Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
рабочая программа по внеклассной работе по теме
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы договоров, разрешения родителей, приказы по школе о разрешении ведения часов общения с представителями церкви.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Isachenko__programma.doc | 68 КБ |
Isachenko__prilozheniya_k_programme.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа совместной деятельности
МОУ «Седельниковская СОШ №1», семьи и общественности
по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся
«Путь к себе»
Цель: организация совместной деятельности МОУ «Седельниковская СОШ №1», семей обучающихся и общественности в лице отца Сергия настоятеля Храма Серафима Саровского и Центра традиционной народной культуры на основе социального партнерства.
Задачи:
- Совершенствовать систему совместной деятельности школы, семьи и общественности, основанную на основах социального партнерства;
- Развивать у обучающихся высокое ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов;
- Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро;
- Приобщать к опыту православной культуры;
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций;
- Повышать педагогическую культуру родителей (законных представителей)
- Восстанавливать в общественном сознании традиционные ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
- Творчески воссоздавать в современных условиях традиционный уклад жизни общества и семьи.
Направления системы работы по педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей:
I. Содержательное направление. Оно включает разработку содержания, форм и методов интегрирования духовно-нравственной компоненты в практику семейного воспитания;
II. Социально-педагогическое направление. Оно предполагает реализацию системы духовно-просветительских и педагогических мероприятий, адресованных различным категориям семей:
1. Семьям, переживающим разные периоды развития:
- молодежи, готовящейся к вступлению в брак,
- молодым супругам (до рождения ребенка),
- семьям, имеющим ребенка раннего возраста, не посещающего дошкольное учреждение,
- родителям детей-дошкольников,
- родителям младших школьников,
- родителям подростков,
- родителям взрослых детей, бабушкам и дедушкам;
2. Семьям, требующим повышенного внимания и нуждающимся в особой помощи:
- многодетным,
- малоимущим,
- неполным семьям,
- семьям, имеющим детей-инвалидов.
3. Неблагополучным семьям группы риска, асоциальным семьям.
III. Программно-структурное направление, которое предполагает выделение, организационную и содержательную разработку трех последовательных этапов в работе по педагогическому сопровождению семейного духовно-нравственного воспитания:
1) просвещения родителей,
2) организации совместной деятельности семей,
3) совместного воцерковления семей.
IV. Направление кадровое обеспечения системы, определяющее разработку и осуществление подготовки, повышения квалификации и переподготовки специалистов для работы по социальному, психолого-педагогическому и духовно-нравственному сопровождению семейного воспитания.
V. Организационное направление, оценивающее и реализующего возможности разработки государственной семейной политики, включение мер по поддержанию семьи в различные программы различного уровня.
VI. Экономическое направление. Оно включает определение объемов и источников финансирования Подпрограммы, организацию осуществления финансирования за счет благотворительных фондов и контроля за расходом средств.
VII. Управленческое направление, позволяющее в рамках системной организации работ компенсировать неспособность ни одной из существующих ныне структур, работающих с семьей, эффективно содействовать преодоления духовно-нравственного кризиса семейного воспитания.
Этапы реализации подпрограммы «Путь к себе»
I. Подготовительный этап (август-сентябрь 2010 г.):
- Анкетирование родителей о необходимости введения в школе часов общения с отцом Сергием и подписание соглашения по данному вопросу;
- Заключение договора о сотрудничестве между школой и религиозной православной организацией Храмом Серафима Саровского с. Седельникова Омской области;
- Заключение договора о сотрудничестве школы и Межпоселенческого Центра традиционной народной культуры с. Седельникова;
II. Основной этап (октябрь 2010-апрель 2014 г.)
- Проведение в рамках программы «Путь к себе » часов общения с о. Сергием на базе ГПД.
- Проведение православных лекториев для родителей.
- Введение в учебный план школы уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» со 2 класса;
- Введение в программу летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе ОУ часов общения с о. Сергием.
III. Аналитический (май 2014 г.)
- Обобщение опыта, изучение результатов работы (диагностика, анкетирование);
- Разработка и публикация методических рекомендаций, сценариев православных праздников и культурно-массовых мероприятий;
- Проведение практических семинаров по обмену опытом.
Механизм реализации:
Механизм реализации Программы учитывает к настоящему времени формы и методы духовно-нравственного просвещения и воспитания, тенденции регионального и муниципального развития.
