Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения
статья по теме

Никонорова Ольга Юрьевна

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и администрации всегда были объектом анализа методистов, инспекторов, экспертных комиссий. Но сейчас выясняется, что эта система не имеет ничего общего с мониторингом и что решение мониторинговых задач предъявляет к работе администрации школы совсем другие требования… 

Авторы: Липшина Г.И., директор и Никонорова О.Ю., заместитель директора по УВР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Липшина Г.И., директор

Никонорова О.Ю., зам. директора по УВР;

МБОУ «Чапаевская ООШ»

Создание системы мониторинга в сельской школе как средство повышения  эффективности деятельности образовательного  учреждения

Мониторинг как вид деятельности в образовательном учреждении появился сравнительно недавно. Хотя определенная отчетность существовала в школе и раньше. Отношения учеников и учителей, педагогов и администрации всегда были объектом анализа методистов, инспекторов, экспертных комиссий. Но сейчас выясняется, что эта система не имеет ничего общего с мониторингом и что решение мониторинговых задач предъявляет к работе администрации школы совсем другие требования…

Появление понятия «мониторинг» (от лат. monitor- напоминающий, надзирающий) связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о стоянии тех или иных объектов и структур. Изначально инструментальные исследования, обработка и систематизация данных применялись в экологии, в рамках которой первоначально и развился мониторинг как система. Однако потребность общества в объективной информации способствовала расширению мониторинга. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг с двух позиций: как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе и как средство получения информации в процессе проведения научного исследования или организации управленческого контроля. Мониторинг стал важнейшим компонентом эффективного управления. Формирование единой непротиворечивой системы мониторинга образовательного процесса в школе является одной из основных задач при осуществлении стратегического планирования и управления по результатам деятельности.

Мониторинг в образовании  – это постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Система – множество закономерных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство (Толковый словарь). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой и принимаемой системы. Создание теоретической модели системы педагогического мониторинга – первый шаг на пути управления качеством образования.

На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Анализ педагогических изданий позволяет сделать вывод об актуальности рассматриваемой проблемы. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяет нам действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель нашей работы: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе разработать систему, которая может показать свою эффективность или неэффективность. Для себя мы определили следующие сроки реализации данного проекта – с 2009-10 по 2011-12 учебный год (Приложение 1).

Показателем эффективности действия системы должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной эффективными способами объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Субъектами мониторинга в нашем случае выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они получают информацию, анализируют ее.

В свою очередь каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного или иного уровня.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:

•  процесс освоения программы, предмета;

•  интеграционные процессы в обучении;

•  процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

•  качество образовательного процесса и т.д. (Приложение 2).

Мы определились в группировке объектов мониторинга по следующим основаниям:

I группа – мониторинг уровня ЗУН обучающихся («цель – результат») (результативность учебно-воспитательного процесса);

II группа – мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации;

III группа – системы мониторинга, построенные с использованием модели «вход – выход»;

IV группа – системы мониторинга на уровне образовательного учреждения (эффективность той или иной технологии обучения, выделение факторов, влияющих на качество обучения, связь квалификации педагога и результатов преподавания).

Для работы мы взяли стандартные методы сбора и обработки информации и применили их в методиках изучения личности учащихся и учителей, в методиках, используемых в процессе наблюдения за ходом адаптации учащихся, психолого-педагогического сопровождения и профориентационной подготовки, при изучении качества образования в школе.

Сам мониторинг подразумевает несколько этапов:

  • Подготовительный, в котором определяются цели, объекты, направления исследований, критерии оценки;
  • Основной, или практический, где определяются методы сбора и систематизации информации (осуществляется на двух уровнях: система педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и работа администрации школы на основе системы критериев).
  • аналитический. На данном этапе происходит обработка и анализ информации, выработка рекомендаций, принятие управленческих решений.

Мониторинг позволяет:

  • отслеживать результаты в измеряемых единицах;
  • отслеживать условия, влияющие на достижение результатов в измеряемых единицах;
  • фиксировать состояние дел по результатам и условиям работы школы в контексте желаемого состояния дел (как дела обстоят сегодня и что конкретно должно быть завтра);
  • не просто констатировать факты, но получать оценки, связанные с перспективами постановки или сворачивания задач в рамках направлений.

Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должно предшествовать обсуждение и корректировка.

Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм (Приложение 3).

Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, риски. Рисками в нашей работе мы считаем текучесть административных кадров и недостаточность информационных ресурсов.

Таким образом, эффективная система мониторинга, действующая на принципах открытости, разноуровневости и субъектности образования и его результатов позволяет, как организовать эффективное управление качеством образования, так и сама выполнять определенные образовательные и системообразующие функции, способствуя укоренению таких норм взаимоотношений школы, власти и социума.


Приложение 1.

План  мероприятий

муниципального  образовательного  учреждения МОУ  «Чапаевская ООШ»

по созданию системы мониторинга качества образования в сельской школе как средства повышения эффективности деятельности образовательного учреждения»

Наименование мероприятий

Ожидаемый результат. Продукт

деятельности

Сроки

Ответственные

Создание   рабочей группы из числа  педагогов.

