Контроль учебной деятельности обучающихся (методические рекомендации)
методическая разработка по теме

Данные методические материалы – приглашение к размышлению о том, как в системе педагогической деятельности реализуется такой ее компонент, как диагностика. Он раскрывает практический опыт педагогов ОУ по контролю и оценке знаний, умений и навыков обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище № 8

Киселёвского городского округа

Контроль учебной деятельности обучающихся

(методические рекомендации)

подготовила

Савельева Ольга Владимировна,

заведующая методическим отделом

Киселёвск, 2013


Введение

Данные методические материалы – приглашение к размышлению о том, как в системе педагогической деятельности реализуется такой ее компонент, как диагностика. Он раскрывает практический опыт педагогов ОУ по контролю и оценке знаний, умений и навыков обучающихся.

Какое место и значение имеет диагностика в структуре педагогической деятельности? Какие формы организации диагностических исследований наиболее эффективны и доступны для него? Каким образом, т.е. с помощью чего, какими методами педагог может инструментировать этот процесс?

Первый вопрос ставит нас перед необходимостью определить место и значение диагностики в структуре педагогической деятельности, задуматься над тем, какими будут результаты нашего взаимодействия с ребенком. Диагностика позволяет систематизировать и наглядно оформить наши представления о детях, которые у нас занимаются, организовать деятельность с использованием методов, максимально раскрывающих потенциал каждого ребенка.

Процесс изучения личности можно организовать по-разному. Поэтому поиск ответа на второй вопрос даст нам возможность оценить преимущества как ситуативных форм (единовременных, целевых) организации этого процесса, так и психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всех лет его обучения в системе начального профессионального образования.

Третий вопрос о диагностических методиках требует особого разговора. В соответствии с ФГОС третьего поколения к каждой образовательной программе педагогу необходимо создавать комплекс диагностических методик, отвечающих целевым установкам данной программы. Разнообразие существующих методов диагностики дает педагогу возможность отслеживать в динамике изменения не только уровня ЗУН, но и в психологической структуре личности каждого обучающегося, и реализовать индивидуализацию и личностно-ориентированный подход в обучении.

Исходя из вышесказанного, становится понятным, что данные материалы будут интересны педагогическим работникам любых образовательных учреждений.


Система отслеживания результатов обучения

В Госстандарте НПО указаны единые требования, которые позволяют смоделировать содержательную сторону образовательного процесса и сформулировать основные, достаточно точно показатели качества обучения рабочих. Это является основой для более четкого определения контуров модели специалиста, позволяющих отобрать объём и структуру знаний и умений, формируемых качеств по конкретной профессии. В свою очередь, это определяет содержание всего учебно-воспитательного процесса НПО.

Педагог пофессионального обучения должен понимать прямую взаимосвязь организации учебно-воспитательного процесса и его согласования с возможностями обучаемых в рамках ФГОСа. Подготовка молодежи по избранной специальности должна проводиться на основе личностно ориентированного обучения. Практика показывает, что единые требования к обязательному минимуму получаемых знаний и умений всегда выполняются там, где для обучающихся создана атмосфера последовательного и целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности.

Эта специфика накладывает отпечаток на организацию мониторинга образовательного процесса.

Мониторинг – система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагога, обеспечивающая непрерывное слежение за состоянием и прогнозированием развития процесса. В рамках мониторинга проводятся выявление или оценивание проведенных педагогических действий.

Образовательный процесс осуществляется по рабочим образовательным программам, разработанным на основе примерных образовательных программ для НПО по специальностям. К инвариативным характеристикам программ относятся цели и принципы образования в зависимости от направления деятельности, к вариативным характеристикам: задачи, содержание образования, пути реализации, а формы и методы определяются специфическими условиями реализации каждой образовательной программы. Каждый педагог определяет свой путь к фиксации результатов обучения.

Для оценки результативности обучения необходимо запланировать контролирующие и диагностические мероприятия, предусматривающие в динамике уровень освоения обучающимися учебного материала и его корректировку. Процесс оценки включает следующие компоненты:

  1. Определение целей обучения, прогнозирование результатов, определение эталонов усвоения.
  2. Выбор контрольных заданий, проверяющих достижение поставленных целей.
  3. Способ выражения результатов проверки, доведение сведений до родителей.

Система мониторинга представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Примерная программа отслеживания развития обучающегося

Виды

контроля

Содержание

Методы

Сроки контроля



Вводный

Уровень знаний обучающихся по направлению деятельности, общая эрудиция, уровень усвоения школьной программы

Тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение и т.д.

1-й год обучения

Сформированность общеучебных умений

Карта наблюдений и индивидуальных особенностей учения

1-й год обучения

Практический опыт (умения, навыки)

Творческие задания, элементарные практические работы

1-й - 3 годы обучения

Текущий

(тематический)

Освоение учебного материала по теме, разделу

Диагностические задания: опросы (устный, письменный, графический), практические работы, тестирование, работа, исследовательская деятельность и т.д.

1-3-й год обучения

Оценка самостоятельнос-ти, возможностей, умение спланировать работу, способность к самоконт-ролю, рефлексия.

Карточка «Мой проект», портфолио обучающегося

Конец 2-го и 3-го года обучения

Итоговый

Контроль выполнения поставленных задач

Представление продукта на разных уровнях, дипломная работа, исследовательская деятельность

Конец 1-3 годов обучения

Учебный материал структурируется по целостным содержательным фрагментам. Для каждой специальности составляются измерители трех уровней: репродуктивного, продуктивного и творческого. Принцип составления диагностических (контрольных) заданий для определения уровня обученности приведен в табл. 2.

Таблица 2.

Определение уровней обученности по степени самостоятельности

Уровень обученности

Типы учебно-позна-вательной деятельнос-ти

Уровни развития обучающихся

Уровни умения применять знания

Критерии

Низкий, репродуктивный, грамотность

Репродуктивный

Воспроизведение

Воспроизведение действия

Знание фактов, термино-логии, способов представ-ления понятий и явлений, последовательностей класс-сификации, критериев, тео-рий

Базовый (средний) продуктивный, функциональная грамотность

Частично-поисковый

Продук-тивный

Действие по аналогии в сходных условиях

Уметь интерпритировать смысл текста, использовать данные для определения следствий, применять информацию в новой ситуации

Высокий, творческий, компетентность

Исследовательский

Творческий

Действия в новых для обучающихся условиях

Уметь делить информацию на части, устанавливать взаимосвязи, реорганизовы-вать информацию из разных источников и создавать новый образец; понимать суть предмета, явления

Специфическая форма контроля разработана для учебных проектов. Во время выполнения каждого проекта обучающимся выдается карточка «Мой проект». Накопленные карточки позволяют судить об уровне обученности, развития и творческом потенциале каждого обучающегося.

Достичь высоких показателей в обучении помогает коррекция учебного процесса по принципу обратной связи. Экспресс-диагностики позволяют выявить затруднения, и педагог может их ликвидировать (табл. 3).

Таблица 3.

Учебные затруднения и способы их преодоления

Учебные затруднения

Причина затруднений

Преодоление

затруднений

1. Обучающийся не знает, с чего начать работать, какие правила и действия необходимо совершить.

Плохо понял или не применял знания в деятельности.

