Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Компас" (духовно-нравственное развитие)
рабочая программа на тему

Кузнецова Ирина Николаевна

Духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya_kompas.docx44.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

ПРИНЯТО

Экспертным советом МБОУ ДО «ДДТ»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБОУ ДО «ДДТ»

от

Директор ______________Попова Д.В.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«КОМПАС»

Возраст учащихся: 10-17 лет

Срок реализации: 1 год

Автор - составитель: 

Кузнецова Ирина Николаевна

педагог дополнительного образования

 

г. Сосновый Бор

2017 г.


АННТОЦИЯ

к дополнительной общеразвивающей программе

«Компас»

Направленность:

социально-педагогическая

Направление:

духовно-нравственное развитие

Вид:

модифицированный

Уровень освоения:

общекультурный

Целевое  назначение программы:

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи программы:

Обучающие:

  • дать учащимся знания о морали и целесообразности моральных и этических норм;
  • познакомить ребят с правилами и нормами поведения в обществе, культурой общения;
  • дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • научить детей  использовать в жизненных ситуациях   знания и опыт,  полученные в процессе обучения

Развивающие:

  • развивать умения работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
  • развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • развивать умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
  • развивать умение ставить цели и достигать их;
  • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, если она аргументированно доказана;
  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Личностные:

  • формировать активную жизненную позицию;
  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
  • формировать гражданскую позицию учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • формировать у школьников представление о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
  • обогатить эмоциональный мир детей;
  • формировать основные ценностные ориентации (ценность мира, ценность человеческой жизни, ценность добра, ценность семьи, ценность познания мира и себя, ценность труда и творчества и т.д.);
  • формировать основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Возраст:

10-17 лет

Срок реализации:

1 года

Объем программы:

1 год обучения  - 78 часов

Ожидаемый результат:

Предметные:

  • сформируется понимание нравственных норм поведения;
  • сформируется представление о базовых российских ценностях;
  • научится использовать в жизненных ситуациях   знания и опыт,  полученные в процессе обучения

Метапредметные:

  • научится аргументированно выражать свое мнение, оформлять его в устной и письменной речи;
  • научится слушать и слышать чужое мнение;
  • научится правильному взаимодействию в группе;
  • научится предвидеть последствия коллективных решений, брать ответственность за свои решения на себя;
  • научится вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения;
  • сформируется дисциплинированность, умение ставить цели и достигать их.

Личностные:

  • сформируется осознание себя как гражданина своей страны;
  • сформируется основные жизненные ценности и нравственные нормы поведения

Особенности реализации программы:


Содержание

Пояснительная записка

5

Учебно-тематический план

10

Программное содержание и учебно-методическое обеспечение

11

Учебно-методическое обеспечение программы

14

Материально-техническая база

15

Список литературы

16

Приложение

18


  1. Пояснительная записка

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

В соответствии с объективными законами личностного развития, ребенок в период первичной социализации выступает преимущественно объектом внешнего воздействия, постепенно обретая способность стать субъектом собственного саморазвития, а впоследствии, возможно, и субъектом совершенствования окружающих его людей. Необходимо определение того диапазона моральных принципов и норм, которые предстоит освоить ребенку на первом этапе социализации для обеспечения его успешного вхождения в процесс взаимодействия с окружающим миром. Данная программа направлена на нравственное воспитание детей.

Программа вариативна, изменчива, может и должна корректироваться (по тематике, содержанию, формам занятий) в зависимости от возраста учащихся, их эмоционального настроя.

Актуальность программы: содержание программы нравственного воспитания должно определяться основными типами отношений ребенка с окружающим миром, а именно: его отношениями с близкими людьми (родителями, родственниками), со сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми в общественных местах, с самим собой. Нравственное развитие ребенка будет представлять собой процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом их перечисленных видов отношений.

Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе обучения учащиеся под руководством педагога  вовлекаются в   социально-значимую деятельность, в ходе которой они приобретают жизненный опыт, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям,  у них формируются такие качества, как доброта и смелость, дружелюбие, честность, верность, происходит обогащение  навыков общения и приобретение умений совместной деятельности.  

Цель: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: воспитание гражданственности и патриотизма; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

Обучающие:

  • дать учащимся знания о морали и целесообразности моральных и этических норм;
  • познакомить ребят с правилами и нормами поведения в обществе, культурой общения;
  • дать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • дать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • научить детей  использовать в жизненных ситуациях   знания и опыт,  полученные в процессе обучения

Развивающие:

  • развивать умения работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
  • развивать умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • развивать умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами;
  • развивать умение ставить цели и достигать их;
  • развивать умение слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, если она аргументированно доказана;
  • развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.

Личностные:

  • формировать активную жизненную позицию;
  • формировать патриотические чувства: любовь к Родине, к земле, где родился и вырос; чувства гордости за свою страну;
  • формировать гражданскую позицию учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
  • формировать потребности и мотивы нравственного поведения;
  • формировать у школьников представление о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
  • обогатить эмоциональный мир детей;
  • формировать основные ценностные ориентации (ценность мира, ценность человеческой жизни, ценность добра, ценность семьи, ценность познания мира и себя, ценность труда и творчества и т.д.);
  • формировать основы культуры общения и построения межличностных отношений.

