Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)
рабочая программа на тему
Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_kompas.docx | 44.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
ПРИНЯТО Экспертным советом МБОУ ДО «ДДТ» | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБОУ ДО «ДДТ» от Директор ______________Попова Д.В. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«КОМПАС»
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации: 1 год
Автор - составитель:
Кузнецова Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования
г. Сосновый Бор
2017 г.
АННТОЦИЯ
к дополнительной общеразвивающей программе
«Компас»
Направленность: | социально-педагогическая |
Направление: | духовно-нравственное развитие |
Вид: | модифицированный |
Уровень освоения: | общекультурный |
Целевое назначение программы: | духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. |
Задачи программы: | Обучающие:
Развивающие:
Личностные:
|
Возраст: | 10-17 лет |
Срок реализации: | 1 года |
Объем программы: | 1 год обучения - 78 часов |
Ожидаемый результат: | Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
|
Особенности реализации программы: |
Содержание
Пояснительная записка | 5 | |
Учебно-тематический план | 10 | |
Программное содержание и учебно-методическое обеспечение | 11 | |
Учебно-методическое обеспечение программы | 14 | |
Материально-техническая база | 15 | |
Список литературы | 16 | |
Приложение | 18 | |
- Пояснительная записка
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
В соответствии с объективными законами личностного развития, ребенок в период первичной социализации выступает преимущественно объектом внешнего воздействия, постепенно обретая способность стать субъектом собственного саморазвития, а впоследствии, возможно, и субъектом совершенствования окружающих его людей. Необходимо определение того диапазона моральных принципов и норм, которые предстоит освоить ребенку на первом этапе социализации для обеспечения его успешного вхождения в процесс взаимодействия с окружающим миром. Данная программа направлена на нравственное воспитание детей.
Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от возраста учащихся, их эмоционального настроя.
Актуальность программы: содержание программы нравственного воспитания должно определяться основными типами отношений ребенка с окружающим миром, а именно: его отношениями с близкими людьми (родителями, родственниками), со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой. Нравственное развитие ребенка будет представлять собой процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом их перечисленных видов отношений.
Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством педагога вовлекаются в социально-значимую деятельность, в ходе которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям, у них формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность, происходит обогащение навыков общения и приобретение умений совместной деятельности.
Цель: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
Обучающие:
- дать учащимся знания о морали и целесообразности моральных и этических норм;
- познакомить ребят с правилами и нормами поведения в обществе, культурой общения;
- дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
- научить детей использовать в жизненных ситуациях знания и опыт, полученные в процессе обучения
Развивающие:
- развивать умения работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
- развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
- развивать умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
- развивать умение ставить цели и достигать их;
- развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, если она аргументированно доказана;
- развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Личностные:
- формировать активную жизненную позицию;
- формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
- формировать гражданскую позицию учащихся;
- воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
- формировать у школьников представление о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
- обогатить эмоциональный мир детей;
- формировать основные ценностные ориентации (ценность мира, ценность человеческой жизни, ценность добра, ценность семьи, ценность познания мира и себя, ценность труда и творчества и т.д.);
- формировать основы культуры общения и построения межличностных отношений.
Возраст учащихся: 10-17 лет.
Комплектование групп производится на добровольной основе из учащихся образовательных учреждений города по возрастному составу от 10 до 17 лет. Состав групп – постоянный. Количество учащихся в группе – 12 человек.
Срок реализации программы: 1 год
Объем программы и режим занятий: 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу.
Форма обучения: очная, язык – русский.
Форма проведения занятий: учебное занятие (теоритическое занятие: дискуссия, беседа, семинар; практическое занятие: тренинг, игры, практические диалоги, технология «Дебаты»).
Направления программы:
- «Я – гражданин России» (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств)
- «Я – человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).
- «Труд красит человека» (соответствует трудовому воспитанию, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).
- «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни).
- «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).
Методы обучения:
- словесно-наглядный (устное изложение, показ иллюстраций, работа по образцу);
- практический (выполнение упражнений, трудовых заданий);
- частично – поисковый (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений).
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
Предметные:
- сформируется понимание нравственных норм поведения;
- сформируется представление о базовых российских ценностях;
- научится использовать в жизненных ситуациях знания и опыт, полученные в процессе обучения
Метапредметные:
- научится аргументированно выражать свое мнение, оформлять его в устной и письменной речи;
- научится слушать и слышать чужое мнение;
- научится правильному взаимодействию в группе;
- научится предвидеть последствия коллективных решений, брать ответственность за свои решения на себя;
- научится вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения;
- сформируется дисциплинированность, умение ставить цели и достигать их.
Личностные:
- сформируется осознание себя как гражданина своей страны;
- сформируется основные жизненные ценности и нравственные нормы поведения.
Формами проведения итогов (промежуточных и итоговых) по данной программе являются: зачет, опрос, контрольные задания по отдельным разделам программы (показатель «Выполнение образовательной программы»); наблюдение, анализ способов деятельности, собеседование (показатель «Качества личности»).
Показатель «Выполнение общеразвивающей программы»
Критерии:
Низкий уровень – «1», не справился с заданием.
Средний уровень – «2», задание выполнено с ошибками.
Высокий уровень – «3», задание выполнено в полном объеме.
Показатель «Качества личности»
Критерии:
5 баллов – критерий ярко выражен;
4 балла – критерий выражен;
3 балла – критерий слабо выражен.
