«Управление ростом уровня развития предметно-методологической компетентности преподавателя колледжа»
статья по теме
Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий. Современному педагогу становится просто необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, коммуникативной, информационной и др.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Управление ростом уровня развития предметно-методологической компетентности преподавателя колледжа»
В стремительно меняющемся мире профессий, профессия Учителя остаётся неизменной, хотя её содержание, условия труда, количественный и качественный состав постоянно меняются. Сегодня, говоря о степени владения педагогом своей профессией, употребляют множество терминов: профессионализм, профессиональная компетентность, педагогическое мастерство, педагогическое искусство, квалификация, причём зачастую происходит смешение данных понятий.
В свете активного обсуждения проблемы компетентностного подхода как приоритетной образовательной стратегии в условиях модернизации российского образования особый интерес представляет профессиональная компетентность, которая является ведущим компонентом профессионального потенциала личности. Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.
Представить компетентность педагога можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект), где готовность рассматривается как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотивационный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
Современному педагогу становится просто необходимо постоянно повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, коммуникативной, информационной и др. Для этого бывает недостаточно проходить курсы повышения квалификации один раз в пять лет. Поэтому в нашем учебном заведении организована целая система мероприятий с целью повышения профессионального мастерства наших преподавателей. Это и семинары, круглые столы, мастер-классы, взаимопосещение уроков, организация курсов на базе нашего колледжа и др.
Для формирования профессиональной компетентности у педагогов нашего колледжа, методическим советом колледжа была разработана единая методическая программа. Основными направлениями работы являлись:
-внедрение ФГОС нового поколения в практику деятельности коллектива;
-исследовательская деятельность преподавателей и студентов;
-инновационные подходы к организации обучения через внедрение новых педагогических технологий;
- программно − методическая деятельность;
-повышение квалификации преподавателей и переподготовка кадров через обучение в АСОУ и профессиональные стажировки;
-изучение, обобщение и распространение передового опыта творчески работающих преподавателей (педагогические чтения, семинары, мастер - класс и копилка опыта − накопительные папки);
- аттестация педагогических работников;
- контроль, диагностика, анализ результативности деятельности педагогического коллектива по подготовке специалистов среднего звена;
- работа по единой методической теме года;
- реализация 2-ого этапа программы «Наставничество»;
- работа в соответствии с программой «Сопровождение одарённых детей»;
- экспериментальная деятельность по теме «Блочная подача материала на уроках общеобразовательных дисциплин».
Во главе методической работы колледжа находится методический совет, который осуществляет руководство методической, исследовательской и практической деятельностью педагогического коллектива. Преподаватели нашего колледжа активно участвуют в методической работе: выступления на педагогических чтениях, семинарах, педагогических советах, научно-практических конференциях, декадах цикловых комиссий, проводят открытые уроки.
Под руководством методиста успешно работает «Школа педагогического мастерства», слушателями которой являются преподаватели, чей педагогический стаж не более пяти лет. Вот некоторые темы: Урок - основная и главная форма организации учебного процесса», «Типы уроков и их структура», «Организация самостоятельной работы студентов» и др.
На заседаниях комиссий рассматривались вопросы качества подготовки специалистов; обсуждались новинки психолого-педагогической литературы; проходил обмен опытом работы; обсуждались планы проведения открытых занятий и внеаудиторных мероприятий и их анализ; рассматривались вопросы и задания для разного уровня контроля знаний студентов; вопросы организации самостоятельной работы; проблемы успеваемости и посещаемости занятий, учёба преподавателей, утверждались учебно – методические материалы по ФГОС нового поколения, успехи и недостатки аттестации педагогических работников, роль взаимопосещения уроков в повышении своего мастерства и др. Каждая комиссия проводила Декаду своих дисциплин с интересной программой как учебных, так и внеаудиторных мероприятий. В этом году особенно запоминающимися были проведённые предметные олимпиады, научно-практическая конференция, познавательные игры «Эрудит», литературная гостиная, конкурс «Самый умный», деловая игра «Сделай свой выбор» и другие коллективно-творческие дела. В рамках деятельности Ассоциации преподавателей иностранного языка была проведена зональная Лингвострановедческая игра с приглашением 6 учебных заведений Восточного Подмосковья.
Для повышения педагогического мастерства преподавателей цикловые методические комиссии также широко практикуют следующие формы работы:
- участие в организации конференций, семинаров, педагогических чтений, производственных совещаний;
- организация обмена опытом работы: доклады, сообщения, организация выставок дидактических материалов, смотров - конкурсов учебных кабинетов и мастерских, проведение декадников;
- организация педагогического наставничества;
- проведение мастер – класса;
- создание портфолио по обобщению педагогического опыта работы;
- разработка планирующей учебно-производственной и методической документации;
- оказание помощи преподавателям в планировании и организации педагогического самообразования.
Росту научно-методической компетентности педагогического коллектива способствовала стабильно действующая многоуровневая система повышения квалификации.
Одной из основных задач методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, но и уметь связывать их с практическим обучением, педагога, владеющего различными методиками преподавания и способного применять их в своей профессиональной деятельности.
1часть Составляющие предметно-методологической компетентности:
Когнитивная. Преподаватель:
1 - обязательный уровень: - владеет системой знаний по базовым наукам, необходимыми знаниями по предмету; интересуется новыми современными исследованиями по предмету; знаком с информационно-дидактическими ресурсами
2 - Продвинутый уровень: - владеет и успешно применяет в своей работе систему знаний по базовым наукам; владеет глубокими знаниями по предмету; постоянно занимается самообразованием; прохождение курсов повышения квалификации; успешно применяет новые методы и технологии в обучении; применяет профильные и разно уровневые программы.
