Методические материалы для педагогов дополнительного образования "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии"
методическая разработка
Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Данные методические материалы имеют практическую направленность и адресованы педагогам дополнительного образования.
Формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rekom.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы учебной деятельности обучающихся на занятии.
Пихиенко О.Ю -Методист МБУ ДО «ЦДОД « ЮНИТЭР»
Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.
Данные методические материалы имеют практическую направленность и адресованы педагогам дополнительного образования.
Формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.
Выделяют следующие формы учебной деятельности обучающегося:
- Парную. Это работа обучающегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным.
Групповую, когда педагог одновременно обучает целую группу обучающихся. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение обучающимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют фронтальной работой. Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: фронтальные занятия, занятия в малых группах.
- Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности обучающихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа обучающихся в парах сменного состава.
Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:
- Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
- Разделение труда, функций и обязанностей.
- Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
- Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.
- Общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности.
- Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.
.
Типы учебных занятий.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
Поэтому можно выделить следующие типы учебных занятий:
- изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.)
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков (повторение, обобщение, упражнение, решение задач, контрольная работа)
- самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы и т.д.)
Типология учебных занятий
по образовательным целям и логика их построения.
Вводное учебное занятие
На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того учебного материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача педагога – так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у школьников возник интерес, чтобы появился осознанный подход к данному материалу.
На таких учебных занятиях даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.
Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, живописи, других видов искусства.
Логика вводного учебного занятия: мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия.
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация – актуализация опыта обучающихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия
Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация комплекса и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция - рефлексия.
Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – рефлексия.
Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка – коррекция – рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»
Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования методическую помощь в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»...