Создание районной системы мониторинга обученности по русскому языку и литературе – эффективное средство контроля
статья

Мазур Ольга Ивановна

Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг. Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результат, но и как процесс.

 В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

    Инструментом измерения достижений ученика является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения учеником материала по конкретным темам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -6-mazurtopehina._sankt-peterburgimts_primorskogo_rayona.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазур Ольга Ивановна, Почетный работник общего образования,

учитель русского языка и литературы гимназии №41,

методист по русскому языку и литературе ИМЦ Приморского района Санкт-Петербурга

Создание районной системы мониторинга обученности по русскому языку и литературе –эффективное средство контроля

    Средством, служащим для оценки качества знаний и улучшения эффективности учебного процесса, является мониторинг. Под мониторингом понимают постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

     Мониторинг – относительно новый инструмент в системе образования, хотя различные оценки качества результатов обучения осуществлялись постоянно. Мониторинг позволяет системно оценивать качество обучения не только как результата, но и как процесс.

     В процессе мониторинга выявляются тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени, а также последствия принимаемых решений. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

    Инструментом измерения достижений ученика является правильно построенный и хорошо составленный тест, который соответствует не только предмету обучения, но и его задачам. Именно тест, проводимый регулярно в течение всего учебного года, показывает степень усвоения учеником материала по конкретным темам. По результатам текущего тестирования создаётся протокол на всю группу с ответами каждого обучаемого на вопросы теста и автоматически формируется база данных, содержащая информацию за весь период обучения с момента начала мониторинга. Максимально объективная процедура тестирования позволяет сравнивать результаты обучаемых как по отдельным темам, так и по предметам на протяжении ряд лет.

Самостоятельный труд во время тестирования развивает у учащихся такие качества, как:

организованность,

дисциплинированность,

умение анализировать факты и явления,

самостоятельность мышления,

что способствует творческому развитию каждого и формированию собственного мнения и убеждения.

Учащиеся, подвергающиеся регулярному тестированию, показывают более высокие результаты, чем учащиеся, обучающиеся по традиционной методике.

   Цель, которую мы поставили перед собой, как методисты по русскому языку и литературе,- создание районной системы мониторинга качества обученности по литературе. В связи с этим нами были составлены и проведены диагностические контрольные работы по литературе в формате ЕГЭ для учащихся 8,9,10 классов. Учащимся были предложены для анализа как прозаические, так и поэтические тексты из русской литературы  девятнадцатого - двадцатого века.

   Ниже предлагаем познакомиться с одним из вариантов заданий  диагностической работы по литературе  для учащихся 8 классов.

                                                                             

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В6; С1,С2.

Когда я выздоровел, мне стало ясно, что Цыганок занимает в доме особенное место: дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей, а за глаза говорил о нем, жмурясь и покачивая головою:

— Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните мое слово: не мал человек растет!

Дядья тоже обращались с  Цыганком  ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием, которому они почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое: то нагреют на огне ручки ножниц, то воткнут в сиденье его стула гвоздь вверх острием или подложат, полуслепому, разноцветные куски материи, — он сошьет их в одну «штуку», а дедушка ругает его за это.

Однажды, когда он спал после обеда в кухне на полатях, ему накрасили лицо фуксином, и долго он ходил смешной, страшный: из серой бороды тускло смотрят два круглых пятна очков, и уныло опускается длинный, багровый нос, похожий на язык.

Они были неистощимы в таких выдумках, но мастер всё сносил молча, только крякал тихонько да, прежде чем дотронуться до утюга, ножниц, щипцов или наперстка, обильно смачивал пальцы слюною. Это стало его привычкой; даже за обедом, перед тем как взять нож или вилку, он муслил пальцы, возбуждая смех детей. Когда ему было больно, на его большом лице являлась волна морщин и, странно скользнув по лбу, приподняв брови, пропадала где-то на голом черепе.

(А. М. Горький «Детство»)

В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит произведение А. М. Горького «Детство».

В2 .Напишите одним - двумя словами , чем отличаются «шутки» дядьев.

В3. Выпишите из последнего предложения отрывка слово (или словосочетание), которое передает душевное состояние мастера Григория.                            

В4. Выпишите слово, которое характеризует отношение мастера Григория к «шуткам» дядьев.

В5 .Напишите, как называется прием художественной выразительности, характеризующийся противопоставлением образов, картин, слов, понятий.

В6. Напишите, как называется средство художественной выразительности, использованное в тексте: «на его большом лице являлась волна морщин».

