Справка о результатах диагностики УУД у обучающихся 2 класса
статья по теме
Предлагаю образец обработки результатов диагностики универсальных учебных действий обучающихся 2 класса в рамках реализации новых ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_2_kl_noyabr.docx | 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Кобра Нагорского района Кировской области
Справка
«Результаты повторной диагностики сформированности
универсальных учебных действий обучающихся 2 класса»
Цель – изучить уровень сформированности личностных и коммуникативных УУД второклассников, проанализировать изменения в сравнении с первоначальным уровнем сформированности УУД для определения дальнейшей деятельности учителей школы, реализующих ФГОС НОО.
Сроки – ноябрь 2012 года.
Участники – обучающиеся 2 класса.
Методы изучения УУД – выборочное использование психодиагностических методик изучения коммуникативных и личностных универсальных учебных действий второклассников.
Диагностика коммуникативного контроля (по М. Шнайдеру)
Цель методики: изучение уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, школьники с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят прогнозируемых ситуаций. Школьники с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но на уроке работоспособность гораздо ниже, так как часто отвлекаются.
Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник.
- Мне кажется трудным работать на уроке так же, как и все.
- Я часто балуюсь, чтобы привлечь внимание окружающих.
- Я с удовольствием участвую во всех внеклассных мероприятиях, где нужно выступать, играть какую – либо роль.
- Я не расстраиваюсь, если поругаюсь с одноклассниками.
- В компании одноклассников я редко оказываюсь в центе внимания.
- В различных ситуациях в общении с одноклассниками я часто веду себя по-разному.
- Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
- Чтобы преуспеть в дружбе, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
- Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
- Я не всегда такой, каким кажусь.
Диагностику провела: Рычкова Ольга Валерьевна, заместитель директора по учебной работе.
Общее количество учащихся: 12, из них мальчиков - 4, девочек - 8.
Кол-во детей в классе | Кол-во продиаг-ностирован-ных детей 12 | ответы | |||||||||
1 в/н | 2 в/н | 3 в/н | 4 в/н | 5 в/н | 6 в/н | 7 в/н | 8 в/н | 9 в/н | 10 в/н | ||
12 | Мальчики - 4 | 3/1 | 1/3 | 4/- | 3/1 | 2/2 | 3/1 | 4/- | 4/- | 4/- | 3/1 |
Девочки - 8 | 5/3 | 1/7 | 8/- | 4/4 | 3/5 | 8/- | 7/1 | 5/3 | 5/3 | 4/4 |
Выводы
Мальчики. По результатам исследования коммуникативных УУД мальчики показали средний уровень коммуникативного контроля (хотя по ряду пунктов уровень коммуникативного контроля можно считать высоким). В общении непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержаны в эмоциональных проявлениях. Соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. По результатам входной диагностики в 1 классе уровень коммуникативного контроля также был средним, но средний балл изменился в сторону увеличения (с 6,2 до 6,5), то есть несколько приблизился к показателю высокого уровня коммуникативного контроля.
Рекомендации. Учителям продолжить в урочной и внеурочной деятельности создавать ситуации, развивающие умение самовыражаться, высказывать собственное мнение. Предлагать задания, связанные с элементами театрализации, выполняемые экспромтом.
Девочки. По результатам исследования коммуникативных УУД девочки показали средний уровень коммуникативного контроля со средним баллом меньше, чем у мальчиков. Так же, как и у мальчики, девочки в некоторых пунктах показали высокий уровень коммуникативного контроля. По данным диагностики видно, что девочки в сравнении с мальчиками боле импульсивны в общении, открыты, раскованы, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.
Рекомендации. Учителям продолжать работать над формированием ценностных установок детей, моральных норм. Развивать умение вести диалог, беседу, дискуссию (умение выслушивать, соблюдать правила). Средствами урока и внеурочной деятельности формировать толерантное сознание детей.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха.
Цель методики: выявление адекватности понимания учащимися причин успеха/неуспеха в деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
Форма оценивания: индивидуальная беседа.
«Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора и у тебя не получается?»
При утвердительном ответе- «А как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»
При отрицательном ответе – можно сделать вывод о низкой рефлексии или некритичной оценке.
