Статья. Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление развитием учебно-познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства и средствами внеклассной деятельности
Скажи мне и я забуду,
покажи мне и я запомню,
вовлеки меня и я научусь.
Китайская мудрость
В рамках модернизации образования новый образовательный стандарт построен с ориентацией на компетентностно-деятельностный подход, который предполагает переориентацию общего образования с формирования знаний, умений и навыков к созданию условий для овладения комплексом образовательных компетентностей. Образовательные компетентности определяют готовность обучающихся использовать усвоенные знания, навыки и умения для решения практических и теоретических задач. В соответствии с данным подходом наряду с ценностно-смысловой, социально-трудовой, информационной, общекультурной, коммуникативной и компетентностью личностного самосовершенствования важную роль играет учебно-познавательная компетентность. Согласно А.В. Хуторскому, учебно-познавательная компетентность – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.[1]
Обеспечить качественное усвоение стандарта образования, способствовать развитию учебно-познавательной компетентности возможно только через деятельностный подход к обучению.
Рассмотрим наиболее значимые деятельностные формы формирования учебно-познавательной компетентности на уроках и внеклассной деятельности по предмету «Изобразительное искусство»:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- сопоставлять, классифицировать, оценивать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск, отбор и обработку необходимой информации в источниках различного типа;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для выполнения творческих работ;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Управление развитием учебно-познавательной компетентности учащихся заключается, прежде всего, в вовлечении школьников в определение проблем, формулирование целей, выборе эффективных средств их достижения, контроле реализации планов и организации ситуаций успеха, способствующих развитию у учащихся готовности управлять самостоятельной учебно-познавательной деятельностью.
Эффективное управление формированием и развитием учебно-познавательной компетентности может быть успешным лишь при использовании учителем современных технологий организации учебно-воспитательного процесса: технологии проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникативных и других педагогических технологий.
Для предмета «Изобразительное искусство» наиболее значимой является технология проектной деятельности учащихся, которая является в настоящее время одной из самых популярных и актуальных среди современных образовательных технологий. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. Из практики могу сказать, что учащиеся начальной школы, как правило, предпочитают групповую или парную работу. А вот старшеклассники – индивидуальную. Школьники получают возможность осуществлять творческую работу, самостоятельно добывать информацию.
Можно выделить несколько групп умений, на развитие которых проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);
-социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений не достаёт);
- презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему необходимо научиться?»);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Технология проектной деятельности тесно связана с информационными технологиями. Например, для защиты своих проектных работ учащиеся создают мультимедийные презентации. Сбор информации по проекту осуществляется большей частью с помощью ресурсов сети Интернет. Информационно-коммуникационные технологии активно применяются и на уроках: для обобщения и закрепления используются материалы в виде тестовых заданий, оформленных на слайдах, которые можно применять на первом этапе урока; для повторения пройденного материала («Арт-минутки»). С помощью тестовых заданий, в начале урока создаётся проблемная ситуация, привлекающая внимание и мотивирующая на дальнейшее присвоение знаний («Мозговой штурм»). В конце урока тестовые задания могут стать завершающим «аккордом», когда дети без труда будут узнавать и называть новое (слайд-шоу «Вернисаж»). Выведенные на экран, данные тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения, когда по впечатлениям, эмоциям, движению, радости оттого, что они это знают, умеют и могут применить умения, определяется уровень восприятия материала, степень его усвоения, и формулируются задачи на будущее. Также эффективны следующие задания: задание-выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание-сопоставление (установить связь в двух списках); задание-ранжирование (определить правильную последовательность).
Считаю, что одним из наиболее активных методов формирования учебно-познавательной компетентности на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Вопросы и задания должны не только создать проблемную ситуацию, но и содержать в себе новизну информации, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Изучая основы цветоведения, при объяснении понятия «рефлекс» перед учениками ставятся вопросы: «Какие оттенки желтого цвета приобретёт лимон, если я положу его на фоне синей ткани? А на красной? Как вы думаете, какие оттенки он будет приобретать в другой среде?» Учащимися выдвигается гипотеза: в разной цветовой среде предмет ведет себя по-разному. Учащиеся делают выводы. Пробуют помещать предмет на разные драпировки, проверяя свои выводы. Другое задание связано с изображением животного с натуры. Проблема: как изобразить животное, например кошку, которая не спит? (Без принуждения животного). Учащиеся ищут пути решения: 1) фотография; 2) набросок поз; 3) дожидаться пока кошка примет тоже положение и т.д.
