Программа "Системный анализ урока"
материал по теме
Программа повышения квалификацйии педагогических кдров "Системный анализ урока"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sistemnyy_analiz_uroka.zip | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании «Утверждаю»
Методического совета школы Директор школы: Л.Бельков
Протокол №___ Приказ от «___» __________ 2011 г.
от «___» _________ 2011 г.
Программа
муниципального общеобразовательного учреждения
«Большанская основная общеобразовательная школа»
«Системный анализ урока»
на 2011-2013 г.г.
с. Большое
2011 г
Паспорт программы
Наименование программы: Программа повышения квалификации педагогических кадров «Системный анализ урока» МОУ «Большанская основная общеобразовательная школа»
Основание для разработки программы:
- Конституция Российской Федерации;
-Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 статьи 9,13,14,15,32 (ред. от 02.02.2011) «Об образовании»;
-Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785);
-Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
Основной разработчик программы: МОУ «Большанская основная общеобразовательная школа».
Составители: Бельков Л.Т., Остапенко В.В.
Цель создания программы: оказание действенной помощи учителям в организации процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.
Исполнители программы: школьная методическая служба.
Срок реализации программы: 2011-2013 гг.
Предполагаемые результаты:
- Готовность педагогов работать по модернизированным программам в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
2. Создание целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время происходит смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на материале учебных основ наук. В прежней системе образования, определяющей была предметная направленность, ЗУНы (знания, умения и навыки). В новой парадигме — компетентностный подход, то есть главным является личностный результат. В целом, происходит поворот всего образовательного сообщества на результат. Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Ответственность за результат в новом стандарте несут все, кто обеспечивает образовательный процесс, в первую очередь – педагоги.
Новый стандарт означает отход от классно-урочной системы в школе. В этой связи, начиная с 1 по 11 класс, предусмотрена проектная деятельность, которая способствует формированию умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
При разработке ФГОС второго поколения приоритетом образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Педагогам необходимо усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Следовательно, в процессе повышения квалификации педагогов приоритетной является их подготовка к работе по модернизированным программам в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.
В связи с этим возникла необходимость в создании программы повышения квалификации педагогических кадров «Системный анализ урока», в процессе реализации которой учителя научатся строить урок на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Разделы программы: аналитический, концептуальный, практический.
Аналитический раздел
На 1 сентября 2011 года общее количество педагогов в школе составляет 10 человек.
По уровню профессионального мастерства:
- высшую квалификационную категорию имеют 2 ( 20 %) педагогов;
- первую квалификационную категорию имеют 1 (10%) педагогов;
- вторую квалификационную категорию 6 ( 60 %);
- не имеют квалификационной категории 1 ( 10 %).
Одной из основных проблем является недостаток в квалифицированных кадрах педагогов по музыке, изобразительному искусству, ОБЖ, технологии.
В связи с отсутствием квалифицированных кадров по отдельным предметам необходимо регулярное проведение курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Согласно существующим положениям, всем педагогическим работникам необходимо повышать уровень квалификации посредствам прохо ждения курсовой подготовки не реже 1 раза в пять лет, и поэтому методическая служба должна создавать для этого оптимальные усло вия. Согласно перспективного плана курсовую подготовку в 2011- 2012 гг. должны пройти по двум предметам, а до конца 2013-2016 гг. – по тринадцати предметам.
По данным за 2008 - 2011 гг. наблюдается слабый «приток» моло дых специалистов. Так, с сентября 2009 года в школу прибыл 1 человек - выпускник высшего учебного заведения.
Увеличивается количество педагогов со стажем работы 15 и бо лее лет.
Потребность в педагогических кадрах до 2014 года будет определяться сложившимися условиями комплектования общеобразовательных школ.
Потребность в педагогических кадрах планируется решать через привлечение молодых специалистов, поэтому необходимо провести ряд организационных и методических мероприя тий по привлечению, устройству и успешной адаптации молодых педагогов.
