Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности учебной деятельности обучающихся
консультация на тему

Горская Наталья Генадьевна

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и оценка достижений обучающихся является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekushchiy_i_promezhutochnyy.doc59.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt217 КБ

Предварительный просмотр:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности

учебной деятельности обучающихся

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и оценка достижений обучающихся является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Контроль имеет несколько функций:

     Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки обучающегося. В ходе контроля проверяется соответствие освоения  обучающимися учебной дисциплины, а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (например, отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо).

     Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны преподавателя осуществляется констатация качества усвоения обучащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости; появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.

Со стороны обучающегося устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать.

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки обучающихся.
Правильно организованный контроль и оценка формируют правильные целевые установки у обучающихся , ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

 Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию обучающегося. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, , усугубить низкую самооценку.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная её особенность - возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого.

Функция управления очень важна для развития самоконтроля обучающегося, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Преподавателю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...", "что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися.

Стремительность технологических изменений в современном мире убеждает в необходимости развивать новые технологии обучения, цель которых не столько в передаче знаний, сколько в подготовке обучающегося к возможности самостоятельного оперативного овладения знаниями, профессией.

В качестве текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся мне видится перспективной модульно-рейтинговая  система (МРС) контроля знаний.  Модульно-рейтинговая система оценки качества учебной работы вводится с целью активизации самостоятельной работы  обучающихся и стимулирования ее ритмичности. Использование МРС при организации учебного процесса подтвердило ее положительное влияние на регулярность работы обучающихся при освоении учебных курсов и на повышение объективности оценки знаний студентов преподавателями [1].

Обязательным условием внедрения модульно-рейтинговой системы является обеспечение обучающихся необходимой учебно-методической литературой. И в этом незаменимую роль играют учебно-методические комплексы (УМК) как изданные, так и на электронных носителях [2].

Организация и необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов в рамках конкретного общего или специального курса учебного плана является главной задачей учебно-методических комплексов. Они уже занимают все более важное место в учебном процессе, обеспечивая необходимую подготовку для успешного прохождения текущего, промежуточного и итогового контроля учебной деятельности.

При работе по модульно-рейтинговой системе учебная дисциплина, а также УМК по нему разделяется на крупные блоки (модули), каждый из которых содержит завершенные разделы изучаемого курса. Изучение курса идет поэтапно, в соответствии со структурой УМК по модулям.

В УМК каждый модуль включает в себя лекционный материал, темы и вопросы по практическим или семинарским занятиям с указанием источников и литературы; документы и материалы, которые необходимо изучить обучающимся самостоятельно при подготовке к практическим занятиям; системы тестов по каждому модулю; вопросы для самоконтроля и контроля знаний, проблемные задания. В приложении УМК могут быть приведены образцы билетов для промежуточных экзаменов (зачетов), а также

образец листа успеваемости и контроля за самостоятельной работой студентов по модульно-рейтинговой системе .

В соответствии с учебным планом по темам модуля читаются лекции, проводятся практические занятия. Некоторые проблемы курса (в частности, в лекциях) не рассматриваются. Студенты должны самостоятельно изучить большой лекционный материал, предложенный в УМК, и дополнительную литературу, рекомендованную при подготовке к практическим занятиям. Каждый студент должен выполнить определенные виды самостоятельной работы и отчитаться за них. Так, например, на основе полученных знаний необходимо написать эссе на одну из предложенных проблемных тем объемом не более 2–3 стр., аннотацию с элементами рецензирования па монографию или статью (по выбору студента из числа предложенных в списках литературы к практическим занятиям) с выражением своей «оценки», своего мнения, своей точки зрения объемом не более 4 стр.

Поскольку серьезной проблемой обучающихся является грамотное выражение своих мыслей по обсуждаемой проблеме в качестве текущего контроля учебной деятельности может быть использована оценка выступления каждого обучающегося по теме написанного им эссе перед аудиторией своих согруппников, которые, в свою очередь, также не должны оставаться пассивными слушателями, а задавать вопросы докладчику. При этом степень активности членов аудитории и грамотность задаваемых ими вопросов также должны быть учтены в виде  оценки в рамках текущего контроля

Обучающимся в рамках текущего контроля также можно предложить решить задачи, предложенные преподавателем, составить тестовые задания четырех форм (открытой, с выбором одного или нескольких правильных ответов, на установление соответствия, на установление правильной последовательности). В качестве формы самостоятельной работы может использоваться также изготовление обучающимися  наглядных пособий, макетов, компьютерных моделей изучаемых  процессов. Кроме того, к каждому практическому занятию обучающиеся должны самостоятельно изучить помещенные в УМК документы и материалы, относящиеся к изучаемым темам, и уметь дать на занятиях (письменно или устно) краткий анализ отдельных источников.

