Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
статья на тему
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучение в современной школе может быть успешным, а также, каким должен быть учитель сегодня, какими компетенциями должен обладать в условиях ФГОС. В статье рассматривается роль учителя в формировании учебно-познавательной деятельности современного школьника, понимание профессиональной педагогической компетенции педагогом, складывание истинного и ложного авторитета учителя. И, конечно, каким образом можно достичь главной цели образования - научить ребенка учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnoe_i_sovremennoe_obrazovanie.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционное и современное образование
В отличии от традиционного, при котором осуществляется передача ученику известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности. Традиционное - предполагало подготовку подрастающего поколения к жизни и труду, где человек – простая система, его можно формировать, им можно управлять. Сегодня Человек – это сложная система, в которой учение есть деятельность обучающегося или субъекта. В традиционном образовании, напротив, ученик понимался как объект, а учение – педагогическое воздействие на него, где знания транслируются, находятся извне, знания передаются по частям и крупицам. Оценка таких знаний производится в конце курса. В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Оценка знаний проводится в начале, середине, конце курса. Знания сегодня – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления
Современные противоречия в образовании
Современное образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, что требует от современного обучающегося обучения на протяжении всей жизни.
Однако существуют некие противоречия между неповторимостью мира детства и ограничением форм жизнедеятельности и учебной деятельности в современной школе, приносящих радость познания, открытия природного и культурного миров, радость творчества и сотворчества. Противоречие между многообразием индивидуальных возможностей и потребностей школьников, разнообразием образовательных запросов. Потребность растущего человека в принятии и поддержке (содействие ребенку в получении образования) противоречит авторитарно-дисциплинарной модели обучения. Сохраняющаяся когнитивная направленность образования противоречит необходимости целостного развития личности. И, наконец, противоречие между потребностями выбора, задачей учителя вырабатывать в ребенке опыт выбора и отсутствием вариативности и условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Перед современным педагогом стоит нелегкая задача разрешить этот клубок противоречий, сделать процесс обучения успешным и для учителя, и для учащегося.
Обучение является успешным, если учащийся:
- твердо уверен в своих силах и обладает достаточным самоуважением;
- имеет серьезную мотивацию учиться;
- способен учиться в среде, характеризующейся «необходимостью серьезного напряжения сил» в сочетании с тем, что в случае неудачи учащемуся не угрожают серьезные негативные последствия;
- понимает, что мир изменчив и для того, чтобы в нем выжить, нужно меняться.
Каким должен быть современный учитель?
В 60-е годы XX века встал вопрос о необходимости формирования профессиональной компетентности. Компетентность – умение, способность решать учебные и жизненные проблемы на основе знаний, ценностных ориентаций и опыта. В 90-е годы этот подход пришел в образование.
Таким образом, были определены 5 компетенций для всех школ мира:
1. Информационная (умение работать с информацией).
2. Поликультурная (знание чужой культуры, религии, чтобы быть терпимым, толерантным).
3. Социальная (как умение взаимодействовать с другими): делится на коммуникативную и правовую (знание, соблюдение законов той страны, в которой я проживаю).
4. Языковая (умение выстраивать на родном и иностранных языках письменную и устную коммуникацию).
5. Предметно – практическая (умение решать проблемы, находить методы решения проблем, готовность к самообразованию, владение способами деятельности).
Итак, профессиональная компетентность учителя – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Из этого вытекают 5 профессиональных задач педагога:
- «Видеть ученика в образовательном процессе» (понимать ребенка, уметь диагностировать, принимать этого ребенка).
- Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (построение развивающего возрастосообразного обучения, ориентированного на особенности и потребности возраста).
- Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, где субъект – ученик, учитель, родитель.
- Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду.
- Проектировать и осуществлять профессиональное образование.
Эффективность усвоения учебной информации напрямую связана с учебно – познавательной деятельностью обучающегося.
Роль учителя в формировании
учебно – познавательной деятельности современного школьника.
Учение – это самостоятельный процесс. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться! Поэтому у человека должно быть сформировано понимание, что он сам должен учиться.
Этапы учебной деятельности:
- Ориентировочные действия ученика - целеполагание , мотивация:
-понимание готовой задачи, поставленной учителем (что должен сделать сегодня);
-активное принятие для себя этого задания (технология развития критического мышления);
-самостоятельная постановка учебной задачи (нескольких учебных задач).