Анализ состояния основных проблем кадрового потенциала школы позволяет выявить противоречия: между существующей действительностью (стареющий возрастной состав педагогических и управленческих кадров, не достаточный уровень квалификации и образования у педагогов и требованиями модер низации системы образования; между необходимостью осуществления непре рывного процесса профессионального развития на качественно новом уровне и отсутствием соответствующих условий в школе. Данные противоречия обосновывают актуальность повышения квалификации педагогов на принципиально новых концептуальных основах.
Концептуальный раздел
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров. Основные затруднения педагогических работников на этапе введения ФГОС:
- упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно- деятельностного подхода;
- сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от поурочных разработок, накопившихся за многие годы;
- отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;
- традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;
- принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных)
- отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, части, формируемого участниками образовательного процесса; программы отдельных учебных предметов, курсов).
Введение новых стандартов требует подготовки всех категорий педагогических работников.
Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации бразования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Деятельностный подход требует:
1. Наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели.
На каждом уроке такой мотив реализуется в учебной цели – осознании того вопроса, на который требуется, интересно найти ответ.
Любой учитель сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Постепенно становится аксиомой: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман). Одним из приёмов создания проблемных ситуаций: введение в учебники персонажей, которые ведут между собой диалог, высказывая разные точки зрения. Вопрос «Кто прав?» становится отправной точкой дальнейшего поиска.
Наиболее распространённые способы мотивации деятельности детей:
• вопросы, суждения, ошибки персонажей;
• задания, для выполнения которых недостаёт знаний;
• заголовки-вопросы;
• наблюдения за фактами, в том числе за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения, и др.
2. Выполнение действий для приобретения недостающих знаний.
Сущность второго условия реализации деятельностного подхода хорошо раскрывает Г.А. Цукерман: «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…»
Названное условие тесно связано с первым, оно как бы продолжает его: возникла необходимость в новой информации – предпринимаются шаги для её приобретения.
3. Выявление и освоение способа действия для осознанного применения знаний (для формирования осознанных умений)
При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Заботится надо не просто о правильности решения той или иной конкретной задачи, не просто о правильности результата, а о правильном выполнении необходимого способа действия. Верный способ действия приведёт к верному результату.
4. Формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу.
Четвертое условие деятельностного подхода к обучению связано с особой ролью в формировании умения проверять свою работу.
5. Включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Школа России». Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно-познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы:
1.Этап самоопределения к деятельности
Цель: Включение в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
3. Постановка учебной задачи
Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению
5. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий
6.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.
8. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
Использование деятельностного подхода в обучении позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.
Цель программы - создание условий для непрерывного профессионального развития современного педагога, для овладения методикой ведения урока в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения совершенствование профессионально важных лично стных качеств с целью достижения оптимального уровня образования, воспи тания, развития личности ребенка.
Задачи программы:
- обеспечить методическое сопровождение реализации ФГОС нового поколения;
- создать условия для внедрения технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании для обеспечения формирования базовых компетентностей современного человека (информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования);
- сформировать информационные банки данных «Современный урок» и «Системный анализ урока».
Содержание деятельности
Для выполнения целей и задач используются сле дующие виды деятельности:
- обеспечение педагогических работников необходимой информацией о подготовке и проведении урока в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;
- проведение открытых уроков, их самоанализ и анализ;
- выявление, изучение, оценка результативности обучения педагогов;
- обобщение и распространение результативного педагогического опыта;
- создание банка «Современный урок» с использованием технологий системно-деятельностного, компетентностно-ориентированного подхода в образовании и банка «Системный анализ урока» .
Формы, методы, средства организации работы
Основные направления работы осуществляются в коллективных, группо вых, индивидуальных формах работы через различные структурные подразделения:
- проведение заседаний педагогического совета;
- проведение заседаний методического совета;
- проведение заседаний методических объе динений;
- введение новых технологий:
- технология создания ситуации успеха;
- технология педагогического общения
- технология разрешения конфликта;
- мультимедийная технология «Power Point»;
- информационно-коммуникативная технология с использованием элек тронных образовательных порталов.
Методологической основой программы являются идеи Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, Ю.В. Громыко, В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконин и др. (деятельностный, системно-деятельностный подход, формирование субъектной позиции), О.Е.Лебедева, И.А.Зимней и др. (компетентностный подход), Ю.А. Конаржевского, Т.И. Шамовой (системный подход к анализу урока).
Практический раздел
Этапы реализации программы
Этап | Мероприятия |
1-ый этап (декабрь 2011 года - май 2012 года | 1.1. Проведение заседаний школьных методических объединений на тему: «Дидактические требования к современному уроку». 1.2 Сбор и обработка информации в рамках методических объединений по следующим вопросам: - использование современных педагогических технологий; - владение информационными технологиями. 1.3 Проведение семинара «Освоение современных образовательных технологий педагогами школы» |
ый этап (июнь 2012 года – август 2013 года) | 2.1. Проведение заседаний методических объединений по следующим темам (в соответствии с планами работы МО): - виды, типы, формы уроков; - учебная мотивация школьников: психолого-дидактический аспект; - анализ урока на основе системного подхода; - психологический аспект анализа урока; - методический аспект анализа урока; - гигиенический аспект анализа урока; - общедидактический анализ урока; - анализ урока с позиции развития познавательной самостоятельности учащихся; - оценка качества и эффективности учебного занятия; - самоанализ урока. 2.2. Проведение, самоанализ и анализ уроков (по графику в течение 2 этапа) 2.3. Проведение заседания педагогического совета школы по проблеме «Готовность педагогов школы к реализации ФГОС основного общего образования нового поколения» 2.4. Проведение заседаний методического совета школы по следующим проблемам: - обновление содержания и технологий образования в контексте введения Федерального государственного образовательного стандарта; - проектно-исследовательская и внеурочная деятельность: специфика, способы организации, измерение результативности; - реализация деятельностного подхода при обучении учащихся начальной школы; - метапредметный подход в обучении в контексте введения ФГОС нового поколения. 2.5.Организация и проведение семинаров: - универсальные учебные действия, способы их формирования на уроке; - совершенствование проектно-исследовательской деятельности школьников в свете требований ФГОС нового поколения. 2.6. Проведение Дня методического мастерства. 2.7.Отслеживание промежуточных результатов реализации программы. |
3-ый этап (сентябрь – декабрь 2013 года) | 3.1 Диагностика, анализ работы, обобщение полученных данных, соотношение результатов с поставленными целями и задачами, рефлексия. 3.2 Саморегулирование и самокоррекция деятельности методической службы. 3.3 Обобщение положительного опыта и его описание в методических рекомендациях. 3.4 Выбор формы отчетности: творческий отчет учителей или всего педагогического коллектива, в том числе и в связи с аттестацией, участие в конференциях, защита проектов, публикации 3.5 Моральное и материальное стимулирование наиболее творческих педагогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока труда по строительному делу в 5 классе. Анализ урока.
Подробный конспект урока по строительному делу на тему: "Технология конструирования из металлического конструктора лестницы-стремянки"....
Конспект урока английского языка во 2 классе по УМК "Английский с удовольствием" М. З. Биболетовой с аспектным анализом урока
Раздел 2, урок 27 "Спортивные игры" по УМК "Английский с удовольствием" М. З.Биболетовой....
Разработка урока и анализ урока с точки зрения УУД "Австралия и Океания"
Данный урок является заключительным в теме Австралия. Цель урока: Обучающая: Обобщить, систематизировать, закрепить знания учащихся по данной теме.Развивающая:Сформировать у ребят...
Конспект урока с презентацией "Изготовление мешочка для семян с аппликацией" анализ урока, приложение
Тема урока: «Изготовление мешочка для семян с аппликацией».Количество учащихся в группе: 6 человек, возраст 10-13 летДлительность урока: 2 занятия по 35 минутТип урока: комбинированный с элементами ин...
Анализ урока и оценка эффективности урока
карта может использоваться при анализе урока и оценки его эффективности....
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока
Конспект открытого урока английского языка в 6 классе на тему "Family relationships"+презентация к уроку+анализ урока...