При ответе – «У меня всегда получается» прекращаем опрос.
Критерии оценивания:
Ответы:
Каузальная атрибуция «Усилия» - не старался, бросил, надо учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и пр.
«Объективная трудность задачи» - очень трудная, сложная, не для детей, для старших и т. д.
«Способности» - не умею, у меня всегда не получается.
«Везение» - просто не получилось, в другой раз получится, не знаю почему, случайно.
Уровни:
1 – ребенок ссылается на способности, везение.
2 – ссылается на объективную трудность и на недостаточность усилий.
3 – ссылается на недостаточность усилий.
Диагностику провела: Рычкова Ольга Валерьевна, заместитель директора по учебной работе.
Общее количество учащихся: 12, из них мальчиков - 4, девочек -8 .
Кол-во детей в классе | Кол-во продиаг-ностирован-ных детей | «Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или складываешь из конструктора, и у тебя не получается? | |||
«Усилия» | «Объективная трудность задачи» | «Способности» | «Везение» | ||
12 | Мальчики - 4 | 1 | 3 | - | - |
Девочки - 8 | 5 | 2 | - | 1 |
Мальчики. Наибольший процент мальчиков (75 %) при неуспешном выполнении заданий ссылаются на объективные трудности, значит, реально оценивают процесс и результат своей деятельности, видят свои ошибки, способны адекватно оценить причины неудач и спрогнозировать дальнейшую деятельность. Полученный результат повторил результат входной диагностики в 1 классе.
Рекомендации. По результатам выполненной работы предлагать мальчикам кроме обязательной отметки (в баллах) еще и детальный анализ (за что, какие действия, операции, усилия получил такую отметку).
Девочки. Большинство девочек (62,5 %) в случае неуспешного выполнения задания ссылаются на волевые усилия своей деятельности. Это говорит о произвольности деятельности, желании довести начатое дело до конца, способности выполнять задания сверх нормы. При входной диагностике в 1 классе такое же количество девочек делали ссылку на везение, случайность успеха (1 уровень).
Рекомендации. Учителям поддерживать у девочек готовность к выполнению заданий на основе произвольной деятельности, используя похвалу, включение детей в ситуацию успеха.
Универсальные учебные действия нравственно – этического оценивания
Норма справедливого распределения.
Цель методики: выявление ориентации ребенка на моральное содержание ситуации и усвоение нормы справедливого распределения.
Оцениваемые УУД: действия нравственно-этического оценивания – выделение морального содержания ситуации; ориентация на норму справедливого распределения как основания решения моральной дилеммы.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.
Инструкция: ребенку зачитывают рассказ, затем задают вопросы. Пол персонажа рассказа варьируется в зависимости от пола исследуемого ребенка. Для мальчиков – главный герой – мальчик, для девочек – девочка.
Текст задания:
Представь себе, что однажды ты и другой мальчик (девочка) Ваня (Аня) гуляли по площадке в детском саду. Вам захотелось поиграть. Вы подошли к воспитательнице и попросили ее принести вам игрушку. Когда она вернулась, то принесла с собой 3 игрушки, дала их тебе и сказала «Играйте».
- Как ты поступишь в этой ситуации?
- Почему ты так сделаешь?
Критерии оценивания:
- Способ решения моральной дилеммы – принятие нормы справедливого распределения как основания поведения (ответ на вопрос № 1).
- Осознание нормы, лежащей в основе ситуации (ответ на вопрос № 2). Возможно выделение и вербализация (осознание) нормы ребенком уже при ответе на вопрос №1.
- Уровень моральных суждений как показателя развития морального сознания (ответ на вопрос № 2).
Показатели уровня выполнения задания:
Уровни освоения нормы справедливого распределения:
Варианты ответов на 1 вопрос:
- Эгоцентризм, ориентация только на свои желания, игнорирование сверстника – взять все игрушки себе, указывает на свои желания.
- Ориентация на норму справедливого распределения, но ее выполнение предполагает приоритет собственных интересов: поделить в неравной пропорции: две игрушки себе, одну сверстнику.
