ПРОГРАММА внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 5А класса «РАДУЖНЫЙ МИР»
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Программа направлена на учащихся 5 класса, включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_programma_raduzhnyy_mir_5a_duh-nravst.docx35.81 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №82»

Согласовано на МО                                                Утверждаю:

классных руководителей                                        Директор МОУ «СОШ №82»

«___»________20___г.                                            «___»________20___г.                                                                    

зам. директора по ВР                                               Директор МОУ «СОШ №82»

_______Булыгина О.Н.                                            _________Бурчевская О.Н.

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности по направлению

духовно-нравственного развития и

воспитания обучающихся 5А класса

 «РАДУЖНЫЙ МИР»

на 2015 – 2016 учебный год

                                                                                                                                                                                             Программу     составила

классный руководитель

                                                                                              5А класса,

                                                                                              социальный педагог

                                                                                              Низовцева И.В.

Котлас, 2015г.

1.Пояснительная записка.

1.1.Анализ ситуации.

           В наше время перед любым учителем и классным руководителем  встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение  имеет недостаточный уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, что препятствует их успешной социальной адаптации.

1.2.Актуальность программы.

       Проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость. Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

     Об актуальности духовно-нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.  Актуальность данной программы  связана с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

    Поэтому появилась  необходимость увеличения усилий педагогов по   духовно-нравственному воспитанию школьников.

     Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

     Духовно-нравственное  воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

    Учитывая требования времени,  разработана программа духовно-нравственного развития для 5 класса «Радужный мир», направленная на формирование у  школьников духовно–нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

     Программа рассчитана на  1 учебный год.

     Форма организации занятий – групповая.

     Объём программы – 17 часов в год (1 час в 2 недели).

2.Цель, задачи, принципы, прогнозируемый результат.

     Цель программы – способствовать воспитанию духовно-нравственной личности на основе приобщения  школьников к национальному наследию русской православной культуры.

     Задачи:

  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
  • Развивать гражданское самосознание.
  • Приобщать детей к великому русскому искусству.

      Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

К концу учебного года обучения учащиеся должны знать:

  • Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
  • Ценность, значимость книги.
  • Традиции изученных православных праздников.
  • Виды русских народных песен.
  • Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
  • Основные жанры и виды изобразительного искусства.
  • Отдельные произведения выдающихся русских художников.

Уметь: 

  • Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
  • Проявлять в делах заботу о родителях.
  • Пользоваться книгой, как источником знаний.
  • Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
  • Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
  • Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок.

Принципы:

- индивидуального подхода;

- привлечения разных методов;

- ориентация на развитие на основе позитивного потенциала ребенка.

3. Содержание воспитательных мероприятий.

Тема занятия

Форма занятия

Требования к уровню подготовки учащихся

Универсальные учебные действия

Результат работы

1.Моя семья

Час познания

Знать свои обязанности в семье. 

Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья.

Умение участвовать в диалоге, отстаивать своё мнение.

Формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно -  преобразующей деятельности человека

Устный рассказ «Доброе слово о родителях»

2. Здравствуй, школа!

Игра

Знать правила поведения в школе.

Уметь объяснять, почему дети должны учиться.

Умение участвовать в диалоге.

Формирование мотивации успеха и достижений  школьников.

Умение самостоятельно выделить и формулировать познавательную цель.

Устный рассказ «Я стал пятиклассником»

3. Я среди друзей.

Дискуссия

Знать правила честной дружбы.        

Уметь объяснять  значение понятия «настоящий друг».

Построение логической цепи рассуждения.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Коллективная аппликация «Букет дружбы»

4. Земля – кормилица.

Игра

Знать профессии людей, которые трудятся в поле и на огороде.

Уметь распознавать овощи.

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Игра «Собирай урожай»

5. Творчество родителей и детей.

Коллективная работа

Знать творческие увлечения своих родителей, какими талантами они обладают.

Уметь работать сообща, разделять обязанности, учитывать способности и возможности каждого участника коллективного дела.        

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

Развитие коммуникативной компетентности  школьников на основе организации совместно- продуктивной деятельности.

Панно – аппликация «Осенняя сказка»

(Природный  материал)

Инсценировка музыкальной сказки «Репка»

6. Семейный лад.

Круглый стол

Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге.

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Устный журнал «Любимый семейный праздник»

7. Красота души.

Занятие-размышление

Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Уметь высказывать своё отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.  

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла.

Умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий.

Устный рассказ «На кого я хочу быть похожим»

8. Русские народные игры.

Игра

Знать правила коллективных игр.        

Уметь договариваться со сверстниками, распределять роли в  игре.

Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения искусства.

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Русская народная игра «Метелица»

9. Поздравление.

Час-размышление

Знать варианты обращения к старшим в поздравлении.

Уметь составлять поздравление друзьям и близким.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Формирование мотивации успеха и достижений  школьников, творческой самореализации.

Текст для поздравительной открытки другу

10. Рождественская сказка.

Экскурсия

Знать зимние православные праздники.

Уметь обыгрывать сюжеты из сказок, распределяя между собой роли

Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

Рукописная книга «Мои сказки»

11. Первый образ.

Устный журнал

Знать элементарные автобиографические сведения о родителях.

Уметь уважительно относиться к родителям.

Уметь находить справочно - информационный материал по теме

и пользоваться им.

Умение решать творческие  задачи на уровне импровизаций.

Конкурс стихов о маме

12. Образ природы.

Час познания

Знать правила поведения на природе.

Уметь высказывать своё отношение к образу «Природа».

Умение выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла при выполнении работы.

Умение владеть  монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Стенд «Природа родного края»

13. Образ благодатный (мастера-труженики)

Занятие-путешествие

Знать профессии своих родителей.

Уметь уважительно относиться к людям труда.

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций.

Ознакомление  учащихся с миром профессий  и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Устный журнал «Профессии наших родителей»

14. Образ защитника Родины.

Час познания

Знать известные имена защитников Заполярья, героев России.

 Уметь использовать необходимую информацию для составления рассказов.

Самоопределение  и самопознание  на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально - действенной идентификации.

Формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с историческим прошлым России и переживания гордости и  эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан.

Стенд «Защитники Родины»

15. Русские народные праздники

Практикум

Знать особенности православных праздников.

Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника.

Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

Воспитание нравственности, основанной на свободе совести и   традициях  русского народа.

Буклет «Светлая Пасха»

16. Кто трудится над созданием книги.

Исследование

Знать историю создания книги, имена первопечатников.

Уметь работать со справочной литературой.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

Книжка – малышка «Мои четвероногие друзья»

17. Обобщающее занятие «Мир дому твоему»

Круглый стол

Знать о важности традиций в жизни православного человека.

Уметь  высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства.

Плакат с элементами аппликации «Всемирный хоровод»

4. Мониторинг.

Анкета

Сроки

Результаты

1

«Диагностика нравственной самооценки» (Приложение №1)

сентябрь

Прилагаются

2

«Диагностика нравственной самооценки» (Приложение №1)

май

Прилагаются

Приложение №1

Методика «Диагностика нравственной самооценки».

Инструкция:

4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны,

2 балла - если вы немножко согласны,

1 балла - если вы совсем не согласны.

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: от 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание «Я – Петербуржец»

Рабочая программа по внеурочной деятельности по направлениюдуховно-нравственное воспитание«Я – Петербуржец»...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...

Программа внеурочной деятельности "Юнармия" по духовно-нравственному направлению .

Актуальность программы заключается в усилении внимания на развитие и воспитание личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для обучающихся 8 классов

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции)...