Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка детей к школе» для дошкольников 6-7 лет на 2022-2023 учебный год
рабочая программа по психологии

Тищенко Тамара Михайловна

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно – развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с будущими первоклассниками.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

Задачи курса:

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Расширение кругозора детей.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

 

Планируемые результаты  освоения внеурочной деятельности
по курсу «Развитие познавательных способностей» в  0 классе

Коммуникативные:  умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные: умение классификацировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования села Уэлен»

«Рассмотрено»

«Согласовано»

  «Утверждено»

Руководитель МО

Заместитель директора

по УМР

И. о. директора МБОУ                 «Ш-ИСОО с.Уэлен»

____________/_________

Протокол  № ______

от  ________________2022 г

_____________ /_________

от ______________2022 г.

_________/ __________ Приказ № ____

от ____________2022 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Подготовка детей к школе»

для дошкольников 6-7 лет

 на 2022-2023 учебный  год                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

педагога-психолога Тищенко Т.М.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений:  «Мищенкова Л.В.«36 занятий для будущих отличников»: Задания по развитию познавательных способностей

(0 класс) / Методическое пособие, 0 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.

Срок реализации программы один учебный год. 

Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Продолжительность одного занятия 30 минут.

Запланировано  32 занятия.

с. Уэлен, 2022-2023 г.

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей – значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно – развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с будущими первоклассниками.

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

Задачи курса:

Развитие познавательных способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей дошкольников.

Расширение кругозора детей.

Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Планируемые результаты  освоения внеурочной деятельности
по курсу «Развитие познавательных способностей» в  0 классе
 

Коммуникативные:  умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные: умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

К концу учебного года дети подготовительной группы должны уметь:

Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

Находить сходства и различие предметов  (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

Называть положительные и отрицательные качества характера.

Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

Соотносить сюжет и пословицу,  выражающую его основную мысль.

Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

II. Содержание программы «36 занятий для будущих отличников»

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей дошкольников, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Интегрированные задания из различных образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей «танграма» или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.

Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге

Учитывая дошкольный возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.

Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.

Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

Методика работы с головоломкой «танграм»

Танграм – древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы с ней. Здесь представлен простейший вариант – составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.

Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.

Методика работы со спичками

          В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом.  Затем образец закрывается. Задача ребенка – по памяти воспроизвести  рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.

Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.

III. Календарно-тематическое планирование

для 0 класса по курсу «36 занятий для будущих отличников»

Тема

Дата

План

Факт

Итак, мы начинаем…

Чему учат в школе?

Про звонок и про урок

Семицветная дуга

Рисуем бусы

Развиваем фонематический слух

Поговорим о временах года

Осень.

Зима.

Весна.

Лето

Слушаем сказку

Дни недели

Развиваем мелкую моторику

Размеры предмета

Геометрические фигуры

И снова сказка

Еще о геометрических фигурах

Развиваем воображение и фантазию

Трудные задания от Василисы Премудрой

Развиваем речь

Качества характера

Домашние животные

Дикие животные

Предмет в пространстве

Снова о предмете в пространстве

 Сказочное ассорти

Внешний вид ученика

Эстафета занимательных заданий

Трамвайчик «Первоклашка»

Тестируем и тренируем внимание

Тестируем и тренируем мышление

Тестируем и тренируем память

Продолжаем тестировать  и тренировать  

мышление

IV. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»

  1. Агапова И.А., М.А. Давыдова М.А. «Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых». – М.; 2003.
  2. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников».-М.,2017.
  3. Гуткина Н.И. «Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста подготовки их к школе. /Психолог в детском саду». 2007. - №4 С. 47-65.
  4. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 0 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
  5. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2012.
  6. Холодова О.О. «За три месяца до школы». – М.; 2017.

Оборудование для детей:

Шариковая ручка, простой карандаш, набор цветных карандашей, головоломка «танграм», линейка, спичечный коробок со спичками, в целях безопасности оклеенный со всех сторон бумагой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности. Футбол в начальной школе.

Рабочая программа ФГОС по футболу для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся 9 -11 классов к олимпиадам и конкурсам по обществознанию»

Программа курса по подготовке к олимпиадам по обществознанию представляет интегрированный курс обществознания, экономики и права для учащихся 9 -11 классов, ориентированных на участие во всероссийских...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности в 6 классеосновной школы спортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельностив 6 классеосновной школыспортивно-оздоровительного направления клуба «Чемпион» Тема: «Формирование культуры здоровья»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа вежливости"

Программа «Школа вежливости» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 0-1 классах для детей с интеллектуальными нарушениями. Главное назначение данного курса форми...

Программа внеурочной деятельности "Классный час "Разговор о важном" для 5-7 классов на 2022-2023 учебный год с КТП

laquo;Разговор o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зави...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по учебному предмету «Занимательный английский язык» 6 класс Срок реализации 2022-2023 учебный год.

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по английскому языку для 6  класса «Занимательный английский язык» составлена на основе:1. Федерального закона «Об о...