Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов
методическая разработка на тему
Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуация с «учитель-ученик» на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия.Мои предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rekom.nazarova.docx | 376.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические разработки
Татьяна Ивановна Назарова
учитель начальных классов
Использование информационно-коммуникационных технологий в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения для развития универсальных учебных действий учащихся начальных классов
Целью исследования была разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная апробация модели формирования универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы при условии использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения.
К основным задачам исследования можно отнести разработку и апробацию учебно-методических материалов по формированию универсальных учебных действий младших школьников с применением информационно-коммуникационных технологий; практических рекомендации по теме исследования; проведение диагностики универсальных учебных действий учащихся при условии применения ИКТ в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения.
Для решения намеченных задач исследования были использованы теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ научных работ в области описания ИКТ и УУД, принципов деятельностного подхода в обучении, развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, теории познания и психопедагогики.
Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым федеральным государственным образовательным стандартам общего образования.
В этой связи были определены проблемы:
- внедрение ИКТ в обучение при нерациональном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся;
- отсутствие методических материалов по использованию ИКT в здоровьесберегающей среде образовательного учреждения.
Исследование проводится на протяжении трех лет в 1-2 общеобразовательных классах. Образовательная система «Школа России». Оборудование кабинета: доска маркерная, ЖК монитор Ø 100 см, компьютер на столе учителя и детей. Компьютеры и монитор объединены устройством «сплитер»: на них одновременно дублируется одно изображение с возможностью управления из любой точки кабинета (с помощью беспроводной мыши и клавиатуры). ОС Windows 7, пакет программ Microsoft Office. Школа является коррекционной (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), в классе 5 учеников.
Актуальность темы связана с активным освоением компьютеризированных средств обучения с одной стороны, и важнейшей задачей современной системы образования «формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться» с другой. Так, Кукушкина Ольга Ильинична, доктор педагогических наук, занимаясь разработкой средств обучения детей с отклонениями в развитии, описывает средства обучения, основанных на информационных технологиях, в контексте отечественной традиции специального образования школьников с различными нарушениями развития: глухих и слабослышащих; детей с речевыми нарушениями; задержкой психического развитии. Вывод автора: интеграция средств мультимедиа требует глубокого аналитического, практического и экспериментаторского подхода, который ставит в центр процесса обучения самого обучающегося. Академик РАО Александр Асмолов создал разработку «Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий» с детальным описанием значения и уровня требований к универсальным учебным действиям школьника.
Информационно-коммуникационные технологии - информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. (ГОСТ Р 52653-2006 А.3.5.) ИКТ включают совокупность методов и программно-технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации; методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной и вычислительной техники. ИКТ разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие).
В основе нового образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Понятие «универсальные учебные действия» получило свое обоснование в 2011 году в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). До этого момента такие умения принято было называть «общеучебной компетенцией» учащегося.
В ФГОС начального общего образования содержится характеристика универсальных учебных действий. Они относятся к группе метапредметных результатов:освоенные универсальные учебные действия,обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия.
Виды УУД-личностные,регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные- сотрудничество с учителем и сверстниками;разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, введенному в действие 1 сентября 2011 года, ряд требований к результатам образования прямо связан с необходимостью использования ИКТ.
В нашей работе они направлены на развитие универсальных учебных действий.
В этом контексте роль информационных технологий в системе образования разделилась на два направления. На первом информационные технологии являются инструментарием для решения отдельных педагогических задач в рамках традиционных форм образования и методов обучения, формированию репродуктивных навыков по запоминанию и воспроизведению. Во втором направлении информационные технологии занимают более активную роль и обеспечивают возможности более высокого уровня. Создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала, возможности поиска информации; способность к рефлексии, сопоставлениям, синтезу и анализу, выявлению связей и нахождению путей решения комплексных проблем, планированию и групповому взаимодействию, то есть всему тому, что получило в литературе название «high-level thinking»; возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений.
Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий - от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.
Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры деятельности. Главное - сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и деятельности.
