Управление развитием профессиональной педагогической компетентности педагогов ЦДТ
статья

Гладкова Елена Николаевна

В данном материале представлен опыт работы по развитию профессиолнальной компетентности педагогов дополнительного образования в условиях  Центра детского творчества Сормовского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_razvitiem_prof.kompetentnosti_pedagoga.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление развитием профессионально-педагогической компетентности педагогов ЦДТ»

( из опыта работы)

  Педагог дополнительного образования – это ключевая фигура, от профессионализма которого зависит качество образовательного процесса.

         Под развитием профессионально-педагогической компетентности педагогов Центра мы понимаем расширение, интеграцию и реализацию в педагогической деятельности инновационных, исследовательских знаний и умений, а также направленность на инновационную, творческую деятельность.

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии образовательного учреждения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.

   В связи с этим изменяются функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность педагога, модернизируются подходы и к организации методической работы..

          Одним из важнейших направлений  методической работы МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района» является  повышение профессиональной компетентности педагога ДО.

          Ведущая роль в управлении методической работы как целостной  системы принадлежит методическому совету ЦДТ, на заседания которого выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательного процесса, вырабатываются предложения по их реализации.

                            Распределение функций

орган

Функции управления методической работой

руководитель

Педагогический совет

Определение стратегических направлений в методической работе ЦДТ

Директор МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»

Методический совет

Реализация стратегических задач, выработка тактических решений, оценка эффективности методической работы

Зам.директора по УВР

МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района»

        Поскольку существует управленческая служба в ЦДТ , то и должны быть управленческие технологии. Наиболее эффективными для нас являются:

  • Педагогические советы
  • Теоретические семинары
  • Семинары – практикумы
  • Круглый стол
  • Обсуждение современных образовательных технологий, достижения психолого-педагогической науки
  • Обобщение передового опыта творчески работающих педагогов

В мартовские каникулы мы используем  такие активные формы работы с коллективом как фестиваль педагогических идей и достижений. фестиваль открытых занятий, методические недели, педагогические гостиные.

В рамках реализации этого направления деятельности для педагогического коллектива  проводятся  мероприятия:  круглый стол «Секреты мастерства педагога – детям»,  круглый стол «Профессионализм педагога как явление педагогической культуры»,   «Педагогический бенефис «Инициатива.Творчество.Поиск.», «Педагогический калейдоскоп». Тема калейдоскопа была «Инновационно-поисковая деятельность МБУ ДО «ЦДТ Сормовского района» в условиях ФГОС», где педагоги нашего Центра демонстрировали свои лучшие педагогические достижения и были отмечены по следующим номинациям:

  • «Творческий поиск в профессии»
  • «Служение ценностям гражданского общества»
  • «Профессиональная устремленность»
  • «Созвездие талантов»
  • «Лучший мастер-класс»
  • «Лучшее воспитательное мероприятие»
  • «Лучшая презентация»

     Включение педагога в инновационную деятельность влияет на повышение уровня его профессиональной  компетентности. Кроме того, инновационная деятельность педагогов позволяет перейти учреждению на более качественную ступень развития.

Готовясь к большому педагогическому совету «Инновационная деятельность педагога ДО в современных условиях» с целью  выявления отношения педагогов к нововведениям и степени готовности педагогов и реальному участию в  инновационных процессах методический совет провел анкетирование на тему «Оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива». Это было необходимо для того, чтобы определить для каждого педагога оптимальные виды помощи для развития профессиональной компетентности.

   Результаты этого исследования.

  • 59% педагогов отнесли себя к  педагогам, которые используют новые инновационные разработки и интегрировался в них , по России (7 регионов) – 24%.
  •  Достаточно большое число педагогов относит себя к тем, кто делает первые шаги в инновационной деятельности (34%), по России – 42%.
  • Как положительный фактор можно отметить, что 31% педагогов  ЦДТ самостоятельно создают новые инновационные разработки или практики. Среди педагогов не оказалось и тех, кто оказывает сопротивление или даже активно противостоит нововведениям, считая их общественно вредными. По России  таких педагогов оказалось 7%.

    Какие же инновации использует педагогический коллектив? (ответы педагогов)

  • Разработка авторских программ
  • Использование информационных и медиа-технологий
  • Использование метода проектирования
  • Использование здоровьесберегающих технологий
  • Новые приемы обучения

На решение какой проблемы были направлены эти инновации?

В основном на решение проблем, с которыми сталкивается педагог в своей работе.  Это:

  • Техника исполнения, выразительность
  • Повышение мотивации у детей к обучению
  • Повышение интереса детей к занятиям
  • Качество исполнительства

   87% участников отметили, что с применением новшеств были достигнуты лучшие результаты, Столько же отметили, что ждут лучших результатов своей работы от участия в инновационной деятельности.

       50% педагогов владеют компьютером, 84% желают овладеть компьютерными технологиями в своей педагогической деятельности.

     Таким образом, большинство педагогов нашего учреждения выразили готовность к инновационной деятельности, желание двигаться вперед, узнавать  что-то новое.

Наряду с такими традиционными методическими структурами как большие и малые педсоветы, методсовет ЦДТ, методические объединения, все чаще в коллективе появляются временные творческие группы, участвующие в различных тематических творческих мастерских, мастер-классах, семинарах.(тв.группа по знакомству с особенностями работы с одаренными детьми).

