Методические материалы для педагогов дополнительного образования "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии"
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Данные методические материалы имеют практическую направленность и адресованы педагогам дополнительного образования.

 

 

Формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekom.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Формы учебной деятельности обучающихся   на занятии.

Пихиенко О.Ю -Методист МБУ ДО  «ЦДОД « ЮНИТЭР»

Деятельность педагога дополнительного образования сложна и многогранна. Ни для кого не секрет, что от уровня профессионализма педагогов, их творческого потенциала зависит качество образования обучающихся, конкурентоспособность учреждения на современном рынке образовательных услуг.

Данные методические материалы имеют практическую направленность и адресованы педагогам дополнительного образования.

Формы учебной деятельности обучающихся - это способы организации деятельности обучающихся, отличающиеся характеристиками взаимосвязи ребенка с окружающими людьми.

Выделяют следующие формы учебной деятельности обучающегося:

  1. Парную. Это работа обучающегося с педагогом (или сверстником) один на один. Такое обучение принято называть индивидуальным.

Групповую, когда педагог одновременно обучает целую группу обучающихся. Для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение обучающимися учебных заданий с последующим контролем результатов. Такую форму еще называют фронтальной работой. Групповая форма организации учебной работы представлена только двумя разновидностями: фронтальные занятия, занятия в малых группах.

  1. Коллективную. Это самая сложная форма организации деятельности обучающихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы - работа обучающихся в парах сменного состава.

Выделяют следующие общие признаки коллективной работы:

  • Наличие у всех ее участников общей, совместной цели.
  • Разделение труда, функций и обязанностей.
  • Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь.
  • Наличие действующих органов, организации, привлечение участников работы к контролю, учету и управлению.
  • Общественно        полезный        характер        деятельности        всех        и        каждого        участника        в отдельности.
  • Объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым его членом в отдельности или частью коллектива.

.

Типы учебных занятий.

Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:

  • изучение нового материала;
  • применение знаний на практике, формирование практических умений;
  • контроль знаний.

Поэтому можно выделить следующие типы учебных занятий:

  • изучение, усвоение нового материала (лекция, объяснение, демонстрация и др.)
  • закрепление        и        совершенствование        знаний,        умений        и        навыков        (повторение, обобщение, упражнение, решение задач, контрольная работа)
  • самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельные работы, семинары, дискуссии, конференции, аукционы и т.д.)

Типология учебных занятий

по образовательным целям и логика их построения.

Вводное учебное занятие

На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того учебного материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача педагога – так преподнести материал учебного занятия, так мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у школьников возник интерес, чтобы появился осознанный подход к данному материалу.

На таких учебных занятиях даются исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы.

Целесообразно на вводных занятиях и использование музыки, живописи, других видов искусства.

Логика вводного учебного занятия: мотивация – образное представление об изучаемой теме – осмысление практической и социальной значимости – рефлексия.

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала: мотивация – актуализация опыта обучающихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания – организация первичного закрепления – анализ – рефлексия

Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль – коррекция – рефлексия.

Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности: мотивация – актуализация комплекса и способов деятельности – самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях – самоконтроль и контроль – коррекция - рефлексия.

Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности: мотивация – анализ содержания учебного материала – выделение главного в учебном материале – обобщение и систематизация – рефлексия.

Учебное занятие по проверке, оценке и коррекции знаний и способов деятельности: мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль – контроль – анализ – оценка – коррекция – рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»

Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования  методическую помощь  в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Карта анализа и самоанализа занятия и мероприятия"...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Формы учебной деятельности обучающихся на занятии."...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Проектная деятельность обучающихся с применением современного педагогического инструментария»...