Соотнеси, перечисли, назови, вспомни правила, какова цель, что надо сделать, что у нас для этого есть и т.п.

2. Обучающийся затрудняется в предвидении результатов работы.

Плохо развито творческое мышление, умение анализировать, сравнивать.

Найди сходство и отличие, определи причину, объясни смысл, классифицируй варианты решений.

3. Обучающийся затрудняется в оценивании явления, события, ответа, значения знания.

Плохо сформировано умение оценивать, не сформированы оценочные суждения, не знает эталоны оценки.

Выскажи и обоснуй мнение, почему, как ты думаешь, готовность к рефлексии, самоанализу, самооценке.

В системе НПО существует обязательный образовательный стандарт. Но при этом, кроме традиционных измерителей педагог вправе выбрать и другие специфические критерии оценивания результатов обучения:

  1. наполняемость и сохранность группы в течение учебного года;
  2. успеваемость по общеобразовательным предметам близким к данной специальности;
  3. участие в мероприятиях разного уровня (конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.д.);
  4. профессиональный выбор выпускников дальнейшего образования или их трудоустройство.

Результатами обучения следует считать участие и победы обучающихся в конкурсах, фестивалях, олимпиадах городского, областного, российского уровней.

В конце каждого учебного года проводится анкетирование всех участников образовательного процесса на предмет удовлетворенности образовательным процессом.

Таким образом, тщательно продуманная система мониторинга (диагностических мероприятий и методик) позволяет оценить достижения обучающихся в умственном, нравственном, творческом развитии, что значительно повысит качество обучения. Кроме того, данные мониторинга помогут оценить и результативность работы педагога, позволяя простраивать перспективу дальнейшей педагогической деятельности с учётом выявленных недочётов или достижений.

Методы и формы оценивания результатов деятельности

Оценивание и отслеживание результата –

это система, включающая совокупность критериев и показателей результатов на всех уровнях, методов их диагностики и позволяющая:

  1. зафиксировать полученные результаты и сопоставить их с планируемым
  2. обеспечить контроль и коррекцию деятельности, направлять процесс изменений
  3. осуществлять качественный анализ деятельности
  4. изучать различные аспекты деятельности

Методы диагностики результата

  1. Метод контрольных тестов
  2. Метод контрольных заданий
  3. Зачет, контрольный опрос
  4. Метод рефлексии
  5. Диагностическая беседа
  6. Наблюдение
  7. Конкурс, выставка, фестиваль, соревнование
  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Метод незаконченного предложения
  4. Метод рефлексии
  5. Анкетирование
  6. Тестирование
  7. Проективные методы диагностики
  8. Наблюдение
  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Аттестация
  4. Самоанализ
  5. Контент-анализ методической продукции и аналитических материалов педагога
  6. Метод рефлексии
  7. Диагностическая

беседа

  1. Наблюдение
  2. Конкурс профмастерства
  3. Конкурс программ и проектов

  1. Анкетирование
  2. Тестирование
  3. Диагностическая

беседа

  1. Метод рефлексии
  2. Метод незаконченного предложения
  3. Наблюдение
  4. Проективные методы диагностики

Формы фиксации результата

  1. Журнал критериальных оценок
  2. Зачетная книжка
  3. Творческая книжка
  4. Аналитическая карта деятельности
  5. Лист (карта) планирования и сопровождения деятельности
  1. Заключение
  2. Лист (карта) психологического сопровождения
  3. Карта развития (саморазвития)
  1. Методическая продукция, созданная педагогм
  2. Аналитические материалы (статистический анализ, аналитический доклад и др.)
  3. Лист (карта) планирования и сопровождения деятельности
  4. Аттестационный лист (карта)
  1. Лист (карта) психологического сопровождения
  2. Карта развития (саморазвития)
  1. Портфолио
  2. Папка достижений
  3. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности
  1. Портфолио
  2. Папка достижений
  3. Документы об образовании и повышении квалификации


Контроль учебной деятельности обучающихся

Контроль – это определение уровня знаний, достигнутых обучающимися за определенный период обучения. Контроль является составной частью обучения, его осмыслением, закреплением и применением на практике. Планомерное осуществление контроля позволяет выявить успехи, пробелы и недостатки в освоении материала, как у отдельных обучающихся, так и у всей группы в целом. Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение, способствует расширению, углублению и совершенствованию знаний, умений, навыков. Так же имеет большое воспитательное значение, т.к. повышает ответственность за выполняемую работу, приучает к систематическому труду и аккуратности в процессе выполнения работы.

Контроль позволяет:

  1. Педагогу получить информацию:

а) о результатах работы группы обучающихся в целом и каждого обучающегося в отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, на сколько эффективны приемы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

  1. Обучающимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе;

б) более прилежно заниматься, вносить коррективы в свою творческую деятельность.

Функции контроля:

1. диагностическая – определяет уровень знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями;

2. обучающая – способствует повторению и закреплению пройденного материала;

3.управляющая – обеспечивает управление процессом овладения знаниями, умениями и навыками благодаря использованию специальных учебных материалов и разработанной методике их применения в ходе контроля данных;

4. корректирующая – проявляется во внесении педагогом изменений в процессе обучения на основе полученных в ходе контроля данных;

5. стимулирующая – создает положительные мотивы учения. Проведение или ожидание контроля стимулирует учебные действия обучающихся, является дополнительным фактором их учебной деятельности;

6. оценочная – позволяет вынести суждения о результатах деятельности как обучаемого, так и обучающего, эффективности самого процесса обучения.

Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучающихся и педагогической работы педагога:

1. Систематическое наблюдение за учебной работой обучающихся на учебных занятиях.

2. Устный опрос (исчерпывающий ответ, заинтересованность остальных обучающихся).

3. Письменный опрос (самостоятельность, экономичность по времени, индивидуальность): тест или графический контроль, результаты которого оформляются в виде графика, таблицы, схемы, диаграммы, облегчает работу обучающихся и проверку педагогом.

4. Автоматизированный опрос (самостоятельность, экономичность по времени, индивидуальность): электронные тесты, лабораторные и практические работы, графические задания и пр.

5. Практические задания.

Применяемые методы контроля знаний не требуют от обучающихся долговреммнной трудозатратной дополнительной подготовки дома, что связано со спецификой начального профессионального образования.

Дидактические требования:

  1. Соответствие содержания контроля программным требованиям. Если требования понизить, то уровень образования снизится, если требования увеличить, то произойдет перегрузка обучающихся.
  2. Объективность, достоверность содержания полученной информации.
  3. Необходимость анализа основных элементов подготовки обучающихся – уровня их теоретических знаний, умение применять знания на практике, степень развития самостоятельности в их применении.
  4. Ясность и четкость формулировок контрольных заданий.
  5. Гласность, оперативность и систематичность контроля.
  6. Сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля.
  7. Дифференцированный характер выбора форм и методов контроля.

Контроль осуществляется с первого дня работы с группой. Проводится в три этапа.

Первый этап контроля – анкетирование или тест (ЭОР) «Выявление круга интересов и уровня школьных знаний». Дети получают задания и варианты ответов. В результате полученных ответов педагог получает информацию об интересах и знаниях каждого обучающегося и группы в целом.

Второй этап контроля осуществляется в ходе совместной групповой деятельности. Основное внимание педагога должно быть направлено на предметный результат практической деятельности обучающихся.

