Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
статья по психологии
Цель психолого-педагогогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки - это оценка уровня готовности к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pestereva.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пестерева Н.Ю.
(педагог-психолог, МБОУ «Лицей «Бригантина», Заринск)
Главные аспекты психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки в рамках реализации ФГОС
Аннотация
Одна из наиболее актуальных задач в настоящее время – модернизация системы дошкольного образования, которая является первой ступенью российской образовательной системы. Поступление в школу - новый этап в жизни ребенка, чрезвычайно ответственный как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Отечественными и зарубежными психологами признается тот факт, что эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если будущий первоклассник обладает нужными и достаточными для обучения качествами. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в условиях предшкольной подготовки является оценка уровня готовности к школьному обучению.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, психолого-педагогическое сопровождение, психологическая готовность.
Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина [2]. Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7-летнего возраста (ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регулярному обучению. Второй всплеск интереса возник в 1983 году — после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности. Особенность сегодняшней ситуации в системе дошкольного образования в том, что она претерпевает ряд изменений, обуславливающих внедрение инноваций в практику воспитания детей дошкольного возраста. Идея предшкольного обучения рассматривается как способ и средство психологической и интеллектуальной подготовки детей к школе, а также создание условий для получения образования максимально большим количеством детей. На успешную адаптацию детей предшкольного возраста к условиям учебной деятельности в школе влияют различные факторы: возрастные и индивидуально-психологические особенности, физическое и психическое здоровье, уровень готовности к школе (интеллект, мотивация учения, желание учится, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию, организовывать поведение и деятельность, развитие психофизиологических функций, уровень умственной и познавательной активности), физический и психологический возраст к началу систематического обучения, отношения с учителями и одноклассниками, микроклимат в семье, а также его личностные качества и основные параметры психического развития [1, с.22]. Работа в нашем лицее, строится с учётом современных требований, направлена не только на обучение, но и на развитие личности, на диалоговую форму общения взрослого и ребёнка, развитие коммуникативных навыков и адаптивных способностей, к которым мы относим в первую очередь все аспекты психологической готовности ребенка к школе. Психологическая готовность к школе — это итог всестороннего развития личности ребенка 6-7-летнего возраста, который представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.) [1, с. 28]. Я, работая с детьми в условиях предшкольной подготовки на базе нашего лицея, как педагог-психолог, использую для оценки психолого-педагогической готовности детей к школе программу М.М. Семаго и Н.Я. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения». Предъявляемые в ней задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего. Таким образом, оценивается сформированность регуляторного компонента деятельности в целом [2]. Актуальность данной диагностической программы заключается в том, что она выявляет именно те качества и функциональные способности ребенка, поступающего в первый класс, без которых невозможно его успешное усвоение программного материала.
Методика включает выполнение 5 заданий, каждое из которых имеет свою цель: задание № 1. «Продолжи узор», задание № 2. «Сосчитай и сравни», задание № 3. «Слова», задание № 4. «Шифровка», задание № 5. «Рисунок человека». Конечным результатом являются оценки за выполнение пяти заданий и корректирование оценки учетом поведенческих особенностей ребенка в процессе диагностики. Поведенческие особенности отражаются на листе наблюдений. Выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы:
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения [2].
Детям, получившим в результате обследования 3 или 4 уровень, предлагается пройти дальнейшее более подробное обследование с целью выявления и корректировки проблемных зон, либо если возраст ребенка и время позволяет, то родителям предлагается еще год более активно заниматься с детьми и достичь более высокого уровня психологической готовности к школе.
Библиографический список
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева. — М : ВЛАДОС, 2001. – 132 с.
- Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?id=200300904
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....
Коррекция нарушений развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях ЦПМСС
Материал для педагогов....
Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР
Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПО ВОПРОСАМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ
Работа по формированию экономического воспитания, культуры старших дошкольников очень актуальна и невозможна без участия родителей, без их заинтересованности, понимания важности проблемы, ее акт...