В осуществлении Подпрограммы участвуют следующие структуры: Межпоселенческий центр традиционной народной культуры, церковь Серафима Саровского, Досуговый центр «Светоч», МОУ ДОД «Седельниковский детский дом творчества», МОУ ДОД «Седельниковская детская школа искусств»,МОУ «Седельниковская СОШ №1»
Координацию деятельности по управлению реализацией подпрограммы осуществляет Совет по введению ФГОС в ОУ, который обеспечивает контроль за выполнением плана мероприятий, обсуждает представленные предложения по уточнению перечня мероприятий программы и сроков их реализации.
Главным исполнителем подпрограммы является МОУ «Седельниковская СОШ №1». Главный исполнитель разрабатывает необходимые для проведения мероприятий нормативные документы (положения, приказы, планы и т.д.); определяет источники финансирования мероприятий, проводит организационную работу, обеспечивает научно-методическое сопровождение, осуществляет корректировку Подпрограммы, в том числе включение в нее новых мероприятий.
План действий по реализации подпрограммы «Путь к себе»
№ | Раздел программы | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные |
Нормативно-правовое обеспечение | Проведение школой предварительных консультаций с потенциальными учасниками- родителями, центром традиционной народной культуры и настоятелем о. Сергием. Выявление основных интересов, ресурсов, ограничений и рисков партнерства, направлений деятельности, определение форм социального партнерства Разработка и старт реализации программы «Путь к себе» Совет школы об утверждении программы «Путь к себе» Подписание соглашения между родителями и школой о разрешении проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию и развитию отцом Сергием Черкасовым Заключение договора о сотрудничестве между школой и религиозной православной организацией | Август-сентябрь Сентябрь -октябрь Сентябрь Сентябрь | О.Сергий, настоятель храма Серафима Саровского | Директор , зам директора по УВР, Совет по введению ФГОС Директор , зам директора по УВР, Совет по введению ФГОС Совет по введению ФГОС Совет по введению ФГОС | |
Кадровое обеспечение | Создание Совета по введению ФГОС в школе Определение ответственных и участников для реализации Подпрограммы Семинар «Необходимость реализации Подпрограммы «Путь к себе» в условиях введения ФГОС» | Март Сентябрь Сентябрь | Педагоги школы Метод. объединение учителей начальных классов | Директор Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР | |
Духовное просвещение учащихся | 1.Уроки «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | 2-4 кл | Зам. директора по УВР Учителя нач. кл. | ||
2.Часы общения учащихся с о. Сергием : - Православная культура и религии мира -История православной религии -Православный образ жизни -Нравственная культура Православия -Православные праздники | По графику | 4 4 1-4 1-4 1-4 | Учителя нач. классов , О.Сергий. настоятель храма Серафима Саровского, старшая вожатая | ||
| В расписании ГПД | 1-4 | Муз. руководитель школы | ||
Работа с родителями | Лекторий для родителей: -Младший школьный возраст и его особенности -Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников
-Отец и мать – первые воспитатели
-Воспитание трудолюбия в семье и школе
-Счастлив тот, кто счастлив дома. Традиционный уклад семейной жизни. -Что посеешь, то и пожнешь | Ежегодно, сентябрь Ежегодно, октябрь Ежегодно- ноябрь Ежегодно, февраль Ежегодно, март Ежегодно, апрель | Родители | Учителя нач.кл. Учителя нач. кл, Отец Сергий Черкасов | |
Семейные праздники светского и церковного календаря | -Рождество Христово -Пасха -Масленица | Центр традиционной народной культуры | 1-4 кл, родители | Центр традиционной народной культуры, родительский комитет | |
6. | Анализ, контроль и коррекция программы | Процедуры экспертизы эффективности социального партнерства | Ежегодно, июнь | Зам.директора по УВР, Совет по введению ФГОС | |
7. | Информационное сопровождение программы | Размещение на сайте школы информации для родителей по реализации программы «Путь к себе» Информирование общественности о реализации программы в газете «Сибирский труженик», на 12 канале, филиала ГТРК г. Омска | Зам.директора по УВР, Совет по введению ФГОС | ||
8. | Обобщение материалов по реализации программы | Выпуск методического сборника по итогам реализации программы Проведение практических семинаров по обмену опытом. | Ежегодно, май-июнь | Метод.объе-динение учителей начальных классов | Совет по введению ФГОС, руководитель метод. объединения учителей начальных классов |
Ресурсное обеспечение:
Предполагаемый результат:
- Совершенствование системы совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся;
- Развивитие у обучающихся высокого ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию русского и других народов.
- Воспитание уважения к нравственным формам христианской морали, умение различать добро и зло.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Формирование чувства любви к Родине на основе изучения русских национальных культурных традиций.
- Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
- Восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;
- Творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
Предварительный просмотр:
Приложения.
Приложение 1.
Обращение к родителям о согласии на проведение часов общения с о. Сергием настоятелем храма Серафима Саровского с. Седельникова
Уважаемые родители(законные представители)!
МОУ «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» предлагает вам подписать соглашение о проведении часов общения с отцом Сергием настоятелем местной церкви Серафима Соровского.
Данные часы общения рекомендовано проводить в рамках введения в МОУ «Седельниковская СОШ №1» новых образовательных стандартов, с целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Даю согласие_______________(Подпись) _____________(ФИО)
Приложение 2.
Договор
о сотрудничестве МОУ «Седельниковская СОШ №1» и храмом Серафима Саровского с. Седельникова Омской области
01.09.2010г.
1. Общие положения.
МОУ «Седельниковская СОШ №1», в лице директора школы Новолодской Любови Александровны, и церковь Серафима Саровского с. Седельникова , в лице отца Сергия, именуемые далее «стороны», основываясь на принципах:
1.1 Государственной политики в области образования, свободы совести и вероисповедания.
1.2 Признание особой роли Православия в истории России, становлении и развитии ее духовности и культуры;
1.3 Провозглашенных во всеобщей Декларации прав человека и в Международной конвенции ОНН «О правах ребенка»;
1.4 Приверженности высоким духовным ценностям, всегда занимавшими приоритетное место в образовательно-культурной традиции российского общества;
1.5 Наиболее полного использование возможностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях»;
1.6 Солидарной ответственности за духовно-нравственное воспитание детей и молодежи города. Заключили настоящий договор о сотрудничестве на основании приказа Министерства Образования РФ №49955 от 01.07.2003г. «О предоставлении государственными и муниципальными учреждениями религиозным организациям возможности обучать религии детей вне рамок образовательных программ» и письма Министерства Образования РФ №01-51-013ин от 13.02.03 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры»».
2. Предмет договора.
2.1 Предметом договора является осуществление сотрудничества по воспитанию детей и учащейся молодежи в духе высоких моральных ценностей, анализ и обобщение опыта в области духовно-нравственного воспитания;
2.2 Сотрудничество в области преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России»
3. Цели настоящего договора.
3.1 Стороны осуществляют сотрудничество в следующих направлениях:
3.1.1 Совместная разработка и реализация программы по образованию и воспитанию в области христианской истории и культуры, введение в школьный компонент учебного плана курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», рекомендованного Министерством Образования РФ.
3.1.2 Проведение совместных «круглых столов» по проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещение учащихся.
3.1.3 Организация и проведение совместных праздничных мероприятий.
3.1.4 Воспитание детей и молодежи в духе высоких духовных ценностей направленных на укрепление гражданской ответственности, патриотизма, семьи и культуры межнационального общения.
3.1.5 Содействие формированию целостной картины мира, понимания содержания жизни человека и общества, адекватному современному уровню знаний и культуры.
3.1.6 Организация православного лектория для родителей с целью создания необходимых условий для выработки молодежью собственной жизненной позиции, направленной на укрепление здорового образа жизни.
3.1.7 Противодействие распространению в среде детей, подростков и молодежи пороков: табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности, насилия и бродяжничества.
3.1.8 Информационной защиты от деятельности представителей тоталитарных и деструктурных сект и культур, способствующих разрушению духовного и физического здоровья учащихся.
4. Заключительные положения.
5.1 Настоящий договор вступает силу со дня его подписания
5.2 Договор прекращается:
- по соглашению сторон,
В случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств, составляющих предмет договора.
Директор школы Настоятель храма ____________ ______________
Приложение 3.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальное образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1» Седельниковского муниципального района Омской области
ПРИКАЗ
от _______ № ___
О разрешении проведения часов общения настоятелем на базе МОУ «Седельниковская СОШ №1»
На основании педагогической программы школы и договора от 01.09.2010. о сотрудничестве МОУ «Седельниковская СОШ №1» с местной православной организацией храмом Серафима Соровского
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Разрешить проведение часов общения с о. Сергием учащихся начальных классов во время их пребывания в ГПД
3.Утвердить расписание занятий 1-х классов в ГПД
4. учителя музыки назначить руководителем занятий по духовной музыке.
6.Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
7.Приказ вступает в силу с момента его подписания.
Директор
С приказом ознакомлены : ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса
Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. «Радуга» 8-9 классы (III ступень)...
3.1.Участие учителя в разработке и реализации программ духовно-нравственного, патриотического воспитания и социализации личности обучающихся
Справка-подтверждение; сертификат; рейтинговая таблица...
Рабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 10__"А"____ класса на 2017-2018 учебный год
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУСОШ №1 предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...