Система работы с одарёнными детьми
статья по теме

Cедова Лариса Валентиновна

одаренные дети-золотой фонд школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_s_odarennymi_detmi.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с одарёнными детьми

            Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Система  деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей школе строится следующим образом:    

 1. Выявление одарённых и талантливых детей:     анализ особых успехов и достижений ученика.     Создание банка данных по талантливым и одарённым детям.     Диагностика потенциальных возможностей детей.     Психолого – педагогическое сопровождение  детей.

2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:     включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов.     Организация исследовательской деятельности.     Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.     Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования.     Деятельность  научного общества младших школьников.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников:  тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.

 4. Поощрение одарённых детей:     публикации в СМИ, Благодарственные письма директора школы, благодарности с занесением в личную карту ученика.     Ценные призы в рамках конкурса  «Ученик года».    

5. Работа с родителями одарённых детей:     совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя.     Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на торжественном приёме директора и в рамках праздника окончания учебного года и окончания школы – выпускной вечер).

6.     Работа с педагогическим коллективом:     обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация  исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания  на уроке и во внеурочное время» (в плане на следующий учебный год).     Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию.     Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет.

7.     Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости:     

            Цель, которую поставили перед собой педагоги МБОУ Краснопоймской СОШ  состоит в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых детей.

          Задачи:

•  Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых  детей.

•  Включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы.

•  Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального развития одарённых и способных  детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время.

•  Создание условий одарённым и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности.

•  Стимулирование творческой деятельности одарённых  и талантливых детей.

•  Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям одарённых детей.

•  Создание условий для привлечения учащихся к решению социальных и нравственных проблем школы, посёлка, интересных и значимых для молодежи и подростков.

•  Обмен опытом педагогов школы по работе с одарёнными и талантливыми детьми.

             Разрабатывая свою систему действий, мы исходим из следующего содержания понятия "одаренные дети". Итак, одарённые дети:

•  имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;

•  имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

•  испытывают радость от умственного труда.

   Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.

        Всех одаренных детей мы подразделяем на три категории:

•  Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).

•  Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

•  Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

         Отсюда мы делаем стратегически важный вывод - выявление одарённых детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

           Стратегия работы с одарёнными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

          Работа с одарёнными и способными детьми в школе строится на следующих принципах:

•  принципе дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка программы развития одарённого ребёнка);

•  принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

•  принципе обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

•  принципе возрастания роли внеурочной деятельности одарённых детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;

•  принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

•  принципе создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

          В целях создания системы выявления и отбора одарённых детей, необходимо нам, педагогам,  знакомиться с научными данными о психологических особенностях одарённых детей, приёмами целенаправленного педагогического наблюдения. С этой целью у нас на этот учебный год планировался психолого-педагогический семинар «Четыре тактики педагогики поддержки», но в силу объективных причин не проведено ни одно занятие. Тем не менее, в школе ведется подбор и накопление методической  литературы, необходимой для самообразования по этой теме, организована научно-методическая работа по этому направлению.

            Учителями-предметниками, классными руководителями, заместителями директора по учебной и воспитательной работе проводится целенаправленное наблюдение за учебной и внеурочной деятельностью школьников для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности.

           Обязательным в каждом классе должно быть выявление  мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов их ребёнка. Это изучение с помощью анкетирования должно быть запланировано в  каждом классе в следующем учебном году и  отражено в планах воспитательной работы, причём, в начале и в конце учебного года

           В школе стали традиционными фестивали, конкурсы, олимпиады и различные соревнования, позволяющие ребёнку проявить свои способности (предметные олимпиады, конкурсы творческих работ, фестивали  «Юные интеллектуалы»)

         

        Необходимо ежегодно в плане работы каждого предметного  методического объединения  в школе отразить отдельное направление - работа с одарёнными и талантливыми детьми по предметам. Вопросы методического сопровождения данной деятельности так же должны обсуждаться на заседаниях методических объединений. В планах на будущее - разработка программы изучения личности одарённого ребенка, индивидуальных карт развития одарённых детей.

           Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей, как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения. Конкурсы социальных проектов, проектов детского самоуправления, а так же межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ давно занимают отдельное место в планах деятельности школы.

        Педагогическим коллективом школы создаются условия одарённым и талантливым детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности. С этой целью проводятся предметные Недели, охватывающие учащихся всех ступеней обучения. За свои заслуги и победы учащиеся получают Грамоты, Благодарственные письма, Дипломы и подарки.  Вся информация о наших достижениях размещается на сайте школы, ведь информационная открытость - одно из необходимых условий для прогрессивного развития.  

        Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований - сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одарёнными детьми  будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одарённые взрослые - педагоги.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в школе (презентация)

Данная презентация показывает систему работы с одарёнными детьми в школе, её результативность, использование современных  форм и методов вовлечения детей в креативную деятельность....

Система работы с одарёнными детьми

Презентация представлена на творческом семинаре"Работа с одарёнными детьми"...

Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Описание системы работы с одарёнными детьми...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Практико-значимая работа по курсу: «Основа проектирования системы работы с одарёнными детьми» 

Тема: Обеспечение эффективности реализации программы по выявлению и сопровождению одаренных детейАвторы проекта: Нефедова С.Н., учитель химии МАОУ Лицей № 21 Смирнова Ю.В., ст. воспитатель М...

Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей

Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...