Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
статья по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bricheva_pedchteniya_64.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.К.Бричева,
С.Н. Айтекова,
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №3 им.
Первого Президента РА А.А.Джаримова
а.Егерухай Кошехабльского района
Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
«Забота о здоровье ребёнка –
это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных
сил, и венцом этой гармонии
является радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс, способны сохранить и укрепить здоровье учащихся.
В младшем школьном возрасте детям свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности.
В образовательной системе реализуют следующие технологии: здоровьесберегающие (диспансеризация, профилактические прививки, режим двигательной активности, организация здорового питания, санитарно-гигиеническое обеспечение) и здоровьеформирующие (физическая подготовка, гимнастика, массаж, физиотерапия, фитотерапия).
1. Среди здоровьесберегающих технологий важными считаем применение методов и приемов двигательной активности. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил о важности движения для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
К средствам двигательной направленности относятся: физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; пальчиковая гимнастика; корригирующая дыхательная гимнастика; психогимнастика. В младшем школьном возрасте особенно активно идет почти всех 206 костей скелета. При подборе занятий по двигательной активности стараемся подбирать физические упражнения и игры в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Обязательно вводим упражнения по профилактике сколиоза, проводим на уроке динамические паузы (игры «Неуловимый шнур», «Вокруг стульев», «Грибники», «Лиса и куры»).
Учитывая, что у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти руки и рисование и письмо быстро приводят к утомлению, для снятия напряжения кисти стараемся чередовать виды деятельности с письма на чтение художественной литературы, заданий на развитие речи. Дети не должны неподвижно сидеть весь урок, стараемся для смены поз давать им задания, связанные со сменой положения тела.
2. Дыхательная система младших школьников характеризуется интенсивным ростом. Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего весь организм интенсивно получает кислород.
Поэтому на уроках и во внеурочное время используем специальные дыхательные упражнения для углубления дыхания.
3. Особое место в здоровьесберегающих мероприятиях отдаем зрительной гимнастике. В процессе обучения школьников до 80 - 90% нагрузки приходится на зрительный анализатор. Современные дети испытывают очень большую нагрузку на глаза, так как пользуются с раннего детства компьютерами и сотовыми телефонами. В классе также в учебной деятельности применяем и компьютер, и интерактивную доску и проектор. Поэтому помним о необходимости сохранения здоровья глаз. Для сбережения здоровья глаз проводим с детьми зрительную гимнастику. Например: рассматривание мелких картинок, расположенных высоко на стенах классной комнаты; «путешествие глазами» по траекториям; проведение игры «Весёлые человечки», когда дети сначала рассматривают движущуюся фигуру человечка (куклы-марионетки), а затем повторяют его движения сами. Дети с удовольствием выполняют задание для предотвращения зрительного утомления и зрительных расстройств «Нарисуй носом» (закрыв глаза, использовать нос как длинный карандаш, мысленно писать или рисовать разные фигуры). При этом не забываем, что все упражнения должны иметь игровой и творческий характер.
Не требует дополнительных усилий проведение таких упражнений для снятия зрительного напряжения:
Упражнение 1. Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд. Потом открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторить 6—8 раз.
Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 минуты.
Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).
Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6 – 8 раз.
Упражнение 5. Смотреть прямо вдаль 1 минуту.
4. Среди новых методов здоровьесбережения, можно назвать аромотерапию, точечный массаж, релаксацию (аутсоринг), образовательную кинезиотерапию.
Эффективным средством здоровьесбережения для детей считаем релаксацию- комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию проводим под спокойную расслабляющую музыку. Примером такой работы может послужить упражнение «Путешествие на облаке». Дети при выполнении этого упражнения садятся удобно и закрывают глаза. Два раза глубоко вдыхают и выдыхают. Можно приглашать детей в путешествие на облаке. «Прыгните на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь в небе все тихо и спокойно. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. А теперь облако везет вас назад. Спуститесь с облака и поблагодарите его зато, что оно так хорошо вас покатало. Потянитесь, выпрямитесь, и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными».
5. Учебный материал по каждому предмету используется для формирования навыков здорового образа жизни, используем пословицы, поговорки о здоровье на уроках литературы и русского языка, на уроках окружающего мира о пользе гигиены, солнца, свежего воздуха, о чистоте воды, о собственном организме и т.д.
6. Проектная деятельность – новое слово в педагогике. Успешно реализованы проекты «Вода –это жизнь», «Режим дня», «Витамины-наши друзья», «Компьютер друг и ли враг», «Еда без вреда», которые вооружили детей как теоретическими, так и практическими знаниями о здоровом образе жизни, о собственном теле, о необходимости соблюдения режима дня и т.д.
7. Сберечь здоровье школьников невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Проводим с ними регулярные консультации, внимательно следим за здоровьем каждого ученика, дети с хроническими заболеваниями находятся на особом контроле. С родителями проводим родительские собрания о режиме дня, о необходимости избегать перегрузок при выполнении домашних заданий, о пользе витаминов, о пользе и вреде компьютере и т.д. Родители участвуют активно в проведении экскурсий, дней здоровья.
8. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психологическим здоровьем детей, поэтому мы, учителя начальных классов, стремимся к созданию положительной психологической атмосферы в классе. Только положительными эмоциями и чувствами можно добиться взаимопонимания с детьми, а значит и больших результатов в учении. Современные технологии воспитания, ориентированные на укрепление здоровья должны строиться не на чувстве страха, вины и стыда, а на стимулировании, прежде всего их положительных чувств: успеха, оптимизма и веры в свои силы и способности. Поэтому необходимо в общении с детьми избегать авторитаризма, стремиться к установлению доверительных отношений с детьми. Ребенок не должен бояться учителя, а считать его наставником, помощником.
9. Считаем, что учителю важно научить детей самих заботиться о своем здоровье, осознавать величайшую ценность жизни и здоровья, понимать, что о своем здоровье нужно заботиться уже сейчас, чтобы избежать
Изложенная выше работа показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволило нам добиться положительных изменений в состоянии здоровья моих учеников.
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Литература:
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2012.
- Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.
- Чупраха И.В., Пужаева Е.З. « Здоровьесберегающие технологии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у...
ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе....
Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....
Использование здоровьесберегающих технологий- путь к сохранению здоровья детей.
Перзентация, которая знакомит с путями сохранения здоровья учащихся в процессе обучения....
Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов
Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуац...
Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов
Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...