Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание учащихся МОУ «АСОШ № 4» на 2010 – 2014 годы
методическая разработка по теме
Паспорт программы
Тип: Программа
Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи
Направленность: Внеклассная работа
Основания для разработки: Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 24 июня 1998года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией и примерной программой духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГО «Посёлок Агинское»
Контингент: учащиеся 0 – 11 классов
Количество: любое
Автор: Скороход Лариса Юрьевна – заместитель директора по воспитательной работе
Задачи: Данная программа формирует личностную, семейную и социальную культуру школьников
Результат: Воспитанник должен стать личностью самостоятельно мыслящей, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность, любящей своё отечество, способный постоять за него.
Ресурсы: Методические пособия, индивидуальные программы развития классных коллективов классных руководителей, отдельные разработки мероприятий программы.
Механизм реализации: Программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения на процесс воспитания, пропаганды патриотизма среди учащихся, консолидации учащихся с общественными организациями, координации деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dnv_mou_asosh_4.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
ГО «Посёлок «Агинское»
«Утверждаю»
Директор МОУ «АСОШ № 4»
__________/Иванова СЦ/
«____»_________
Целевая программа
«Духовно-нравственное воспитание
учащихся МОУ «АСОШ № 4»
на 2010 – 2014 годы
Автор: Скороход Лариса Юрьевна –
заместитель директора по
воспитательной работе
Паспорт программы
Тип: Программа
Наименование программы: Целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи
Направленность: Внеклассная работа
Основания для разработки: Программа разработана в соответствии Федеральным Законом от 24 июня 1998года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Концепцией и примерной программой духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Агинская средняя общеобразовательная школа № 4» ГО «Посёлок Агинское»
Контингент: учащиеся 0 – 11 классов
Количество: любое
Автор: Скороход Лариса Юрьевна – заместитель директора по воспитательной работе
Задачи: Данная программа формирует личностную, семейную и социальную культуру школьников
Результат: Воспитанник должен стать личностью самостоятельно мыслящей, способной решать сложные задачи и брать на себя ответственность, любящей своё отечество, способный постоять за него.
Ресурсы: Методические пособия, индивидуальные программы развития классных коллективов классных руководителей, отдельные разработки мероприятий программы.
Механизм реализации: Программы развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения на процесс воспитания, пропаганды патриотизма среди учащихся, консолидации учащихся с общественными организациями, координации деятельности детей.
Пояснительная записка
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов данной воспитательной программы.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой в целях более полного достижения национального воспитательного идеала учащихся школы с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса, то есть, конкретизация задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, форм воспитания и социализации школьников, взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.
Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной воспитательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития школьника, определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей (законных представителей). При этом обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс в школе на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
27 января 2002 года на X Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Алексий II в своём Слове сказал: «Надёюсь, что каждый из нас понимает: Россия не возродится, если духовно – нравственные ценности не будут поставлены во главу угла. Без обращения к традиционным основам жизни, благодаря которым мы некогда стали Великой Державой, невозможно дальнейшее развитие страны, её выход из затяжного кризиса. На протяжении последних лет мы убедились, как может быть беспощадно и ничтожно государство само по себе, если оно лишено опоры на тысячелетнюю народную мудрость, на высший духовно – нравственный идеал. Наш народ по–прежнему страдает от моральной и мировоззренческой опустошённости. Разве случайно, что почти 2 миллиона детей оказались выброшенными на улицу, не ходят в школу! А сколько юных душ приобщились к алкоголю, наркотикам, разврату, с ранних лет познали душевную горечь! Разве уже не ясно, что на путях сугубо человеческих выхода нет и не будет, что ничего доброго не получится без обращения к Богу – Первоисточнику всякого блага».
Школа, выпавшая из традиций, школа, в которой не соблюдаются преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует дальнейшему разрушению души ребёнка, а не созиданию её.
«Созидается общество началами нравственности», - говорил Ф.М. Достоевский. Нравственность наряду с правом является одним из основных регуляторов социального поведения. Сфера нравственности, морали – это сфера различия добра и зла, определения смысла жизни, границ свободы и ответственности человека, долга, справедливости, совести. Эти понятия входят в ядро мировоззрения личности. Духовно – нравственные ценности всегда имели приоритетное значение в нашей национальной системе ценностей.
Наша история знает много примеров высоких духовно – нравственных проявлений: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов; герои Великой Отечественной войны – Г. К. Жуков, Базар Ринчино, Александр Парадович, Бадма Жабон; духовные отцы нации – Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский; современники – Андрей Днепровский, Алдар Цыденжапов; тысячи людей, беззаветно отдавших и отдающих свои силы и труд на благо ближнего и Отечества.
Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка. Поэтому целостная система образования должна включать не только обучающий компонент, но и систему духовно - нравственного просвещения и воспитания школьников.
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.
В современных условиях образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития. Эта идея принадлежит К.Д. Ушинскому, который сказал, что дело воспитания – важное и святое, так как «именно здесь сеются семена благоденствия и несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно – нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»?
