СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Тарасова Оксана Сергеевна

Мы живём в мире оценок. Оценка, в большей степени является двигателем прогресса, двигателем развития личности. Каждый из нас стремится к поставленной цели, зная, что результат достижения цели будет оценён обществом, близкими и, прежде всего, самим собой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

О.С. Тарасова,

заместитель директора по УВР МОУ «Усть-Карская средняя общеобразовательная школа»

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

        Система оценивания – система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса (Википедия).

        Мы живём в мире оценок. Оценка, в большей степени является двигателем прогресса, двигателем развития личности. Каждый из нас стремится к поставленной цели, зная, что результат достижения цели будет оценён обществом, близкими и, прежде всего, самим собой.

        Конечно, важным элементом системы оценки качества образования является ЕГЭ, но, тем не менее, ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации о самом качестве образования выпускника на различных ступенях обучения. Как мы уже знаем, под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов государственным нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Если внимательно изучить модель выпускника начальной, основной и средней школы, то в идеале урочная деятельность – это половина решения поставленных целей и задач, вторую половину решает внеурочная деятельность, которая и может повысить мотивацию к обучению у школьников. Основным недостатком оценочной (5 – бальной) системы оценки является то, что она способствует подавлению творческого мышления и не всегда мотивирует к обучению.  Поэтому в школе должна преобладать безотметочная система оценивания результатов и достижений. А это может быть оценка внеурочной деятельности.

         В нашем понимании, внеурочная деятельность – это участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях т.п., т.е. – это активность самого ребёнка в программах, исследованиях, проектах. Ведь даже условно детей нельзя делить на хороших и плохих, талантливых и не талантливых. Мы согласны с автором статьи В.П. Симонов «Новый подход к оценке знаний обучающихся», что возможно только такое деление:

- с хорошо развитыми задатками и способностями, к которым с постоянной заботой и вниманием относятся как родители, так и учителя, вследствие чего у них наблюдается повышенный уровень развития;

- с нормально развитыми задатками и способностями в разных областях, которые испытывают периодическое внимание со стороны родителей и учителей, вследствие чего у них наблюдается нормальный уровень развития;

- со способностями и задатками в некоторых областях и не избалованные вниманием родителей и преподавателей – у них отмечается избирательный (специфический) уровень развития.

Эти группы детей отличаются друг от друга по занимаемому положению в классе, мотивации к учёбе и труду, качеству мыслительной деятельности и уровню воспитанности в целом.

Одарённые дети есть в каждой группе, но:

- в первой доминирует вербальный и мыслительный тип интеллекта;

- во второй – мыслительный и практический;

- в третьей преобладает практический тип.

Поэтому, с учётом такого условного деления учеников и должна выстраиваться внеурочная деятельность. Именно такую характеристику детей по группам и нужно довести до каждого педагога, работающего по ФГОС.

Кроме того, каждый педагог должен владеть тем, что система оценивания как урочной, так и внеурочной деятельности должна выполнять следующие функции:

- нормативную;

- информационно – диагностическую;

- карательно – поощрительную;

- прозрачную;

- системную;

- персонифицированную;

- психологическую.

Всем этим педагог должен владеть. Кроме того, в современных условиях каждая школа несёт ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг и возникает вопрос в информации о действительных результатах внеурочной деятельности, их динамике и выявлении факторов на них влияющих.  Это одна из проблем современного учителя (по результатам опроса среди учителей нашего ОУ). Возникает вопрос в необходимости построения целостной системы мониторинга внеурочной деятельности.

Отслеживание результатов и достижений во внеурочной деятельности должно быть персонифицированным и обязательно не персонифицированным.  Персонифицированный мониторинг необходим для самого ребёнка, его родителей, а не персонифицированный – это развитие ребёнка в коллективе, ответственности за социум, в котором он растёт. Система оценивания – это важный инструмент для получения хорошего образования. Дух соревнования заложен в человеке природой, стремление к совершенству и быть лучшим есть у каждого ребёнка, причём с раннего детства он это делает за похвалу, за любовь родителей, с возрастом – за оценку его обществом.

