Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучение в современной школе может быть успешным, а также, каким должен быть учитель сегодня, какими компетенциями должен обладать в условиях ФГОС. В статье рассматривается роль учителя в формировании учебно-познавательной деятельности современного школьника, понимание профессиональной педагогической компетенции педагогом, складывание истинного и ложного авторитета учителя. И, конечно, каким образом можно достичь главной цели образования - научить ребенка учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционное и современное образование
В отличии от традиционного, при котором осуществляется передача ученику известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности. Традиционное - предполагало подготовку подрастающего поколения к жизни и труду, где человек – простая система, его можно формировать, им можно управлять. Сегодня Человек – это сложная система, в которой учение есть деятельность обучающегося или субъекта. В традиционном образовании, напротив, ученик понимался как объект, а учение – педагогическое воздействие на него, где знания транслируются, находятся извне, знания передаются по частям и крупицам. Оценка таких знаний производится в конце курса. В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Оценка знаний проводится в начале, середине, конце курса. Знания сегодня – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления
Современные противоречия в образовании
Современное образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, что требует от современного обучающегося обучения на протяжении всей жизни.
Однако существуют некие противоречия между неповторимостью мира детства и ограничением форм жизнедеятельности и учебной деятельности в современной школе, приносящих радость познания, открытия природного и культурного миров, радость творчества и сотворчества. Противоречие между многообразием индивидуальных возможностей и потребностей школьников, разнообразием образовательных запросов. Потребность растущего человека в принятии и поддержке (содействие ребенку в получении образования) противоречит авторитарно-дисциплинарной модели обучения. Сохраняющаяся когнитивная направленность образования противоречит необходимости целостного развития личности. И, наконец, противоречие между потребностями выбора, задачей учителя вырабатывать в ребенке опыт выбора и отсутствием вариативности и условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Перед современным педагогом стоит нелегкая задача разрешить этот клубок противоречий, сделать процесс обучения успешным и для учителя, и для учащегося.
Обучение является успешным, если учащийся:
- твердо уверен в своих силах и обладает достаточным самоуважением;
- имеет серьезную мотивацию учиться;
- способен учиться в среде, характеризующейся «необходимостью серьезного напряжения сил» в сочетании с тем, что в случае неудачи учащемуся не угрожают серьезные негативные последствия;
- понимает, что мир изменчив и для того, чтобы в нем выжить, нужно меняться.
Каким должен быть современный учитель?
В 60-е годы XX века встал вопрос о необходимости формирования профессиональной компетентности. Компетентность – умение, способность решать учебные и жизненные проблемы на основе знаний, ценностных ориентаций и опыта. В 90-е годы этот подход пришел в образование.
Таким образом, были определены 5 компетенций для всех школ мира:
1. Информационная (умение работать с информацией).
2. Поликультурная (знание чужой культуры, религии, чтобы быть терпимым, толерантным).
3. Социальная (как умение взаимодействовать с другими): делится на коммуникативную и правовую (знание, соблюдение законов той страны, в которой я проживаю).
4. Языковая (умение выстраивать на родном и иностранных языках письменную и устную коммуникацию).
5. Предметно – практическая (умение решать проблемы, находить методы решения проблем, готовность к самообразованию, владение способами деятельности).
Итак, профессиональная компетентность учителя – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Из этого вытекают 5 профессиональных задач педагога:
- «Видеть ученика в образовательном процессе» (понимать ребенка, уметь диагностировать, принимать этого ребенка).
- Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (построение развивающего возрастосообразного обучения, ориентированного на особенности и потребности возраста).
- Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, где субъект – ученик, учитель, родитель.
- Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду.
- Проектировать и осуществлять профессиональное образование.
Эффективность усвоения учебной информации напрямую связана с учебно – познавательной деятельностью обучающегося.
Роль учителя в формировании
учебно – познавательной деятельности современного школьника.
Учение – это самостоятельный процесс. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться! Поэтому у человека должно быть сформировано понимание, что он сам должен учиться.
Этапы учебной деятельности:
- Ориентировочные действия ученика - целеполагание , мотивация:
-понимание готовой задачи, поставленной учителем (что должен сделать сегодня);
-активное принятие для себя этого задания (технология развития критического мышления);
-самостоятельная постановка учебной задачи (нескольких учебных задач).