На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются: развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества; формировать у молодого поколения такие черты национального характера, как милосердие, веротерпимость, совестливость; возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности подрастающему поколению глубже почувствовать свои национальные корни;
Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным свойством духовно – нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.
Программа духовно – нравственного развития и воспитания школьников, нацелена обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно – региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Актуальность Программы
В наше время, когда у детей всё меньше и меньше остаётся настоящих примеров для подражания, когда их родина меркнет перед могуществом американского общества, а духовная жизнь беднеет с каждым днём, перед педагогами встала основная задача – помочь ребёнку в развитии его личности в самореализации и саморазвитии. Вся педагогическая деятельность должна быть направлена на создание условий, необходимых для этого. Поэтому в нашей школе приоритетными направлениями воспитательной деятельности стали: патриотизм, гуманизм и нравственность.
К сожалению, в последнее время понятие о нравственном идеале стало размытым, планка нравственности, патриотизма, гуманизма резко опустилась вниз в немалой степени под влиянием средств массовой информации, внедрения в сознание молодёжи системы ценности, не соответствующей духовно-нравственным требованиям. Положение осложняется тем, что идеалы являются регуляторами поведения учащихся в жизненных различных ситуациях. В качестве непосредственных психологических механизмов этого выступают их главные структурные элементы: образы положительных, личностно значимых для подростка лиц, в которых персонифицируются соответствующие собственные ценности. Эти структурные образования являются эталоном анализа и оценки учащимися окружающих людей, их поступков, действий и решений, а также критерием собственного поведения. Образовавшейся вследствие крушения нравственных идеалов духовный вакуум стал заполняться культом насилия, денег, наслаждения. Регулятором поведения молодёжи стал принцип «все позволено», что привело к асоциальному поведению. Вызывает беспокойство не только падение нравственности молодёжи, но и роль идеалов в формировании личности и регулировании её поведения.
В настоящее время меняется социально-экономическая ситуация в России, мы стараемся вступить в мировое сообщество на основах уважения прав человека и мирного сотрудничества, и поэтому от педагогов зависит каким мы хотим видеть будущее России и насколько адекватно оцениваем её историю, на какие ценности ориентируемся.
Наш долг – не только сохранить общественные ценности мировой цивилизации, но и самобытное лицо России, выстраданную тысячелетней историей систему ценностей – патриотизм, нравственность, духовность, милосердие, соборность, которые и должны быть положены в основу системы воспитания гражданина России XXI века.
Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, духовно – нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Данная Программа предлагает ряд условий: приобщение субъектов воспитательного процесса к ценностям общечеловеческой и национальной культуры; гуманизация межличностных отношений учителей и учеников, воспитателей и воспитанников, родителей и детей на принципах уважения, сострадания, терпимости, внимания, доброты.
Содержание
духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся
Данная программа предусматривает переход к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни.
В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
Организация уклада школьной жизни учитывает разноуровневый, полисубъектный, деятельностный характер современного пространства духовно-нравственного развития и воспитания, скрепленного базовыми национальными ценностями и духовными традициями, в котором поддерживается непрерывность детства и обеспечивается морально-нравственная, социальная, культурная полноценность перехода ребенка из дошкольного в младший, а из него в средний и старший школьный возраст.
Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций).
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход. Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности присваиваются человеком через совместную с другими людьми деятельность. Присвоение ценности – ключевой фактор человечности, обеспечивающий устойчивость всему личностному существованию. Присвоение ценности через деятельность открывает нравственное измерение в самой этой деятельности, создает дистанцию между идеальной ценностью и материальными формами деятельности и, таким образом, обеспечивает моральную рефлексию, пробуждает нравственное самосознание – совесть человека.
Аксиологический подход в воспитании определяет всю систему духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, весь уклад школьной жизни и утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, как субъекта, способного к организации своей деятельности в мире на основе духовных идеалов, нравственных установок и моральных норм.
Системно - деятельностный подход. Один из основателей системно - деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев - определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения, как процесс трансформации через деятельность существующих в культуре ценностей, идеалов в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения детей. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
Воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.
Системно-деятельностный подход предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.
Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включён школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.
Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют: соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход); многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход); разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.
Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы и принимаемы.
Развивающий характер развития и воспитания достигается, когда ценности формулируются в виде вопроса, поставленного педагогом, принимаемого обучающимся и обращенного ими к содержанию обучения, семейной, социальной, культурной жизни, к самим себе (в частности, что есть: Отечество? семья? милосердие? закон? честь? Что есть базовые национальные ценности?). Понимание (это ответ на вопрос), которое достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытия их личностного смысла.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: общеобразовательных дисциплин; произведений искусства и кино; периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; духовной культуры и фольклора народов России; истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи; жизненного опыта своих родителей и прародителей; общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; других источников информации и научного знания.