Но наша задача заключается в том, чтобы организовать, собрать, сохранить, обработать информацию о достижениях ребёнка, а самое главное, проанализировать эту информацию. Анализируя результаты, мы можем определить не только условия и цену этих достижений, но и факторы, влияющие на ход событий (положительные и отрицательные). А в последствии можно управлять этими факторами и условиями, чтобы развитие ребёнка было правильным.

Считаем, что оценивать нужно только достижения – это менее стрессово и не травмирует психику ребёнка, не унижает его достоинство. Это может быть рейтинговая система оценивания, без отметочная или портфолио. Для этого прежде всего необходимо выявить критерии и показатели оценки объекта мониторинга, подобрать соответствующие методики, обязательно включить в педагогический, классный и внутришкольный контроль. Обучающиеся тоже должны быть включены в контрольно – оценочную деятельность, чтобы приобретали навыки и привычку к самооценке.

Чтобы результат был более реальным, необходимо использовать три и более технологии оценивания. Рейтинговая и безотметочная система оценивания – это повседневный труд учителя и классного руководителя. В нашей школе учителя разрабатывают  систему оценивания в виде таблицы. К этому вопросу они подошли всем школьным методическим объединением, где обсудили необходимые критерии и показатели, подобрали соответствующие методики и индикаторы. Да, это кропотливый труд и отнимает время, но, как говорят сами педагоги, лучше ежедневно делать пометку в своём дневнике наблюдений в чём проявил себя ребёнок, какие качества и способности он применил для решения той или иной задачи, чем это делать за какой-то промежуток времени.

Дневник наблюдений помогает отследить даже маленькие изменения в развитии личности ребёнка. Большие успехи и достижения фиксируются у ребёнка в портфолио. На начальном этапе обучения к такой форме учёта личностных достижений активно подключаются родители, они заинтересованы и радуются успехам своих детей. С возрастом необходимо прививать самостоятельность и ребёнок продолжает сам формировать свою папку. Портфолио помогает отследить индивидуальный прогресс в развитии ребёнка. Чтобы эта информация об оценке достижений ученика не была бесполезной, у неё должен быть потребитель. В первую очередь, это, конечно же, сам ребёнок и его родители, во вторую – это конкурсы, викторины, соревнования и т.п. И, естественно, есть ещё один субъект мониторинга – это учителя-предметники второй ступени обучения, классный руководитель, организаторы кружков и секций, работники ДК, музея, библиотеки. Дневник наблюдений продолжает свою работу уже в руках другого классного руководителя. Имея такой дневник наблюдений и достижений успехов на руках достаточно просто написать представление на ребёнка, составить ему характеристику.

И каждый педагог должен понимать, что результаты деятельности ученика – это результат деятельности педагога.

Источники информации

  1. http://www.wikipedia.ru
  2. Образовательная программа начального общего образования МОУ «Усть-Карская СОШ»
  3. Симонов В.П..Новый подход к оценке знаний обучающихся: Справочник заместителя директора школы №4, 2009г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС

Задачи выступления:1.      Представить различные технологии, методики  систем оценивания предметных  результатов;2.      Отличительные особе...

Презентация Power Point: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС

Презентация подготовлена в качестве сопровождающего материала к выступлению по теме: Система оценки предметных результатов в рамках ФГОС....

Презентация педагогического совета на тему "Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы"

В плане педсовета рассматриваются:1. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников.2. Организация внеурочной деятельности в рамках воспитательного пространства ГБОУ Школа № 105...

Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы.

Выступление на педсовете:Особенности внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Роль учителя в совершенствовании воспитательной системы школы....

Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"

В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....

Внеурочная деятельность по биологии, реализуемая в сельских школах

В современном мире естественнонаучный профиль выходит на первый план в обучении. Это связано с тем, что отрасли научного знания охватывают практически все сферы человеческой жизни. В последние годы в ...