Результаты оценки заносятся в диагностические карты (Приложение 1)
- Учебно-тематический план на 2 часа в неделю
№№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 |
2 | Блок «Я – человек» | 6 | 10 | 16 |
3 | Блок «Я – гражданин России» | 5 | 6 | 11 |
4 | Блок «Труд красит человека» | 5 | 6 | 11 |
5 | Блок «За здоровый образ жизни» | 5 | 7 | 12 |
6 | Блок «Мир прекрасного» | 5 | 7 | 12 |
7 | Итоговое занятие | - | 2 | 2 |
ИТОГО: | 30 | 38 | 68 |
Учебно-тематический план на 1 часа в неделю
№№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие | 1 | - | 1 |
2 | Блок «Я – человек» | 4 | 5 | 9 |
3 | Блок «Я – гражданин России» | 2 | 3 | 5 |
4 | Блок «Труд красит человека» | 3 | 3 | 6 |
5 | Блок «За здоровый образ жизни» | 3 | 3 | 6 |
6 | Блок «Мир прекрасного» | 3 | 3 | 6 |
7 | Итоговое занятие | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 15 | 19 | 34 |
- Программное содержание и учебно-методическое обеспечение
№ п/п | Разделы программы | Содержание | Форма занятия | Методы и технологии | Методическое и техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Вводное занятие | Знакомство с планом работы на год, знакомство с программой обучения, инструктаж | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, анкеты, тесты | Анализ, обобщение |
2. | Блок «Я – человек» | Знакомство с основными моральными категориями, культура внешняя и внутренняя, нравственные качества, определяющие отношения человека к другим людям, духовные ценности, понятие счастья, понятие смысла жизни, семейные ценности, семейные традиции, школьные традиции, как их соблюдать и бережно к ним относиться. | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы | Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа по заданной теме, наблюдения, игра |
3. | Блок «Я – гражданин России» | Понятие гражданственности и патриотизма, интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе, государственная символика, что такое гражданский долг, элементарные представления об устройстве государства, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы | Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа по заданной теме, наблюдения, игра |
4. | Блок Труд красит человека» | Понимание ценности любого труда, в том числе учебного, что значит общественно-полезная деятельность, и для чего она нужна, понимание приоритета нравственных основ труда, творчества и создания нового, для чего нужен труд | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы | Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра |
5 | Блок «За здоровый образ жизни» | Что такое здоровье: физическое, душевное, моральное, кто такой здоровый человек, профилактика вредных привычек, что такое социально-психологическое здоровье, представление о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека. | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы | Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра |
6 | Блок «Мир прекрасного» | Первоначальное представление об этикете, понятие эстетических ценностей, умение видеть красоту в окружающем мире; умение видеть красоту в поведении, поступках людей. | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы | Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра |
7 | Итоговое занятие | Подведение итогов, тестирование | Учебное занятие | Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата | Методические материалы | Анкетирование, анализ, обобщение |
- Методическое обеспечение программы
№ п/п | Раздел программы | Методическая литература | Методические разработки | Методические папки и пособия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Вводное занятие | Программа дополнительного образования «Компас» | ||
2 | Блок «Я – человек» | Подборка специальной литературы | ||
3 | Блок «Я – гражданин России» | Подборка специальной литературы | ||
4 | Блок «Труд красит человека» | Подборка специальной литературы | ||
5 | Блок «За здоровый образ жизни» | Подборка специальной литературы | ||
6 | Блок «Мир прекрасного» | Подборка специальной литературы | ||
7 | Итоговое занятие | Разработанные анкеты |
- Материально-техническая база
Дидактическая материал:
- методическая и художественная литература;
- подборки специальной литературы;
- демонстрационные материалы (картинки, презентации, видеоролики, документальные фильмы).
Материально-техническая база:
Для реализации данной программы необходимо: помещение (школьный класс), где обучающиеся будут иметь свои рабочие места и вспомогательные материалы, демонстрационное оборудование (телевизор, проектор, ноутбук).
- Список литературы
- Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы»Издатель: ВАКО 2007г.
- Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
- Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11классы»Издательство: ВАКО, 2007г.
- Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
- Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
- Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999.
- Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
- Ривина Е.К. «Российская символика» - М.;Аркти,2005г.
- Рожков М.И. «Воспитание толерантности у школьников», И.С. Артюхова «Воспитательная работа с подростками».Издательство: М:Первое сентября, 2003г.
- Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие. М, АРКТИ,2002г.
- Шепелева Т. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных кл. Материалы для проведения уроков, посвященных гос. символике России. Издательство: Учитель,2009г.
- Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.
- Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991
- “Уроки нравственности”.Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005
- Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998.
Интернет-ресурсы
- https://nsportal.ru
- https://infourok.ru
- http://www.uroki.net/
- http://методпроект.рф
- http://учебныепрезентации.рф
- http://pedlib.ru
- http://eor-np.ru
7. ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика освоения дополнительной образовательной программы «Компас»
№ группы __________ год обучения____________ в 20__-20__ уч.г.
№ п/п | ФИО | Выполнение программы | Средний бал за учебный год | Качества личности | Выпущен | ||||||
Темы программы | Коммуникативные навыки | Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность | Волевые качества личности | ||||||||
Я-человек | Я-гражданин России | Труд красит человека | За здоровый образ жизни | Мир прекрасного | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Занимательный английский» 1 класс
Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1 класса....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
В общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»
Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогического направления филологического объединения «Деловой английский» (стартовый уровень)
Направленность дополнительной образовательной программы. Программа дополнительного образования филологического объединения «Деловой английский» имеет социально-педагогическую направле...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Офисная грамотность"
Данная программа научит учащихся правилам составления, оформления, обработки и подготовки документной информации, возникающей в процессе деятельности учреждений, организаций и предприятий. В соответст...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
Модуль представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Спецификой в организации занятий является обязательно...