Программа развития ОУ
материал по теме

Ведерникова Наталья Ивановна

Программа развития ОУ, разработанная под моим руководством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_razvitiya_2008-2013.doc334.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное учреждение «Отдел образования» Администрации

 городского округа «Город Волжск»

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 г. Волжска Республики Марий Эл

Копия

Программа развития

Тема: «Управление качеством образования»

Анализ, концептуальные основы,

механизмы реализации

на период с 2008 до 2013 года

Утверждена на заседании Попечительского совета муниципального образовательного учреждения средняя (полная) общеобразовательная школа № 2                      г. Волжска Республики Марий Эл

Принята на заседании Педагогического совета муниципального образовательного учреждения средняя (полная) общеобразовательная школа № 2                      г. Волжска Республики Марий Эл

Протокол № _______                                             от «____»___________2008 г.

Протокол № _______                                             от «____»___________2008 г.

Дополнения утверждены на заседании Педагогического совета  муниципального образовательного учреждения средняя (полная) общеобразовательная школа № 2                      г. Волжска Республики Марий Эл

Протокол № _______                                             от «____»___________200  г.

Волжск

2008

Паспорт программы

Основание для разработки программы

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
  3. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования  на 2006-2010 годы, утверждена  распоряжением  Правительства Российской Федерации № 1340-р от 03.09.2005 г.
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  одобренная  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  7. Концепция профильного обучения.

Заказчик программы

Попечительский совет Муниципального образовательного учреждения средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 г. Волжска Республики Марий Эл:

Разработчики  программы

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 2 г. Волжска Республики Марий Эл, совет по разработке программы развития

Цели и задачи программы

Цель настоящей программы развития – создание механизмов и систем управления качеством образовательного процесса.

Решаемые задачи:

  1. Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса через формирование системы управления, основанной на комплексном взаимодействии всех субъектов образования;
  2. Преобразование  системы профильного обучения;
  3. Модернизация условий сохранения здоровья обучающихся;
  4. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  5. Совершенствование системы научно-методической работы образовательного учреждения через создание обновленной модели  научно-методической службы.

Сроки  и этапы реализации программы

2008-2009, 2009-2010 учебный год – разработка программы развития, проектов и программ по направлениям деятельности; разработка механизмов реализации и взаимодействия; создание системы мониторинга качества образования.

2010-2011, 2011-2012 учебный год – внедренческий этап – апробация и коррекция механизма совершенствования качества образования.

2012-2013 учебный год – обобщающий этап – анализ эффективности полученных результатов; обобщение и трансляция опыта и результатов экспериментальной работы; создание новой программы развития.

Основные направления реализации программы

  1. Создание образовательной модели профильной школы, сочетающей классы ранней профилизации (кадетские классы) и профильные классы старшей школы.
  2. Разработка и реализация программы «Здоровье», направленной на сохранение здоровья обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
  3. Создание программы развития ИКТ  - среды образовательного учреждения «Совершенствование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения»
  4. Создание и реализация программы развития научно-методической службы образовательного учреждения.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. Создание модели профильной школы как единого информационного пространства;
  2. Создание структурного подразделения школы – кадетского;
  3. Разработка и апробация комплексного информационного, методического и психолого-педагогического обеспечения профильной школы;
  4. Совершенствование системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса;
  5. Обеспечение работы школы в режиме развития;
  6. Трансляция опыта экспериментальной и инновационной работы.

Показатели эффективности программы

  1. Устойчивость и воспроизводимость  базовых знаний школьников, положительная динамика качества образовательного процесса;
  2. Соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям образовательных стандартов нового поколения;
  3. Удовлеворенность учебно-воспитательным процессом со стороны обучающихся, родителей и учителей;
  4. Транслируемость полученных результатов.

Перечень подпрограмм

  1. Программа профильного обучения
  2. Программа «Здоровье»
  3. Программа «Совершенствование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения»
  4. Программа развития научно-методической службы образовательного учреждения

1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1.1. Нормативная база для разработки программы развития школы

  1.  Конституция РФ
  2. Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
  3. Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования».
  4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования  на 2006-2010 годы, утверждена  распоряжением  Правительства Российской Федерации № 1340-р от 03.09.2005 г.
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации,  одобренная  постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  7. Концепция профильного обучения.

1.2. Историческая справка об образовательном учреждении

        Школа № 2 - старейшая школа города Волжска. Датой основания школы считается 1932 год, когда было построено бревенчатое 2-х этажное здание по улице Пионерская. В этой школе было 3 класса и работали 3 учителя.