Третий этап контроля выглядит следующим образом: наблюдая за деятельностью обучающихся. Необходимо фиксировать все замеченные и выявленные пробелы в знаниях, и недостатки в выполнении практических заданий для дальнейшей корректирующей индивидуальной работы.

Анализ результатов контроля необходимо учитывать при создании или совершенствовании программы и плана воспитательной работы.


Формы организации контроля

учебной деятельности обучающихся

В зависимости от специфики организационных форм различают:

  1. контроль, осуществляемый педагогом: фронтальный, групповой, индивидуальный и комбинированный (или уплотненный);
  2. контроль, осуществляемый обучающимися: самоконтроль и взаимоконтроль;

Выбор контроля зависит от конкретных условий и цели занятия.

Фронтальный контроль протекает в форме беседы педагога со всеми обучающимися. При фронтальной форме организации контроля на вопросы педагога по сравнительно небольшому объему материала краткие ответы обычно с места, дают многие обучающиеся группы. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность вех обучающихся. Педагог ставит вопросы, как правило, перед всей группой, чтобы в обсуждении этих вопросов принимали участие все обучающиеся. Каждый из них может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей, подтвердить эти дополнения примерами и т.д. Однако при фронтальном контроле бывает труднее обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого обучающегося в отдельности.

Достоинства фронтального контроля:

  1. возможность охвата проверяющим одновременно всех обучающихся;
  2. высокая активность обучающихся;

3. высокий темп работы, который может варьировать в зависимости от трудности задания.

Эта форма контроля позволяет сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала. Педагог ставит вопросы, как правило, перед всей группой, чтобы в обсуждении принимали участие все обучающиеся. Каждый может дополнить, исправить, уточнить ответы своих товарищей.

Недостатки - при этой форме проверки бывает трудно обеспечить обстоятельность и всесторонность проверки каждого обучающегося в отдельности.

Для повышения эффективности фронтального контроля рекомендуется:

  1. планировать заранее место контроля в системе занятия и время, которое ему будет уделено;
  2. продумывать формулировки вопросов и заданий;
  3. не допускать переключение на индивидуальный контроль;
  4. задавать вопросы всем, а затем называть обучающегося, которому предстоит отвечать.

Групповая форма организации контроля используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения частью обучающихся группы, получившей определенное коллективное задание на занятии. При этом вопросы ставятся перед этой группой, в их разрешении участвуют обучающиеся, работавшие в составе данной группы, но с обязательным привлечением к обсуждению остальных членов группы.

Индивидуальный контроль считается наиболее объективным видом контроля, так как свидетельствует о достижениях каждого обучающегося. Поэтому он больше всего подходит для проверки уровня знаний в ходе итогового контроля.

Индивидуальный контроль широко применяется для основательного знакомства педагога со знаниями, умениями и навыками отдельных обучающихся, которые для ответа обычно вызываются к столу с приборами, к технологической карте и пр. Хотя и не исключается ответ обучающегося с места, если при этом не нужны записи или графические изображения, наглядные пособия и учебное оборудование, за которыми должны следить все.

Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время занятия небольшого количества обучающихся. Он зависит от времени, отводимого на проверку, характера и объема изученного и подлежащего проверке материала, уровня подготовки обучающихся.

Достоинство этого вида контроля – возможность с достаточной глубиной оценить уровень подготовки обучающегося. Итоговый контроль широко применяется для основательного знакомства педагога со знаниями, умениями, навыками отдельных обучающихся. В содержание ответа обучающегося входит объяснение теоретических вариантов и выполнение по заданию педагога различных творческих заданий. При индивидуальном контроле педагог обращает внимание на обстоятельность, осознанный характер ответа обучающегося, логичность его суждений, доказательность выдвигаемых положений, умение применять усвоенные знания. Индивидуальный контроль рассчитан на проверку во время занятия небольшого количества обучающихся. Он зависит от времени отводимого на проверку, характера и объема изученного и подлежащего проверке материала, уровня подготовки обучающихся.

Недостатки этого контроля связаны со следующими обстоятельствами:

а) малый охват обучающихся;

б) снижение активности остальных учащихся во время беседы с одним из обучающихся.

В комбинированной форме контроля (при так называемом уплотненном опросе) достигается удачное сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым. Особенностью этой формы контроля является одновременный вызов педагогом для ответа нескольких обучающихся, из которых один отвечает устно, 1-2 готовятся к ответу, выполняя на необходимые графические работы, а остальные за отдельными столами выполняют индивидуальные письменные и практические задания.

Достоинства уплотненного опроса заключается в том, что он дает возможность основательно проверить несколько обучающихся при сравнительно небольшой затрате времени.

Комбинированная форма контроля предоставляет возможность использовать программированные средства для проверки знаний, умений и навыков обучающихся в большей степени, чем при других формах контроля.

Самоконтроль обучающихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение обучающимися информации о полноте и качестве изучения программного материала прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках. Самопроверка имеет большое психологическое значение, стимулирует учение. С ее помощью обучающиеся реально убеждаются в том, как он овладел знаниями, проверяет правильность выполнения упражнения путем обратных действий, оценивает практическую значимость результатов выполненных задач, упражнений, опытов и т.д. В организации самоконтроля обучающихся применяются средства машинного (ЭОР) и безмашинного программирования.

Одной из форм организации самоконтроля является ведение дневника достижений с первого дня обучения (особенно эффективна эта форма контроля на занятиях в лабораториях и спецпредметах). Для этого необходимо, чтобы обучающиеся освоили простейшие методы самонаблюдения, научились простейшим способам записи результатов, научились анализировать и оценивать показатели самоконтроля.

Взаимоконтроль

Цели:

  1. Проверка знаний обучающихся.
  2. Предоставление возможности каждому обучающемуся сообщить о своих успехах сверстникам.
  3. Снятие неуверенности у некоторых обучающихся.
  4. Развитие речи обучающихся.
  5. Интенсификация опроса.
  6. Воспитание Я-концепции.

Взаимоконтроль может проводиться с обучающимися различных возрастов. Перед применением данного вида контроля проводится подготовительная работа по развитию у них умений давать оценки ответам. При этом желательно, чтобы на первом этапе обучающиеся обращали внимание только на успех, на то, что у отвечающих получается хорошо. Замечания на первом этапе желательно не делать. Критериями оценки являются: полнота ответа, правильность, точность высказывания мысли, отсутствие слов-паразитов и т.п. После того, как данный вид контроля будет успешно принят обучающимися, педагог обучает их, как обращать внимание отвечающих на пути устранения недостатков. Сами недостатки желательно обучающимся не фиксировать в своих оценках, так как это приводит к напряжению в коллективе. Может выставляться отметка. Для этой цели могут быть заведены карточки индивидуального учета, в которых она фиксируется.

Состав пар на каждом учебном занятии желательно менять. Это приводит к расширению круга общения, к профилактике необъективных оценок.

Взаимоконтроль выполняет функции коррекции в ситуациях, когда обучающегося сильного опрашивает обучающийся более слабый. Побывав в роли «педагога», обучающиеся преображаются. Для них это является сильным воздействием, особенно тогда, когда «обучающиеся» - «педагоги» уже имеют право задавать вопросы, уточнять ответ опрашиваемого.