2. Исполнительные действия – активное преобразование учеником изучаемого предмета:
-преобразование условий учебной задачи;
-моделирование задачи в графической или буквенной форме;
-решение задачи (чтение текста и т.д.);
-контроль и оценка.
3. Контрольные действия:
– первый уровень: самоконтроль и самооценка по результату работы в сопоставлении с образцом (сделано, выбрано учителем, например, контурная карта по истории);
- второй уровень: самоконтроль и самооценка по ходу работы (что получается, что нет);
-третий уровень: самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.
Исходя из вышесказанного, задачей учителя является выработка в обучающемся учебно - познавательной компетенции, которая должна складываться следующим образом:
Человек
индивид индивидуальность субъект личность
Я – МИР
я - сам я - культура я-деятельность я другой
антропоцентризм культуросообразность компетентность гуманитарность
Образование
рефлексия понимание проектирование коммуникация
Обучение
метапознавательное ценностно - целенаправленно - коммуникативное
отношение смысловое деятельное отношение
отношение отношение
Учебно – познавательная
деятельность
умения само информационно - предметно – практи коммуникативные
оценивания аналитические ческие умения умения
и саморегуляции умения
Учебно – познавательная компетенция
Таким образом, учение осуществляется как учебно-познавательная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи; если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, т.е. приемы самоконтроля и самооценки.
В свою очередь учебно – познавательная компетенция учителя предполагает наличие коммуникативной компетенции, проектно-деятельностной компетенции, информационно-аналитической и, наконец, рефлексивно-самообразовательной компетенции.
Понимание профессиональной педагогической компетенции
Педагог – человек, который является зрелой личностью? Зрелая личность – это личность, понимающая и принимающая реальность этого мира.
«Зрелость – это психологическое здоровье как способность перейти с опоры на среду и регулирование среды – к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, человеку необходимо преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в себе» Фредерик Пернс.
Пирамида зрелости
Непременным условием профессиональной компетенции является речевая культура педагога.
Сферами речевой деятельности педагога являются:
Учитель- ученик
Учитель – семья Учитель - родители
Учитель как обучающийся Учитель – учителя
Учитель – методисты Учитель – директор
Я – учитель
Итак, непременным условием профессиональной компетенции учителя является речевая культура, где учитель выступает как носитель речевой культуры, как проводник речевой культуры, как редактор речи ученика. Педагог – индивидуальная языковая личность. Речевая культура педагога выступает как интегративная характеристика личности и выражается через психологические ее основы, нравственные, эстетические, научные (лингвистические и предметные), мировоззренческие и, наконец, педагогические.
И, конечно, огромную роль в обучении детей играет личность учителя. Учит учитель, но развивает и воспитывает личность учителя! Именно личность учителя, его авторитет, являются ведущими в осуществлении взаимосвязей ученик – учитель.
Семантическое поле понятия «АВТОРИТЕТ»
ВЛАСТЬ ВЛИЯНИЕ ДОВЕРИЕ ЛЮБОВЬ
Динамическая модель осуществления АВТОРИТЕТА
Истинный авторитет
ложный авторитет
В заключении хотелось бы сказать, что компетенция учителя это нечто шире, чем знание (образование), это то, что принадлежит по праву. Компетенция – некий идеальный результат, компетентность – это уже «обладание». Автор компетентного подхода – Николай Холмский назвал коммуникативную компетентность умением выстроить коммуникацию, которая достигает определенных целей.
Если ты знаешь зачем, выдержишь любое как.
НИЦШЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/17/picture-448651-1400319889.jpg)
Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/09/picture-648187-1436438261.jpg)
Виды оценивания в условиях ФГОС второго поколения (основное общее образование)
Предлагаю на обсуждение свою методическую наработку....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-875995-1517173516.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный планпрофессионального развития учителяпри введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения Шамсевалиевой Ильсеяр Талгатовны,учителя биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-572342-1505896183.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный план учителя русского языка и литературы по внедрению ФГОС второго поколения в образовательную практику....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/02/picture-748289-1454441944.jpg)
Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный план саморазвития учителя математики....