Возможности сельской школы по организации природоохранной деятельности
статья по экологии на тему
Некоторые оригинальные формы работы по экологическому образованию в условиях сельской школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_organizatsii_ekologicheskoy_raboty_v_shkole.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Регистрационная форма
Фамилия, имя, отчество | Москвина Наталья Ивановна |
Год рождения | 1962 |
Ученая степень | Учитель 1 кв. категории |
Организация | МБОУ «Ковардицкая СОШ», Муромский район |
Должность | Учитель химии и биологии |
Почтовый адрес | С. Ковардицы, ул.Дзержинского, д.33 |
Телефон | 8-919-028-24-03 |
moskvina33@mail.ru | |
Название доклада | «Возможности сельской школы в повышении эффективости использования мира природы в педагогическом процессе» |
Название секции | «Воспитательный потенциал экологического и биологического образования и его реализация в урочной и внеурочной деятельности» |
«Возможности сельской школы в повышении эффективности использования мира природы в педагогическом процессе»
учитель химии и биологии Москвина Наталья Ивановна
МБОУ «Ковардицкая СОШ», Муромский район
Реальность показывает, что экологическое образование оказывается малоэффективным, если базируется только на сообщении школьникам знаний, советов, инструкций и т.п. Восприятие природы как самоценность и субъект воспитания является ни чем иным , как формализм в использовании воспитательного потенциала мира природы. В связи с чем на первый план необходимо выдвинуть задачу создания в образовательных учреждениях условий для целенаправленной, разносторонней деятельности учителей , учащихся и их родителей , способствующей гуманистической ориентации в воспитании личности подрастающего поколения.
Такое направление данного процесса видится в переходе от традиционной к гуманистической модели экологического образования, ориентированной на
«... самореализацию и личностный рост учащихся как основные условия проявления заботы об окружающей среде и решения социально-экологических проблем» .[1:c.9,10]
В сложных условиях «выживаемости села», педагогический коллектив нашей школы находит интересные формы экологического образования школьников , которые способствуют формированию, как нам видится в перспективе, экологической культуры сельского жителя в целом.
Каждое учебное учреждение заинтересовано в эстетике оформления своей территории. Мы сделали это , реализуя проект «Школьный цветник», инициатором которого стал Совет лидеров ДОО «Костер», а непосредственными участниками стал каждый школьник, педагог, работник школы, родители. Каждому классу-команде были даны конкретные задания : изучить состав почв, подобрать конкретный посадочный материал, вырастить рассаду, вырубить и выкорчевать кусты и деревья, приобрести семена, пересадить многолетники .Общешкольными стали конкурсы на лучшее название и оформление клумб, а также акция «Подари школе цветок». Активное участие в этой акции приняли наши родители, которые поделились декоративными кустарниками , многолетними культурами, своим опытом оформления приусадебной территории. Результат- призовые места в ежегодном районном конкурсе пришкольных территорий и восхищение гостей школы.А мы делимся семенным материалом и рассадой с другими школами, жителями села, учителями-ветеранами, родным детским садом.
Два года назад на базе школы создана экологическая агитбригада «Шиповник», ее девиз: «Думай по-зеленому, созидай радужно!» . Ее цель-популяризация и пропаганда экологических знаний для различных категорий слушателей. В 2011 году заняли 2 место в областном конкурсе агитбригад , проводимом организацией «Милосердие и порядок» с программой «Я хочу дарить природе доброту». Школьники среднего звена хорошо откликаются на театрализацию. В нашем багаже две постановки: 2012 год-мини-спектакль «Приключения Дикой уточки», а в 2013году-музыкальный экологический спектакль «Вода-основа жизни!» . Формирование экологической культуры было бы однобоким, если бы все сводилось только к театрально грамотному воспроизведению текста. Наши постановки –прелюдия в рамках экологический акций: «Покормите птиц зимой! –после спектакля мы вместе с младшими школьниками мастерим мини-кормушки,проводим конкурсы на лучшую кормушку семейного творчества .А после спектакля «Вода-основа жизни» состоялись акции «Чистый берег», «Живи, родник!» Сцена способствует и пробуждению интереса к предмету биология, и возможности приобщить к добрым делам различный контингент учащихся.
Вот уже два года наша школа является участницей межрегионального фестиваля в Н.Новгороде «Экологическая мозаика» с игровой программой старинных народных и обрядовых игр. Это интересное направление продолжается в течение учебного года в стилизованной старинной избе-одном из залов школьного краеведческого музея (рук. Гаврилова О.И.). Цветочные мотивы и пейзажи оживают в работах кружка «Креативный текстиль» (рук. Фомичева Л.А.), воспитанники которого ежегодно участвуют в районом Алешунинском празднике в Некрасовских местах. Материалом для их творческих работ служат лен, мешковина, войлок, мочало, береста, солома. А созданная ими коллекции костюмов «Муром.Владимир. Москва» и «Сударушки» из экологически чистых материалов в стиле лоскутной техники стали призерами федерального уровня.