Возраст учащихся: 10-17 лет.

Комплектование групп производится на добровольной основе из учащихся образовательных учреждений города по возрастному составу от 10 до 17 лет. Состав групп – постоянный. Количество учащихся в группе – 12 человек.

Срок реализации программы: 1 год

Объем программы и режим занятий: 72 часа – 2 раза в неделю по 1 часу.

Форма обучения: очная, язык – русский.

Форма проведения занятий: учебное занятие (теоритическое занятие: дискуссия, беседа, семинар; практическое занятие: тренинг, игры, практические диалоги, технология «Дебаты»).

Направления программы:

  1. «Я – гражданин России» (соответствует патриотическому, гражданскому воспитанию и предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств)
  2. «Я – человек» (соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному воспитанию и предполагает образование и воспитание личности обучающихся, развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения, изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, формирование толерантного отношения к людям другой национальности).
  3. «Труд красит человека» (соответствует трудовому воспитанию, организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых, воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков).
  4. «За здоровый образ жизни» (соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся и предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни).
  5. «Мир прекрасного» (соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности).

Методы обучения:

  •  словесно-наглядный (устное изложение, показ иллюстраций, работа по образцу);
  • практический  (выполнение упражнений, трудовых заданий);   
  • частично – поисковый (для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений).        

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Предметные:

  • сформируется понимание нравственных норм поведения;
  • сформируется представление о базовых российских ценностях;
  • научится использовать в жизненных ситуациях   знания и опыт,  полученные в процессе обучения

Метапредметные:

  • научится аргументированно выражать свое мнение, оформлять его в устной и письменной речи;
  • научится слушать и слышать чужое мнение;
  • научится правильному взаимодействию в группе;
  • научится предвидеть последствия коллективных решений, брать ответственность за свои решения на себя;
  • научится вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения;
  • сформируется дисциплинированность, умение ставить цели и достигать их.

Личностные:

  • сформируется осознание себя как гражданина своей страны;
  • сформируется основные жизненные ценности и нравственные нормы поведения.

Формами проведения итогов (промежуточных и итоговых) по данной программе являются: зачет, опрос, контрольные задания по отдельным разделам программы (показатель «Выполнение образовательной программы»); наблюдение, анализ способов деятельности, собеседование (показатель «Качества личности»).

Показатель «Выполнение общеразвивающей программы»

Критерии:

Низкий уровень – «1», не справился с заданием.

Средний уровень – «2», задание выполнено с ошибками.

Высокий уровень – «3», задание выполнено в полном объеме.

Показатель «Качества личности»

Критерии:

5 баллов – критерий ярко выражен;

4 балла – критерий выражен;

3 балла – критерий слабо выражен.

Результаты оценки заносятся в диагностические карты (Приложение 1)


  1. Учебно-тематический план на 2 часа в неделю

№№

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Блок «Я – человек»

6

10

16

3

Блок «Я – гражданин России»

5

6

11

4

Блок «Труд красит человека»

5

6

11

5

Блок «За здоровый образ жизни»

5

7

12

6

Блок «Мир прекрасного»

5

7

12

7

Итоговое занятие

-

2

2

ИТОГО:

30

38

68

Учебно-тематический план на 1 часа в неделю

№№

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Блок «Я – человек»

4

5

9

3

Блок «Я – гражданин России»

2

3

5

4

Блок «Труд красит человека»

3

3

6

5

Блок «За здоровый образ жизни»

3

3

6

6

Блок «Мир прекрасного»

3

3

6

7

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО:

15

19

34


  1. Программное содержание и учебно-методическое обеспечение

№ п/п

Разделы программы

Содержание

Форма занятия

Методы и технологии

Методическое и техническое оснащение

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

6

7

1.

Вводное занятие

Знакомство с планом работы на год, знакомство с программой обучения, инструктаж

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, анкеты, тесты

Анализ, обобщение

2.

Блок «Я – человек»

Знакомство с основными моральными категориями, культура внешняя и внутренняя, нравственные качества, определяющие отношения человека к другим людям, духовные ценности, понятие счастья, понятие смысла жизни, семейные ценности, семейные традиции, школьные традиции, как их соблюдать и бережно к ним относиться.

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы

Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа по заданной теме, наблюдения, игра

3.

Блок «Я – гражданин России»

Понятие гражданственности и патриотизма, интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе, государственная символика, что такое гражданский долг, элементарные представления об устройстве государства, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы

Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа по заданной теме, наблюдения, игра

4.

Блок Труд красит человека»

Понимание ценности любого труда, в том числе учебного, что значит общественно-полезная деятельность, и для чего она нужна, понимание приоритета нравственных основ труда, творчества и создания нового, для чего нужен труд

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы

Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра

5

Блок «За здоровый образ жизни»

Что такое здоровье: физическое, душевное, моральное, кто такой здоровый человек, профилактика вредных привычек, что такое социально-психологическое здоровье, представление о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; представление о роли физической культуры и спорта для здоровья человека.