    Проект системы мониторинга качества образования в МОУ  как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения»

Январь 2010г.

Директор

Анализ существующего мониторинга

Мониторинга в МОУ «Чапаевская ООШ».

  Обозначение проблемы.

Февраль 2010г.

Рабочая группа

 Педагогический совет по теме: «Создание системы мониторинга качества образования в сельской школе как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения».

Мотивация коллектива на решение  задач проекта.

1 неделя февраля

2010г.

Рабочая группа

 Формирование нормативно - правовой  базы обеспечивающей проведение мониторинга в школе.

Нормативно-правовая  база обеспечивающая  систему  мониторинга  качества образования в школе.

январь-май 2010г.

Рабочая группа

Создание инструментального банка:

 - создание банка  контрольно-измерительных материалов в соответствии с новыми требованиями  к результату;

- проведение контрольных работ их анализ, выявление проблем и принятие решений.

- отслеживание воспитательной работы.

 Контрольно-измерительные материалы  в соответствии с новыми требованиями  к результатами.

до 2012 года

обновление

Рабочая группа

 Накопление аналитических материалов по  результатам мониторинга качества образования

 Электронные и бумажные папки

постоянно

Зам. директора

Корректировка критериев в листах  самооценки с учетом  карты мониторинга «Качество образования».

Листы самооценки

Май, 2010

Профсоюзный комитет, администрация. Рабочая группа

Совместное обсуждение с  профсоюзным комитетом и руководителя  учреждения на  совете  трудового  коллектива листов самооценки с  результатов мониторинга качества образования.

Решение совета трудового коллектива

Май, 2010

Профсоюзный комитет,  администрация, рабочая группа

 Использование  результатов мониторинга в управленческих решениях

Приказы. Решения педагогического совета

До 2012г. постоянно

Директор

 Размещение  на  Интернет-сайте школы  информации  о введении  системы мониторинга «Качество обучения»

Результаты мониторинга,

Управленческие решения.

До 2012г. постоянно

Учитель информатики


Приложение 2.

Система группировки объектов  по методам  и направлениям мониторинга качества образования

Группа

Объекты мониторинга

Методы, направления

Первая

Результативно учебно-воспитательного процесса

- тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации),

- анализ уровня обученности и обучаемости учащегося,

- информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося.

Вторая

Накопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса

- педагогические кадры, их квалификация;
- общие показатели, материально-техническая база;

-комплексно-методическое обеспечение учебного процесса;
- результативность образовательного процесса;
- результативность воспитательного процесса;
- инновационная и методическая деятельность;
- мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.)

Третья

Модель «вход-выход»

- психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и  обучаемости;
- изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки);
- модель выпускника школы (начальной, основной и средней),
- поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения,
- работодатель и проблема трудоустройства.

Четвертая

На уровне образовательного учреждения

- анализ урока;
- рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения;
- положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения);
- изучение потребностей всех участников образовательного процесса.


Приложение 3.

Система мониторинга качества образования в школе (Годовая циклограмма)

Предмет мониторинга (объекты мониторинга)

Цели мониторинга

Периодич-ность

Ответственные (субъекты мониторинга)

Результат

Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения

Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся

2 раза в год

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР

Аналитические записки, диаграммы

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса

Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д.

1 раз в год (май)

Руководители методических объединений

Сводные таблицы, диаграммы

Методическая работа школы

Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы

2 раза в год (сентябрь, май)

Руководители методических объединений, зам. директора по УВР

Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы

Деятельность учителя

Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей

Ежемесячно

Зам. дир. по УВР

Таблицы, справки, диаграммы

Деятельность классного руководителя

Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций

Ежемесячно

Зам. дир. по УВР, социальный педагог

Справки, таблицы, диаграммы

Нормативно-планирующая документация

Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования

2 раза в год (сентябрь, апрель)

Руководители методических объединений

Протоколы

Деятельность учащихся

Определение уровня (качества) обученности учащихся

Ежемесячно

Классные руководители, зам. дир. по УВР

Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся

Система дополнительного образования в школе как средство активизации творческой деятельности учащихся...

Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности

Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Для развития педагогической системы сельской школой необходимо знать элементы педагогической системы, оказывающие существенное воздействие, на ее функционирование и развитие; особенности сельско...

Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"

Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации дет...

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

Мы живём в мире оценок. Оценка, в большей степени является двигателем прогресса, двигателем развития личности. Каждый из нас стремится к поставленной цели, зная, что результат достижения цели будет оц...

Создание районной системы мониторинга обученности по русскому языку и литературе – эффективное средство контроля

Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг. Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результат,...

Создание условий для развития коммуникативной компетенции учащихся в сельской школе через творческую деятельность.

Творческая деятельность является одним из успешных факторов в преподавании иностранному языку в школе. Для снятия языкового барьера необходимо создавать ситуации в игровой форме, организовывать творче...