:
- планирование учениками своей деятельности на уроке
– выбор ими источников информации
— освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками
– самоанализ и самооценка школьниками результатов работы.
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Профессиональные позиции педагога:
ТО, меняется роль учителя, он НЕ ТОЛЬКО организатор деятельности детей, но Консультант Тьютор Организатор рефлексии Эксперт Партнер
Многое зависит от таланта и мастерства учителя, его умение организовать «поиски» на уроке, умение управлять, и не натаскивать. Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Переход к новой модели обучения на основе деятельностного подхода требует от учителя освоения новых профессиональных умений проектирования учебного процесса и его осуществления на основе развивающих технологий, таких, как
- технология проблемного обучения,
- развития критического мышления,
- проектная деятельность,
- уровневая дифференциация,
- информационные технологии
- коммуникативные технологии
Своеобразие и значение учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач.
Любая деятельность начинается с постановки цели, личностно значимой для учеников, когда эта цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать цель своей деятельности на уроке. Чтобы возник у учащихся познавательный интерес, надо их столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть, создать проблемную ситуацию, чтобы решить её, выполняются учебные действия, на этом этапе надо создать ситуацию успеха.
Чему должен научиться ребенок? К числу планируемых результатов освоения основной образов. программы отнесены:
- личностные результаты—готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты — освоенные обучающимися ууд (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты—освоенный обучающимися опыт по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Мы все помним старую притчу о том, что надо дать удочку и научить ею ловить рыбу, в нашем случае овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть.
Ведь именно в действии порождается знание. Не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mm_profes_kompetentn_ped.ppt | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАДАЧА Знания (усвоение фактов) СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Умения (овладение способами взаимодействия с миром) Развитие личности ученика ЦЕЛЬ: В основу обучения новых стандартов положен системно-деятельностный подход.
Схема обучения
« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать , т. к. мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой
Профессиональные позиции педагога
Педагогические технологии:
Деятельность:
Планируемые результаты: 1. Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к учению ценностно-смысловые установки социальные компетентности, личностные качества основ российской, гражданской идентичности; 3. Предметные: освоенный обуч-ся опыт специфической каждой предметной области деятельности, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. 2. Метапредметные: освоенные обучающимися УУД (познав, регулят и коммун);
Уильям Уорд: Хороший учитель объясняет. « Посредственный учитель излагает. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
С началом учебного года, уважаемые коллеги!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей. Какими методиками и те...
Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса Яковкина Е.П. МБОУСОШ п.Зеленоборск
Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоя...
Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...
Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...
Педагогический совет школы «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель....
Роль повышения профессиональной компетентности педагогов ОДОД в совершенствование образовательных программ
Открытие ОДОД ГБОУ школа № 588 СПб на базе общеобразовательной школы сделало базовое (основное) и дополнительное образование детей равноправным и взаимодополняющим друг друга. Появилась возможность вы...