3а. Ориентация на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию – поделить игрушки таким образом, что одну оставляет себе, две отдает сверстнику.
3б. Отдать все 3 игрушки сверстнику (альтруизм).
4.Осознанная ориентация на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. Ребенок предлагает поделить по одной игрушке, с третьей – играть по очереди или вместе.
Уровни осознания нормы:
Варианты ответа на второй вопрос: 1 – норму не называет; 2 – называние нормы через описание действий («всем надо давать игрушки»); 3 – называние нормы («надо делиться с другими»).
Уровень моральных суждений (по Л. Кольбергу):
1. стадия «власть и авторитет» - указание на власть («воспитательница накажет», «мама ругает», «сверстник отнимет»)
2. стадия инструментального обмена («в другой раз он мне даст – не даст игрушки»)
3. стадия межличностной комфортности («обидится, не будет дружить, я хороший, а с хорошими дружат»)
4. стадия «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)
Диагностику провела: Рычкова Ольга Валерьевна, заместитель директора по учебной работе.
Общее количество учащихся: 12, из них мальчиков -4 , девочек - 8.
Кол-во детей в классе | Кол-во продиаг-ностирован-ных детей | Ответы на первый вопрос «Как ты поступишь в этой ситуации?» | Ответы на второй вопрос «Почему ты так сделаешь?» | ||||||||||
Эгоцентризм | Ориентация на норму справедливого распреде-ления | альтруизм | Осознанная ориентация на норму справедливости | Норму не называет | Называет норму через описание действий | Называет норму | «власть и авторитет» | Инстру-менталь-ный обмен | Межлич-ностная конформ-ность | «закон и порядок» | |||
а | б | ||||||||||||
12 | Мальчики - 4 | - | - | 3 | - | 1 | - | - | 4 | - | - | 1 | 3 |
Девочки – 8 | - | - | 7 | - | 1 | - | - | 8 | - | - | 3 | 5 |
Выводы
При ответе на первый вопрос выявился наибольший процент детей, и мальчиков (75 %), и девочек (85,5 %), ориентированных на норму справедливого распределения и интересы партнера, готовность к альтруистическому действию. Нет ни одного ученика в классе, ориентированного на эгоцентризм (при входной диагностике в 1 классе их было 3). Учащиеся ориентированы на совместную деятельность, могут работать с учетом требований, которые предъявляет значимый взрослый. У детей выработаны нормы ответственности, справедливости и нормы.
При ответе на второй вопрос все дети (100 %) называют норму (при входной диагностике в 1 классе 15 % детей норму не называли и 61,5 % детей называли норму через описание действий). Наибольший процент детей (75 % мальчиков и 62,5 % девочек) обладают 4 уровнем моральных суждений (по сравнению с входной диагностикой в 1 классе – 38 % всех детей) – «закон и порядок» - формулирование нормы как правила, которому необходимо следовать всем. Данных детей характеризуют умение договариваться, толерантность. Учащиеся знают о существовании правил поведения, норм этикета, но в жизни не всегда им следуют.
Рекомендации. Продолжать работу по формированию ценностей и ценностных отношений, применять иллюстрации примерами поведения с соблюдением правил и норм, включать учащихся в социально – значимую деятельность.
Справку подготовила:
О. В. Рычкова, заместитель директора по учебной работе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка по результатам диагностики «Готовность детей к школе» (по речевым картам)
В справке сделан подробный анализ речевой готовности к школе детей выпускных групп....
справка по результатам диагностики. психологический климат 7 класс
Справка по результатам проведенной диагностики в 7 классе. Цель диагностики: Изучение психологического климата в классе.Методика: Карта субъективных оценок социально - психологического климата кл...
Справка по результатам диагностики 9 класса
Документ представляет собой маршрутный лист по решению проблем подготовки к ОГЭ,определенной категории учащихся...
Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению...
Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса «Отношение к предмету»
Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса «Отношение к предмету»...
Аналитическая справка по результатам диагностики 1 класса 2020 - 2021 учебный год.
Цель проведения диагностики: Получение информации уровня актуального развития учащихся определялась эффективность коррекционно-образовательной деятельности учащихся, что позволило мне визуализировать ...