Таким образом, содержание разных видов учебной, семейной и иной общественно значимой деятельности интегрируется вокруг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни.
Перечисленные подходы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Школьник испытывает большое доверие к учителю. Для него слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и воспитания.
Родители, также как и педагог, подают ребенку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании школьника. Пример – это персонифицированная ценность.
Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание.
Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком базовой национальной ценности - культурной нормы, как своей собственной цели и желаемого будущего.
Национальный воспитательный идеал
Национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, абсолютно нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания
На основе внедрения компетентностного подхода в экологической школе межкультурных коммуникаций в условиях трансграничья способствовать воспитанию и развитию высоконравственного ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Личностная культура
- Готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию «становиться лучше», реализации творческого потенциала на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции;
- Нравственные ценности: честность, доброта, искренность, милосердие и др.;
- Самосознание, позитивная самооценка и самоуважение;
- Уметь открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора;
- Трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Ценность человеческой жизни.
Социальная культура
- Национальные духовные и нравственные ценности;
- Чувство личной ответственности за Отечество;
- Готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- Чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- Сознательное личностное, профессиональное, гражданское и самоопределение в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями;
Семейная культура
- Семья - основа российского общества;
- Ценности и традиции семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
Базовые национальные ценности
В наши дни духовные основы российского общества, «то, что можно назвать исконными ценностями россиян» были определены В.В.Путиным в докладе «Россия на рубеже тысячелетий»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные российские религии, семья, природа и искусство, человечество
Основные принципы организации
духовно-нравственного развития и воспитания
- принцип нравственного примера педагога;
- принцип социально-педагогического партнёрства;
- принцип индивидуально-личностного развития;
- принцип интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
- принцип социальной востребованности воспитания.
Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы развития и воспитания обучающихся основывается на совершенствовании методов работы школы в целях обеспечения процесса воспитания, пропаганды патриотизма среди учащихся, консолидации учащихся с общественными организациями, координации деятельности детей.
Ожидаемые результаты
Реализация Программы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в ОУ на основе широкого общественного согласия. К ожидаемым результатам относятся:
- повышение культурного уровня образовательного процесса;
- повышение педагогического мастерства, обретение педагогами гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями творческого взаимодействия с людьми, построение гуманистических отношений с детьми, подростками, молодёжью.
- поддержка инновационной деятельности педагогических работников и развитие научно-педагогического потенциала, экспертная оценка предлагаемых к внедрению педагогических новаций;
- подготовка методических материалов, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта по воспитанию духовной личности;
- создание условий для воспитания личности свободной, духовно-нравственной, гуманной, способной адаптироваться к созидательному труду, к защите Отечества.
- создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья учащихся и педагогических работников.
- ориентация на такие формы деятельности, как сотрудничество, взаимодействие, развитие патриотизма.
- основными ценностями в воспитании становятся развитие духовности, гуманности, патриотизма, творчества и трудолюбия.
- ориентация на национальную культуру как среду, питающую духовное и нравственное развитие личности.
Результатом национального воспитания и образования качественным продуктом школы должна быть личность выпускника – патриота, гражданина своей страны.
Достижение гармонии индивидуального и коллективного, национальной солидарности и общности, продолжение здоровых традиций, единение в классе, школе, семье, черты благодати, добра, тепла, правды, доверия, простоты, взаимопонимания, сотрудничества, сердечности, мягкости, отзывчивости, терпения, разделения труда, авторитетности старших, формирование крепкой школьной дружбы на примерах русских образцов.
Мы продолжим добрые традиции нашей школы и введём новые торжества, специальные праздники, конкурсы, встречи, экскурсии, поездки.
Оценка эффективности реализации Программы
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением учащихся школы к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всём многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, и отражается в результатах и основных направлениях деятельности педагогов, участвующих в реализации Программы.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста нравственной и экологической культуры, патриотизма, интернационализма, воспитанности в школе, обеспечение на её основе благоприятных условий для духовного и культурного подъёма в обществе.