        К 1940 г. в школе насчитывалась уже около 2000 учеников. Кроме здания на "Коммуне", школа учила детей 5-7 класов в левом крыле конторы Древкомбината на Рабочем поселке.

В 1940 г. Исполком Волжского городского Совета марийской АССР принимает решение: установить нумерацию -  начальная школа Древкомбината № 1 и неполная средняя школа Древкомбината № 2.

В 1948 г. принимается решение о переводе 5-7 классов семилетней школы № 2 в начальную школу № 1 в связи с недостаточным количеством классных комнат в школе № 2. Начальная школа № 1 переименовывается в семилетнюю школу № 2, а семилетняя школа № 2 - в начальную школу № 1.

В 2-х этажном здании по улице Пионерской школа № 2 жила до середины 70-х годов.

В августе 1974 г. школа переехала в новое большое и светлое здание. Весь коллектив с большим энтузиазмом готовил школу к первому учебному году. 1 сентября 1975 г. средняя (полная) школа № 2 начала свою работу. Это было время становления новых традиций. Школа постепенно благоустраивалась, укреплялась материально-техническая база. В те годы школа вела поисковую работу  вокруг имени Героя Советского Союза М.Г. Елисеева.

В конце 80-х гг. улице, на которой расположена школа, получила имя выпускника нашей школы, погибшего в Афганистане Игоря Шестакова.

Важнейшим направлением деятельности школы в70-80-х гг. стало военно-патриотическое воспитание. Юнармейская команда школы участвовала в республиканских и всероссийских соревнованиях.

В 90-х гг. коллектив школы начал поиск новых образовательных технологий: развивающее, личностно-ориентированное обучение, его дифференциация, КТД.

27 апреля 1998 г. Постановлением № 303 Администрации г. Волжска Республики Марий Эл школе было присвоено имя выпускника, погибшего в Чеченской Республике, Героя России Валерия Иванова.

С 2004 года школа принимает участие в эксперименте по введению ЕГЭ. С 2004 года – в эксперименте поведению профильного обучения. К 2008 году школа полностью перешла на БУП 2004 года.

С 2007 года школа становится городской экспериментальной площадкой по теме «Военно-патриотическое воспитание в классах кадетского профиля».

1.3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Полное наименование учреждения:

Муниципальное учреждение  средняя (полная) общеобразовательная школа № 2  г. Волжска                       Республики Марий Эл

Юридический адрес:

425003, Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Шестакова, 44

Телефоны:

4-78-89, 4-78-75

Банковские реквизиты:

р/с 40206810300000140018 РКЦ г. Волжска

ИНН 1216008981

Учредитель:

Администрация города Волжска

Регистрационное свидетельство:

Место регистрации Устава Межрайонная инспекция Федеральной налоговой  службы № 4 по Республике Марий Эл, Регистрационное свидетельство  серия 12 № 000578461 ОГРН   за регистрационным номером 1021202253984

Лицензия:

серия А № 265050    регистрационный номер № 440                                                                                        

Срок действия лицензии от 13.04.2007 г. до_1.05.2010 г.

Руководители образовательного учреждения:

Директор – Афонин Александр Семенович

Зам. директора по УВР –Новоселова Ольга Михайловна

Зам. директора по НМР – Ведерникова Наталья Ивановна

Зам. директора по ВР – Ионова Ольга Геннадьевна

Военный руководитель – Патрикеев Сергей Анатольевич

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная) общеобразовательная школа № 2  расположена в микрорайоне, особенностью  которого являются преобладание частного сектора и  наличие нескольких жилых домов как стандартной жилой застройки, так и нескольких т.н. «малосемеек».

Таблица 1.

Социальный состав обучающихся МОУ СОШ № 2

Количество обучающихся на 5.09.2008

567

Дети - сироты

4

Опекаемые обучающихся

7

Количество многодетных семей/

в них обучающихся

2/6

Количество неполных семей

115

Количество малообеспеченных семей

265

Количество обучающихся, находящихся в СОП

1

Количество семей, находящихся в СОП

1

Количество обучающихся, проживающих в семьях с родителями – пенсионерами

7

Количество обучающихся, проживающих в семьях с родителями - инвалидами

4

Количество обучающихся из семей, где оба родителя безработные

4

Количество обучающихся - инвалидов

5

Общая картина социального статуса семьи обучающегося выглядит следующим образом: средний или низкий уровень материального достадка, до 20 % семей – неполные. Школа является своеобразным социально-культурным центром микрорайона и на протяжении многих лет играет роль социального «мостика», помогающего выпускникам повысить социальный статус.  

Схема 1.