Проявлением социальной активности стали акции против строительства АЭС в Монаково, разбивка на территории села клумб, уборка зоны отдыха в лесном массиве, трудовые десанты к памятникам в своем и соседних селах.
Результаты приносят и конкурсы экожурналистики. В 2013 году сказка Фомичевой Полины «О Чистом воздухе и Грязном Смоге» вошла в печатный сборник «Зеленые страницы», выпущенный ЦДОД г. Владимира.
Активизации использования мира природы как мощного воспитывающего фактора способствуют проводимые в районе интересные мероприятия. В мае в живописное с. Татарово съезжаются школьники, неравнодушные к судьбам леса, для участия в конкурсе «Юных лесоводов». Главный приз-саженцы сосны, лиственницы, каштана , которые высаживаются в школах. В прошлом году в мае впервые в районе на базе Булатниковской СОШ проводился Фестиваль «Дыхание весны»(рук. Черная С.П.), в котором принять участие могли не только школьники, но и педагоги, и родители. Номинации самые различные- конкурс ландшафтного дизайна дворовой и пришкольной территории, продажа рассады и семенного материала, цветочных культур, обрядовые игры , фольклорные песни, конкурс пейзажей, выставка-продажа заготовок и выпечки. Положительные эмоции в предпосевной период стали яркой отправной точкой, чтобы подвести итоги на ежегодном районном конкурсе «Урожай года», проводимый ЦДОД (рук. Маркова С.И.) Здесь виден результат работы на школьных учебно-опытных участках. Для учащихся с повышенной мотивацией к обучению новым витком саморазвития становится исследовательская деятельность(рук. Москвина Н.И.). Исследовательский проект «Сортоиспытание картофеля в условиях личного подсобного хозяйства» (Антонова Виктория, 8 класс) в 2013 году занял 3 место на областном конкурсе юннатов, исследовательская работа «Флавоноиды как биологически активные вещества» (Романова Татьяна, 10 класс) занял 2 место в конкурсе исследовательских работ среди молодежи в МПСУ г. Мурома, проект « Изготовление мыла в лабораторных и домашних условиях из экологически чистого сырья» (Баранова Анна, 10 класс) занял 1 место в районном Фестивале «Шаг в будущее» и 2 место в научно-практической конференции Муромского педагогического колледжа.
Что в планах на будущее? Экологизация школьного интерьера, создание эколого-краеведческой тропы, профильной экологической группы в летнем пришкольном оздоровительном лагере . Мир природы безграничен и разнообразен , как и точек прикосновения к нему .
Таким образом, важно еще раз подчеркнуть, что экологическое образование несет большой воспитательный потенциал не только для самых различных категорий школьников , но и для всех участников образовательного процесса. И важно понимать ,что экологическое воспитание – не отдельное направление в воспитании( как, например, эстетическое, физическое и т.д.), а сквозной вектор воспитания современного человека и сводится не только и не столько к воспитанию отношения к природе, а является мощным фактором становления и развития личности наших воспитанников. Ведь экологические ценности являются связующим звеном при формировании их жизненной позиции, социальной солидарности, гражданственности, истинного патриотизма. По сути, всем нам нужно стремиться к формированию нового типа эколого-гуманистически ориентированного мировоззрения, базу которого составляет система научно-предметных знаний [2: cлайд 2,14 ], а реальные практические дела должны стать жизненной необходимостью.
Источники информации:
1. Гагарин А. В., «Воспитание природой», Лаборатория экопсихологии развития ,Экопсихологический центр образовательных и социальных систем –М., Московский городской психолого-педагогический институт, 2000
2. www.myshared.ru, Дзятковская. д.б.н., про Института содержания и методов обучения РАО, член-корреспондент РАЕН, презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности
Выступление на районном семинаре «Современный урок в малокомплектной сельской школе» по теме» «Возможности малокомплектной школы при организации исследовательской деятельности учащихся»....
Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы
Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...
Формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся сельской школы через организацию летней трудовой практики в условиях модернизации образования
Основная цель работы: формирование трудовых ценностных ориентаций обучающихся через организацию летней трудовой практики. Задачи:- изучить и разработать нормативно-правовую базу по ор...
Социализация детей и подростков в ходе организации природоохранной деятельности
Из практики работы муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей г. Хабаровска "Детский экологический центр "Косатка"...
Статья "Из опыта работы школы по организации проектной деятельности"
В статье рассматривается система учебно-методического сопровождения проектной деятельности школы. Эта система охватывает весь коллектив школы, включены в нее и родители учащихся. Алгоритм,...
Возможности использования гаджетов при организации образовательной деятельности
Можно ли провести хороший урок, используя лишь мел и доску? Конечно, да; но вряд ли его можно будет назвать современным, и он вряд ли удовлетворит интересы всех учащихся. Методическая разработка...