Творческий уровень: владеет и успешно применяет в своей работе систему знаний по базовым наукам; владеет глубокими знаниями по предмету; постоянно занимается самообразованием; прохождение курсов повышения квалификации по предмету, базовым наукам, ИКТ; знает и применяет новейшие достижения науки; умеет разрабатывать и внедрять в учебный процесс новые технологии; разрабатывает новые методики; участвует в исследовательской деятельности.
Операционально- технологическая составляющая: Преподаватель:
1 – обязательный уровень: владеет разнообразными методами и приёмами обучения; применяет современные технологии, позволяющие выбирать способы достижения поставленных целей и задач; умение обеспечить образовательный процесс ресурсами, развивающими учащихся средствами предмета; организует работу учащихся с использованием различных видов деятельности
2 – продвинутый уровень: - знает и успешно применяет современные технологии обучения: модульное обучение, ИКТ, дифференцированный подход, игровые технологии, здоровье сберегающие технологии и др.; учитывает психологические особенности учащихся при отборе форм и методов обучения. Основным показателем является положительная динамика обучения, наличие победителей олимпиад, конференций, конкурсов.
3 – творческий уровень: в совершенстве владеет разнообразными методами и технологиями современного обучения; разрабатывает собственные методики, программы; участвует в исследовательской и проектной деятельности различного уровня; участвует в различных конкурсах проф. мастерства. Основным показателем является положительная динамика обучения, наличие победителей олимпиад, конференций, конкурсов, высокий уровень подготовки выпускников.
Личностная; позиционно-ценностная составляющая: Преподаватель:
1 - обязательный уровень: осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; видение содержание предмета и своей роли как учителя-предметника в духовно-нравственном воспитании ученика; уделяет внимание ИКТ - грамотности.
2 - продвинутый уровень: осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; видение содержание предмета и своей роли как учителя-предметника в духовно-нравственном воспитании ученика; владеет ИКТ; умеет заинтересовать студентов, поддерживает мотивацию учеников к учебе на высоком уровне, используя современные технологии и методы обучения.
3 – творческий уровень: осознание связи предметных знаний с системой общечеловеческих и собственных ценностей; видение содержание предмета и своей роли как учителя-предметника в духовно-нравственном воспитании ученика; владеет ИКТ; умеет заинтересовать студентов, поддерживает мотивацию учеников к учебе на высоком уровне, используя современные технологии и методы обучения.
2 часть Профессионализм преподавателей колледжа по данной компетентности
Количество препод-лей | 51 (с учетом совместителей) |
Обязательный уровень | 20 (39 %) |
Продвинутый уровень | 18 (35.3%) |
Творческий уровень | 13 (25.7%) |
Показатели оценки: посещение занятий, результаты аттестации преподавателей, портфолио, методическая работа, научно-исследовательская работа, наличие участники и победители олимпиад и конкурсов, качество обучения.
3 часть Работа над повышением каждой составляющей данной компетенции в рамках методической работы колледжа на следующий учебный год.
ПЛАН
РАБОТЫ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
на 2013- 2014 учебный год
по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
№п./п. | Тематика занятия | Сроки проведения | Ответственный за проведение |
1. | Формирование познавательной самостоятельности студентов как ключевой профессиональной компетенции | Ноябрь | Методист |
2. | Педагогические чтения «Развитие мотивации обучающихся к профессиональной деятельности» | Январь | Председатели ЦМК |
3. | Мастер – класс «Проблемные ситуации на занятиях спец дисциплин» | Февраль | Методист |
4. | Роль преподавателя в формировании информационно – образовательной среды колледжа | Март | Председатели ЦМК |
5. | Педагогические чтения на тему: «Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентностного подхода | Май | Председатели ЦМК Методист |
Заместитель директора по УР Е.П. Заплетина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Профессиональная компетентность преподавателей и мастеров производственного обучения, развитие творческого потенциала».
В данном выступлении показанна профессиональная компетентность мастера производственного обучения и приведён личный опыт работы со студентами....
Доклад на тему «Значение терминологии и профессиональной лексики в развитии личности и повышения уровня профессионального мастерства современного строителя» - преподаватель Пономарёва А.С.
Выполнение проекта под руководством преподавателя Информатики Пономарёвой.А.С. по созданию сайта для использования в учебных целях,учащимся первого курса СК №12 Тиньковым Никитой. Материал ...
Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза
Доступность качественного образования как залог роста уровня удовлетворенности учащихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в МАОУ СШ № 2 г. Перевоза, Круглова И.В. - директ...
Статья. Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности
Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности....
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"
Открытый урок в рамках городского семинара руководителей школ "Управление ростом профессиональной компетентности учителя в рамках реализации годовой задачи школы по формированию УУД"...
Доклад на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы «Развитие поэтических способностей у студентов колледжа»
С этим докладом я выступила на заседании Саратовского областного методического объединения преподавателей русского языка и литературы в 15 сентября 2017 года.Литература и искусство в России всегда в ц...
Управление развитием профессиональной педагогической компетентности педагогов ЦДТ
В данном материале представлен опыт работы по развитию профессиолнальной компетентности педагогов дополнительного образования в условиях Центра детского творчества Сормовского района...