В роли «педагогов» должны выступать все обучающиеся, даже самые слабые. Выступая в этой роли, они обучаются по данному вопросу, предоставляют возможность другому обучающемуся сообщить о своих успехах в подготовке к занятию.

Данный вид опроса может применяться очень часто, практически на каждом занятии, и если педагог постоянно вводит элементы новизны, то это не скоро наскучит обучающимся.

Взаимоконтроль можно использовать как при проверке теоретического материала, так и при решении задач, при контроле выполнения различных упражнений.

На занятии наряду с взаимоконтролем должны применяться и другие виды опроса: устный ответ, воспроизведение опорных сигналов, самооценка и т.п.

Противопоказанием к применению взаимоконтроля является неумение педагога управлять группой, дисциплиной. Это может привести к тому, что обучающиеся на занятии могут заниматься посторонними делами. Однако может быть и другой эффект. Если правильно организовано занятие, то порядок будет обеспечен.


Основные направления контроля,

связанные со специфическими особенностями

каждой учебной четверти или модуля

I четверть:

Направления контроля:

  1. характер системы повторения;
  2. качество знаний обучающихся по отдельным направлениям деятельности;
  3. качество знаний обучающихся 1 года обучения;
  4. знакомство с организационно-методической стороной занятий педагогов, начинающих работать по новым программам, по новому направлению деятельности, молодых, только начинающих работу педагогов, посещение занятий педагогов, вновь пришедших в образовательное учреждение.

II – III четверть является периодом в учебной работе, когда идет основное изучение и усвоение учебного материала обучающимися, приобретаются навыки, закрепляются умения, вырабатывается необходимость практического применения знаний. Основное направление в контроле приобретает:

  1. изучение системы работы педагогов по специальностям в зависимости от целей и задач, вытекающими из специфики образовательного учреждения;
  2. изучение качества преподавания отдельного направления деятельности;
  3. проверка качества знаний обучающихся и его контроль.

IV четверть. Основная задача контроля – выявление работы педагога по систематизации знаний обучающихся в связи с окончанием учебного года; контроль деятельности педагогического коллектива по завершению учебного года.


Формы контроля учебной деятельности обучающихся

Для активизации интереса обучающихся при проведении контроля используются различные формы:

  1. Обучающий зачет

Педагог совместно с обучающимися в присутствии всех желающих разбирает ответы и решения.

2. Тестирование с вариантами ответов

Варианты:

  1. одни обучающийся разрабатывают тесты по программе в рамках пройденного материала, другие придумывают к ним правильные и неправильные ответы, затем осуществляется непосредственно тестирование.
  2. каждая микрогруппа по предложенным педагогом тестам выбирает правильный ответ, затем пишет обоснование выбора и доказательство правильности своего выбора.

3. Имитация экзаменов

Проводится в ходе повторительно-обобщающих занятий. Педагог предлагает билеты, варианты заданий, перечень литературы. Обучающиеся делятся на малые группы и приступают к подготовке. Экзамен проводят сами обучающиеся. В ходе экзамена оценки ниже «хорошо» не ставятся. При неудачном ответе обучающийся вместе с консультантами из своей группы продолжает подготовку и на следующем занятии пересдает экзамен.

4. Викторина

Группа делится на несколько подгрупп, каждая из которых разрабатывает по определенной тематике задания и полные ответы для викторины, за что и получает после проверки и уточнения соответствующие оценки. Затем каждая микрогруппа проводит обучающее консультативное занятие с обучающимися других микрогрупп вне занятия. И, наконец, каждая микрогруппа проводит «свою» викторину и, проверив работы, выставляет оценки.

5. Опрос при помощи системы карточек

Группа карточек охватывает вопросы по целой теме и включает задания, тесты, алгоритмы действий и пр. Обучающийся должен подготовить ответы и решения на уровне, выбранном им. Работа с карточками требует системности. Если обучающийся 1 – 2 раза в год работает с карточками, то смысла в этом мало. Задача заключается в том, чтобы, используя разные контрольно-диагностические процедуры, охватить весь учебный материал.

6. Контрольные, лабораторные, исследовательские работы

Каждый обучающийся имеет право и возможность сначала участвовать в репетиционных занятиях, и только затем проводятся сами контрольные мероприятия. Важно, чтобы по итогам контрольных мероприятий педагог разобрал диалектику движения к успеху каждого обучающегося.

7. Письменные и устные зачеты

Педагог выдает каждому обучающему книжку учебной деятельности, в которой отражаются работы, выполненные обучающимся по каждой теме и форма этих работ. Отражаются также и творческие работы, участие в конкурсах, результаты, награды. Обучающийся и педагог договариваются заранее, когда, в какой форме, на каком уровне и в каком объеме обучающийся показывает свои знания и умения.

8. Заполнение пробелов в содержательных матрицах

В разрывы текста обучающийся должен вставить недостающую информацию. В процессе объяснения нового материала обучающимся выдаются текст, в котором оставлены смысловые пробелы. Задача обучающегося – во время активного слушания находить главное и заполнять пробелы.

9. Творческие работы

Творческий процесс начинается с выбора обучающимся предмета, формы, содержания деятельности, продолжается в виде исследования, поиска, проекта и завершается общественным признанием.

  1.  Защита проектов

Сам проектный способ обучения довольно широко описан в печати. Коснемся только формы занятия, в ходе которого предъявляются результаты разработки и реализации проекта. Проект может разрабатываться как группой обучающихся, так и индивидуально. Защита проектов может проходить в рамках учебного занятия или в торжественной обстановке в актовом зале после занятий в присутствии родителей, администрации и т.д., сопровождаться награждением.

  1.  Конкурсы

Учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции и очаровании участников. При разработке форм и заданий конкурсов следует учитывать как их сиюминутный характер, поскольку динамичность и скорость – одна из важных составляющих, так и задания, требующие длительной самостоятельной работы.

  1. Сочинения

Педагог предлагает обучающимся написать сочинение на свободную тему. Такой вид работы развивает способность фантазировать, анализировать, осваивать новые литературные жанры.

  1. Устные ответы

Устный ответ обычно проблематичен и психологически драматичен для обучающихся. Педагоги больше пользуются фронтальным опросом с мест, но эта форма работы предполагает короткий ответ и не развивает в достаточной степени монологическую речь обучающихся. Однако отказ от ответа перед группой нельзя считать продуктивным, поскольку наряду со знанием предмета речь идет о приучении обучающихся к общественному взаимодействию и умению подавлять волнение, группироваться. Наибольшая сложность в этом виде контроля заключается в том, что, когда один обучащюийся отвечает, остальные, как правило, не слушают, заняты своим делом. Поэтому необходимо научиться организовывать познавательную, творческую деятельность, как в процессе объяснения нового материала, так и в ходе опроса.

Например, во время ответа одного обучающегося педагог просит остальных:

  1. дополнять ответ;
  2. подготовить устную рецензию на ответ;
  3. подготовить интересные вопросы;
  4. оценить достоинства ответа;
  5. подсказывать отвечающему;
  6. записать конспективно или тезисно ответ.

14. Олимпиады

15. Исследовательская и экспериментальная работа

16. Практические работы

17. Дневник самонаблюдения и т.д.

Так, например, на учебных занятиях в нашем ОУ педагоги используют:

  1. индивидуальные задания и беседы

Например, индивидуальную беседу можно провести в форме игры «Узнай по описанию». Отгадав название птицы, расскажи то, что знаешь о ней.