Этапы реализации Программы
Этапы реализации программы | Прогнозируемые результаты | Методы исследования | Средства контроля результата |
1 этап 2010/ 2011 уг Осмысление идеи и внедрение концепции и программы духовно-нравственного воспитания в практику | Обеспечение нормативно-правовой базы Анализ состояния воспитательной работы Организация работы с педагогическими кадрами (методическая учёба, индивидуальные консультации) Разработка Концепции ДНВ школы Разработка Программы ДНВ на основе традиций школы и её внедрение Разработка воспитательного плана с учётом базовых ценностей и индивидуальных особенностей учащихся и его внедрение Мониторинг качества (здоровье, обязанность, развитость, воспитанность, семейное воспитание) Разработка и освоение критериев психолого-педагогической, социологической диагностики) | Тестирование, анкетирование, собеседование учащихся, родителей, учителей. Практическая, методическая оценка | |
2 этап 2011/ 2014 уг Реализация программы | Подготовка материалов для экспертизы программы в АИПК. Программно-методическое обеспечение воспитательной работы по ДНВ. Создание системы педагогического мониторинга ценностных ориентаций. Программа комплексной педагогической поддержки службы сопровождения: «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни», «Коррекционная работа в школе». | Тестирование, анкетирование, самодиагностика наблюдение за мотивацией поведения и противодействием аморальным проявлениям | Анализ оценочной деятельности школьников |
3 этап Диагностико-коррекционный 2014 /2015 уг | Подведение итогов Анализ реализации и корректировка воспитательной системы школы | Анализ, коррекция и систематизация накопленного опыта |
Мероприятия по реализации Программы
на 2010 / 2011 учебный год
№ | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Информационно-просветительская деятельность | |||
Подготовка информации по вопросам духовно- нравственного просвещения в школе. | постоянно | ЗДВР | |
Проведение встреч с обучающимися и родителями: «Духовно-нравственные ценности»; «Молодая семья в системе базовых ценностей» | постоянно | Классные руководители с приглашением духовенства | |
Комплектование библиотеки по духовно- нравственному воспитанию | постоянно | Библиотекарь | |
Участие в семинарах-совещаниях: «Духовно- нравственное воспитание детей» | по плану | ЗДВР, ЗДНМР, ЗДУВР | |
Организация ознакомительных экскурсий в храмы «Православный и буддийский храмы – источник духовной культуры» | постоянно | Классные руководители | |
II. Информационно-методическое обеспечение | |||
Изучение и обобщение опыта педагогов школы по духовно-нравственному воспитанию учащихся. | постоянно | ЗДВР, ЗДНМР | |
Проведение текущих консультаций по духовно-нравственному воспитанию для педагогов школы | постоянно | ЗДВР, ЗДНМР | |
Размещение на сайте школы информации по вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся. | постоянно | ЗДВР, ЗДНМР | |
Проведение мероприятий по организации совместной деятельности с семьей. | постоянно | ЗДВР, классные руководители | |
Подведение итогов и анализ деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся. | май | Руководитель МО классных руководителей | |
III. Организационно-массовая работа | |||
Проведение регулярных встреч с духовенством. | постоянно | ЗДВР, классные руководители | |
Конкурс детского и художественного творчества | январь | ЗДВР | |
Проведение внеурочных мероприятий в соответствии с программой ДНВ | В течение года | Классные руководители | |
Проведение конкурса на лучшую разработку занятий, классных часов, праздничных сценариев и учебных экскурсий по духовно-нравственному воспитанию. | май | ЗДВР |
Календарно-тематическое
планирование
на 2010 / 2011 учебный год
Модель выпускника школы
Выпускник
Осознающий
Собственную самоценность
Принятие знаний как ценности
Разнообразие жизненных ценностей
Умеющий
Заниматься самосознанием и самообразованием
Осуществлять выбор и решать социальные проблемы
Жить и работать во благо Отчизны
Способный
К самоактуализации, самореализации и самоопределению
Планировать свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями
Имеющий
Богатый внутренний мир, духовность, рефлексивные способности
Готовый Открытый
к межкультурному взаимодействию к иным культурам, ценностям, взглядам
Сентябрь Комплексное дело месяца: «Спорт, гармония, красота» Девиз дела: «Помни, что пользу себе и людям ты принесёшь, если будешь здоровым!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Праздник знаний. Конкурс сочинений «С чего начинается Родина?» Проведение вводных инструктажей в 1 – 11 Урок гражданственности 1.09 Акция «Поздравь своего учителя» | Профилактические беседы с приглашением работников ГИБДД, УИИ, ИДН Общечеловеческие ценности «Я, мы – коллектив» | Путешествие по карте языков мира «В начале было слово» - к международному дню грамотности 8. 09 | Подвижные игры на переменах. Физкультминутки во время уроков. «СПИД – чума XXI века». Подросткам о СПИДе | Входной мониторинг экокультуры воспитанников Работа на экологической тропе. Экологические операции и акции. | Беседа «Я и моё окружение» - по классам Конкурс сочинений «С чего начинается Родина?» | |
