Педагогический совет школы «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».
методическая разработка на тему
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_tekstovoy_material.docx | 24.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Педсовет на тему: «Инновационные формы работы учителя – один из ресурсов качества образовательного процесса».
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определено место и роль учителя в школьном образовательном процессе. Новой школе необходим новый учитель.
Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы.
Модернизация образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность учителя становится перспективой развития ученика.
Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития Общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития - в саморазвитие, образования - в самообразование. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую 4еловеком познавательную деятельность, которая:
- во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле
самого человека);
- во-вторых, управляется самим человеком;
- в-третьих, необходима для совершенствования каких-либо качеств че-
ловека, и сам человек это осознает. Необходимо определить условия,
при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные мо-ленты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая
рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под «рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. - Программа профессионального развития учителя включает в себя воз-
можность исследовательской, поисковой деятельности. - Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального раз-
вития и саморазвития.
Кроме способностей уровень профессионализма напрямую зависит от профессиональной компетентности учителя. В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
- специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (глубокие знания по предмету, квалификация и опыт, знание способов решения и технических, и творческих задач);
- методическая компетентность в области способов формирования
ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание ди-
дактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний, выработки умений, формирования навыков); - психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения (владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов диагностики, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения, умение
пробуждать и развивать у учащихся устойчивый интерес к предмету); - дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями);
- рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая
компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельно-
сти, своих способностей; знание о способах профессионального само
совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей ра
боте, в себе; желание самосовершенствоваться). Без самообразова-
тельной потребности профессиональный рост учителя невозможен.
Конечно учитель должен быть Мастером.
В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается следующее содержание:
- умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их
диалектической взаимосвязи и единстве; - умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым
материалом; - умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;
- умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;
- умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;
- умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета, умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;
- умение в совершенстве владеть своим орудием труда - речью, словом;
- умение критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;
- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.
В идеале учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Наиболее актуальны функции учителя:
- эмоциональная поддержка;
- исследовательская;
- фасилитаторская;
- экспертная.
Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается своим профессиональным саморазвитием, то мы вправе ожидать (предположительно) следующих результатов в ходе образовательного процесса:
у учителей:
- существенное повышение интереса к своей профессии;
- персональная ответственность за свою профессиональную деятель-
ность; - квалификационный рост и повышение профессионального мастерства;
- владение гуманитарными педагогическими технологиями;
- рост креативности и инициативы;
- конструктивное разрешение конфликтов и противоречий, возникают
в школьной среде; - высокий уровень гуманитарной культуры;
- концептуальность в профессиональной работе;
- у учащихся:
- повышение качества знаний;
- -развитие способности к исследовательской и проектной образовать
ной деятельности - - повышение гуманитарной культуры;
- адаптивность (отсутствие чувства беспомощности);
- доверие к учителю и к школе; способность разрешать конфликты;
- улучшение самочувствия и здоровья. Учитель готовится к уроку всю жизнь. Этот тезис отражает саму суть его профессии. Невозможно отдавать то, чего не имеешь сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше.
- Бурно растущий поток информации приводит к усложнению школьных предметов и быстрому моральному износу полученных учителем знаний.
- Быстро растет кругозор учащихся, заметно повышается уровень их общего развития.
На уроках все чаще слышны каверзные вопросы. Недостаток знаний учитель начинает ощущать уже в первые годы самостоятельной работы.
Мы видим, что качество преподавания учителя напрямую отражается на качестве знаний учащихся. Проведя опрос учащихся можно определить те качества учителей, которым они отдают предпочтение. Среди учащихся 10 – х классов
- Среди учащихся 9 – х классов – Создавшееся положение довольно точно характеризуют слова учительницы в одном из стихотворений Леонида Мартынова:
Дети
В какой-то мере знают больше нас,
И надо думать при любом ответе,
Чтоб не смеялся весь десятый класс.
И если что-то не дает покоя,
То не тетрадки и не дневники,
А эта снисходительность, с какою
Взирают на тебя ученики.
Выход может быть только один - непрерывная работа над собой. Чтобы
стать хорошим учителем, надо не только любить учить других, но и любить
учиться самому, постоянно повышать свою квалификацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.
В презентации представлено содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....
«Образование взрослых» Тема: Учитель как субъект управления качеством образовательного процесса.
В презентации представлено содержание программы повышения квалификации педагогов ГБОУ школа № 543Московского района. Показано как это можно сделать и что должно получиться....
Профессиональная компетентность учителя: главный ресурс качества образовательного процесса при переходе на новые стандарты
Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить умением учи...
Профессиональная компетентность учителя – основной ресурс качества образовательного процесса Яковкина Е.П. МБОУСОШ п.Зеленоборск
Развитие позитивной образовательной среды невозможно осуществить без профессионального развития педагогов. При этом учителя должны активно участвовать в собственном профессиональном развитии: самостоя...
Выступление на педагогическом совете по теме "Формирования мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования на уроках информатики"
Доклад представлен на заседании педагогического совета по теме «Формирование мотивации достижения успеха у учащихся в образовательном процессе как средство повышения качества образования»....
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....
Презентация "Инновационные формы формирования экологической культуры средствами взаимодействия участников образовательного процесса ОО"
Отчет руководителя МО КРО Арьяновой Н.Б.по работе классов КРО в период общешкольной методической недели"Инновационные формы экологической культуры средствами взаимодействия участников образовател...