Структура управления образовательным учреждением

Попечительский совет

Совет ОУ

Председатели школьных методических объединений

Родительский комитет  

Учащиеся

Педагоги

Профсоюз

Малый педсовет

Методический совет

Директор

Педагогический совет

Заместители директора по УВР

Заместитель директора по НМР

Заместитель директора по ВР

Основой организации УВП является классно-урочная система, система факультативных и индивидуальных занятий, уровневая дифференциация, которая отражает  следующие уровни образования:

  1. базовое образование;
  2. углубленное изучение предметов за счет школьного компонента учебного плана: математика, ИВТ;
  3. профильное обучение в 10-11 классах (2006-2008 годы – социально-экономический профиль, с 2007 года – естественно-научный профиль);
  4. кадетские классы (7, 8 классы).

        В образовательный процесс введены спецкурсы, направленные на развитие познавательных способностей: ОИВТ (6-8классы), шахматы (1-6 классы), математика и конструирование (1-4 классы), спецкурсы культурологического цикла: речь и культура общения, риторика (начальные классы), ИКН  (1-11лассы), основы православной культуры.

Таблица 2.

Организация образовательного процесса в ОУ

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Продолжительность учебной недели (дней)

1 классы – 5 дней

2- 4 – 6 дней

6 дней

6 дней

Продолжительность уроков (мин.)

35/40

45

45

Продолжительность перерывов (мин.)

Минимальная 10

Максимальная 20

Минимальная 10

Максимальная 20

Минимальная 10

Максимальная 20

Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся

четверть          

 

четверть          

 

полугодие      

Таблица 3.

Характеристика вариативности программ обучения

Параллель

Вариативные программы

1-4 классы

«Школа России»

«Школа 2100»

«Школа 21 века»

5-9 классы

Базовый учебный план

10-11 классы

Базовый учебный план (универсальный)

Профильный учебный план (естественно-научный)

7А, 8А классы

Экспериментальный учебный план кадетских классов

1.4. Итоги реализации Программы развития  «Школа гражданского воспитания» (2004-2008 годы)

Анализ результативности реализации программы развития осуществляется по индекативным показателям:

  1.  Сформированность познавательного потенциала личности.

Качество знаний и обученность обучающихся стабильны и характеризуются ростом показателей:

Диаграмма 1.

Динамика качества знаний и обученности обучающихся МОУ СОШ № 2 за период с 2005 по 2008 годы

        Целенаправленная деятельность педагогов ведется и в работе с обучающимися, претендующими на награждение медалью «За особые успехи в учении»:    

Диаграмма 2.

Число обучающихся МОУ СОШ № 2, награжденных медалью «За особые успехи в учении»     

Все большее значение в оценке деятельности педагогов приобретают результаты Единого государственного экзамена. В ходе анализа результативности программы развития отслеживались результаты единого государственного экзамена по обязательным для сдачи предметам (математика, русский язык) и предметам, являющимися профильными (биология, химия, история, обществознание). Анализ данных позволяет сделать вывод о достаточно высоком качестве результатов Единого государственного экзамена:

Таблица 4.

Результаты государственной итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена обучающихся МОУ СОШ № 2

Предмет

Средний балл

Качество знаний            в %

Обученность в %

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Математика

3,8

3,5

3,9

66,7

51

72,5

100

95,9

99,9

Русский язык

3,8

4,1

4,0

70,2

87,5

80

97,3

97,9

100

Химия

4,3

4,1

4,0

66,7

83,3

80

100

100

100

Биология

4,2

4,2

4,3

90

83,3

66,7

100

100

100

Общество-знание

4,7

4,1

4,0

100

92,3

85,7

100

100

100

История

4,5

5,0

3,5

100

100

50

100

100

99,8

Анализ результатов ЕГЭ показывает снижение качества знаний у выпускников.

Деятельность педагогического коллектива по работе с одаренными обучающимися в динамике результативности подтверждает эффективность реализации программы развития

Диаграмма 3.

Результаты участия обучающихся МОУ СОШ № 2  в городском туре предметных олимпиад.

  1. Сформированность нравственного потенциала личности

Развитие нравственных качеств обучающихся и уровень комфортности, анализируемые ежегодно показывают устойчивую динамику роста.

Диаграмма 4.

Уровень комфортности и нравственных качеств  

обучающихся МОУ СОШ № 2.

  1. Сформированность коммуникативного потенциала, информационной культуры.

Уровень информационной культуры по результатам анкетирования  2008 года:

Таблица 5.

Анализ уровня информационной культуры

обучающихся МОУ СОШ № 2

1-4 классы

5-9 классы

10-11 классы

Умеют пользоваться библиотечным каталогом

-

25%

70%

Умеют находить информацию в сети Интернет

12%

30%

70%

Знают нормы оформления исследовательской работы

Показатель не измерялся

50%

100%

  1. Состояние здоровья учащихся, развитость физических качеств.