За выполнение любого вида работы студент получает от «1» до «10» баллов в зависимости от качества ее выполнения. По итогам работы обучающихся и выполнения ими предложенных форм самостоятельной работы подводится итог, т.е. суммируются баллы, набранные каждым обучающимся. Из всех этих баллов складывался рейтинг обучающегося по каждому занятию, по определенным темам.

По каждому модулю может проводиться промежуточное контролирующее тестирование, а после него во внеаудиторное время, предназначенное для контроля самостоятельной работы – дифференцированный промежуточный зачет письменно, или устно, поскольку система тестирования не предполагает нечетко-логические ответы на вопросы  теста [3].

Условием допуска студента к промежуточному зачету является минимальная сумма баллов, набранная студентом при выполнении всех видов самостоятельной и аудиторной работы в течение модуля (минимум 3 балла за каждый вид самостоятельной работы). Студенты, получившие в итоге за модуль оценку от «7» до «10» баллов, освобождаются в семестровом экзамене (зачете) от сдачи этих тем модуля. Если по изучаемой дисциплине предусматривается четыре модуля, то максимальное число баллов, которое может набрать студент за все промежуточные зачеты, составляет 40.

Изменение правил модульной системы в ходе учебного процесса не может допускаться.

Студенты, не набравшие необходимое количество баллов, должны сдавать итоговые семестровые экзамены. Студенты, заработавшие на практических занятиях или за различные виды самостоятельной работы 1–2 балла, а также пропустившие тестирование и модульные экзамены, обязаны сдавать их в течение двух недель во время определенных расписанием индивидуальных консультаций. Только при таком условии они допускаются к сдаче итогового семестрового экзамена (зачета). К студентам, не выполняющим вовремя определенные преподавателем формы работы, могут применяться штрафные санкции (понижающие баллы). Если студент не выполнил все необходимые формы работы и не допущен к сдаче семестрового экзамена, не ликвидировал свою задолженность по формам управляемой самостоятельной работы, то он может быть отчислен.

Модульная система контроля успешности учебной деятельности  обязывает обучающихся к регулярной учебной работе (в том числе и прежде всего самостоятельной), повышает заинтересованность в ее результатах. Студенты на первом же занятии по дисциплине знакомятся с условиями модульно-рейтинговой системы, которые не могут меняться в течение всего семестра.

Рейтинговая система дает возможность объективно и развернуто оценить знания студента по изучаемой дисциплине в виде его рейтинга. Рейтинг студентов может быть разных уровней: рейтинг на занятии; рейтинг по каждому модулю; рейтинг по отдельной дисциплине; рейтинг студента по кафедральным дисциплинам, если преподаватели кафедры работают по модульно-рейтинговой системе; общий рейтинг студента. Рейтинг может быть использован при любой аттестации студентов (при начислении стипендии, при распределении на бакалаврскую и магистерскую ступени образования и др.).

Таким образом, переход к модульно-рейтинговой системе организации текущего, промежуточного и итогового контроля позволяет существенно повысить роль и значение управляемой самостоятельной работы студента в учебном процессе.

Система текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся, таким образом,  основывается на взаимодействии преподавателя и студентов по системному овладению знаниями, умениями и навыками. Ее организация и проведение должны представлять собой продуманный алгоритм, который может постоянно совершенствоваться. Только в таком случае система контроля будет эффективна, успешна, приучит студентов к самостоятельному овладению знаниями, умениями и навыками, к творческому труду.

Анализ рейтинговой системы показывает, что данный метод, при условии динамического контроля и гласности, позволяет улучшить структуру успеваемости в целом за счет создания легко контролируемых опор для самоконтроля и самодисциплины у обучающихся.

Студент видит свои реальные успехи (или неудачи) в сопоставлении с коллегами, это оказывает определенное мобилизующее влияние на дальнейшую учебу. Играет определенную роль и демократичность - гласность и открытость системы. Преподаватели, имея объективную информацию об успевающих и отстающих обучающихся, может своевременно вносить определенные коррективы в учебный процесс с целью его оптимизации.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую и объективную оценку успехов каждого обучающегося. Рейтинговая система пробуждает в обучающихся дух состязательности, уровень знаний повышается, так как создаются дополнительные стимулы в процессе обучения.