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы

Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра

6

Блок «Мир прекрасного»

Первоначальное представление об этикете, понятие эстетических ценностей, умение видеть красоту в окружающем мире; умение видеть красоту в поведении, поступках людей.

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Иллюстрированный материал, методические материалы, видеоматериалы

Беседа, проигрывание предложенных ситуаций, работа в парах, речевое моделирование, наблюдение, игра

7

Итоговое занятие

Подведение итогов, тестирование

Учебное занятие

Методы: словесно-наглядный, объяснительно-иллюстративный

Технологии: здоровье сберегающая технология, технология формирования оценивания результата

Методические материалы

Анкетирование, анализ, обобщение


  1. Методическое обеспечение программы

№ п/п

Раздел программы

Методическая литература

Методические разработки

Методические папки и пособия

1

2

3

4

5

1

Вводное занятие

Программа дополнительного образования «Компас»

2

Блок «Я – человек»

Подборка специальной литературы

3

Блок «Я – гражданин России»

Подборка специальной литературы

4

Блок «Труд красит человека»

Подборка специальной литературы

5

Блок «За здоровый образ жизни»

Подборка специальной литературы

6

Блок «Мир прекрасного»

Подборка специальной литературы

7

Итоговое занятие

Разработанные анкеты


  1. Материально-техническая база

Дидактическая материал:

  • методическая и художественная литература;
  • подборки специальной литературы;
  • демонстрационные материалы (картинки, презентации, видеоролики, документальные фильмы).

Материально-техническая база:

Для реализации данной программы необходимо: помещение (школьный класс), где обучающиеся будут иметь свои рабочие места и вспомогательные материалы, демонстрационное оборудование (телевизор, проектор, ноутбук).


  1. Список литературы
  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1-11 классы»Издатель: ВАКО 2007г.
  2. Агафонова А.В. «Классные часы на темы этики» Москва, 2009.
  3. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию 5-11классы»Издательство: ВАКО, 2007г.
  4. Волкова Т.В. «Наука быть человеком» Волгоград, 2008.
  5. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться? Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.
  6. Клюева Н.В., Косаткина Ю.В. Учим детей общению. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  7. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом “Ноосфера”, 1999.
  8. Маленкова Л.И. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  9. Ляхов И.И. Проектная деятельность. М. 1996.
  10. Ривина Е.К. «Российская символика» - М.;Аркти,2005г.
  11. Рожков М.И. «Воспитание толерантности у школьников», И.С. Артюхова «Воспитательная работа с подростками».Издательство: М:Первое сентября, 2003г.
  12. Романюта В. Н. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. Методическое пособие. М, АРКТИ,2002г.
  13. Шепелева Т. В. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. В помощь учителям начальных кл. Материалы для проведения уроков, посвященных гос. символике России. Издательство: Учитель,2009г.
  14. Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся._М.: Педагогическое общество России, 2002.
  15. Щуркова Н.Е.,Павлова Е.П. Воспитание счастьем, счастье воспитания. Педагогическая технология воспитания счастливого человека в школе (Феликсология воспитания: как воспитывать счастливого)./М.: Центр “Педагогический поиск”, 2004.
  16. Щуркова Н.Е. Тест. «Размышления о жизненном опыте». Москва,1991
  17. “Уроки нравственности”.Учебно-методический комплект. ООО “Издательский, образовательный и культурный центр “Детство. Отрочество. Юность”, 2005
  18. Янушкявичус Р.В., Янушкявичус О.Л.. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.:ПРО-ПРЕСС, 1998.

Интернет-ресурсы

  1. https://nsportal.ru
  2. https://infourok.ru
  3. http://www.uroki.net/
  4. http://методпроект.рф
  5. http://учебныепрезентации.рф
  6. http://pedlib.ru
  7. http://eor-np.ru


7. ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика освоения дополнительной образовательной программы «Компас»

№ группы __________ год обучения____________ в 20__-20__ уч.г.

№ п/п

ФИО

Выполнение программы

Средний бал за учебный год

Качества личности

Выпущен

Темы программы

Коммуникативные навыки

Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность

Волевые качества личности

Я-человек

Я-гражданин России

Труд красит человека

За здоровый образ жизни

Мир прекрасного

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «За страницами школьного учебника химии» может использоваться для учащихся 9 классов с целью расширения зна...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист»

Материал содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, КТП, календарный график....

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогического направления филологического объединения «Деловой английский» (стартовый уровень)

Направленность дополнительной образовательной программы. Программа дополнительного образования филологического объединения «Деловой английский» имеет социально-педагогическую направле...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Офисная грамотность"

Данная программа научит учащихся правилам составления, оформления, обработки и подготовки документной информации, возникающей в процессе деятельности учреждений, организаций и предприятий. В соответст...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

Модуль представляет собой комплекс занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.  Спецификой в организации занятий является обязательно...