«Профессиональная компетентность как фактор повышения качества образовательного процесса».
методическая разработка по теме
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции ?
Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому преподавателю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_kompetentnost_uchitelya.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего учителей.
Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции ?
Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому преподавателю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности?
Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности преподавателя:
- Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Лариса Максимовна)
- Компетентным считается такой труд преподавателя в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учащихся. При этом компетентность преподавателя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова Аэлита Капитоновна)
- Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
- Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
- Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических компетенций.(Соловова Елена Н.)
В практике освоения профессиональных компетенций имеет место противоречие:
Между потенциальными возможностями компетентностного подхода и недостаточным уровнем сформированности профессиональных компетенций у педагогических работников.
Возникают вопросы: «Почему с таким трудом принимается сущность компетентностного подхода в образовании?
Почему результативность образовательного процесса педагогические работники не связывают со своим профессиональным ростом?».
Остановимся на постулатах- характеристиках компетентностного подхода:
1) компетентностный подход в образовании – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательного процесса.
2) компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем и информированности человека в различных предметных областях, а помочь самостоятельно решать назревшие проблемы.
3) Оценить компетентность специалиста можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или не успешность.
4)Знания, навыки, способности, мотивы, ценности и убеждения рассматриваются как возможные составляющие компетентности, но сами по себе еще не делают человека компетентным.
Возникает вопрос: Компетентный преподаватель и преподаватель профессионал это одно и тоже или нет?
Понятие профессионализма базируются на понятиях профессиональной компетентности.
Точнее это выглядит так.
1)Понятие профессиональной компетентности преподавателя выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
2)Причем, профессиональные компетентности преподавателя отождествляются с профессиональными умениями.
3) Под профессиональной компетентностью преподавателя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + +критичность мышления
Взаимосвязь понятий «компетенция» и «компетентность» устанавливается следующим образом:
- Компетентность – более широкое понятие, чем компетенция и характеризует субъект деятельности;
- Компетенция – составная часть компетентности, относится к деятельности (умения).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Компетенция
Компетентная модель современного преподавателя выглядит следующим образом:
1
2
3
Стандартный
уровень
Творческий
уровень
1.предметная компетентность
2.педагогическая компетентность
3.социальная компетентность
Готовность преподавателя к профессиональной деятельности предполагает обладание
- Предметной компетентностью - это собственные знания, умения и навыки учителя по предмету;
- Педагогической компетентностью – умения применять знания на практике, причем не только знания предмета, но и знания в области педагогики, психологии, дидактики, а так же умения оценивать результаты своего труда, труда учащихся, педагогические процессы.
- социальной компетентностью- связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях).
- Творческий уровень – умение творчески применять навыки. В результате – развитие педагогических процессов, социально – педагогической системы.
Система «педагогическая компетентность» выглядит следующим образом.
прогностическая
аналитическая
рефлексивная
Проективная
ная
информационная
Педагогическая
компетентность
Развивающая
мобилизационная
ориентационная
Коммуникативная
Педагогическое общение
перцептивная
Педагогическая
техника
Характеристика педагогической компетентности.
Организационная – включение учащихся в различные виды учебной деятельности.
Аналитическая компитенции.
Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, с их помощью извлекаются знания из практики.
Именно через аналитические умения проявляется обобщённое умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:
- расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
- осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;
- находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности;
- правильно диагностировать педагогическое явление;
- находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.(анализ на проблему урока, что мешает двигаться дальше?)
Аналитическая – с ее помощью извлекаются знания из практики аналитико-диагностическая деятельность».
Прогностическая компетенция:
В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы:
- прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.;
- прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.;
- прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности;
- прогнозирование результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.
Рефлексивная компетентность имеет место при:
- Осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя.
- анализ и осмысление своих собственных действий.
Проективная компетенция:
- перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;.
- Отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
- Планирование индивидуальной работы с учащимися, с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей;
- Отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
- планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью. перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
Содержание практической готовности выражается во внешних (предметных) компетенциях, т.е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.
Мобилизационная компетенция связана с :
- привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению, труду и другим видам деятельности;
- формированием потребности в знаниях и вооружением учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда;
- стимулированием актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного, самостоятельного и творческого отношения к явлениям окружающей действительности;
- созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных проступков;
- разумным использованием методов поощрения и наказания, созданием атмосферы совместного переживания и т.п.
Ориентационная компетентность
- -формирование морально-ценностных установок, привитию интереса к учению и предмету, профессиональной деятельности, соответствующей интересам учащихся.
Информационная компетенция:
- Непосредственное изложение учебной информации;
- Способы получения информации;
- Дидактические преобразования информации;
- Умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения.
Развивающая компетентность:
- создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли учащихся;
- стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления, потребности в установлении логических и функциональных отношений;
- формирование и постановку вопросов, требующих применения усвоенных ранее знаний;
- создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
Коммуникативная компетентность:
- установление педагогически целесообразных взаимоотношений учителя и учащихся, между коллегами, учителями и родителями.
Перцептивная компетентность:
- умение понимать других;
- видеть главное в другом человеке, его направленность и индивидуальное своеобразие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межрегиональная научно-практическая конференция "Формирование поликультурной компетентности как средство повышения эффективности процесса образования".
Познание стран мира-украшение человеческих умов....
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА – ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ.
Скоро останутся лишь две группы работников: те, кто контролирует компьютеры, и те, кого контролируют компьютеры. Постарайтесь попасть в первую.Соловейчик С.Л....
Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как фактор повышения эффективности процесса обучения и воспитания
В статье рассматривается значение и применение современных образоательных технологий на уроках обществознания...
Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов
Статья на тему: "Участие в профессиональных конкурсах как фактор повышения квалификации и профессионального развития педагогов" ( из опыта работы)...
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...
Реферат "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ "
Формирование коммуникативной компетентности определяется в основополагающих документах как решающей проблему активной социализации личности. От уровня ее сформированности во многом зависит успешность ...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов по индивидуализации воспитательного процесса в интернате»
Одним из основных принципов современного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок с...