Информационно-коммуникационные технологии использовались в сочетании с технологиями здоровьесбережения, основная задача их применения - направленность на предупреждение утомляемости:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
- технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
- технологии психологического комфорта;
- технологии сопровождения учебной группы.
Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на наш взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуация с «учитель-ученик» на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия.
Основной метод демонстарции учебного материала – моделирование - рассматривается нами как составная часть ИКТ (основано на пространственно – цветовом и анимационном восприятии материала) и имеет два аспекта:
- как содержание, которое учащиеся должны усвоить,
- как учебное действие – средство, без которого невозможно полноценное обучение.
Работа строится не по принципу “читай и запоминай”, а по принципу “ ассоциируй и твори”, через ассоциацию дети учатся отыскивать аналогии в разных областях знаний.
Основное преимущество созданного модельного ряда: модели имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания (как внутри одного предмета, так и в процессе изучения разных предметов). Такие инструменты (образная модель) облегчают развитие целостности и системности мышления. Пример использования одной и той же модели (с анимацией):
Математика.1 класс. Тема «Компоненты и результат действия сложения» | |
Математика.2 класс. Тема «Уравнения» | |
Литературное чтение. 2 класс. Тема «Части текста» |
Применение ИКТ на различных этапах урока:
- объяснение (презентации, электронные азбуки, интерактивные игровые упражнения);
- закрепление (компьютерные программы, игры, компьютерные тренажеры);
- контроль и коррекция знаний (компьютерные тесты);
- самостоятельная работа (цифровые энциклопедии, словари, справочники).
Психологи считают, что успешно творчески работать можно,если обеспечен баланс между восприятием знаково-цифровой и образной информацией.
Учебные ситуации применения ИКТ – подходы:
- с элементами игровой деятельности: соревнования, «пишем инструкцию»;
- с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «сообщаем вам …»;
- с элементами исследовательской деятельности: эксперименты и моделирование с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие),проведение мини-исследований, описание и оценка.
Модули использования ИКТ на уроке.
Демонстрационно-тренировочный модуль построен на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и содержит материал, подводящий учащихся к осознанию орфографического правила и формирующий умение производить орфографический разбор.
Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты заданий и упражнений, направленных на отработку умения применять орфографическое правило.
Внедрение ИКТ в обучение при неразумном их использовании может отрицательно влиять на психику и здоровье учащихся. Немецкий ученый Х.Г. Рольф называет следующие негативные факторы компьютерного обучения:
- опасность подавления межличностного общения, так как общение с компьютером понижает количество и качество личных контактов, что может нанести вред эмоциональному воспитанию;
- опасность снижения роли устной и письменной речи, так как в новых технологиях во многом преобладает звук и изображение;
- ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению, так как для компьютерных обучающих программ свойственна так называемая “дигитализация” — приспособление мышления человека к определенным правилам и моделям, ориентация на формальные логические структуры, замена многозначности на формальную однозначность, на реализацию операций, имеющих ясные условия и предполагающих только один вывод;
- отсутствие прямого исследования действительности, так как ученик получает знания, опосредованные сознанием разработчиков программ;
- пассивность усвоения информации, так как у создателей программ есть стремление сделать свой материал простым и нетрудоемким;
- опасность снижения социализации человека, т.е. резкое уменьшение времени пребывания среди других людей и общения с ними, посещения общественных и культурных мероприятий, музеев, театров.
Результаты диагностических исследований.
Проективный эксперимент (составлен автором лично).
Цель: изучение влияния программы SST QuickRead (ИКТ) на формирование универсального учебного действия - увеличение скорости чтения.
Время проведения: III четверть 1 класса, когда дети изучили все буквы.
Контингент: учащиеся первых классов- 13 человек.
Процедура проведения: учащимся предлагается прочитать две группы слов. Первая группа написана на листе бумаги (по одному слову, шрифт Arial, черный, размер 20, нежирный), а вторая группа выводится на экране компьютера (по одному слову) в программе SST QuickRead. Ребенок читает вслух и говорит «дальше», затем экспериментатор задает вопрос о прочитанном слове: что прочитал? И открывает следующее слово. Второй экспериментатор
Инструкция. «Когда прочитаешь слово, скажи «дальше», чтобы увидеть следующее».
Методика 1 Слова для чтения на бумаге | Методика 2 Слова для чтения на экране |
Примечание: слова похожи звуко-буквенным составом, позицией ударения и графическим написанием. | |
река сорока машина лак горка печка лодка клад Анна зайка | рука ворона рябина мак норка пачка ложка град Инна майка |
Результаты проведенного эксперимента показали следующее:
Методика 1 | Методика 2 | |
Уровень понимания прочитанного | 58% | 77% |
Скорость чтения (среднее значение, 1 слово) |
Анкетирование.
Результаты анкетирования учащихся 2А и 2 Б классов, проведенного после 5 уроков русского языка в традиционной форме и 5 уроко русского языка с применением ИКТ (индивидуальные и групповые формы), показали, что использование информационных технологий при обучении орфографическим темам повысило во-первых, мотивационную значимость уроков русского языка, во-вторых, желание работать в группе.
№ п/п | Формулировка вопросов | Варианты ответов | |
традиционный урок | урок с применением ИКТ | ||
1. | Понравился тебе урок? | Да- 80 % Не очень-20 % | Да-100 % |
2. | Тебе понравилось работать в группе? | Да-56% Не очень-27% Нет-17% | Да-86% Не очень-8% Нет-6% |
В рамках опытно-экспериментальной работы совместно с педагогом-психологом была проведена работа по оценке результатов использования ИКТ: анализ высказываний детей, наблюдения за их деятельностью, в выборе предпочтений выполнения учебных заданий (в традиционной форме или с использованием ИКТ). Выявлены психолого-мотивационные изменения учащихся (развитие познавательного интереса к процессу обучения и возможность само- и взаимооценки); развитие связной монологической речи при работе с учебными моделями.
Методические рекомендации для педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий для формирования универсальных учебных действий младших школьников:
- использовать средства ИКТ в качестве инструментария формирования универсальных учебных действий у учащихся начальных классов;
- реализовывать интегративный подход в многопредметной учебной деятельности будущего учителя на основе применения электронных образовательных ресурсов;
- организовывать трансформацию эмпирической технической осведомленности и игровых компьютерных навыков детей в целенаправленную и осознанную познавательную информационную и коммуникационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами информационного общества;
- осуществлять плавную интеграцию младших школьников в информационно-коммуникационную образовательную среду, при соблюдении принципов и норм здоровьесберегающих технологий, учет возрастных особенностей учащихся - применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на его жизненный опыт;
- профилактика рассеивания внимания: часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения пользователя от изучаемого материала из-за различных несоответствий. Происходит рассеивание их внимания, к тому же, нелинейная структура мультимедийной информации подвергает пользователя «соблазну» следовать по предлагаемым ссылкам, что [при неумелом использовании], может отвлечь обучающегося от основного русла изложения материала. Колоссальные объемы информации, представляемые мультимедийными приложениями, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.
- обязательное присутствие вариантов «обратной связи» на уровне интерактивного взаимодействия. Любой контроль, в том числе организованный в рамках использования информационных технологий, создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию у ученика. Поэтому при использовании информационных технологий нужно включать реплики, оценивающие степень успешности деятельности учащихся
- использование принципа моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения.
Из выше изложенного следует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. ИКТ совершенствуют навык построения знаний об обучении (понимание процесса обучения; метапознание), позволяют обучающимся стать экспертами в области своего собственного процесса обучения. Понимание того, как должно учиться, позволяет находить и применять успешные стратегии в любой предметной области, изучаемый материал (с интерпретацией учащегося) обрамляется в широкий учебный, общественный, исторический контекст.
Результаты проведенного эксперимента
Во-первых, подтвердили гипотезу исследования: использование ИКТ на уроке способствует развитию универсальных учебных действий учащегося начальной школы..