Внеучебная деятельность | Всероссийская вахта памяти - день солидарности в борьбе с терроризмом – 3 сентября. Месячник безопасности. | Велоэстафета среди учащихся 5 – 7 классов Цикл занятий службы сопровождения «Уроки Доброй Феи»: доброта. | Просмотр фильма по ПДД в 8 – 11 классах Утренник в 1 кл «Светофорчик, здравствуй!» | День Здоровья. Весёлые старты. Эстафета. Игры на сплочение – верёвочный курс. Туберкулёзу скажем стоп! | Общешкольный однодневный поход: преодоление препятствий, ориентирование по карте. | Праздник урожая. Осенний бал. | |
Внешкольная деятельность | Встреча отряда ЮИД с инспектором ГИБДД. Государственные символы России из истории страны. | Акция «Помоги собраться в школу» | Экскурсия. Встреча с профессией. | Запись детей в спортивные секции и кружки в ГО «Посёлок Агинское» | День работников лесного хозяйства. Операция «Чистый двор» | Посещение краеведческого музея - экскурсия | |
Семейное воспитание | Планирование работы с родителями. Лекция-диалог «Гуманизация семейного воспитания» Заочная консультация «Заповеди пешеходов» | Рейды по семьям Памятки для родителей: «Принципы семейного благополучия» Родительское собрание в классах «Умею ли я общаться со своим ребёнком?» | Родительские собрания по классам. Оформление странички для родителей на сайте школы. | «Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивные соревнования. | Акция «Запасаем семена для подкормки птиц зимой» Акция «Цветок - школе» Конкурс букетов между классов «Осенние фантазии» | Нравственный урок памяти «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях» | |
Общественно-полезная деятельность | Дискуссия «Как научиться любить свою Родину и быть её патриотом?» Учебная эвакуация | Месячник по саночистке посёлка Дежурство по школе Уборка кабинетов | Изготовление буклетов для детей, родителей, учителей к осеннему сезону | Экологический десант. Акция «Посади дерево» |
Октябрь Комплексное дело месяца: «Планета Земля – наш общий дом» Девиз дела: «Из тысячи планет, Земли прекрасней нет!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Беседа«Взаимопонимание культурного многообразия народов» - по классам Месячник правовых знаний. | Конкурс рисунков и плакатов на тему «Культура дорожного движения» Личность человека как био-, психо-, социо- духовная модель (личность, индивид) | День дублёра. Малый педсовет по проведению Дня дублёра. Отчётный педсовет. | Конкурс рисунков и плакатов на тему «ЗОЖ» ВИЧ – знать, чтобы жить. Просмотр видеофильма. Краевая акция «Гриппу - бой» | Исследовательские работы по экологии Экологическая игра «Путешествие по родному краю» | Сочинение «Что такое толерантность?» 8 – 11 кл. | |
Внеучебная деятельность | Месячник правовых знаний Конкурс «Лидер XXI века» Цикл бесед «Что я знаю о своих правах?» | Исследовательская работа. Проект «Герои -участники войн» Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: вежливость | Встреча с профессией: «Знакомьтесь – я …» | Акция «Меняю сигарету на улыбку» Туберкулёз и прививка вакциной БЦЖ | Конкурс «Самый зелёный класс» | Праздник ко дню учителя «Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики» | |
Внешкольная деятельность | Поэтический час «Москва – главный город России» (конкурс) Школьная военно-спортивная игра «Зарница» среди учащихся 2 - 8 классов | Операция «Ветеран» Выступление агитбригад на тему БДД | Исследовательская работа «Герои и участники войн» | Методы контрацепции (кабинет планирование семьи) Подготовка к краевому конкурсу социальных проектов «Школа-территория здоровья» (ноябрь) | День школьного лесничества. Экскурсии классными коллективами | Ток-шоу «Давайте говорить друг другу комплементы» | |
Семейное воспитание | День добрых дел в день пожилых людей. Горячие линии связи. Консультации для анонимных пользователей (Эл почта + ящик доверия) | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) Памятки для родителей: «Пойми меня» | Анкетирование | Акция «Запасаем семена для подкормки птиц зимой» | Выставка «История семьи в фотографиях» | ||
Общественно-полезная деятельность | Операция «Ветеран». Классный час Если ты оказался на территории военных действий | Дежурство по школе Уборка кабинетов | «О здоровье знаю всё, но …». Классные часы | Всемирный день наблюдения за птицами. | Беседа «Толерантность и мы» - по классам |
Ноябрь Комплексное дело месяца: «Эврика» Девиз дела: «Стремись всё знать, всё уметь!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Школьная научно-практическая конференция Викторина «Государственные символы РФ» | Конкурс рисунков 1-4 кл на тему «Страна дорожных правил» Определение ЗОЖ (здоровье и продолжительность жизни) | Ежегодная общешкольная научно-практическая конференция учащихся | Сюжетно-ролевая игра «Микробы вокруг нас» Краевой конкурс социальных проектов «Школа –территория здоровья» | Охрана зимующих птиц. «Красная книга – Красная, значит природа в опасности» - агитвыступление | Информационный час «Толерантность – ключевая проблема мира» - 8 – 11 кл | |