Педагоги делятся своим опытом работы:

  • На страницах журналов «Воспитание школьников», «Проблемы школьного воспитания»
  • На Интернет-сайтах (Интернет-педсоветы, конкурсы эссе и др.)
  • На городских и областных семинарах
  • В сборнике «Педагогический калейдоскоп»
  • участие в межрегиональных методических чтениях по теме: «Инновационная деятельность в работе с подростками-лидерами»
  • на заседаниях МО

         Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточном высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение., достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и накопления профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

      Самообразование педагога – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Примеры тем самообразования наших педагогов:

  • «Внедрение и активное применение информационных технологий в учебном процессе с использованием Интернет-ресурсов»
  • «Художественные промыслы Нижегородского края»
  •  «Интеграция информатики и других образовательных областей»
  • «Трехмерная компьютерная графика»
  • «Развитие музыкальных способностей на занятиях по синтезатору»
  • Воспитание личности ребенка средствами театра
  • Социально-педагогическое проектирование дополнительного образования
  • Сохранение психологического здоровья всех участников образовательного процесса
  • Использование метода проектирования в структурных подразделениях
  • Образная лексика в детской хореографии
  • Использование синтезатора в музыкально-хоровой студии
  • Работа с одаренными детьми

         В последние годы происходит совершенствование образовательного процесса в ЦДТ за счет внедрения современных образовательных программ разноуровнего обучения, современных педагогических технологий, интеграции основного и дополнительного образования. По результатам анкетирования на тему «Использование технологий в работе педагога»

  • 100% педагогов ЦДТ  используют технологии личностно-ориентированного обучения
  • 92% - здоровьесберегающие и игровые технологии
  • 88% - технологии воспитания и саморазвития личности, технологии дифференциации и индивидуализации
  • 79% - технологии развивающего обучения
  • 67% - информационно-коммуникативные технологии

В учреждении   используется  такая педагогическую технологию как метод проектирования. В ЦДТ имеется богатый опыт работы по реализации социально значимых проектов:

  • «Здоровый Нижний»
  • «Читать не вредно»
  • «Пионер однажды – пионер навсегда»
  • «Движение с оптимизмом»
  • Лидерский сбор «Осинка»
  • «Вдоль по Волге-реке»

           В отделе технического  творчества и ДПИ реализован проект  по развитию личности ребенка и формированию навыков общения в каникулярное время, в отделе эстетического воспитания – проект по развитию индивидуальности ребенка в процессе воспитания.           Проектный метод используется педагогами и в учебной деятельности.

В наше время актуальным становится проблема качественного повышения уровня компетенции работников образования. Одно из  решений этой проблемы лежит в системе повышения квалификации педагогов, которая должна перевести стратегические задачи модернизации образования в составляющие качества кадрового потенциала. Для этого нужна новая модель повышения квалификации работников образования:

= переход от длительных курсов повышения квалификации на модульную накопительную систему, позволяющую педагогическим сотрудникам самостоятельно определять индивидуальную траекторию обучения, выстраивать индивидуальный учебный план;

= в основе повышения квалификации должен  лежать компетентностный подход ориентированный на интерактивные формы (мастер-классы, тренинги, коллективная мыслительная деятельность, деловые игры)

За многолетнюю историю нашего учреждения у нас сложилась своя система повышения квалификации педагогического работника. Сегодня мы рассматриваем ее как личностную траекторию профессиональной карьеры педагога . Эта траектория включает в себя 5 этапов профессиональной карьеры педагога  - от молодого педагога до руководителя учреждения (раздаточный материал)

1 этап – подготовка вновь принятых сотрудников (Школа начинающего педагога)

2 этап – наставничество, краткосрочные курсы по направлению деятельности, посещение занятий других педагогов, МО,рабочих совещаний

3 этап – обучение на курсах в рамках подготовки к аттестации (1 категория), участие в работе МО, проведение мастер-классов, открытых занятий, участие в конкурсах профессионального мастерства, защита программ

4 этап –  аттестационные курсы (высшая категория), проведение семинаров-практикумов, мастер-классов, наставничество

5 этап – курсы резерва руководящих кадров, обучение в НИРО (получение второго высшего образования), участие в работе МС, обучение в аспирантуре, назначение на руководящую должность.

Постоянная методическая работа направлена на создание системы  непрерывного профессионального развития педагогов Центра по следующим направлениям:

  • Ценностные принципы работы с детьми
  • Внедрение личностно-ориентированного подхода
  • Поиск эффективных методов обучения
  • Совершенствование форм и методов творческого развития детей
  • Изучение и повышение качества образовательного процесса
  • Специфика работы с одаренными детьми
  • Формирование коррекционно - развивающей среды

Повышение квалификации педагогических работников ЦДТ проводится в разнообразных формах:

  • курсовое обучение по программам дополнительного профессионального образования (НИРО, эстетический центр, Дворец Чкалова )
  • дистанционные и модульные курсы ( в т.ч. через сайт Первое сентября.ру)
  • практико-ориентированные проблемные семинары
  • методические объединения
  • мастер-классы
  • консультации

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы определяется тем, что инновации в образовательном процессе, их качество  становятся, с одной стороны, проявлением уровня компетентности педагогов, а с другой стороны, - действенным средством, одним из наиболее эффективных условий ее совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Информационно-исследовательский проект на тему: "Модель управления развитием профессиональных компетентностей в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС".

Цель проекта: повышение квалификации руководителей, заместителей ркководителей общеобразовательных учреждений в области теории и методики проектирования и развертывания систем управления методической ...

Управление развитием профессиональных компетентностей педагога

Управление развитием профессиональных компетентностей педагога. Статья для руководителей ОУ....

Профессионально-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической с...

Доклад на тему: "Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности....