ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5А класса «РАДУЖНЫЙ МИР»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему
Программа направлена на учащихся 5 класса, включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_programma_raduzhnyy_mir_5a_duh-nravst.docx | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»
Согласовано на МО Утверждаю:
классных руководителей Директор МОУ «СОШ №82»
«___»________20___г. «___»________20___г.
зам. директора по ВР Директор МОУ «СОШ №82»
_______Булыгина О.Н. _________Бурчевская О.Н.
ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по направлению
духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся 5А класса
«РАДУЖНЫЙ МИР»
на 2015 – 2016 учебный год
Программу составила
классный руководитель
5А класса,
социальный педагог
Низовцева И.В.
Котлас, 2015г.
1.Пояснительная записка.
1.1.Анализ ситуации.
В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации.
1.2.Актуальность программы.
Проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.
Об актуальности духовно-нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания. Актуальность данной программы связана с четырьмя положениями:
- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;
- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Поэтому появилась необходимость увеличения усилий педагогов по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Учитывая требования времени, разработана программа духовно-нравственного развития для 5 класса «Радужный мир», направленная на формирование у школьников духовно–нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Форма организации занятий – групповая.
Объём программы – 17 часов в год (1 час в 2 недели).
2.Цель, задачи, принципы, прогнозируемый результат.
Цель программы – способствовать воспитанию духовно-нравственной личности на основе приобщения школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Задачи:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
- Развивать гражданское самосознание.
- Приобщать детей к великому русскому искусству.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:
- Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
- Ценность, значимость книги.
- Традиции изученных православных праздников.
- Виды русских народных песен.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
- Основные жанры и виды изобразительного искусства.
- Отдельные произведения выдающихся русских художников.
Уметь:
- Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
- Проявлять в делах заботу о родителях.
- Пользоваться книгой, как источником знаний.
- Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
- Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
- Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок.
Принципы:
- индивидуального подхода;
- привлечения разных методов;
- ориентация на развитие на основе позитивного потенциала ребенка.
3. Содержание воспитательных мероприятий.
Тема занятия | Форма занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Универсальные учебные действия | Результат работы |
1.Моя семья | Час познания | Знать свои обязанности в семье. Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. | Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение. Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека | Устный рассказ «Доброе слово о родителях» |
2. Здравствуй, школа! | Игра | Знать правила поведения в школе. Уметь объяснять, почему дети должны учиться. | Умение участвовать в диалоге. Формирование мотивации успеха и достижений школьников. Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель. | Устный рассказ «Я стал пятиклассником» |
3. Я среди друзей. | Дискуссия | Знать правила честной дружбы. Уметь объяснять значение понятия «настоящий друг». | Построение логической цепи рассуждения. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Коллективная аппликация «Букет дружбы» |
4. Земля – кормилица. | Игра | Знать профессии людей, которые трудятся в поле и на огороде. Уметь распознавать овощи. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. | Игра «Собирай урожай» |
5. Творчество родителей и детей. | Коллективная работа | Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают. Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности. | Панно – аппликация «Осенняя сказка» (Природный материал) Инсценировка музыкальной сказки «Репка» |
6. Семейный лад. | Круглый стол | Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. | Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге. Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Устный журнал «Любимый семейный праздник» |
7. Красота души. | Занятие-размышление | Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами. Уметь высказывать своё отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. | Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла. Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. | Устный рассказ «На кого я хочу быть похожим» |
8. Русские народные игры. | Игра | Знать правила коллективных игр. Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. | Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения искусства. Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Русская народная игра «Метелица» |
9. Поздравление. | Час-размышление | Знать варианты обращения к старшим в поздравлении. Уметь составлять поздравление друзьям и близким. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Формирование мотивации успеха и достижений школьников, творческой самореализации. | Текст для поздравительной открытки другу |
10. Рождественская сказка. | Экскурсия | Знать зимние православные праздники. Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. | Рукописная книга «Мои сказки» |
11. Первый образ. | Устный журнал | Знать элементарные автобиографические сведения о родителях. Уметь уважительно относиться к родителям. | Уметь находить справочно - информационный материал по теме и пользоваться им. Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. | Конкурс стихов о маме |
12. Образ природы. | Час познания | Знать правила поведения на природе. Уметь высказывать своё отношение к образу «Природа». | Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы. Умение владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Стенд «Природа родного края» |
13. Образ благодатный (мастера-труженики) | Занятие-путешествие | Знать профессии своих родителей. Уметь уважительно относиться к людям труда. | Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Ознакомление учащихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению. | Устный журнал «Профессии наших родителей» |
14. Образ защитника Родины. | Час познания | Знать известные имена защитников Заполярья, героев России. Уметь использовать необходимую информацию для составления рассказов. | Самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации. Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан. | Стенд «Защитники Родины» |
15. Русские народные праздники | Практикум | Знать особенности православных праздников. Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. | Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и традициях русского народа. | Буклет «Светлая Пасха» |
16. Кто трудится над созданием книги. | Исследование | Знать историю создания книги, имена первопечатников. Уметь работать со справочной литературой. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. | Книжка – малышка «Мои четвероногие друзья» |
17. Обобщающее занятие «Мир дому твоему» | Круглый стол | Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. | Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства. | Плакат с элементами аппликации «Всемирный хоровод» |
4. Мониторинг.
№ | Анкета | Сроки | Результаты |
1 | «Диагностика нравственной самооценки» (Приложение №1) | сентябрь | Прилагаются |
2 | «Диагностика нравственной самооценки» (Приложение №1) | май | Прилагаются |
Приложение №1
Методика «Диагностика нравственной самооценки».
Инструкция:
4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,
3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны,
2 балла - если вы немножко согласны,
1 балла - если вы совсем не согласны.
Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов: от 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»
Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлениюдуховно-нравственное воспитание«Я – Петербуржец»...
Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов
Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...
Рабочая программа внеурочной деятельности по направлению «социальное» " Чудо - мастера" для обучающихся 1-4 классов
Рабочая программа...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному / духовно - нравственному направлению для обучающихся с ОВЗ 1-4 классов
Рабочая программа, КТП...
Программа внеурочной деятельности "Юнармия" по духовно-нравственному направлению .
Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное
Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...