Внеучебная деятельность | День народного единства - линейка. Вручение паспортов. День прав человека – линейка. Цикл бесед «Большая забота о маленьких детях» | Блиц-турнир «Берегись автомобиля» Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: заботливость | Всемирный день отказа от курения. Акция «Нет – курению!» Книжная выставка «Никотин и никотиномания» | Конкурс проектов «Школьный двор» | Экологическая игра «Что? Где? Когда?» Информационный час «Толерантность глазами ребёнка» 2 - 7 кл | ||
Внешкольная деятельность | Выпуск листовок, буклетов «Толерантность это …» 5 – 11 кл День прав человека – тематическая линейка. | Книжная выставка в библиотеке, посвящённая международному Дню толерантности (10ноя) | Праздник «Профессии, которые выбирают нас, профессии, которые выбираем мы» | Дебаты «О вредных привычках и не только» | Конкурс презентаций «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Практикум нравственности «Прости, поверь и я тебе открою дверь, и я прощу» | |
Семейное воспитание | Семинар-практикум «Права и обязанности родителей» Родительское собрание в классах «Родительская ответственность за воспитание и развитие ребёнка» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) Памятки для родителей: «Наказывая, подумайте – зачем?» | Конкурс семейных проектов «Моя школа» - зоны рекреации. | Психодиагностика семейных отношений – сл сопр + Кл рук | Изготовление кормушек | День матери. Праздник (конкурс, марафон-концерт) | |
Общественно-полезная деятельность | Линейка «Награды Родины» Информационные листовки для родителей и населения: «Право на детство без насилия» Встречи с воинами – интернационалистами | Раздаточный материал по ПДД «Родительская копилка» Акция «Зимняя одежда» | Конкурс «Самый чистый класс» Дежурство по школе Уборка кабинетов | Акция «Скажем сигарете «Нет!» Изготовление листовок и буклетов к зимнему сезону | Организация птичьих столовых. Операция «Кормушка» - в течение всей зимы | Акция «Книга – в подарок» |
Декабрь Комплексное дело месяца: «Эврика» Девиз дела: «Стремись всё знать, всё уметь!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Урок России (по классам) Викторина «Слава Отечества – твоё достояние» | Круглый стол «Уважай ближнего как самого себя» - 5 кл Акция «Спешите делать добрые дела!» Международный день инвалидов (3.12) | Школьный интеллектуальный марафон | Конкурс сочинений «Мы против СПИДа!» Акция «XXI век – век без наркотиков» | Охрана зимующих птиц Конкурс на звание «Знаток природы» | Интеллектуальная викторина «Умники и умницы» | |
Внеучебная деятельность | День Конституции РФ - линейка. Цикл бесед «Право на жизнь» | КВН «Эх, дороги!» - ПДД Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: милосердие | Встреча с профессией: «Знакомьтесь – я …» | Просмотр видеофильма «Знать, чтобы жить» Конкурс рисунков и плакатов «СПИДу скажем НЕТ!» | Экопроекты «Что угрожает планете» Выступления агитбригад «Охрана окружающей среды» | Экскурсия в планетарий | |
Внешкольная деятельность | Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия» | Нравственная беседа по классам «Друг – это тот, кто рядом» | Что нужно знать об организме женщины | Игра-конкурс «Поговорим о матушке-природе» | Новогодний утренник, карнавал, праздник. Конкурс Дедов Морозов. | ||
Семейное воспитание | Памятки для родителей: «Пять рецептов избавления от гнева» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) | Спортивный турнир «Под рождественской звездой» | Изготовление кормушек | |||
Общественно-полезная деятельность | Встречи с воинами – интернационалистами | Мастерская Деда Мороза Украшение фасада школы к поселковому конкурсу | Конкурс рисунков «СПИДу – нет!» | Подкормка птиц в птичьих столовых Операция «Кормушка» - в течение всей зимы | Конкурс «Лучшая новогодняя открытка» |
Январь Комплексное дело месяца: «Милосердие» Девиз дела: «Доброта спасёт мир!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Круглый стол «Стратегия поведения в конфликте» - 9-11 кл Лекторий «Личная безопасность школьника во время пожара» | Беседа «С законом шутки плохи!» Праздник «День просвещения, праздник студенчества, славной Татьяны великий день» | Выставка рисунков «Мы выбираем здоровье!» Краевая акция «Гриппу - бой» | Игра «Экологический светофор» День заповедников – 11 января | Конкурс – праздник «В королевстве кривых зеркал, в королевстве добра и света» | ||
Внеучебная деятельность | Конкурс рисунков на патриотическую тематику Цикл бесед «Мой дом – моя крепость» | Нравственная беседа по классам «О зависти и завистниках» | Алкоголь - трамплин в наркоманию КТД «Жить без наркотиков? Просто жить …» | Подкормка птиц в птичьих столовых. | Ярмарка забав. | ||
Внешкольная деятельность | Конкурс проектов «Я – гражданин России» среди 5-7, 8-10 | Театр дорожных миниатюр 5-10 кл Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: бережливость | Все работы хороши, выбирай на вкус» | Тележурнал здоровье: «Здравствуйте! Будьте здоровы! На здоровье!» | Игра «Зов джунглей» | Литературно-музыкальная композиция «Среди миров, в мерцании светил одной Звезды я повторяю имя …» | |