Таблица 6.

Анализ уровня заболеваемости учащихся

Название болезней

2006 год

2007 год

2008 год

1

Выраженное малокровие (ЖДА)

6

6

4

2

Ревматизм

1

1

2

3

Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы

14

19

19

4

Органические заболевания ЦНС

30

32

24

5

Функциональные заболевания ЦНС

68

50

42

6

Ночной энурез

3

4

3

7

Дефекты опорно-двигательного аппарата

      из них:

  1. сколиоз I степени
  2. нарушение осанки
  3. плоскостопие

Хирургические заболевания

233

69

120

44

12

150

57

58

35

2

213

48

120

35

2

8

Хронический тонзилит

37

34

20

9

Снижение остроты зрения

98

119

77

10

Острые отиты

-

1

-

11

Заболевание кожи

8

9

8

12

Отстающие в физическом развитии  (дефицит массы II степени)

37

9

58

13

Зоб I – II степени

59

24

15

14

Задержка полового развития

8

7

-

15

Основная группа по физкультуре

Подготовительная группа

Специальная группа

463

156

15

424

149

15

450

120

21

16

Желудочно-кишечные заболевания

20

16

21

17

Холецистит

2

2

1

18

Заболевания почек

11

11

12

19

Вегето-астеническое состояние

14

23

13

20

Кариес зубов

115

97

138

21

Бронхиальная астма

6

9

8

22

Ожирение

3

4

2

23

I группа здоровья

II группа здоровья

II группа здоровья

IV группа здоровья

78

298

250

8

95

260

227

6

87

250

238

3

I место: ортопедическая патология

245»38,7%

152»24,8%

213»36%

неврологические заболевания

101»15,9%

86»14,1%

77»13%

глазные заболевания

98»15,5%

119»19,5%

75»12,6%

За период реализации подпрограммы «Формирование здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения» достигнуто  снижение числа ортопедических патологий за счет интенсификации физических нагрузок учащихся и просветительской работы среди учащихся и родителей. Однако общий уровень здоровья обучающихся снижается.

  1. Уровень профессионального мастерства педагогических кадров

За период реализации программы развития «Школа гражданского воспитания» отмечается рост профессионального мастерства педагогов, который связан с формированием системы научно-методического сопровождения профессиональной карьеры педагога.

Таблица 7.

Итоги диагностики уровня владения различными видами профессиональной педагогической деятельности.

Направления педагогической деятельности

Не владеют, но хотели бы познакомиться и научиться применять (%)

Владею, но полной уверенности нет (%)

Знаю, умею, готов показать и помочь другим (%)

Планирование педагогической деятельности

18/11

40/44

42/45

Обобщение своего опыта работы

64/38

15/27

21/35

Работа по самообразованию

4/3

52/41

44/56

Самоанализ урока и своей деятельности

47/42

25/24

28/34

Личностно-ориентированный подход в обучении

3/2

41/26

56/72

Модульное обучение

100/88

0/5

0/7

Проектный метод обучения

83/40

15/28

2/32

ИКТ и их применение в образовательном процессе

96/25

2/40

2/35

Инновационная и опытно-экспериментальная деятельность

94/90

4/5

2/5

Степень достоверности данных для последующего анализа может быть признанной достаточной, так как движения в коллективе были незначительными. Выводы по результатам анкетирования можно сделать следующие:

  1. Педагоги школы, в целом, умеют планировать свою деятельность. Затруднения вызывает этот вопрос у той группы педагогов, опыт работы которых от 5 до 10 лет. Для некоторых это связано с освоением нового содержания образования, новых УМК.
  2. Был и остается сложным вопрос об обобщении собственного опыта.
  3. Практически не вызывает затруднений работа по самообразованию, ее формы и методы понятны педагогам и активно используются.
  4. Самоанализ урока и педагогической деятельности остается сложным для ответа
  5. Модульное обучение долгое время было совершенно не знакомо педагогам (в плане практического применения). Данную методику сейчас используют в основном, педагоги, работающие в профильных старших классах, что оправдано.
  6. Результат анкетирования показывает высокий уровень овладения проектной технологией.
  7. Использование ИКТ в образовательном процессе, как следует из результатов анкетирования не зависит от количества прошедших курсовую подготовку по данному направлению.
  8. Самым сложным вопросом для педагогов остается опытно-экспериментальная деятельность.

Таким образом, по итогам анкетирования 2007-2008 учебного года в сравнении с данными 2005-2006 учебного года можно сделать вывод о положительной динамике профессиональной компетентности педагогов.  Учителями успешно осваиваются не только общедидактические вопросы, но более сложные, связанные с внедрением инновационных технологий обучения.

