Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
статья по теме
Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и администрации всегда были объектом анализа методистов, инспекторов, экспертных комиссий. Но сейчас выясняется, что эта система не имеет ничего общего с мониторингом и что решение мониторинговых задач предъявляет к работе администрации школы совсем другие требования…
Авторы: Липшина Г.И., директор и Никонорова О.Ю., заместитель директора по УВР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система мониторинга качества образования | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
Липшина Г.И., директор
Никонорова О.Ю., зам. директора по УВР;
МБОУ «Чапаевская ООШ»
Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и администрации всегда были объектом анализа методистов, инспекторов, экспертных комиссий. Но сейчас выясняется, что эта система не имеет ничего общего с мониторингом и что решение мониторинговых задач предъявляет к работе администрации школы совсем другие требования…
Появление понятия «мониторинг» (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Изначально инструментальные исследования, обработка и систематизация данных применялись в экологии, в рамках которой первоначально и развился мониторинг как система. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля. Мониторинг стал важнейшим компонентом эффективного управления. Формирование единой непротиворечивой системы мониторинга образовательного процесса в школе является одной из основных задач при осуществлении стратегического планирования и управления по результатам деятельности.
Мониторинг в образовании – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Система – множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга – первый шаг на пути управления качеством образования.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Анализ педагогических изданий позволяет сделать вывод об актуальности рассматриваемой проблемы. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяет нам действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель нашей работы: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе разработать систему, которая может показать свою эффективность или неэффективность. Для себя мы определили следующие сроки реализации данного проекта – с 2009-10 по 2011-12 учебный год (Приложение 1).
Показателем эффективности действия системы должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной эффективными способами объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Субъектами мониторинга в нашем случае выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее.
В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:
• процесс освоения программы, предмета;
• интеграционные процессы в обучении;
• процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
• качество образовательного процесса и т.д. (Приложение 2).
Мы определились в группировке объектов мониторинга по следующим основаниям:
I группа – мониторинг уровня ЗУН обучающихся («цель – результат») (результативность учебно-воспитательного процесса);
II группа – мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;
III группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход – выход»;
IV группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения (эффективность той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на качество обучения, связь квалификации педагога и результатов преподавания).
Для работы мы взяли стандартные методы сбора и обработки информации и применили их в методиках изучения личности учащихся и учителей, в методиках, используемых в процессе наблюдения за ходом адаптации учащихся, психолого-педагогического сопровождения и профориентационной подготовки, при изучении качества образования в школе.
Сам мониторинг подразумевает несколько этапов:
- Подготовительный, в котором определяются цели, объекты, направления исследований, критерии оценки;
- Основной, или практический, где определяются методы сбора и систематизации информации (осуществляется на двух уровнях: система педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и работа администрации школы на основе системы критериев).
- аналитический. На данном этапе происходит обработка и анализ информации, выработка рекомендаций, принятие управленческих решений.
Мониторинг позволяет:
- отслеживать результаты в измеряемых единицах;
- отслеживать условия, влияющие на достижение результатов в измеряемых единицах;
- фиксировать состояние дел по результатам и условиям работы школы в контексте желаемого состояния дел (как дела обстоят сегодня и что конкретно должно быть завтра);
- не просто констатировать факты, но получать оценки, связанные с перспективами постановки или сворачивания задач в рамках направлений.
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должно предшествовать обсуждение и корректировка.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм (Приложение 3).
Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, риски. Рисками в нашей работе мы считаем текучесть административных кадров и недостаточность информационных ресурсов.
Таким образом, эффективная система мониторинга, действующая на принципах открытости, разноуровневости и субъектности образования и его результатов позволяет, как организовать эффективное управление качеством образования, так и сама выполнять определенные образовательные и системообразующие функции, способствуя укоренению таких норм взаимоотношений школы, власти и социума.
Приложение 1.
План мероприятий
муниципального образовательного учреждения МОУ «Чапаевская ООШ»
по созданию системы мониторинга качества образования в сельской школе как средства повышения эффективности деятельности образовательного учреждения»
Наименование мероприятий | Ожидаемый результат. Продукт деятельности | Сроки | Ответственные |
Создание рабочей группы из числа педагогов. | Проект системы мониторинга качества образования в МОУ как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения» | Январь 2010г. | Директор |
Анализ существующего мониторинга Мониторинга в МОУ «Чапаевская ООШ». | Обозначение проблемы. | Февраль 2010г. | Рабочая группа |
Педагогический совет по теме: «Создание системы мониторинга качества образования в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения». | Мотивация коллектива на решение задач проекта. | 1 неделя февраля 2010г. | Рабочая группа |
Формирование нормативно - правовой базы обеспечивающей проведение мониторинга в школе. | Нормативно-правовая база обеспечивающая систему мониторинга качества образования в школе. | январь-май 2010г. | Рабочая группа |
Создание инструментального банка: - создание банка контрольно-измерительных материалов в соответствии с новыми требованиями к результату; - проведение контрольных работ их анализ, выявление проблем и принятие решений. - отслеживание воспитательной работы. | Контрольно-измерительные материалы в соответствии с новыми требованиями к результатами. | до 2012 года обновление | Рабочая группа |
Накопление аналитических материалов по результатам мониторинга качества образования | Электронные и бумажные папки | постоянно | Зам. директора |
Корректировка критериев в листах самооценки с учетом карты мониторинга «Качество образования». | Листы самооценки | Май, 2010 | Профсоюзный комитет, администрация. Рабочая группа |
Совместное обсуждение с профсоюзным комитетом и руководителя учреждения на совете трудового коллектива листов самооценки с результатов мониторинга качества образования. | Решение совета трудового коллектива | Май, 2010 | Профсоюзный комитет, администрация, рабочая группа |
Использование результатов мониторинга в управленческих решениях | Приказы. Решения педагогического совета | До 2012г. постоянно | Директор |
Размещение на Интернет-сайте школы информации о введении системы мониторинга «Качество обучения» | Результаты мониторинга, Управленческие решения. | До 2012г. постоянно | Учитель информатики |
Приложение 2.
Система группировки объектов по методам и направлениям мониторинга качества образования
Группа | Объекты мониторинга | Методы, направления |
Первая | Результативно учебно-воспитательного процесса | - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося, - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося. |
Вторая | Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса | - педагогические кадры, их квалификация; -комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; |
Третья | Модель «вход-выход» | - психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; |
Четвертая | На уровне образовательного учреждения | - анализ урока; |
Приложение 3.
Система мониторинга качества образования в школе (Годовая циклограмма)
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) | Цели мониторинга | Периодич-ность | Ответственные (субъекты мониторинга) | Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения | Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся | 2 раза в год | Руководители методических объединений, зам. директора по УВР | Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса | Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. | 1 раз в год (май) | Руководители методических объединений | Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы | Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы | 2 раза в год (сентябрь, май) | Руководители методических объединений, зам. директора по УВР | Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя | Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР | Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя | Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций | Ежемесячно | Зам. дир. по УВР, социальный педагог | Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация | Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования | 2 раза в год (сентябрь, апрель) | Руководители методических объединений | Протоколы |
Деятельность учащихся | Определение уровня (качества) обученности учащихся | Ежемесячно | Классные руководители, зам. дир. по УВР | Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся
Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся...
Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности
Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы...
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...
Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Мы живём в мире оценок. Оценка, в большей степени является двигателем прогресса, двигателем развития личности. Каждый из нас стремится к поставленной цели, зная, что результат достижения цели будет оц...
Создание районной системы мониторинга обученности по русскому языку и литературе – эффективное средство контроля
Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг. Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результат,...
Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.
Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...