Во-вторых, выявили универсальные учебные действия, на развитие которых ИКТ влияют в наибольшей степени:
-работа со знаково-символическими данными, развитие операций синтеза, анализа, классификации,
- самостоятельное выделение, формулирование, поиск и систематизация информации,
- интеллектуализация эмоций: смыслоразличение и смыслообразование, установление связи между целью учебной деятельности и её значением в реальной жизни.
В-третьих, обозначили условия эффективного применения ИКТ для развития УУД:
а) системно - деятельностного использования ИКТ;
б) технологической многовариативности решения задач;
в) чередования ИКТ с другими методами работы для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Информационно-коммуникационные технологии использовались в сочетании с технологиями здоровьесбережения, основная задача их применения - направленность на предупреждение утомляемости:
- технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса
Использование аудиовизуальных средств увеличивают объем информации, получаемой учащимися по сравнению с обычными уроками. Это увеличивает напряжение, темп работы, возрастает нагрузка на зрительный и слуховой анализатор. Поэтому непрерывная длительность работы с ПК не превышает 5-7 минут на уроке.
«Правило построения урока»: применение ИКТ на втором и третьем этапе урока (знакомства и отработки нового материала), когда у учеников отмечается максимальная работоспособность в продуктивной и творческой деятельности.
- технологии психологического комфорта
Гибкая структурированная разработка учебного материала с использованием ИКТ беспечивает изоморфизм структур содержания и типологического пространства учебно-познавательных возможностей учащихся (например, работа на компьютере проводится в индивидуальном темпе и ритме, задания построены с учетом индивидуальных психологических особенностей)
Дифференциация учебных заданий по объему работы в соответствии с уровнем выносливости учащегося («слабым» – меньший объём выполнения материала)
Стимулирование повышения темпа работы медлительных учащихся;
Введение соревновательного характера между учебными группами;
Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
- технологии сопровождения учебной группы.
Здоровьесберегающий потенциал ИКТ, на мой взгляд, способствует созданию благоприятного психологического климата - созданию правильной реакции на ошибку, т.к. меняется ситуация с «учитель-ученик» на «учитель-ученик-компьютер», происходит смена акцента взаимодействия.
Мои предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.
- Систематическое проведение мониторинга для раннего обнаружения случаев компьютерной зависимости и планирования профилактических мероприятий.
- Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска», определение основных причин социальной и школьной дезадаптации
- Усилия педагогов и психологов должны быть направлены на развитие у учащихся социально-коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению. о на повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, снижение уровня тревожности, повышение уверенности. Программы должны быть основаны не столько на дидактических играх, сколько на интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах, экскурсии праздники.
- Профилактическая работа с семьей, родителями.
- Привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.) для осуществления профилактических и реабилитационных мероприятий.
- Логика построения профилактических программ должна быть основана на формировании у ребенка, прежде всего:
1) навыков самосохранения (важно, чтобы ребёнок использовал компьютер для действительно нужного дела);
2) эмоционального неприятия «компьютерных» форм поведения в качестве положительной ролевой модели (Интернет-аддикция, кибер-аддикция в любой форме это болезнь, а больных жалко, а походить на «жалких» не престижно);
3) осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям);
4) собственной жизненной позиции, позволяющей формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к использованию Интернета;
5) умения отстаивать свою точку зрения в любой ситуации
Литература
- Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2. –С. 157 – 159.
- ФГОС второго поколения./под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой./ , Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой,О.Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009
- «ФГОС.Программа развития универсальных учебных действий». Методические рекомендации. Асмолов А.Г. , 2011год
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе»
- Диссертация «Использование информационных технологий в различных областях специального образования» Кукушкина О.И., Институт коррекционной педагогики РАО, 2005г.
- Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей «Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья»,г.о. Новокуйбышевск, 2009 год
- «Использование информационных технологий в работе с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья»г.о. Новокуйбышевск, 2009 год.
Интернет-ресурсы:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт» http://standart.edu.ru –стандарт ФГОС [текст]
- «Российская Академия естественных наук» http://academiakm.ru/plan_3_4.htm биоадекватное обучение [текст]
- «My Senses» http://mysenses.ru/advokat/tselostnost-myshlenija О целостности мышления [текст]
- Грицык В.А.Об активной роли информационных технологий в учебном процессе. http://edu.getdt.ru/docs/53/index-766373
- «Информационные технологии в образовании дляобщества знаний: существует ли универсальный ключ?»Гордон Лев Григорьевич, ИнститутЮНЕСКО по информационным технологиям вобразовании (Москва Россия) http://ifapcom.ru/files/Monitoring/gordon_IKT-obraz.pdf
- Сайт «Начальная школа»[Электронный ресурс] Режим доступа: http://nachalka.school-club.ru/about/193/255.html
Приложения.
Конспект урока
(в аспекте формирования универсальных учебных действий)
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (период обучения грамоте)
Образовательная система: «Школа России»
Тема: «Звук [ц], буквы Ц ц».
Цели урока: – дать представление учащимся о звуке [ц] и буквах Цц, обозначающих этот звук на письме; – подвести к осознанию: знать буквы необходимо для жизни. | ||
Этап урока | Содержание | Задачи, направленные на формирования универсальных учебных действий (УУД) |
1. Актуали-зация Темы 2-3 ' | 1.Учитель показывает книгу, на которой буквы названия закрыты. - Ребята, как можно узнать, о чем книга? - Мы с вами знаем буквы? Учитель поочередно открывает буквы: К, И, Р, Ц. - Теперь сможем прочитать название? («Цирк») - Добились цели узнать, о чем книга ? - Какие знания нам пригодились? - Отгадайте, о какой из этих букв будем говорить на уроке? (О букве Ц, так как эту букву еще не изучали) | УУД познавательное: формулирование познават.цели, решение задачи-затруднения |
2. Уточнение значения слова «цирк» 2-3' | 2.- Что такое цирк? - Я тоже спросила у библиотекаря, когда брала эту книгу: «Что такое Цирк ?» (Учитель показывает книгу «Толковый словарь»)Она дала Толковый Словарь. Но я не понимаю, почему он так называется…(высказывания детей) - В словаре дано определение: Цирк- вид искусства; зрелищное предприятие, представление с участием артистов. - Если кто-то из вас заинтересуется, то можно помотреть Словарь на нашей книжной полке. 3. - А вот каким запомнил цирк С.Я.Маршак, еще в детстве: Впервые на арене Жонглеры-медвежата, Единственные в мире Летающие Выходит борец С названием арена. -Кто выступает в цирке? | УУД познавательное: способ информационного поиска УУД познавательное: Развитие воображения |
3. Выделение звука [ц] в речи 7-8' | 4. - Найдите в тексте слова со звуком [ц]. Учитель читает стих-е повторно. – Составьте схему слова «цирк» - Какой звук ц?(Учитель ставит на доске синий квадрат-обозначение звука[ц] ) Аналогичная работа со словами «сцена», «огурец» Т.о. на доске-три синих квадрата- обозначение звука[ц] - В какую группу звуков определим? (в согласные звуки) - Как узнали, что он согласный (воздух встречает преграду во рту - зубы.) - Как узнали, что он звонкий? (произносим его без голоса) - Какой звук [ц]: сделайте вывод? (Всегда согласный и всегда твердый) - Посмотрим на таблицу (в учебнике):2-3 детей дают характеристику звуку [ц]:согласный-гласный , твердый- мягкий, звонкий -глухой. 5. Чистоговорка –Потренируемся в произношении звука [ц]: Цы -цы- цы мы помыли огурцы Цу- цу- цу дали нам по огурцу Проговаривание: - вместе с учителем с одновременным прохлопыванием - 2-3 ученика и одновременно перекидывают мячик в руках
| УУД общеучебное: преобразование информации действием замещения Коррекция: активизация слуховой и двигат.функций |
4. Обозначение буквы Цц на письме 4-5' | 6. –Кто знает, как пишется буква Ц? 7. – Буквы перепутались. Найдите букву Ц. - На что она похожа? Вот какая буква Ц – (Работа с лентой букв) - Найдем место на ленте букв русского языка. К какой группе относится буква Ц?Какие еще группы букв вы знаете? Давайте решим: какая модель (в виде круга) может обозначить Ленту букв? (Дети проводят обсуждение в группах по 3 чел.) 8. Детям раздаются печатные листы (см.ниже) с изображением кошки: - Нарисуйте киске лапки-царапки. Сколько букв ц получилось? Почему? (4 лапки) Задание: найти в таблице все слоги с буквой ц. (Дети выполняют.) - Взаимопроверка: поменяться с соседом листами, проверить и обсудить его работу. Поставить количество ошибок. -Сколько всего слогов получилось? - Как можно сделать, чтобы их стало 11? 9? (варианты ответов детей) | Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки. УУД знаково-символич: моделирование. Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль Коммуникатив. УУД: саморегуляция и взаимоконтроль УУД общеучеб: применение математич. Знаний |
5. Смысловое чтение 15-20' | 9. Работа с текстом в учебнике (подготовит.). 9.1-Предлагаю вам в нашей фантазии побывать на представлении в цирке. Вот как изобразил его художник (иллюстрация в Азбуке) - Что изображено на иллюстрации? - Кто выступает на арене? (высказывания детей) 9.2 - На слайдах прочитайте слова (слова написаны разным шрифтом в разном оформлении). Какие из них можно использовать к этой иллюстрации? (ученики читают и рассуждают) Слова: тигр, жонглёр, медведь, ель, собачки, клоун. 9.3 (Работа с программой SST Quick Reader) На экране по слогам появляются слова по времени:1 слог высвечивается на экране 1 секунду) - Читаем слова на цирковую тему (из текста): ко-ль-цо мо-то-ци-к-л та-н-цу-ют 9.4 Чтение текста в учебнике. -Давайте узнаем, о чем говорится в тексте. • чтение текста учителем: -О чем говорится в этом тексте? - Что такое цирк ? • читает учитель (в замедленном темпе), дети следят по тексту, -Это рассказ или стихотворение? Почему? • хоровое чтение с учителем (по предложениям - О ком говорится в предложении?) • самостоятельное чтение детей. - Сколько предложений в рассказе? Как узнать ? - Найдите восклицательное предлжение. Как его надо прочитать? - Придумайте название рассказа. | Коррекция: развитие зрит.-пространств. ориентировки УУД общеучеб : зрит-слуховая координация |
6. рефлексия 3' | - Подведем итог уроку: каких результатов достигли? - Какую букву изучали на уроке? Для чего нужно знать буквы? - Сможем теперь прочитать название книги? - О каком виде искусства говорили? Сможем предположить, о чем и о ком эта книга? - Что на уроке узнали нового-то, о чем раньше не знали? - Что на уроке запомнилось больше всего? На слайде - слово «Спасибо!» Кому можем адресовать это слово? Почему? | УУД личност: Решение жизненной задачи и умение достигать цели |
ци | цу | це | не | те |
ши | ти | ца | гы | це |
ме | те | цу | то | цо |
ца | па | цы | пе | це |
ОШИБКИ :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов –
Материал можно использовать для выступления на МО....
Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов.
Основная задача,стоящая перед образовательной школой на современном этапе развития - формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также ...
Презентация. Пути формирования (развития) универсальных учебных действий учащихся 1 класса в урочной деятельности по предмету "Математика"
Презентация даёт возможность кратко и наглядно раскрыть данную тему...
Презентация. Пути формирования (развития) универсальных учебных действий учащихся 1 класса в урочной деятельности по предмету "Математика"
Презентация даёт возможность кратко и наглядно раскрыть данную тему...
Презентация. Пути формирования (развития) универсальных учебных действий учащихся 1 класса в урочной деятельности по предмету "Математика"
Презентация даёт возможность кратко и наглядно раскрыть данную тему...
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальных классов»
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов...
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее по тексту – УУД) означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём с...