Интересные данные дает и анализ уровня использования педагогами инновационных педагогических технологий:

Таблица 6.

Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе в МОУ СОШ № 2

Наименование технологии

Ступень образования

% педагогов, использующих технологию в 2006 году

% педагогов, использующих технологию в 2008 году

% педагогов, прошедших курсовую подготовку по данной технологии до 2006 года

% педагогов, прошедших курсовую подготовку по данной технологии к  2008 году

Информационно-коммуникационные технологии

Началь-ная школа (НШ)

-

50%

-

70%

Основная школа (ОШ)

5%

65%

6%

95%

Средняя школа (СШ)

8%

70%

10%

95%

Проблемное обучение

НШ

-

2%

-

-

ОШ

5%

8%

3%

10%

СШ

9%

20%

-

10%

Технология уровневой дифференциации обучения

НШ

50%

60%

-

-

ОШ

50%

50%

-

-

СШ

30%

-

30%

-

Личностно ориентированное развивающее обучение

НШ

60%

80%

40%

90%

ОШ

25%

40%

-

25%

СШ

15%

35%

-

-

Технология блочно-модульного обучения

НШ

-

-

-

-

ОШ

2%

8%

-

-

СШ

5%

35%

-

-

Проектные методы обучения

НШ

-

10%

-

-

ОШ

5%

30%

3%

15%

СШ

5%

40%

-

25%

Здоровьесберегающие технологии

НШ

100%

100%

-

10%

ОШ

35%

45%

-

10%

СШ

20%

45%

-

-

Таким образом, использование инновационных педагогических технологий за экспериментальный период в количественном измерении возросло. Это тесно связано и с возможностью пройти курсовую подготовку по изучению технологии (например, курсы по ИКТ, организованные на базе Волжского информационно-аналитического центра).

Анализ воспитательной деятельности  по созданию модели «Школы гражданского воспитания» следует признать  эффективной и системной. Воспитательная работа осуществляется в следующих направлениях:

  1. Духовно-нравственное воспитание;
  2. Патриотическое воспитание;
  3. Экологическое воспитание;
  4. Воспитание здорового образа жизни;
  5. Эстетическое воспитание;
  6. Трудовое и экономическое воспитание;
  7. Жизненное самоопределение (развитие системы самоуправления и профориентационной работы, профилактической работы).

В последнее время качественно изменилась работа классного руководителя, возросла социальная ответственность, изменилось отношение педагогов к обязанностям классного руководителя. По итогам анкетирования среди педагогов важным условием качества этой работы они считают такие факторы, как повышение профессионального мастерства классного руководителя и освоение новых технологий воспитательной работы.

Силами классных руководителей осуществляется реализация программы «Семья и школа» (программа получила грант главы администрации г. Волжска в 2006 г.) по осуществлению родительского всеобуча, распространению педагогических и психологических знаний, способствующих становлению системы семейного воспитания.

Анализ результативности воспитательной системы осуществляется по направлениям воспитывающей деятельности.

Основными направлениями патриотического воспитания в школе являются:

  1. Военно-патриотическое, в рамках которого традиционно проводятся военно-спортивные мероприятия и созданы кадетские классы;
  2. Туристско - краеведческое, которое включает в себя проведение походов и экскурсий по родному краю, поисково-исследовательскую деятельность в НОУ «Русичи».

Системообразующим фактором патриотического воспитания учащихся в школе стал школьный музей В школе, носящей имя Героя России Валерия Иванова особое внимание в работе музея уделяется сохранению памяти о выпускниках школы, погибших в военных конфликтах. В 2008 году школа выиграла Грант Президента Республики Марий Эл Л.И. Маркелова за победу в конкурсе «Патриоты Родины».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что духовно – нравственное воспитание – это процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся школы «Мир памяти, мир сердца, мир души» (авторы Ведерникова Н.И., Ионова О.Г.)  в 2005 году заняла 1 место в республиканском конкурсе программ духовно-нравственного воспитания учащихся и принимала участие во всероссийском конкурсе.

Система работы по экологическому воспитанию учащихся основана на реализации программы экологического воспитания.

Целью школьного самоуправления является: создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность. В школе созданы детская организация «КОРИНД» и молодежное объединение «СМИД».  

Программа эстетического воспитания и профессиональной ориентации обучающихся  в школе реализуется через систему дополнительного образования. В школе действую кружки  и разновозрастные объединения. Система дополнительного образования решает задачи социализации школьников, организует внеурочную занятость детей, создает условия для самореализации и самовыражения. Охват учащихся различными видами объединений дополнительного образования при школе составляет 58,3%.