С1 .Дайте письменный развернутый связный ответ ( примерный объем 3-5 предложений) на вопрос: « Как характеризуют дядьев их «шутки» с мастером Григорием»?

С2 .Дайте письменный развернутый  связный ответ (примерный объем 5-7 предложений) на вопрос: «Какой вывод можно сделать об атмосфере, царившей в доме Кашириных?»

  В предлагаемых далее материалах представлен краткий анализ результатов диагностической контрольной работы (далее ДКР) для учащихся 8 классов образовательных учреждений Приморского района Санкт-Петербурга, проходившей 13 октября 2011 года .

Цель проведения ДКР

  • получение образовательными учреждениями информации об уровне подготовки по литературе учащихся 8 классов Приморского района Санкт-Петербурга;
  • повышение качества подготовки выпускников 9-11 классов общеобразовательных учреждений района к итоговому экзамену по предмету.

Формат и особенности ДКР

1.На выполнение работы отводился  1 урок (45 минут).

     2.Содержание работы: учащимся был предложен для анализа фрагмент эпического произведения (отрывок из повести А. М. Горького «Детство») и основных средств раскрытия авторской идеи. Предложенные задания призваны были выявить особенности восприятия текста учащимися, а также их умения высказать краткие оценочные суждения о прочитанном.

     3.Работа состояла из двух частей. Первая часть содержала 6 заданий: В1- В6. Вторая часть содержала 2 задания: С1 и С2.

    4. При выполнении заданий первой  части необходимо было написать краткий ответ.

     5.При  выполнении заданий второй части необходимо было написать полный развернутый ответ на поставленный вопрос.

    6.Максимально возможный балл за выполнение работы – 14, минимальный балл для положительной отметки – 4.

Статистические данные

        Участники ДКР

В работе приняли участие 56 ОУ Приморского  района Санкт-Петербурга по различным видам: лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением различных предметов, общеобразовательные школы. Количество учащихся, выполнявших ДКР,- 2 тысячи 568 человек.

   Анализ ДКР по элементам содержания обучения литературе

ДКР по литературе показала, что наибольшую трудность для  учащихся вызвали задания  теоретического характера и  задания, требующие написания развернутого аргументированного ответа на поставленный вопрос. В связи с этим рекомендуем учителям обратить внимание на овладение учащимися теоретического курса литературы, а также на формирование умений применять знания на практике; соблюдать принцип текстоориентированного обучения для развития разнообразных речевых умений учащихся; вести работу по повышению общекультурного уровня учащихся и по совершенствованию уровня культуры высказывания, формированию умения аргументировать свою точку зрения , мнение,  позицию.

Общие результаты выполнения ДКР

Средний балл за работу по району – 7,5(максимально возможный – 14, минимальный – 4).

  • Выше среднерайонного балла набрали 38 ОУ
  • Лучшие результаты показали 6 ОУ
  • Лучшие результаты по выполнению заданий В показали 4 ОУ
  •  Лучшие результаты по выполнению заданий С показали также 4  ОУ

    По результатам ДКР для учителей русского языка и литературы были даны следующие    общие рекомендации:

1.Использовать в работе современные способы проверки знаний учащихся, включать в систему контроля задания различного характера: репродуктивные, исследовательские, творческие.

 2.Проводить небольшие диагностические работы с целью контроля  усвоения материала, использовать сравнимые с вариантами КИМ ГИА по литературе и числу заданий проверочные работы, включать тестовые формы контроля, содержащие различные по форме задания  ( с кратким ответом, с развернутым ответом).

      3.Следует предлагать учащимся задания творческого характера, которые позволяют проверить как теоретический, так и практический уровень знаний.

      4.Обратить внимание на соблюдение норм оценки работ учащихся

      5.Учителям освоить и использовать критериальный подход к оценке письменных развернутых    высказываний учащихся по литературе.

    Считаем, что создание районной системы мониторинга качества обученности по русскому языку и литературе поможет учащимся и учителям при подготовке к итоговой аттестации. Как все школьные администраторы, мы делаем то, что делают все завучи, директора, педагогические коллективы. Но с переходом на мониторинговый контроль за эффективностью учебного процесса, мы пытаемся по-новому подойти к обработке и анализу получаемой информации, стремимся реализовать индивидуально-дифференцированный подход в управлении успеваемостью и качеством обучения.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний»...

Система мониторинга на уроках русского языка Выступление на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы

Мониторинг является важной и необходимой составной частью обучения и предполагает систематическое наблюдение учителя за ходом учения на всех этапах учебного процесса и определение программы корректив ...

Цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока

Самообобщение опыта использования информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности....