Педсовет "Как разработать программу внеурочной деятельности"
материал на тему

Етоева Татьяна Тимофеевна

При введении ФГОС это материал поможет разработать программу внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.rar176.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Етоева Т.Т., заместитель директора по

                                               воспитательной работе МКОУ «Аёвская СОШ»

                Как разработать программу внеурочной деятельности.

      В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке). Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Общеобразовательные  учреждения  предоставляют  учащимся  возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. Важно  иметь  в  виду,  что  внеурочная  деятельность  –  это  отнюдь  не механическая  добавка  к  основному  общему  образованию,  призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

1) игровая деятельность;

2) познавательная деятельность;

3) проблемно-ценностное общение;

4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5) художественное творчество;

6) социальное  творчество  (социально  преобразующая  добровольная

деятельность);

7) трудовая (производственная) деятельность;

8) спортивно-оздоровительная деятельность;

9) туристско-краеведческая деятельность.

      В базисном учебном плане общеобразовательных  учреждений  Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой. Все направления необходимо рассматривать как ориентир при построении образовательных программ, а разработку и реализацию форм внеурочной деятельности основывать на видах деятельности.

    При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

    РЕЗУЛЬТАТ – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Н-р, ребёнок, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве, но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).

     ЭФФЕКТ – это последствие результата. Н-р, приобретённые знания, пережитые чувства, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря участию в каком – либо виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

   Образовательные  результаты  внеурочной  деятельности  школьников

распределяются по трем уровням.

Первый  уровень  результатов  –  приобретение  школьником  социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и  неодобряемых формах  поведения  в  обществе  и  т.п.),  первичное  понимание социальной  реальности  и повседневной  жизни.  Для  достижения  данного  уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,  мир,  знания, труд,  культура),  выработка  ценностного  отношения  к социальной  реальности  в  целом.  Для  достижения  данного  уровня  результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы,  то  есть  в  рамках  защищенной,  дружественной  просоциальной  (то  есть ориентированной на благо группы) среды.  Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий  уровень  результатов –  получение  школьником  опыта самостоятельного  общественного  действия.  Только  в  процессе  самостоятельного общественного  действия  юный  человек  действительно  становится (а  не  просто узнает  о  том,  как  им  стать)  социальным  деятелем,  гражданином,  свободным человеком.  Для  достижения  данного  уровня результатов  особое  значение  имеет взаимодействие  школьника  с  социальными  субъектами  за  пределами  школы,  в открытой общественной среде.

      При организации внеурочной деятельности школьников педагогам  необходимо понимать взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Только такое понимание поможет разработать:

- образовательные  программы  внеурочной  деятельности  с четким и внятным представлением результатов;

− подбирать  такие  формы  внеурочной  деятельности,  которые  гарантируют достижение результата определенного уровня;

− выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

− диагностировать  результативность  и  эффективность  внеурочной деятельности;

− оценивать  качество  программ  внеурочной  деятельности  (по  тому,  на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы  предполагаемым  результатам  и  т.д.).  Это  закладывает  основу   для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

       С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:

комплексные  образовательные  программы,  предполагающие

последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом  возможности различных  видов  внеурочной  деятельности  (например, образовательная  программа  патриотического  воспитания,  образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

• образовательные  программы,  ориентированные  на  достижение результатов определенного  уровня (образовательная  программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни  результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни  результатов).

• образовательные  программы  по  конкретным  видам  внеурочной деятельности;

• возрастные  образовательные  программы  (образовательная  программа внеурочной деятельности  младших  школьников; образовательная  программа внеурочной  деятельности подростков;  образовательная  программа  внеурочной деятельности старшеклассников);

• индивидуальные образовательные программы для учащихся.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны  образовательными  учреждениями  самостоятельно  или  на  основе переработки ими примерных программ.

2.  Разрабатываемые  программы  должны  быть  рассчитаны  на  школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные  на  младших  школьников  (1-4  классы),  младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

3.  При  определении  содержания  программ  школа  руководствуется  педагогической  целесообразностью  и  ориентируется  на  запросы  и  потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

− введение,  в  котором  есть  информация  о  назначении  программы,  ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

− перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

− описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

− характеристику  основных  результатов,  на  которые  ориентирована программа.

5.  В  программе  описывается  содержание  внеурочной  деятельности школьников,  суть  и  направленность  планируемых  школой  мероприятий.  Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти  мероприятия.  Если  программа предполагает  организацию  нескольких  видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

6.  В  программе  указывается  количество  часов  аудиторных  занятий  и внеаудиторных  активных  (подвижных)  занятий.  При  этом  количество  часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы.  В разновозрастных  группах,  состоящих  из  учащихся  разных  классов  и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности  обучающихся,  если отсутствует необходимая  материально-техническая  база  в  общеобразовательном  учреждении, необходимо  использовать  возможности  образовательных  учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта. Продолжительность  занятий  внеурочной  деятельности  и  их  количество  в неделю определяется  уставом общеобразовательного  учреждения  с  учетом требований базисного учебного плана.

Рабочая программа включает следующие структурные элементы:

− титульный лист;

− пояснительная записка;

− уровень результатов внеурочной деятельности учащихся;

− планирование внеурочной работы на основе методического конструктора;

− содержание рабочей программы;

− учебно-методические средства обучения.

Данная  структура  рабочей  программы  носит  примерный,  то  есть

рекомендательный характер.

     Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. После  утверждения  руководителем  образовательного  учреждения  рабочая программа  становится  нормативным  документом  данного  образовательного учреждения.  Общий  перечень  рабочих  программ  утверждается  приказом  по общеобразовательному учреждению. Рабочая программа обновляется ежегодно.

РЕШЕНИЕ:

1. Создать  банк  образовательных  программ  внеурочной  деятельности,  в  который

рационально  внести   примерные  программы  внеурочной  деятельности.

2. Разработать диагностику эффективности внеурочной деятельности школьников.

3. Провести обучающий семинар по данной теме.

ЛИТЕРАТУРА:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. (Стандарты второго поколения).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению кото...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...