  1. проблемные вопросы

Например, «Почему для изготовления подушек для ВТО применяется только х/б ткань? Как создать объем юбке-пачке?»

  1. игровые приемы и ситуации

Например,

1. «Эстафета» – обучающиеся поочередно высказывают суждения по предложенному вопросу одной фразой. Предметом обсуждения могут быть правила техники безопасности или последовательность изготовления изделия.

2. Игра «Найди пару» - конверт с карточками. Одна половина – термины, другая – примеры применения или определения.

3. Игра «Колесо истории» - вопросы, касающиеся истории возникновения инструментов, одежды, ремесел и т.п.

4. Объяснение выражений, ставших поговорками – «первый блин комом», работать «спустя рукава», «Семь раз отмерь - один раз отрежь» и др.

  1. групповые формы работы

Например, итогом изучения раздела/темы может стать защита проектов. На первом занятии обучающиеся выбирают тему проекта (самостоятельно или с помощью педагога), определяю план работы, необходимый объём теоретического материала, при необходимости чертят чертёж, рисуют модель, схему и т.д. На следующих занятиях выполняют практическую часть проекта (изготавливают продукт). На итоговом занятии защищают свой проект, объясняя достоинства и недостатки данного вида изделия.

  1. самоконтроль

Например, составление схемы электрической цепи выполняется обучающимися самостоятельно, при этом при её сборке он осуществляет самоконтроль своей деятельности (по принципу: работает/не работает).

  1. взаимоконтроль

Например, при изготовлении выкроек для одежды имеет место взаимоконтроль. Прежде чем вырезать детали кроя, необходимо проверить друг у друга такие измерения, как обхваты груди, талии, бедер, длины изделия, рукавов, спины, переда и т.д. Оценивают сами обучающиеся, что позволяет им самокритично посмотреть на себя и своих товарищей.

  1. использование карточек и технологических карт

Например, обучающимся предлагается технологическая карта, используя которую необходимо самостоятельно изготовить изделие, выполнить задание, или карточка с вопросами по теме (например, 1. Устройство швейной машины? 2. Как поднять ворс на драпе? 3. Традиционные стили одежды?)

  1. творческие задания 

Например, дорисовать орнамент для вышивки, нанести конструктивные линии кокетки на спинке платья и т.д.

  1. тестирование по пройденному материалу. Вопросы для тестирования могут подготовить сами обучающиеся.

  1. нестандартные формы проведения контроля (видеоконтроль, выставки, демонстрация моделей, ярмарки, аукционы и пр.).

Рейтинговая система

В системе начального профессионального образования обучение ведётся с использованием отметок по 5-ти бальной системе оценивания, но для стимулирования и активизации деятельности обучающихся можно использовать рейтинговую систему оценивания, которая была подробно описана в статье Семенова А.В. «Управление познавательными поступками учеников в пространстве дидактических событий (из опыта работы)» в журнале «Школьные технологии», 1996, № 6, с. 64 – 83.

Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:

  1. оценка не зависит от характера межличностных отношений педагога и обучающегося;
  2. незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;
  3. обучающийся волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Как построить рейтинговую систему оценок?

  1. Определить группу экспертов (состоит из профессионально-компетентных, опытных педагогов).
  2. Экспертная группа согласует шкалу оценок (баллов), от минимальной до максимальной за 1 действие, или за каждый вид деятельности свое количество очков (баллов).
  3. Составить список всех оцениваемых действий, т.е. того, за счет чего обучающийся сможет набирать очки. По мере работы этот список может меняться.

В результате обсуждения экспертной группы получается ранжированный (упорядоченный) список видов деятельности, например:

Баллы

Виды деятельности

25

23

21

20

15

12

11

10

9

8

8

6

5

4

2

1

  1. победа в конкурсе по предмету
  2. выполнение творческого проекта
  3. сочинение, эссе
  4. выступление по дополнительной литературе
  5. реферат, изложение, обзор
  6. письменное выполнение задания
  7. выступление
  8. выступление по обязательной литературе
  9. рецензия на выступление
  10. ассистирование педагогу
  11. постановка вопроса
  12. ответ на вопрос
  13. выполнение домашнего задания
  14. изготовление наглядного материала
  15. участие в конкурсе
  16. добавление, дополнение, реплика

Важно, чтобы педагог, фиксировал все, что делают обучающиеся, чтобы избежать обид и недоразумений. Объявление рейтингов обучающихся может быть открытым (например, таблица на стене) или, что предпочтительнее, закрытым. Во втором случае объявляется максимальный и минимальный рейтинг без имен их обладателей, чтобы каждый обучающийся мог сориентироваться и представить себе свое собственное положение, после чего принять какие-либо решения. Пересчет рейтингов нужно производить достаточно часто, лучше всего к концу каждого занятия или к началу следующего. Это позволит обучающимся лучше управлять своим учением и в целом работать продуктивнее.


Использование тестовых заданий

для контроля знаний обучающихся

Преимущество тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех или значительное число обучающихся, потратив при этом минимум времени. В тестах учитывается:

  1. возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего);
  2. концентричность (каждое задание очерчивает свой круг вопросов, из которых складывается общий план темы).

Тесты предполагают объективную, заранее оговоренную условиями оценку знаний и направлены на корректную проверку подготовленности обучающихся. Они к тому же несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует обучающихся не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации.

Тестовые задания – это прообраз автоматизированного контроля с использованием компьютерной техники. При составлении тестовых заданий учитывались формы, известные в педагогике (В.С. Аванесов, К. Ингекамп, Э. Стоунс и др.) В основном использовались две разновидности тестов:

1. задания, предполагающие свободную форму ответов.

2. задания, ориентирующие учащихся на выбор верного ответа из числа предложенных.

Тесты с пропусками могут использоваться в качестве заданий на применение полученных знаний. В число таких заданий включены тесты на дополнение, исправление или установление последовательности логического ряда и тесты, требующие краткого ответа (микро сочинения, кроссворды).

Кроссворд является тестом, требующим ответа в одно слово. Такие задания нужны для закрепления и активизации понятийного аппарата, научно-педагогического кругозора. Если кроссворд используется в пакете тестов, то вполне достаточно включить в него от пяти до десяти слов. Вариантом использования кроссворда является его составление, т.е. формулирование толкований к предложенным в кроссворде словам. Это требует от учащихся дифференцированной ориентировки в понятиях: они не только проявляют знание понятия, но и умение достаточно четко и лаконично дать его определение.

Тесты в форме микро сочинений требуют умений точно и кратко выразить свои мысли. К таким заданиям можно отнести различные педагогические задачи, требующие доказательств или теоретического обоснования. В зависимости от содержания задачи в тесте оговаривается объем микро сочинений, например не более 3-4 предложений.

Тесты на дополнение схожи с предыдущим заданием. Однако если в первом случае пропуски заполняются за счет любого подходящего слова, предложения, то в тестах на дополнение, как правило, обучающиеся должны вписать элементы, заданные определенной последовательностью, логикой, поэтому подбор правильного ответа ограничен.

Тестовые задания на установление связи предназначены для проверки знаний конкретных педагогических явлений, фактов. Как правило, эти тесты представляют собой два столбика, содержащие какие-либо элементы научных или методических знаний, между которыми обучающиеся устанавливают связь (соответствие).

Тесты с выбором ответа могут содержать разное количество, как самих вопросов, так и вариантов ответов. Данные тестовые задания (задания закрытой формы) получили широкое распространение в дидактике средней школы. В литературе можно встретить отрицательное отношение к этой разновидности тестов из-за того, что они дают возможность «угадать» правильный ответ. Однако, вероятность угадывания уменьшается, если тест содержит большее количество вариантов ответа, а неправильные варианты сформулированы правдоподобно, поскольку неправдоподобные ответы легко распознаются обучающимися. В хорошо подобранном тесте обучающимся приходится думать, сравнивать один вариант ответа с другим, выбрать логически верный ответ.

Тесты с закрытыми ответами

Цели:

  1. Проверка знаний, умений, навыков на уровне узнавания.
  2. Формирование мнения обучающихся об объективности контроля и достижение большей объективности оценивания.
  3. Увеличение числа обучающихся, охваченных контролем.
  1. Подготовительный этап. Педагог конструирует тест. Для этой цели формулируются вопросы. Требования к вопросам изложены в разделе контроля знаний, умений обучающихся. Тест должен состоять из достаточного для проверки знаний, умений по теме количества вопросов. Задача обучающегося выбрать из предложенных ответов правильный. Отметить правильный ответ можно разными способами:
  1. Впиши букву правильного ответа. Обучающиеся могут впереди номера вопроса писать букву правильного ответа.
  2. Обведи ответ «да», если ты согласен, или «нет», если ты не согласен с утверждением.
  3. Соотнеси написанное в столбцах 1 и 2. Поставь напротив букв номера правильных ответов.
  4. Найди лишний элемент и обведи кружком.
  5. Расположи в правильной последовательности, проставив напротив цифр соответствующую букву.

Можно использовать разные формы фиксации результатов теста. Для быстрого опроса класса можно использовать тест, в котором учащиеся под номером вопроса ставят код правильного ответа.

Положительным моментом использования таких форм тестов является возможность избежать субъективности оценивания со стороны преподавателя. Обработку теста может провести помощник педагога, но в итоге должны получиться объективные результаты. Положительным моментом также является быстрота заполнения и проверки теста. Слабой стороной таких тестов является ограничение учащихся в возможности проявить творчество. Ответы носят фрагментарный характер, нет целостного ответа.

Однако данные замечания не умаляют значимости тестов. Они могут применяться по всем предметам наряду с другими формами контроля.

Тест творческий

Цели:

  1. Проверка знаний, умений на уровне воспроизведения.
  2. Выявление умений творчески строить ответ на поставленный вопрос.

Преподаватель готовит вопросы для проведения опроса. Вопросы имеют открытый характер, то есть ответы к ним не приводятся. Существуют разные формы вопросов в творческих тестах:

  1. Впиши пропущенное слово. Обучающемуся предлагается вписать только одно слово в указанном месте. Пропуск может быть в конце предложения.
  2. Закончи предложения. В данном случае количество слов не ограничивается.
  3. Ответь на вопрос. Обучающийся должен дать полный ответ на вопрос.

Положительными моментами творческих тестов являются свобода в проявлении творчества, возможность у педагога проверить умения анализа, синтеза, обобщения обучающихся.

В отличие от тестов с приведенными ответами творческие тесты измеряют знания и умения на уровне воспроизведения, а не узнавания. Таким образом, они более сложны для обучающихся и являются более глубокой проверкой. Поэтому значимость данных вопросов выше, чем у закрытых вопросов.

Обобщая преимущество тестов можно отметить, что они позволяют проверить более глубоко понимание материала, чем другие формы. Во время устных или письменных ответов обучающийся может заучить материал и воспроизвести его без достаточного понимания, показав объем заученного. Тесты позволяют увеличить точность измерения понимания материала.

Тест с обратной связью

Цели:

  1. Быстрый замер уровня информации обучающимися.
  2. Активизация обучающей функции при контроле знаний обучающихся по пройденному материалу.
  3. Предоставление обучающимся быстрой обратной связи о правильности выполнения заданий.
  1. Педагог сообщает тему, по которой будет проводиться контроль, количество вопросов, время на ответ, условия проведения опроса (чем можно пользоваться во время проведения теста).
  2. Педагог предоставляет возможность задать вопрос и выяснить непонятные моменты по процедуре.
  3. Педагог предъявляет вопрос: устно. Письменно на доске, через проектор, компьютер, путем предъявления определенных объектов.
  4. Обучающийся уточняют вопрос, если им что-либо непонятно.
  5. Обучающиеся отвечают письменно или на компьютере.
  6. После ответа обучающиеся ставят степень уверенности

Таким образом, предъявляется пять, десять, пятнадцать и т.д. вопросов, то есть пятикратное количество. Если ответа у обучающегося нет, то он ставит прочерк напротив номера вопроса, на который он не знает ответ.

  1. Предъявляется эталоны ответов – устно преподавателем, по желанию кем-то из обучающихся. Эталон может предъявляться и письменно. Обучающиеся сравнивают свой ответ с эталоном и оценивают его от 0 до 1. Эталоны предъявляются по всем вопросам.
  2. Обучающиеся подсчитывают свою отметку. Суммируя баллы по каждому вопросу, в результате получают какую-то сумму. Если всего было пять вопросов, то сумма баллов превращается в отметку. Если было десять вопросов, то суму баллов необходимо разделить на два, в результате чего получится отметка. Если вопросов было пятнадцать, то сумма делится на три.
  3. Педагог на доске пишет цифру 5 и просит поднять руки тех обучающихся, которые получили пятерки. Подсчитывается количество пятерок. Таким же образом можно поступить с четверкой и тройкой. Это делается для того, чтобы каждый обучающийся видел свое место в группе. Данный вид опроса позволяет разгрузить преподавателя от рутинной работы по проверке тетрадей, предоставляет возможность обучающимся быстро узнать свои результаты. Обучающимся нравится оценивать себя, в данной ситуации претензии на необъективность контроля предъявлять не к кому. Обвинения обучающихся в необъективности оценивания педагогов снимаются.

Этот вид опроса позволяет реализовать принцип 100-процентной обратной связи в группах с любой наполняемостью.

Тест «малая группа – обратная связь»

Цели:

  1. Относительно быстрый замер уровня усвоения информации обучающимися.
  2. Активизация обучающей функции при контроле знаний обучающихся по пройденному материалу через включение их самих в процесс обучения.
  1. Педагог формулирует вопрос.
  2. Обучающиеся отвечают письменно.
  3. Педагог формулирует второй вопрос, обучающиеся отвечают, и так предъявляют пять, десять и так далее вопросов.
  4. После того как обучающиеся записали свои ответы, поставили степень уверенности, они обсуждают в малых группах их правильность. Если ответы у них меняются, то они уже в колонке «группа» пишут новый ответ. В такой форме идет обсуждение всех вопросов.
  5. На следующем этапе занятия предъявляется эталон ответа. Эталон ответа можно записывать, если это поможет обучающимся лучше запомнить материал. Они сравнивают свои ответы в колонке «Я» с эталоном и ставят себе балл от нуля до единицы. Затем можно сравнить эталон ответа с ответом в колонке «группа» и выставить себе еще один балл от нуля до единицы.
  6. В конце подсчитываются отметки за самостоятельные ответы (колонка «Я») и отметки за работу в группе (колонка «группа»). Данный вид опроса позволяет активизировать обучающую работу по пройденному материалу. При обсуждении ответов в группе идет коррекция работы отдельных обучающихся.

Данная инсценировка требует дополнительного времени на обсуждение работы в группах, поэтому она может применяться только тогда, когда времени достаточно и когда необходимо лучше усвоить, понять и запомнить данную тему.

Парный опрос (форма контроля)

На занятии сначала разбирается материал, который ребята готовили дома. Отвечают самые сильные обучающиеся. Ответы их точные, правильные, времени на рассказ, решение или объяснение домашнего задания уходит мало. Группа знает, что после этого надо будет участвовать в парном опросе, поэтому в кабинете тишина – внимание сосредоточено на отвечающем. После того, как материал повторен, педагог записывает на доске задание для всей группы. Обучающиеся начинают отвечать своим товарищам. Педагог в любой момент может подключиться к работе любой пары. После ответа одного обучающегося отвечает его «напарник» - продолжает рассказ или отвечает на вопросы.

Опрос занимает 20-25 мин. Все это время группа напряженно работает. Пары можно составить так, что рядом со слабым обучающимся будет более сильный. Ребята задают дополнительные вопросы, поправляют ошибки, комментируют ответы товарища. Отметки ставят друг другу сами. Оценки объективные – в этом педагоги убеждались многократно.

Уровни сложности контрольных вопросов

  1. Воспроизведение: воспроизвести изученную наиболее употребительную информацию или выполнить действия:
  1. сформулируйте (назовите) понятие…
  2. напишите зависимость…
  3. назовите условия (особенности, признаки, свойства)…
  4. перечислите виды, составьте таблицу…
  5. нарисуйте…, объясните рисунок…, объясните с помощью рисунка…
  6. объясните, когда является (что называется, каким должно быть, что означает фраза)…
  7. обоснуйте следующие выводы вашими ответами…
  1. Понимание: выбрать целесообразную последовательность действий и правильно их осуществить:
  1. приведите примеры подтверждающие (опровергающие)…
  2. приведите пример… и докажите его верность; объясните на каком-либо примере…
  3. нарисуйте схему… и с ее помощью объясните…
  4. напишите формулу… и объясните причины такой зависимости
  5. объясните, может ли быть… (как влияет, причину сходства и различия)
  1. Умение применить знания: выполнить продуктивную деятельность, имеющую характер субъективной новизны (т.е. не встречавшуюся на занятиях):
  1. сравните установочное сходство (различие) и объясните причины сходства (различия)
  2. докажите условия существования (утверждение, предположение)…
  3. объясните, достаточно ли… (как влияет…, когда не может быть…, когда справедливо или ложно…, физическую природу…, что и почему влияет…)
  4. расскажите о процессе… (процедуре испытаний…, как преобразовать…, что изменить…)
  5. сделайте вывод из ваших ответов на пункты №…

Конструктор тестовых заданий

для тестового контроля знаний

  1. Заполни пропуски (или впиши недостающие элементы):

Бумагу изготавливают из ____________, а картон - ______________________.

  1. Закончи предложение:

Коллаж - это _______________________ .

  1. Подчеркни нужное:

Проволоку используют для (аппликационных работ, шитья, строительных работ, конструирования, чеканных работ, филигранных работ)

  1. Выполни эскиз (панно, изделия …)

  1. Соедини линией:

а) этот шов называют                        тамбурный

                                                строчка

                                                козлик

                                                крест

б) треугольник

овал

квадрат

круг

в) поставь номер предмета перед его названием

        молоток

        шило

        гвоздь

                                                1                        2                        3

  1. Напиши номера фигур (рисунков, знаков, предметов) которые ….

а) являются четырехугольниками

б) запрещают

в) похожи на ….

г) служат для …

  1. Покажи, как на чертеже обозначают

радиус                                диаметр

8. Отметь правильный ответ «х»

(Ответь на поставленные вопросы путем выбора правильного ответа из числа предложенных)

Почему совы летают тихо?

  1. они медленно машут крыльями
  2. у них пушистые перья их никогда не видно, потому и не слышно.
  1. Верно ли выполняли операцию, если делали ее так:

1.

2.

3.

  1. Напиши …

а) способ соединения изображенных изделий

б) технологию изготовления …

  1. Нарисуй…

а) способы пришивания пуговиц с 4-мя отверстиями

б) способы обработки горловины изделия

в) условные знаки полезных ископаемых

  1. По предложенному чертежу (описанию…) назови предмет (изделие)

  1. Выбери более полный и точный ответ. Что такое интернет?

а)

б) Это глобальная компьютерная сеть.

в)

г)

  1. Отметь, верно или неверно утверждение

а) массы 1 кг железа и 1 кг ваты равны ______.

б)

в)

  1. Заполни таблицу
  2. Разгадай кроссворд:

17. «Один из четырех» - нужно выбрать один правильный ответ, например:

Животное-синантроп это:

а) любое дикое животное, размножаемое в неволе;

б) дикое животное, не боящееся человека;

в) дикое животное, обитающее вблизи человека; +

г) дикое животное, добываемое ради экономической выгоды.

18. Задания типа: «Два из пяти и более»:

Между какими парами существует пищевая конкуренция:

а) черный стриж и зимородок

б) императорский пингвин и черный пингвин

в) степной орел и дрофа

г) поползень и пищуха +

д) пеночка весничка и желтоголовый королек +

19. Задания типа « Вставь пропущенное слово»:

а) Возвращение плодородия нарушенным почвам…

б) Процесс ухудшения плодородия почв …

в) Насыщение воды кислородом или воздухом…

20. Задания типа: «Найди соответствие»:

Расставь номера, под которыми значатся виды, обитающие в …

а) пресных водах                        1. стенолаз

б) морях                                2. горчак

в) горах                                        3. желтоголовый королек

г) хвойных лесах                        4. саргай

                                                5. красноперка

                                                6. скумбрия

                                                7. трехпалый дятел

                                                8. клушица

21. Задания типа «Подбери пару»:

а) вид, находящийся под угрозой полного вымирания -1

б) вид, морфологические особенности не соответствуют современным условиям жизни - 4

в) вид, обитающий только в данном регионе - 2

г) вид, морфологические особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот -3

Термины: 1) вымирающий, 2) эндемичный, 3) эксплуатируемый, 4) исчезающий.

Таким образом, проверка и оценка ЗУН при помощи тестов занимают у педагога не так уж много времени, к тому же к их проверке могут привлекаться наиболее подготовленные обучающиеся, так как критерии оценки оговариваются в самом задании.

Еще меньше времени занимает проверка тестовых заданий. Тестовые задания можно использовать на разных этапах учебного процесса. Полезны они в виде мини контрольных работ, проводимых в конце занятия. Обучающиеся, зная, что после обсуждения вопросов будет проведен письменный опрос, более активно включаются в работу на занятиях, внимательно слушают ответы, поправки и дополнения, склонны уточнять материал, обращаться за разъяснениями.

Тесты по одной теме могут объединяться в единый пакет, и в этом случае они становятся средством для самопроверки своих знаний обучающимися. Сверяя свои ответы с правильными, обучающиеся видят, какой материал усвоен достаточно, а какой требует дополнительного изучения.