К преимуществам рейтинга можно отнести:

  • возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу обучающихся в течение всего периода обучения;
  • повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам  становится "выгодно" посещать занятия;
  • предсказуемость итоговой оценки, обучающиеся сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для них;
  • стимулирование творческого отношения к работе, как студентов, так и преподавателей;
  • снижение субъективизма итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений преподавателя и студента;
  • придание обучению элемента соревнования, что стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу обучающихся;
  • снижение возможности получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа студента в течение длительного промежутка;
  • возрастание роли текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу ;
  • устранение негативных сторон уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются "первый" по успеваемости, "десятый", "двадцатый". "При этом у обучающегося возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из "троечника" стать "хорошистом", могут не без основания показаться ему неоправданно значительными;
  • способность обучающегося  выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Cписок литературы

  1. Сергеенкова В.В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. -Мн.: РИВШ, 2004. – 132 с.
  2. Лобанов А.П. Управляемая самостоятельная работа студентов в контексте инновационных технологий / А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова. – Мн.:РИВШ,2005. – 107с.
  3. Аванесов В. С. Научные проблемы тестового контроля знаний / В. С. Аванесов. – М. : Изд-во ИЦПКПС, 1994. – 136 с.
  4. Гликман И. З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. – М.: Логос,2002. – 24 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

Актуальность темы : проверка и оценка достижений обучающихся является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности преподавателя. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Слайд 3

Цель контроля успешности учебной деятельности Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью - проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у обучающихся умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Слайд 4

Модульно-рейтинговая система контроля Учебная дисциплине разделяется на блоки (модули) ; Каждый студент должен выполнить определенные виды самостоятельной работы по каждому модулю и отчитаться за них ; Условием допуска студента к промежуточному зачету является минимальная сумма баллов, набранная студентом при выполнении всех видов самостоятельной и аудиторной работы в течение модуля ;

Слайд 5

Модульно-рейтинговая система контроля Студенты, не набравшие необходимое количество баллов, должны сдавать итоговые семестровые экзамены. Студенты, заработавшие на практических занятиях или за различные виды самостоятельной работы 1–2 балла, а также пропустившие тестирование и модульные экзамены, обязаны сдавать их в течение двух недель во время определенных расписанием индивидуальных консультаций. Только при таком условии они допускаются к сдаче итогового семестрового экзамена (зачета). К студентам, не выполняющим вовремя определенные преподавателем формы работы, могут применяться штрафные санкции (понижающие баллы). Если студент не выполнил все необходимые формы работы и не допущен к сдаче семестрового экзамена, не ликвидировал свою задолженность по формам управляемой самостоятельной работы, то он может быть отчислен. Изменение правил модульной системы в ходе учебного процесса не может допускаться.

Слайд 6

Примерная схема организации модульно-рейтинговой системы контроля

Слайд 7

Преимущества модульно-рейтинговой системы контроля возможность организовать и поддерживать ритмичную систематическую работу обучающихся в течение всего периода обучения; повышение посещаемости и уровня дисциплины на занятиях; студентам становится "выгодно" посещать занятия; предсказуемость итоговой оценки, обучающиеся сознательно подходят к ее достижению, и, как следствие, система становится привлекательной для них; стимулирование творческого отношения к работе, как студентов, так и преподавателей; снижение субъективизма итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношений преподавателя и студента; придание обучению элемента соревнования, что стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу обучающихся; снижение возможности получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа студента в течение длительного промежутка; возрастание роли текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу ; устранение негативных сторон уравнительной системы обучения.; способность обучающегося выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект измерительных материалов текущего, промежуточного и итогового контроля по дисциплине: Информатика и ИКТ

Комплект измерительных материалов текущего, промежуточного и итогового контроля по дисциплине:Информатика и ИКТпо специальности СПО190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспо...

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний

Работа направлена на закрепление материала по истории Средних веков. Обучающимся необходимо читая текст, заполнять пропуски....

Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний

Работа по истории Древней Руси включает в себя вопросы разного уровня: написания терминов и определений, анализ исторического источника и задания на соответствие....

Тесты и викторины для промежуточного и итогового контроля по литературе для 5-9 классов

Тесты и викторины для промежуточного и итогового контроля по литературе для 5-9 классов...

Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР:

Методическая разработка "Специальные условия проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с ЗПР"...

тестирование учеников для промежуточного и итогового контроля

в наборе инструментария учителя-предметникадолжны быть обязательно средства входного,промежуточного и итогового контроля освоенияучебного материала учениками. я пользуюсь личнымнабором заготовленных т...