В 2004 году  была разработана программа «Формирование здоровьесберегающей среды образовательного учреждения» (авторы Афонин А.С., Ведерникова Н.И., Ионова О.Г.), которая участвовала в ярмарке социальных и культурных проектов «Марий Эл – 2004». Система работы по сохранению здоровья обучающихся включает в себя такие формы как беседы о здоровом образе жизни, классные часы, физкультурные минутки, Дни Здоровья.

Особое значение в системе воспитания имеет профилактическая работа, включающая в себя профилактику ЧС природного и техногенного характера; пропаганду здорового образа жизни; и пророфилактику правонарушений.

Основные формы сотрудничества с семьей определены программой «Школа и семья» (авторы программы Ведерникова Н.И., Ионова О.Г.). Программа была направлена на городской конкурс «Школа и семья», по результатам которого был выигран грант в размере 30 тыс. рублей.  В работе используются такие формы работы, как родительский всеобуч, родительские собрания (общешкольные, классные), индивидуальные беседы, консультации, совместные внеклассные мероприятия.

        В воспитательной деятельности, в соответствии с требованиями основных направлений модернизации образования России, используются новые педагогические технологии, методы и формы работы. Особое внимание уделяется развитию системы работы классных руководителей.  Уровень достижений школьного коллектива удовлетворяет требованиям, определенным программой развития ОУ. Уровень воспитанности учащихся  составляет 83% и имеет тенденцию к росту.

        Таким образом, на основании анализа индекативных показателей можно сделать вывод об успешности реализации программы развития образовательного учреждения «Школа гражданского воспитания» и наличии проблем, решение которых является задачей нового документа.

1.6. Комплексный анализ проблем и  выявление направлений изменений образовательно-воспитательного процесса

Проблема современного состояния образовательного процесса

Направления изменений

Содержание изменений

Необходимость использования новый образовательных технологий

Переход к новым образовательным стандартам

Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса

Внедрение в УВП новых образовательных стандартов

Изучение и использование в УВП новых образовательных и педагогических технологий

Необходимость удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и родителей

Реализация задач модернизации образования

Совершенствование системы профильного обучения

Совершенствование модели образовательного процесса в профильных классах

Изучение и использование интенсивных методик и продуктивных педагогических технологий в организации профильного обучения

Формирование подразделения ОУ – кадетской школы, разработка образовательно-воспитательной программы деятельности структурного подразделения

Низкий уровень состояния здоровья обучающихся

Рост учебной нагрузки

Совершенствование условий сохранения здоровья обучающихся

Разработка и реализация программы «Здоровье»

Разработка модели сохранения здоровья обучающихся в ходе УВП

Необходимость усовершенствования локальной сети ОУ, создание серверной

Необходимость отработки методов и форм применения ИКТ в УВП

Совершенствование информационно-коммуникационной среды ОУ, внедрение ИКТ в УВП

Создание серверной, приобретение программного обеспечения и создание системы работы образовательной сети ОУ

Разработка и реализации программы «Совершенствование информационно-коммуникационной среды ОУ»

Использование педагогами разнообразных форм и методов обучения с использованием ИКТ, обучение педагогов, организация обмена опытом

Необходимость обновления кадрового состава, привлечения молодых специалистов

Развитие профессиональных компетентностей педагогов

Совершенствование системы научно-методической работы ОУ

Разработка и реализация программы развития научно-методической работы

  1. Концепция деятельности школы

2.1. Миссия, цели и задачи деятельности по реализации программы развития

Миссия школы № 2 как образовательного учреждения состоит в создании достаточных и необходимых условий, обеспечивающих условия для развития полноценной личности, социальной успешности обучающихся и выпускников.

Цель настоящей программы развития – создание механизмов и систем управления качеством образовательного процесса.

Ожидаемым результатом реализации настоящей программы развития является создание надежной и востребованной системы управления качеством образовательного процесса в общеобразовательном учреждении. Следствием реализации данной программы является выход на такое качество образовательного процесса, которое позволит выпускникам приобрести реальные предпосылки к социальной успешности.

Базовые элементы управления качеством – система управления, образовательные услуги как продукт, непрерывное улучшение результатов.

Решаемые задачи:

  1. Совершенствование качества учебно-воспитательного процесса через формирование системы управления, основанной на комплексном взаимодействии всех субъектов образования;
  2. Преобразование  системы профильного обучения;
  3. Модернизация условий сохранения здоровья обучающихся;
  4. Развитие информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения, внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс;
  5. Совершенствование системы научно-методической работы образовательного учреждения через создание обновленной модели  научно-методической службы.

Основными принципами деятельности школы являются:

Демократизация. В основе этого принципа лежит стремление создать массовую адаптивную  школу «для всех», комфортную для родителей, обучающихся и педагогов.

Гуманизация и гуманитаризация, которые выражаются в приощении обучающихся  к общечеловеческим ценностям, реализации его гражданских прав.

Приоритет гражданских и патриотических ценностей, что  обусловлено развитием модели воспитательной системы образовательного учреждения, ориентированной на воспитание гражданина Отечества, личности нравственной и духовной.

Фундаментализация образования, его стандартизация, т.е. переход на освоение новых образовательных стандартов. Важность этого принципа в современном образовании подчеркивается введением ЕГЭ.

Компьютеризация в современных условиях школы – не только обеспечение компьютерной техникой, но и глубокое проникновение во все сферы учебно-воспитательного процесса отношений, связанных с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Принцип здоровьесбережения как базовый элемент взаимоотношений участников  образовательного процесса. Сохранение физического, психического и нравственного здоровья обучающихся, здоровые отношения в педагогическом коллективе являются важнейшим условием развития качества образования.

Реализация программы развития будет осуществляться посредством осуществления инновационной деятельности по следующим основным направлениям:

  1. Создание образовательной модели профильной школы, сочетающей классы ранней профилизации (кадетские классы) и профильные классы старшей школы.

Данная модель реализуется через:

  1. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых образовательных стандартов;
  2. Изучение и использование новых образовательных и педагогических технологий;
  3. Совершенствование модели образовательного процесса в профильных классах;
  4. Изучение и использование интенсивных методик и продуктивных педагогических технологий в организации профильного обучения;
  5. Формирование кадетской школы как подразделения образовательного учреждения и разработка образовательно-воспитательной программы деятельности нового структурного подразделения.
  1. Разработка и реализация программы «Здоровье», направленной на сохранение здоровья обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.
  2. Создание программы развития ИКТ  - среды образовательного учреждения «Совершенствование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения», что является важным элементом качества современного образования. ИКТ – ресурсы должны активнее проникать во все составляющие образовательного процесса – от управления до обучения и воспитания.
  3. Создание и реализация программы развития научно-методической службы образовательного учреждения. Кадровый ресурс является решающим в  проблеме повышения качества образования. Инновационный потенциал педагогического коллектива обуславливает решение всех вышеназванных направлений деятельности.

Реализация программы будет осуществляться по этапам:

2008-2009, 2009-2010 учебный год – разработка программы развития, проектов и программ по направлениям деятельности; разработка механизмов реализации и взаимодействия; создание системы мониторинга качества образования.

2010-2011, 2011-2012 учебный год – внедренческий этап – апробация и коррекция механизма совершенствования качества образования.

2012-2013 учебный год – обобщающий этап – анализ эффективности полученных результатов; обобщение и трансляция опыта и результатов экспериментальной работы; создание новой программы развития.

Программа создания системы управления качеством образования носит многокомпонентных характер    и концентрирует все основные ресурсы школы для достижения высокого уровня качества образования. Инновационный потенциал программы состоит в ее востребованности и реалистичности, в способности непосредственно влиять на управление качеством образовательного процесса, на организацию и обеспечение его составляющих, на оптимизацию образовательных технологий и создание ясных критериев достижимости результата.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

2.2. Предполагаемые результаты, формы их представления, анализа и критерии оценки эффективности реализации программы

Предполагаемые результаты:

  1. Создание модели профильной школы как единого информационного пространства;
  2. Создание структурного подразделения школы – кадетского;
  3. Разработка и апробация комплексного информационного, методического и психолого-педагогического обеспечения профильной школы;
  4. Совершенствование системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса;
  5. Обеспечение работы школы в режиме развития;
  6. Трансляция опыта экспериментальной и инновационной работы.

Формы представления результатов:

  1. Участие в семинарах, конференциях по актуальным проблемам инновационной деятельности;
  2. Обобщение и публикация опыта.

Критерии эффективности реализации программы развития:

  1. Устойчивость и воспроизводимость  базовых знаний школьников, положительная динамика качества образовательного процесса;
  2. Соответствие содержания образования и методов преподавания требованиям образовательных стандартов нового поколения;
  3. Удовлеворенность учебно-воспитательным процессом со стороны обучающихся, родителей и учителей;
  4. Транслируемость полученных результатов.


3. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Направление развития

Этапы

Конкретные результаты

Ответственные

Создание образовательной модели профильной школы

2008-2009, 2009-2010 учебный год

Разработка программы профилизации

Разработка критериев оценки качества образования

Разработка образовательных программ обучения классов кадетского профиля

Формирование модели воспитательной системы кадетских классов и классов профильной школы

Создание системы ВШК и мониторинга качества образования

Создание структурного подразделения ОУ – кадетской школы

Освоение новых образовательных и педагогических технологий

Начало перехода к новым государственным стандартам образования

Совет по разработке программы развития

Методический совет ОУ

Администрация ОУ, педагоги-экспериментаторы

Ионова О.Г.

Классные руководители

Администрация ОУ

Администрация ОУ, Попечительский совет

Педагоги ОУ

Педагогический коллектив ОУ

2010-2011, 2011-2012 учебный год

Внедрение программы профилизации

Внедрение системы ВШК и мониторинга качества образования

Разработка программ педагогического и методического сопровождения профильного обучения, освоение новых УМК, педагогических технологий

Продолжение внедрения новых государственных стандартов

Методический совет ОУ

Администрация ОУ

Методический совет

Педагогический коллектив ОУ

2012-2013 учебный год

Обобщение опыта работы ОУ, педагогов

Трансляция педагогического опыта. Проведение семинара, открытого педагогического совета и др. форм

Методический совет ОУ

Администрация ОУ

Администрация ОУ

Методический совет ОУ

Разработка и реализация программы «Здоровье»,

2008-2009, 2009-2010 учебный год

Разработка программы «Здоровье»

Создание системы мониторинга здоровья обучающихся

Изучение здоровьесберегающих технологий обучения и воспитания

Разработка критериев здоровьесберегающего урока

Формирование системы физкультурно-оздоровительной деятельности

Творческая группа

Администрация ОУ

Классные руководители

Методический совет ОУ

Новоселова О.М.

Ведерникова Н.И.

Чекуров А.А.

2010-2011, 2011-2012 учебный год

Реализация мероприятий программы «Здоровье»

Создание банка технологий и методик здоровьесбережения

Педагогический коллектив

Администрация ОУ

2012-2013 учебный год

Трансляция педагогического опыта

Методический совет

Создание программы учреждения «Совершенствование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения»

2008-2009, 2009-2010 учебный год

Создание серверной, создание внутришкольной сети и компьютерной базы данных. Приобретение мультимедийной доски

Разработка программы «Совершенствование информационно-коммуникационной среды образовательного учреждения»

Пополнение медиатеки

Создание условий для сетевого взаимодействия и дистанционного обучения

Афонин А.С.

Администрация ОУ

Администрация ОУ

Администрация ОУ

2010-2011, 2011-2012 учебный год

Освоение технологий использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Создание банка презентаций и других ЦОР по предметам

Методическое и педагогическое обеспечение использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе

Освоение системы дистанционных курсов обучения

Педагоги

Председатели ШМО

Администрация ОУ

Методический совет

2012-2013 учебный год

Трансляция педагогического опыта

Методический совет

Создание и реализация программы развития научно-методической службы образовательного учреждения.

2008-2009, 2009-2010 учебный год

Разработка программы развития научно-методической службы

Создание системы мониторинга совершенствования профессионального мастерства педагогов

Освоение новой системы аттестации педагогических работников

Совершенствование системы повышения квалификации педагогов

Ведерникова Н.И.

Администрация ОУ

Администрация ОУ

Аттестационная комиссия ОУ

Педагоги

Администрация ОУ

2010-2011, 2011-2012 учебный год

Использование новых технологий повышения профессионального мастерства педагогов

Методический совет ОУ

2012-2013 учебный год

Трансляция педагогического опыта

Оформление и публикация результатов экспериментальной деятельности

Методический совет ОУ

Администрация ОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития студии раннего гуманитарно - эстетического развития воспитанников "Малышок"

Данная программа предназначена для использования в работе педагогов, осуществляющих предшкольную подготовку воспитанников от 4,5 до 7 лет....

Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития.

В настоящеее время в группы для детей с ЗПР всё чаще попадают дети со сложной структурой дефекта, либо с сочетанными нарушениями. Поэтому наиболее актуальной становится индивидуальная коррекционно-раз...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе»

P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа развития «Системный подход к духовно-нравственному развитию учащихся в общеобразовательной школе» была разработана в ходе экспериментальной деятельности, по...

Индивидуальный план развития музыкального руководителя Вороновой И.А. на 2012-2014 гг. по реализации Программы «Развитие МБДОУ ДСКВ № 52 «Самолётик на 2012-2014 годы» (с изменениями)

В настоящее время основным документом управления качеством образования на муниципальном уровне является программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2012-2014 годы». Это целевой ориентир д...

8. Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа развития воспитанника с интеллектуальными нарушениями (задержка психического развития)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...