Во внеклассной работе, на занятиях кружка, уровень заданий становится сложнее. При графическом построении куба учащиеся не имеют права пользоваться линейкой. Однако рисунок должен быть выполнен по всем правилам построения с соблюдением всех прямых и параллельных линий. Поэтому для проверки прямолинейности и параллельности линий они придумывают способы самопроверки. На занятиях живописи изучается изображение теней. По правилам: если предмет освещен лампой накаливания – предмет будет в теплых тонах. Если предмет размещен на холодном фоне – он приобретает холодные тона. Возникает ситуация, вызывающая противоречие правил: предмет на синей драпировке, освещен лампой накаливания. Какие оттенки он приобретёт? Учащиеся сравнивают живописные работы в акварельной (уже известной технике) и масляной (новой) технике. Делают выводы, что масляная живопись более плотная – «укрывистая» . Возникает вопрос: как надо вести работу в масляной технике – от светлого к тёмному или наоборот? Учащиеся говорят, что работа ведётся, как в акварели – от светлого к тёмному. Учитель показывает, что получается в случает такого подхода. Учащиеся понимают, что работы выглядят блёкло. Следовательно, делается вывод, что в масляной технике работа ведётся от темных цветов к светлым, т.к. акварель со временем светлеет, а масло – темнеет, а значит, в масляной технике светлые цвета должны оставаться на верхнем слое. Исследуется связь ИЗО с цветофизикой, с геометрией, литературой, биологией и т.д. Рассматриваем изображение теней. Зимой они чаще всего холодные, а летом могут быть и теплые и холодные одновременно. Почему? Например, для построения рисунка помидора ученик должен знать, каким образом плодоножка крепится к плоду.
Развитию познавательного интереса, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют и групповые технологии (работа в группах). Групповая деятельность определяется как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфорта. При групповой форме работы учащихся в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причём помогающий при этом получает не меньшую помощь, чем «слабый», поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Особой областью, влияющей на развитие и формирование учебно-познавательной компетентности школьников, является внеурочная деятельность. Данная область обладает некоторыми возможностями, значимыми для развития художественно-творческой активности, которые не могут проявиться в полной мере на традиционных уроках: большая свобода в содержании материала, в предоставлении оптимальной возможности самореализации каждому ученику.
Внеурочная изобразительная деятельность учащихся в нашей школе понимается как специально организованное средство воспитательного процесса, необходимое для развития интеллекта, моторики, творческих способностей, формирования образного мышления, воспитания эстетических чувств. Данная деятельность по изобразительному искусству включала в себя внеклассные занятия, руководство практической работой детей в кружке, проведение экскурсий, посещение выставок, выход на природу (в парк, лес) с целью наблюдения и зарисовок, проведение бесед об изобразительном искусстве. Особое внимание уделяется приобретению умений и навыков, которые могут быть использованы в общественно-полезной работе (оформление выставок, стенгазет, праздников и т.п.). Успех внеклассной внеурочной работы в большей мере зависит от методики организации деятельности школьников. Необходимо правильно выбрать методы привлечения детей к участию в этой работе. Интересная постановка задачи, разъяснение общественного значения предстоящего дела являются важной предпосылкой творческой деятельности школьников, мотивируя их готовность приложить к делу свои знания и усилия.
Решение проблемы формирования учебно-познавательной компетентности учащихся в процессе обучения изобразительного искусства является весьма сложным процессом. Внедрение в учебный процесс комплекса методик и технологий, способствует достаточно высокой результативности [См.: Таблица 1].
Таблица 1
Достижения учащихся школы «Росинка» в конкурсах художественного творчества (уровень выше школьного).
Учебный год | Количество победителей и призёров | Количество участников |
2009-2010 | 9 | 21 |
2010-2011 | 16 | 37 |
2011-2012 | 19 | 43 |
Художественная деятельность школьников находит разнообразные формы выражения: декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений. При отборе учебного материала значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений. Тематическая цельность уроков и внеклассных мероприятий помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты школьников с искусством, приобщить их к художественной культуре.
Только деятельностный характер обучения, организация самостоятельной работы учащихся позволяет формировать учебно-познавательную компетентность на материале содержания учебного предмета и внеклассной деятельности.
Список источников информации
1. Воровщиков, С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся [Электронный ресурс]. Адрес: http://upr.1september.ru
2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С. 3-12.
3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003.
– № 2. – С. 58-64.
[1] Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Интеграция знаний и развитие образного, творческого мышления на уроках изобразительного искусства и во внеклассной работе.
Современная школа предполагает теснейшую межпредметную связь в дисциплинах, изучаемых школьниками, а так же воспитательную функцию урока и внеурочной деятельности. Предлагаемая методическа...
Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства
Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...
«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».
Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...
Обобщение опыта по теме "Нетрадиционные художественные технологии, как средство развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства"
Обобщение опыта применения нетрадиционных технологий на уроках изобразительного искусства...
Статья "Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности"
В статье "Работа с одаренными детьми на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности" рассказывается об опыте работы в школе с одаренными детьми. Некоторые работы детей представлены в презентации "Творчест...
Опыт работы по теме: "Использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искусства как средства развития художественной культуры и творческих способностей учащихся"
Автор работы убеждена, что при создании необходимых условий для самореализации каждого ученика через использование нетрадиционной техники изображения на уроках изобразительного искус...