Семейное воспитание | Родительское собрание в классах «Наказания: «за» и «против» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) | Праздник «Семья моя – мой талисман» | Спортивный марафон «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» | Изготовление кормушек Операция «Кормушка» - в течение всей зимы | Конкурс «Моя родословная» | |
Общественно-полезная деятельность | Просмотр видеофильма «Дорожные происшествия» Конкурс рисунков, стихов, песен на патриотическую тему. | Основы развития личности (соответствие слов и поступков) | Дежурство по школе Уборка кабинетов | Нравственный закон медицины | Оформление альбома «Мой край родной» | Конкурс «В гостях у Золушки» |
Февраль Комплексное дело месяца: «Я, семья, Родина!» Девиз дела: «Знай и береги историю, культуру, обычаи и традиции своего народа и нашей страны!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Круглый стол «Живи в мире с собой и другими» - 6-7 кл | Конкурс рисунков «Ага – Земля моя» Последствия употребления ПАВ (жизнь, болезнь, смерть) | Конкурс сочинений «Моя семья» | Диспут «Наркомания: от мнимых удовольствий больше проблем». | заочная олимпиада по экологии. Интеллектуальная викторина «Географические имена» | Фейерверк талантов | |
Внеучебная деятельность | Общешкольный смотр песни и строя: 1-4, 5-8, 9-11 | Конкурс «Лучшая инсценировка сказок бурятского народа» Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: благодарность | Встреча с профессией: «Знакомьтесь – я …» | Соревнования – игры в костяшки «Шагэ» Праздник «Путешествие в страну Здоровья» 1-2, 3-4 | Подкормка птиц в птичьих столовых. | Сагаалган – праздник Белого месяца. День Святого Валентина | |
Внешкольная деятельность | Школьная игра «А ну-ка парни!» для 2-4, 5-7. Игра «Путь к генералу» 8-11 Школьные командные соревнования по пулевой стрельбе 8 – 11 кл Школьные военно-спортивные соревнования по разборке и сборке автомата среди учащихся 5-7, 8 – 11 классов | Нравственная беседа по классам «Мой след на земле» | Акция «Руки сердечное тепло» | Курс часов общения по ЗОЖ «Если случилось непредвиденное» | Соревнование «Что? Где? Когда?» «Необычная биологическая викторина» | «Я цветы влюблённым подарю», к дню влюблённых 14 февраля | |
Семейное воспитание | Конкурс для пап, посвящённый Дню защитников Отечества КТД «След моей семьи в истории страны» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) | Праздник «Любимых окон негасимый свет» (роль семьи в жизни человека) | Родительские собрания в классах с приглашением валеолога «Сохраним здоровье наших детей» | Озеленение школы | Конкурс рисунков «Мой дом». | |
Общественно-полезная деятельность | Конкурс рисунков, стихов, песен на патриотическую тему. | Конкурс знатоков «Где? Кто? Почему?» - ПДД | Дежурство по школе Уборка кабинетов | Операция «Кормушка» - в течение всей зимы |
Март Комплексное дело месяца: «В мире прекрасного» Девиз дела: «Учись видеть красоту и нести её людям!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Турнир знатоков «А может, не было войны…» Игра «Что? Где? Когда?» по теме «Всемирная слава ордена Георгия Победоносца» | Сочинение-рассуждение «О чём мне поведал вечный огонь?» | Игра «Поле чудес» на знание символики и атрибутики РФ, Забайкальского края, Читинской области, АБО, посёлка | Устный журнал Алкоголь – враг организма! Окружной смотр-конкурс «Самый здоровый класс» | Подкормка птиц в птичьих столовых Экологическая викторина «Счастливый случай» | Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» окружной фестиваль детского художественного творчества «Оюун бэлигээ-Ага нютагтаа» | |
Внеучебная деятельность | Игра на знание символики и атрибутики РФ, Забайкальского края, АБО О чём мне поведал вечный огонь? – беседы по классам | Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: нежность | Трудовой подвиг народа. Проекты по классам. | Круглый стол «Осторожно, наркотики!» | Выступление агитбригад «Сохраним природу» . | Конкурс «Без женщин жить нельзя на свете, нет!», посвящённый международному женскому дню. | |
Внешкольная деятельность | Акция «Помоги ветерану» | Рыцарский турнир «О рыцарстве и рыцарях» | Экскурсия. Встреча с профессией. | Презентация «Целительные напитки» | Конкурс рисунков (1-4) и плакатов (5-11) «Природа в опасности» | Праздник «Листая календарь Масленицы» | |
Семейное воспитание | Мини-лекции «Успех семейного воспитания», «Стили семейного воспитания» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) | Изготовление скворечников. | Праздник, посвящённый международному женскому дню. | |||
Общественно-полезная деятельность | Информационные листовки для родителей и населения: «Ты и твоё имя» Конкурс рисунков, стихов, песен на патриотическую тему. | Дежурство по школе Уборка кабинетов | Изготовление листовок и буклетов к весеннему сезону | Смотр кабинетов «Самый зелёный класс» |