2. Исполнительные действия – активное преобразование учеником изучаемого предмета:
-преобразование условий учебной задачи;
-моделирование задачи в графической или буквенной форме;
-решение задачи (чтение текста и т.д.);
-контроль и оценка.
3. Контрольные действия:
– первый уровень: самоконтроль и самооценка по результату работы в сопоставлении с образцом (сделано, выбрано учителем, например, контурная карта по истории);
- второй уровень: самоконтроль и самооценка по ходу работы (что получается, что нет);
-третий уровень: самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.
Исходя из вышесказанного, задачей учителя является выработка в обучающемся учебно - познавательной компетенции, которая должна складываться следующим образом:
Человек
индивид индивидуальность субъект личность
Я – МИР
я - сам я - культура я-деятельность я другой
антропоцентризм культуросообразность компетентность гуманитарность
Образование
рефлексия понимание проектирование коммуникация
Обучение
метапознавательное ценностно - целенаправленно - коммуникативное
отношение смысловое деятельное отношение
отношение отношение
Учебно – познавательная
деятельность
умения само информационно - предметно – практи коммуникативные
оценивания аналитические ческие умения умения
и саморегуляции умения
Учебно – познавательная компетенция
Таким образом, учение осуществляется как учебно-познавательная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи; если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, т.е. приемы самоконтроля и самооценки.
В свою очередь учебно – познавательная компетенция учителя предполагает наличие коммуникативной компетенции, проектно-деятельностной компетенции, информационно-аналитической и, наконец, рефлексивно-самообразовательной компетенции.
Понимание профессиональной педагогической компетенции
Педагог – человек, который является зрелой личностью? Зрелая личность – это личность, понимающая и принимающая реальность этого мира.
«Зрелость – это психологическое здоровье как способность перейти с опоры на среду и регулирование среды – к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, человеку необходимо преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в себе» Фредерик Пернс.
Пирамида зрелости
Непременным условием профессиональной компетенции является речевая культура педагога.
Сферами речевой деятельности педагога являются:
Учитель- ученик
Учитель – семья Учитель - родители
Учитель как обучающийся Учитель – учителя
Учитель – методисты Учитель – директор
Я – учитель
Итак, непременным условием профессиональной компетенции учителя является речевая культура, где учитель выступает как носитель речевой культуры, как проводник речевой культуры, как редактор речи ученика. Педагог – индивидуальная языковая личность. Речевая культура педагога выступает как интегративная характеристика личности и выражается через психологические ее основы, нравственные, эстетические, научные (лингвистические и предметные), мировоззренческие и, наконец, педагогические.
И, конечно, огромную роль в обучении детей играет личность учителя. Учит учитель, но развивает и воспитывает личность учителя! Именно личность учителя, его авторитет, являются ведущими в осуществлении взаимосвязей ученик – учитель.
Семантическое поле понятия «АВТОРИТЕТ»
ВЛАСТЬ ВЛИЯНИЕ ДОВЕРИЕ ЛЮБОВЬ
Динамическая модель осуществления АВТОРИТЕТА
Истинный авторитет
ложный авторитет
В заключении хотелось бы сказать, что компетенция учителя это нечто шире, чем знание (образование), это то, что принадлежит по праву. Компетенция – некий идеальный результат, компетентность – это уже «обладание». Автор компетентного подхода – Николай Холмский назвал коммуникативную компетентность умением выстроить коммуникацию, которая достигает определенных целей.
Если ты знаешь зачем, выдержишь любое как.
НИЦШЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность учителя в достижении качества образования в условиях ФГОС второго поколения
В статье рассматриваются вопросы и проблемы традиционного и современного образования, противоречия, которые складываются в образовательной системе нашего времени. Изучаются условия, при которых обучен...
Виды оценивания в условиях ФГОС второго поколения (основное общее образование)
Предлагаю на обсуждение свою методическую наработку....
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный планпрофессионального развития учителяпри введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения Шамсевалиевой Ильсеяр Талгатовны,учителя биологии...
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный план учителя русского языка и литературы по внедрению ФГОС второго поколения в образовательную практику....
Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых образовательных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания...
Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности
Доклад на тему: «Повышение качества образования посредством повышения профессиональной компетенции учителя и обновления содержания образования как условие успешной социализации личности&raq...
Индивидуальный план профессионального развития учителя при введении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) второго поколения
Индивидуальный план саморазвития учителя математики....