Развитие духовно-нравственных основ обучающихся с ОВЗ в школе-интернате
статья
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение людьми правил и норм поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие духовно-нравственных основ обучающихся с ОВЗ в школе-интернате
Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание. Нравственное воспитание — непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Он направлен на овладение людьми правил и норм поведения. Нравственность — внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Духовность и нравственность являются основными, базисными характеристиками личности. Духовность включает в себя представления человека о справедливости, вере, смысле жизни, совести и ответственности. Процесс развития духовно-нравственных основ рассматривается нами как формирование у детей с ОВЗ таких качеств и свойств, как доброта, порядочность, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность.
Проблема развития духовно – нравственных качеств личности приобретает особое значение, когда речь идет о воспитанниках школы - интерната, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной устойчивости. Низкий уровень познавательных интересов, повышенная внушаемость, недоразвитие воли, а также искаженная самооценка - характерные черты незрелости личности детей с ОВЗ. Эмоциональная сфера характеризуется бедностью оттенков переживаний, однообразием и малоподвижностью эмоций. Нередко такой ребенок отличается склонностью к вспышкам гнева, агрессивным реакциям. И как результат - высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации. Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у воспитанников социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Главной целью в духовно- нравственном воспитании детей с ОВЗ является: формирование нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.
Работу по развитию духовно – нравственных основ в школе - интернате можно разделить на следующие направления:
- Воспитание морально - нравственных качеств личности.
- Воспитание гражданственности, патриотизма.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
- Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде.
- Сохранение православных традиций.
Работая по этим направлениям, мы используем следующие формы: беседы, часы общения, рассказы, диспуты, игры духовно-нравственного содержания, проведение праздников, просмотр презентаций, видеофильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения, экскурсии, целевые прогулки по городу, организация выставок поделок, рисунков.
В рамках работы по направлениям хочется отметить, следующие, проводимые мероприятия: экскурсии по достопримечательным местам г. Алексеевки-к памятнику Д. С. Бокарева, к бюсту А.П.Кириленко, в Алексеевский краеведческий музей, возлагаем цветы к братской могиле Советских Воинов и мемориалу Солдатской славы. Каждый понедельник проходит церемония поднятия флага и исполнения гимна РФ. Особо стоит отметить направление предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводятся конкурсы солдатской песни, встречи с участниками боевых действий, акция «Письмо солдату». Все это в той или иной форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.
Воспитанию нравственных чувств и этического сознания помогают рассказы на этические темы, чтение и просмотр русских народных сказок. Это помогает детям понять суть добра, честности, справедливости, осознать ценность хороших поступков: «Уроки вежливости», «Этикет и мы», «В стране хороших манер». Для формирования ценностного отношения к природе и окружающей среде изготавливаем кормушки "Поможем птичкам перезимовать", с последующим проведением акции "Покормите птиц зимой»". Проводим открытые мероприятия «Земля–наш дом родной», «Экологический вестник», по итогу мероприятий изготавливаем памятки и плакаты. Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни. Часы общения «О здоровой и полезной пище», «Вредные привычки», конкурс рисунков «Мы за ЗОЖ», веселые старты, «Здоров будешь – всё добудешь». Для сохранения православных традиций и Любви к Родине проводится большое количество мероприятий. Посещаем храмы нашего города, знакомим с традициями русского гостеприимства и встречи с представителями духовенства.
Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных основ личности мы видим, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть ответственными гражданами России.
Используемая литература:
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика Ростов – на – Дону, 2004г.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учителя / Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994
- Специальная педагогика. Учебное пособие / под редакцией Назаровой Н.М. М., 2006.
- Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. Москва 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заочной Всероссийской конференции на тему: "Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности"
Это очень актуальная тема.Здесь говорится о воспитании нравственных ценностей у наших детей, а также о проблемах в духовно-нравственном воспитании. Учитель делится своим опытом работы, воспитательными...
Статья "Проект "Тольятти-город мира" как ресурс развития духовно-нравственного здоровья обучающихся в МБУ СОШ № 94 г. о. Тольятти". 2014 г.
Статья посвящена реализации городского сетевого проекта "Тольятти-город мира", целью которого является развитие межкультурного языкового пространства г. о. Тольятти, что неразрывно связано с духовно-н...
Исследовательский проект "Народное декоративное искусство как средство развития духовно-нравственных качеств обучающихся в учреждении дополнительного образования"
Исследовательский проект...
«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
В статье приводится обоснование для включения в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с использванием фольклорного материала, что даёт возможность расширить образо...
«Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
Статья рассказывает о том, почему включение в систему внеурочной деятельности программ духовно-нравственного направления с включением фольклорного материала даёт возможность расширить образовательное ...
Статья по теме «Устное народное творчество как фактор развития духовно-нравственных качеств личности обучающихся»
Духовно-нравственное воспитание является одним из приоритетных направлений в программе «Воспитания и социализации школьников». Духовно-нравственное воспитание в современных условиях &ndash...
Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся с ОВЗ на логопедических занятиях.
Многофункциональное дидактическое пособие «Теремок» для систематического и многократного повторения, прочного усвоения учебного материала в соответствии с особенностями детей с ЗПР н...