Тесты приучают обучающихся к точности и конкретности усвоения учебного материала, к его осмыслению, стимулируют познавательную активность.


Виды карточек для контроля деятельности обучающихся

и методика работы с ними

Карточки

карточки-вопросники                        карточки-форточки                перфокарты

Виды

фабричные                                        самодельные

Карточки-вопросники

Содержат 3-4 вопроса по изученным темам. Являются одной из распространенных форм индивидуального контроля знаний во время учебных занятии.

Требования к карточкам:

  1. Красочность
  2. Из 3 – 4-х вопросов карточки лишь 2 может быть по теме прошлого занятия, остальные по любой, изученной ранее.
  3. Вопросы не должны предусматривать распространенного и полного ответа, т.е. вопросы должны предусматривать краткие ответы.
  4. При оценивании ответов не снижается оценка за орфографические ошибки, учитывается только знание предмета.

Карточки-форточки

Содержат вопросы и задания, ответы на которые нужно записать (нарисовать, начертить и т.д.) в вырезанном рядом с вопросом отверстии. Карточки-форточки наиболее легкий способ проверки знаний, носит дифференцированный характер.

Расставь номера, под которыми значатся виды, обитающие в …


а) пресных водах            


б) морях                          


в) горах                            


г) хвойных лесах                    


1. стенолаз

2. горчак

3. желтоголовый коро-лек

4. саргай

5. красноперка

6. скумбрия

7. трехпалый дятел

                  8. клушица

Перфокарты

Это один из методов программированного обучения. Перфокарты не содержат вопросов (только номера вопросов и номера ответов). Обучающиеся ставят значок на пересечении нужных номеров. Работу с перфокартами можно проводить как индивидуально (на предметном занятии с опытом) или фронтально. Преимущество данного вида карточек состоит в том, что педагог затрачивает на проверку знаний мало времени, может охватить всю группу обучающихся, легко проверить (есть ключ ответов).

Методика работы с перфокартами:

Педагог зачитывает задание (если работает со всей группой) или обучающийся читает задание сам, а остальные обучающиеся отмечают точкой верный ответ.

Например:

Перфокарта (раздается педагогом или оформляется самими обучающимся)

Перелетные птицы


             да                     нет


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вопросы (читает педагог):

  1. Сорока, 2. Соловей, 3. Сова, 4. Снегирь, 5. Грач, 6. Ворона, 7. Дятел, 8. Стриж

Ключ (для проверки):

                да                нет

  1.                                х

2.         х

3.                                  х

4.                                  х

5.        х

6.                                  х

7.                                  х

8.       х

 


Критерии и уровни оценки сформированности ЗУН обучающихся

Под степенью обученности понимаем совокупность определенных знаний, умений и навыков, усвоенных обучающимися. Показатели уровня обученности положены в основу контроля эффективности образовательного процесса (и, соответственно, образовательной деятельности педагога).

Результат освоения программного материала диагностируется по степени самостоятельности выполнения заданий:

I уровень (репродуктивная самостоятельность) – обучающийся может полностью выполнить задание с помощью педагога при подробном объяснении (удовлетворительно).

II уровень (продуктивный) – обучающийся может выполнить задание самостоятельно при частичной помощи педагога советом, наводящими вопросами (хорошо).

III уровень (творческий) – обучающийся выполняет задание самостоятельно в новых условиях, под наблюдением педагога (отлично)

Показатели уровня обученности:

1-й показатель – «различие» (распознавание), или уровень знакомства. Самая низкая степень овладения знаниями – возможность только узнавать.

2-й показатель – «запоминание». Обучающийся может пересказать содержание определенного теоретического материала, воспроизвести формулировку закона, определения, но «сплошное воспроизведение текста не может служить доказательством его понимания». Педагогу важно помнить, что «опора по преимуществу на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усвоения знаний - одна из причин формализации в обучении.

3-й показатель – «понимание» - это способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо. Для того чтобы понимать, надо владеть некоторой совокупностью понятий и навыками мыслительной деятельности.

4-й показатель – простейшие умения и навыки. Психологи определяют умения как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности: выполняет элементарные технологические операции, обнаруживает причинно-следственные связи и т.п. Простейшие умения в процессе их применения переходят в простейшие навыки. Элементарные умения и навыки – показатель довольно высокой степени обученности, позволяющей обучающемуся реализовать свой «багаж знаний».

5-й показатель – перенос, который можно понимать как положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми (по В.А. Крутецкому). Обучающийся, показывающий эту степень обученности, умеет творчески применять полученные теоретические знания на практике в новой, нестандартной ситуации, «переносить» в нее ранее изученное. Перенос характеризуется способностью к обобщению.

Критерии:

Репродуктивный уровень: Знание фактов, терминологии, способов представления понятий и явлений, последовательностей классификации, критериев, теорий

Продуктивный уровень: Умеет интерпретировать смысл текста, использовать данные для определения следствий, применять информацию в новой ситуации

Творческий уровень: Умеет делить информацию на части, устанавливать взаимосвязи, реорганизовывать информацию из разных источников и создавать новый образец; понимать суть предмета, явления.


Список литературы

  1. Беляева, Б.В. Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования [Текст]/ Б.В. Беляева. - М.: АРКТИ, 2004. – 160 с.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст]/ В.П. Беспалько. - М.: «Педагогика», 2000. - С. 66.
  3. Воронов, В.В. Педагогика школы в двух словах [Текст]/ В.В. Воронов. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
  4. Кузнецова, Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]/ Н.А. Кузнецова. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 96 с.
  5. Кульневич, С.В. Дополнительное образование детей. Методическая служба [Текст]/ С.В. Кульневич. – Волгоград: Учитель, 2005. – 324 с.
  6. Лизинский, В.М. О методической работе в школе [Текст]/ В.М. Лизинский. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
  7. Майорова, А.Н. Тесты и их виды. Тесты достижений [Текст]/ А.Н. Майорова// Школьные технологии. – 1998. - № 4. - С.176-189.
  8. Моргунов, Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах [Текст]/ Е.Б. Моргунов. – М., 2004.
  9. Семенова, А.В. Управление познавательными поступками учеников в пространстве дидактических событий (из опыта работы) [Текст]/ А.В. Семенова// Школьные технологии. – 1996. - № 6. - С. 64 – 83.
  10. Эверт, Н.А. Критерии оценки деятельности учителя [Текст]/ Н.А. Эверт. – Красноярск, 2001.

6

2

8

3

4

9

1

5

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение контроля учебных достижений обучающихся

В настоящее время, когда происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения, целесообразно обратиться к рассмотрению  процесса орга...

"Использование электронных учебных пособий, тренажеров, тестов для контроля учебной деятельности на уроках английского языка" / из опыта работы

Перед Вами первый выпуск Интерактивного журнала с методическими находками учителя "The First Step to Succes". Тема выпуска №1 "Использование электронных учебных пособий,тренажёров, тестов для контроля...

Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности учебной деятельности обучающихся

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и о...

Методический семинар "Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся"

Методический семинар "Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся"...

Методический семинар "Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся"

quot;Использование технологии квест как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности обучающихся"...

Методические материалы для педагогов дополнительного образования "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии"

Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...