Апрель Комплексное дело месяца: «Зелёный мир» Девиз дела: «Мы живы, пока жива природа!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Конкурс сочинений «Кем я хочу стать?» Викторина «Многоликая Русская земля» - 8-11 кл Конкурсные тематические линейки, посвящённые дню Победы | Формирование навыков по отказу от приёма ПАВ (устойчивое развитие человека – основа благосостояния) | Ток-шоу «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю» | Устный журнал «Табачный туман обмана» | Конкурс проектов «Озеленим нашу новую школу» | «Космос - вчера, сегодня, завтра» 12 апреля | |
Внеучебная деятельность | Игра «Зарница» Конкурсные тематические линейки, посвящённые Дню Победы. Историко-познавательная викторина «От первых стягов земли русской до знамени победы» | Тематическая линейка, посвящённая дню космонавтики Цикл занятий сл сопр «Уроки Доброй Феи»: ответственность | Встреча с профессией: «Знакомьтесь – я …» | Красота природы и человека Всемирный день здоровья 7 апреля | 1 апреля – всемирный день птиц. Неделя птиц. Всемирный день Земли | Вечер юмора «И улыбка без сомненья вдруг коснётся ваших глаз…» | |
Внешкольная деятельность | военно-спортивная акция «День призывника» среди учащихся 8 – 11 классов Операция «Забота». Праздник «Край мой – гордость моя» | Нравственная беседа по классам «Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» к дню толерантности | Общешкольный конкурс «Безопасное колесо» | Спортивное соревнование «Лучше спорт, чем вредные привычки» | Участие в мероприятиях, проводимых МУК «Охраны природы» | Цикл бесед «Маска откровения» | |
Семейное воспитание | Родительское собрание в классах День семьи «Моя родословная» | Рейды по семьям (неблагополучные, опекунские, многодетные семьи) | Традиционные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»- семьи уч-ся | Изготовление скворечников. Операция «В защиту зелёного друга» | Устный журнал «Пасха – праздник светлый, народный» | ||
Общественно-полезная деятельность | Конкурс рисунков, стихов, песен на патриотическую тему. | Заочная олимпиада «Азбука пешеходов» Весенняя неделя добра» | Месячник по саночистке посёлка Дежурство по школе Уборка кабинетов | Операция «Чистая Ага» (очистка правого берега реки Ага на территории посёлка) |
Май Комплексное дело месяца: Праздник «За честь школы» Девиз дела: «Честь школы – это честь твоя и моя!» |
Направление Содержание | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое воспитание | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях – эстетическое воспитание |
Учебная деятельность | Занесение имён в Книгу почёта Школьный фестиваль юных талантов «Наследники Победы», посвящённый дню Великой Победы | Круглый стол «Чтобы всё в моей жизни было не зря …» Золотое кольцо России. Заочное путешествие. | Цикл бесед «Как важно быть грамотным» | Устный журнал «Через знание к здоровью» | Соревнование «Лесной круг» Туристический слёт для 3-4 классов «Рюкзачок» | Выпускной вечер 11-классников. | |
Внеучебная деятельность | Чествование ветеранов. Праздник последнего звонка, праздник чести школы. Венок Славы. Возложение к памятнику Земля без войны – рисунки на асфальте | Устный журнал «Да будь я камнем от рожденья, я б в жажде всё одолевать прошёл все муки превращенья, чтоб только человеком стать» | Уважение к человеческому труду (человеческий потенциал) | Уроки здоровья «Разговор о правильном питании» | Познавательная эколого-краеведческая эстафета «Есть Ага у России, есть Ага у меня» | Выпускной в начальной школе. Праздник для 2-классников «Переходим во второй» | |
Внешкольная деятельность | Смотр песни и строя. Вечер памяти «Имя в летопись истории страны» Курс «Школа выживания» | Рисунки на асфальте «Земля без войн» | Представление-презентация «Профессии сегодняшнего дня» | Экологический слёт. Соревнование экологов, биологов, лесоводов на экотропе. | |||
Семейное воспитание | День открытых дверей. Окружная выставка-ярмарка изделий школьных мастерских и кабинетов домоведения | Рейды по семьям Классные часы к международному дню семьи «С любимыми не расставайтесь!» | Фестиваль семейного творчества «Я, ты, он, она- вместе дружная семья» | ||||
Общественно-полезная деятельность | Школьный альбом – заполнение странички выпускников Окружная акция школьников «Помоги ветерану», посвященная 66-ой годовщине Великой Победы | Отчёт отряда ЮИД | Месячник по саночистке посёлка Дежурство по школе Уборка кабинетов | Изготовление листовок и буклетов к летнему сезону | Агитационная работа среди населения – распространение листовок «Осторожно, пожар!» Конкурс сочинений «Пожар в лесу» |
Инструментарий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
Программа духовно-нравственного развития.
Концепция духовно-нравственного развития «Кадетского братства», общешкольного патриотического объединения «Прометей»,студии «Родничок» , программа. ...
Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания
план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития воспитанников с ОВЗ в условиях школы- интерната "Истоки нравственности"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеКупинского района "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья"г. Купино, ул. Розы Л...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания слабослышащих умственно отсталых обучающихся третьего года обучения
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальны...