Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
опыты и эксперименты на тему
Материал был представлен на конкурсе "Учитель года". Если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе. Основной результат эффективной реализации проекта –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_brit_sozdanie_usloviy_dlya_razvitiya_issled.doc | 69 КБ |
algoritm_napisaniya_pedagogicheskogo_proekta.docx | 13.35 КБ |
презентация | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Брит Т.Н, учитель истории и обществознания
МБОУ Николаевской СОШ Татарского района Новосибирской области
Инновационный проект "Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе"
Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.
Но нередко получается так, что научные кружки, секции, лаборатории действуют вдалеке от школы, “на стороне”.
Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? И как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления? Об этом и пойдет речь в данной работе.
Принципиально отличным от традиционных методов обучения является исследовательская деятельность учащихся. В этом случае и педагог, и учащийся находятся в одной ситуации, они не знают конечного результата работы, не знают ответа по данной проблеме, задаче. Они лишь вместе выдвигают гипотезу, проверяют ее, делают выводы и т.д. Эта деятельность в полном смысле является сотворчеством педагога и учащегося.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы.
Для участников научной конференций характерно наличие творческих качеств исследователя. Им необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно выступить на конференции надо провести серьезное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить большое количество литературы, выдвинуть гипотезу, провести, используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции.
В исследовательской деятельности конечным результатом, продуктом деятельности является научная работа. Она была получена в процессе креативной деятельности учащегося. Заранее результаты никому не известны. Конечный творческий продукт обладает, как правило, не только новизной, но и общественно-значимой, практической ценностью.
Таким образом, в ходе анализа возникла необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки. Этим обусловлен выбор темы проекта: “Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в сельской школе”.
Объект исследования: образовательный процесс сельской школы.
Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в сельской школе.
Гипотеза: если в сельской школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в сельской школе.
Основной результат эффективной самореализации –достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания.
Целью данного проекта было определено создание условий для творческой самореализации детей в сельской школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.
В соответствии с целью, были поставлены задачи проекта:
- Подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества.
- Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры.
- Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.
Для решения задач нужна слаженная работа педагогов, социально – психологической службы. Кроме того, для успешной реализации проекта необходимо соблюдение соответствующих организационных, финансовых, материально-технических, нормативно-правовых и методологических условий.
Методы исследования:
- изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов;
- изучение и обобщение передового педагогического опыта;
- опросы (анкетирование);
- педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации;
- сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Сроки реализации проекта:
сентябрь 2009 – май 2014 гг. (5 лет)
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Сроки исполнения | Задачи этапа | Ожидаемый результат | Ответственные |
1. Подготовительный | 2009-2010 | 1. Организационные: Разработать план по разработке и реализации проекта. | Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов |
|
2. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. | Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта |
| ||
3.Кадровые Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта. | Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта |
| ||
4. Содержательные: Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. | Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. |
| ||
5.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. | Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта. |
| ||
2. Практический | 2010-2012 | 1. Осуществить апробацию проекта | Реализация целей и задач проекта |
|
2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта | Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта |
| ||
3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта | Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании |
| ||
4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта | Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта |
| ||
3. Контрольно-оценочный | 2013-2014 | Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в сельской школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней. | Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта. |
|
Организация исследовательской деятельности учащихся:
Необходимо осознанно подойти к созданию научного общества, в школе из разовых участий в районных и городских конференциях необходимо создать общество, основанное на субъективности взаимодействия взрослого и ребенка в ходе педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся.
Основной целью НОУ должно являться выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. В ходе работы необходимо сформировать некоторые направления деятельности:
- организация исследовательской работы учащихся;
- участие в проводимых олимпиадах, научно-практических конференциях;
- осуществление контактов с представителями академической науки и общественных движений;
- распространение и пропаганда данной деятельности.
Формы организации исследовательской деятельности учащихся:
- Элементы исследования в рамках учебных предметов
- Предметы в рамках базисного компонента
- Элективные курсы – школьный компонент
- Группы дополнительного образования
- Экскурсия
- Поход или экспедиция
- Конференция или конкурс
- Клуб или молодежное объединение
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Как правило, критерием, которыми пользуются учителя, ведущие с учениками занятия по исследовательской деятельности, субъективны, что бы они при этом ни приводили в обоснование важности, необходимости и т. д. занятий такого рода. Ибо, если разобраться, для любого такого учителя центральным оказывается имеющееся у него представление обо все расширяющемся развороте исследовательской деятельности, в которой и ради которой он может привлекать все новые задачи, приемы, техники, заинтересовывать ребят и т.д. В таких условиях, естественно, все частные критерии сводятся, в конечном счете, к одному общему: разворачиванию единого пространства исследовательской деятельности, учитель чувствует, что он в этом живет, это чувствуют и его ученики. При своем различном отношении к исследовательской деятельности, некоторые могут принимать ее ценности, другие относиться к этому более прагматично (подготовка в вуз и т.д.), тем не менее, через учителя, через его отношение, они до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности.
Второй очень важный ряд критериев оценки успешности имеет и носит управленческий и объективный характер. Существенно понимать, как место использования этого критерия в школьной практике, так и его отличие от ранее описанного критерия. Занятия исследовательской деятельностью в данном случае связываются с успешностью по другим параметрам обучения: например, количеству учеников класса, школы района, принявших участие в олимпиадах, чтениях и других такого же рода мероприятиях, связь между количеством учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью и, например, количество поступивших в те или иные вузы. Используя эти критерии, можно объективно засвидетельствовать определенные выгодные процентные соотношения между исследовательской деятельностью и общей развитостью.
Третий тип. Очевидно, от исследовательской деятельности ребята получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются языку, жаргону, стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе. Поэтому потом им гораздо легче войти, быть признанными “своими” и в коллективе вуза, да и в большинстве таких сообществ. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей через общение, с успехом удовлетворяется в тех индивидуализированных формах, которые так просто организовать при исследованиях. Но при этом приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно – “хорошо”, “престижно”. Заметим, что указанные факторы, по-видимому, значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят.
Думается, что любой руководитель образовательного учреждения или его педагог, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности учащихся, должен принимать во внимание и относиться ко всем трем типам критериев, только в этом случае его деятельность может быть успешной.
Предварительный просмотр:
Алгоритм написания педагогического проекта
- Постановка проблемы, определение темы: аналитическое осмысление актуальности данной проблемы. Чьи интересы затрагивает? Возможна аргументация в количественных и качественных показателях. Образное лаконичное название.
- Анализ потребностей. Для кого осуществляется проект? В чем заключаются потребности? Кто и какую получит пользу? Какие у вас есть доказательства в подтверждении?
- Цель и задачи проекта. Ожидаемые результаты. К формулированию цели продумать: достижимость в рамках проекта, четкое определение итогового результата, поддающегося оценке.
- Краткое описание содержания проекта. В каких направлениях, каким образом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов. Продумайте структуру описания: могут быть части, блоки, направления, схемы, таблицы, комментарии, модули, уровни, ступени, смысловые тематические разделы. Рекомендуем: четкий краткий текст, доступное описание.
- Определение критериев и показателей.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего–либо.
Показатели – характеристика отдельных сторон объекта или процесса, имеющего количественное или качественное выражение. (Примерные варианты.
Количественные показатели критерия социальной значимости проекта - динамика роста дел, востребованности услуг, участников, обращений, положительных оценок и др.
Качественные показатели:критерия социального развития - динамика уровня развития: не умел – научился; не знал – узнал; не имел – приобрел; социальная адаптация личности: снижение роста ассоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности, активности, организационные навыки – дал слово – сделал; умение распределять свое время; не опаздывай и др.
критерия педагогической эффективности проекта: качество методического сопровождения ( востребованность, положительная оценка), мотивация педагогов (самосовершенствование, включение в новую деятельность, желание освоить, ввести в практику, удовлетворенность в создании воспитывающей среды).
Текст проекта не должен быть объемным, не более 2-3 печатных страниц.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проекта предложить детям заняться настоящей научной деятельностью Возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. спасти их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам Отсутствие возможности попасть в научные кружки, секции в силу отдаленности
Ученик Студент курсовая работа дипломная работа
содержание проекта Как преодолеть этот барьер? Как внести в жизнь детей азарт ученых-первооткрывателей? Как убедить взрослых, что это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления?
Учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы , ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования , сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы .
определить цели и задачи объект и предмет исследования изучить большое количество литературы выдвинуть гипотезу провести, используя разные методы, само исследование получить результаты сделать выводы оформить работу выступить на конференции
Необходимость создания условий для творческой самореализации детей, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки “ Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся в школе”
образовательный процесс школы Объект исследования Предмет исследования : условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в школе.
Гипотеза: если в школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе. Основной результат эффективной самореализации – достижение высокого образовательного результата, раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей знания. Цель создание условий для творческой самореализации детей в школе, приобщение их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники, культуры.
Задачи проекта Подведение итогов творческой работы учащихся, выявление талантливых, одаренных учащихся в области научного, технического и художественного творчества. Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую, изобретательскую и иную творческую деятельность в различных областях науки, техники, культуры. Популяризация интеллектуально-творческой деятельности школьников, привлечение общественного внимания к проблемам сохранения и развития интеллектуального потенциала общества, к проблеме творческого образования и развития одаренных детей.
Условия реализации проекта (ресурсная база) Информационные технологии Система творческих заданий Соблюдение организационных, финансовых, материально-технических, нормативно- правовых и методологических условий слаженная работа педагогов, социально – психологической службы
Методы исследования изучение литературы по исследовательской деятельности школьников, изучение нормативных, методических документов; изучение и обобщение передового педагогического опыта; опросы (анкетирование); педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анализ школьной документации; сравнение, обобщение, классификация, систематизация, анализ.
Сроки реализации проекта сентябрь 2009 – май 2014 гг. (5 лет)
Этапы реализации проекта 1. Подготовительный Сроки исполнения: 2009-2010гг. Задачи этапа Ожидаемый результат 1. Организационные: Разработать план по разработке и реализации проекта. Механизм реализации проекта; распределение функциональных обязанностей между участниками проекта; определение базы эксперимента, форм периодичности отчётов 2. Мотивационные: Выявить и проанализировать отношение к проекту всех участников образовательного процесса. Проведённая работа со всеми участниками образовательного процесса по ознакомлению с основными целями и задачами проекта 3.Кадровые Осуществить подготовку педагогических работников к реализации проекта. Ознакомление с программой осуществления проекта, методологическая и мотивационная готовность педагогических работников к реализации проекта 4. Содержательные: Изучить нормативно-правовую документацию, регулирующую работу с одарёнными детьми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать содержание проекта в соответствии с выбранной темой, целями и задачами. Изучение литературы по теме. Отработка методов диагностики развития исследовательской деятельности. Создание нормативно-правовой документации на школьном уровне. 5.Информационные: Обеспечить информационную поддержку всех участников образовательного процесса. Информационная готовность участников проекта. Система мониторинга проекта.
2. Практический Сроки исполнения: 2010-2012гг. Задачи этапа Ожидаемый результат 1. Осуществить апробацию проекта Реализация целей и задач проекта 2. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта 3. Внести необходимые коррективы в содержание проекта Усовершенствованный проект с необходимыми изменениями в содержании 4. Построить образовательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта Внедрение организационной модели образовательного процесса, основанной на содержании проекта
3. Контрольно-оценочный Сроки исполнения: 2013-2014гг. Задачи этапа Ожидаемый результат Осуществить анализ эффективности проекта. Разработать методические рекомендации по развитию исследовательской деятельности в школе. Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровней. Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Создание сборника исследовательских работ участников. Внедрение результатов проекта.
Риски проекта Необходимо предусмотреть поддерживающие формы коррекции возможных неблагоприятных последствий проекта; Система отслеживания результатов исследовательской деятельности и их оформлени е требует значительной затраты времени ; Отсутствие мотивации у педагогов школы к сотрудничеству в рамках проекта.
Организация исследовательской деятельности учащихся Выявление и поддержка одаренных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно- исследовательских интересов учеников научное общество цель
Направления деятельности Организация исследовательской работы учащихся Осуществление контактов с представителями академической науки и общественных движений Распространение и пропаганда данной деятельности Участие в олимпиадах, научно-практических конференциях
Формы организации исследовательской деятельности учащихся Элективные курсы – школьный компонент Группы дополни тельного образования Экскурсия Поход или экспедиция Конференция или конкурс Клуб или молодежное объединение Элементы исследования в рамках учебных предметов Предметы в рамках базисного компонента
Критерии оценки ожидаемых результатов Единое пространство исследовательской деятельности + принятие ценностей деятельности Критерий успешности. Влияние деятельности на развитость учеников. Творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянному расширению собственных горизонтов. Повышение учебной активности ребят.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Развитие исследовательской деятельности учащихся на уроках как личностного качества ".
В помощь учителю....
Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе
Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их работы. В материале ...
Семинар "Развитие исследовательской деятельности учащихся на основе курса «Сочиведение»
Данная презентация посвещена организации научно-исследоватеской деятельности учащихся в рамках курса "Сочиведение", реализуемой на базе МОБУ СОШ № 7 г.Сочи....
Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...
Аляпышева И.И. «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности»
И.И. Аляпышева, учитель английского языка гимназии №74Текст выступления «Развитие исследовательской деятельности учащихся в процессе проектной деятельности» на Санкт-Петер...
Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»
Педагогический проект «Создание условий для развития исследовательской деятельности учащихся»...
Мастер-класс "Формирование и развитие исследовательской деятельности учащихся при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута учащихся 9 классов при изучении химии и биологии"
Внастоящее время ценность приобретает не количество получаемых знаний (хотя это, безусловно, тоже важно), а умение справляться с потоком информации способность добывать необходимые сведения обрабатыва...