Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Гаврилова Мария Юсуфовна

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_gavrilova_m.yu_.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по теме:

«Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

Работу выполнила:

Гаврилова Мария Юсуфовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ с.Бобровка

Самара  2014 год

Содержание

1.Введение. Актуальность темы.

   Цель написания методической разработки                                                 с. 3-4                                

2. Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший

    фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС                       с. 5-9

2.1. Нормативно-правовая основа внедрения здоровьесберегающих

       технологий в ФГОС.

2.2. Факторы риска школьников начальной ступени обучения – причина                      введения  здоровьесберегающих технологий.

2.3. Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.

2.4. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики

       (из опыта работы)                                                                                  с. 10-13

3.Заключение                                                                                                      с. 14

4. Список используемой литературы                                                               с. 15

1.Введение.

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровьесберегающего обучения.

В документах Министерства образования РФ (Законе «Об образовании», Концепции модернизации российского образования и др.) и Конвенции о правах ребенка указывается, что «обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни», и подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

С учетом новых подходов к выстраиванию стратегии образования и ее ориентации на воспитание нормального ребенка проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Ребенка можно назвать здоровым, если он:

  • В физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме;
  • В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  • В нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;
  • В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Основными элементами здорового образа жизни являются:

  • отсутствие вредных привычек (школьник должен быть убеждён, что алкоголь, курение, наркотики приносят непоправимый вред здоровью человека;
  • высокая культура общения и поведения;
  • рациональное питание;
  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • оптимальный двигательный режим, основу которого составляют регулярные занятия физической культурой и спортом  (должна сформироваться личность, стремящаяся быть здоровой душой и телом;
  • санитарно – гигиеническая культура (ребенок должен знать и применять в жизни первоначальные навыки личной гигиены.

Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии включают в себя не только систему мер по охране и укреплению здоровья, но и совокупность психолого-педагогических приемов и методов работы учителей, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Целью написания данной работы является изучение нормативно – правовой основы по этому вопросу и обобщение опыта работы.

2. Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС

Внедрение и реализация ФГОС обеспечит сохранение здоровья обучающихся, так как здоровье выпускников школы - один из важных показателей качественности школьного образования.
Цель
 инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса.

2.1. Нормативно-правовая основа внедрения здоровьесберегающих технологий в ФГОС.

Федеральным государственным образовательным стандартом
общего образования и новыми  санитарно-эпидемиологическими  правилами  и нормативами считается, что
 школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное и гражданское самоопределение, но и формируется самая важная, базовая характеристика, обеспечивающая реализацию всех остальных - здоровье.

Общие положения ФГОС.

Стандарт ориентирован на:

- становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

  - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

    мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению

   к материальным и духовным ценностям;

- формирование первоначальных представлений о значении физической

 культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и

 психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое,

  интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и

 здоровье как факторе успешной учебы и социализации личности.

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

 Современная нормативная база обеспечивает  санэпидблагополучие  учащихся в общеобразовательных учреждениях.

В кабинетах начальной школы комплекты новой мебели, в которых парты можно регулировать под рост ученика. Соблюдается питьевой режим, с этой целью в школе имеются аппараты для питьевой воды.  Организованно рациональное питание учащихся на большой перемене.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать следующие разделы: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни это - комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  должны отражать: овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

Показателями здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений являются:

  1. Степень невротизации, распространённости астенических состояний и вегетативных нарушений.
  2. Физическое развитие учащихся.
  3. Заболеваемость учащихся.
  4. Физическая подготовленность учащихся.
  5. Комплексная оценка состояния здоровья.
  6. Здоровый образ жизни.

Показатели сформированности здорового образа жизни учащихся при внедрении ФГОС оцениваются по:

  1. Распространенности основных факторов риска нарушения здоровья школьников;
  2. Информированности школьников в отношении факторов риска;
  3. Сформированности у школьников установок на здоровый образ жизни.

2.2. Факторы риска школьников начальной ступени обучения - причина введения  здоровьесберегающих технологий.

     Цель инновационных процессов заключается не только в повышении качества образования, но и в сохранении и укреплении здоровья учащихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса. В связи с этим были выявлены факторы риска школьников начальной ступени, которые учитывались при введении ФГОС.

  1. Интенсификация учебного процесса и учебные перегрузки.
  2. Использование педагогических технологий, не прошедших гигиеническую экспертизу.
  3. Авторитарная педагогика.
  4. Несоблюдение гигиенических требований к микроклимату, освещенности, ЭМП, учебной мебели, ТСО и др.
  5. Нерациональное чередование учебы и каникул.
  6. Плохая организация школьного питания.
  7. Гипокинезия школьников.
  8. Снижение возраста начала школьного обучения.

2.3. Сущность, цель, задачи здоровьесбережения.

Сущностью здоровьесбережения является сохранение здоровья учащихся с помощью педагогических средств, способов, приемов. Ведущим в здоровьесбережении является мотив «Через педагогику – к здоровью, через образование – к здоровому образу жизни».  

Цель здоровьесбережения – создание условий и проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся.

Основными задачами здоровьесбережения являются:

1) формирование потребностей учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья;

2) создание в общеобразовательной школе здоровьесберегающей среды;

3) информационное обеспечение процесса здоровьесбережения;

4) применение в учебно – воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий.  

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

 Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делят на три основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные ус-ловия образовательного процесса. Прежде всего, это правильная организация урока, которая дает возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления.

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся.

3. Психолого-педагогические технологии. В первую очередь ис-пользование игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и другие), уникальных задач и увлекательных заданий, интерактивных обучающих программ и проч. Основное – это создание благоприятного эмоционального климата. Отсутствие прямого принуждения, демократический стиль, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на ошибку, на собственную точку зрения способствую формированию здоровой психики и, как итог, высокого уровня психологического здоровья. Все средства и методы должны быть направлены на то, чтобы ученики испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.

Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность.

2.4. Использование здоровьесберегающих технологий на уроке математики (из опыта работы) программа «Школа-2100»  Математика. Числа от 1 до 100.

                                                                                                                           

Урок 47

Тема: Сложение и вычитание чисел.

Цель: Отработка вычислительных навыков.

Задачи:

1. Продолжать учиться делать вычисления, используя устные приёмы.

2. Продолжать развивать умение  переводить единицы измерения длины из мелких в более крупные и наоборот, а так же их сравнивать.

3. Развивать умения решать текстовые задачи разными способами.

4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению действий, от которых зависит результат работы команды.

Тип урока: Закрепление изученного.

Символы:

Н – необходимый, уровень стандарта (1 уровень)

П – повышенный, программный (2 уровень)

М -  максимальный (3 уровень)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, нетбуки.

    Этапы урока

                                    Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент. (1мин)

Н  1.  2.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получить

Только лишь отметку «пять».

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1.  – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

ТОУУ

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

ТОУУ

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

 9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе.

Регулятивные

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом;

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; 

Личностные

1. –  понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

II. Формулирование темы и целей урока.

  1.                              (1мин)

- Назовите тему урока

- На этом уроке будем закреплять или знакомиться с новым?

- Какие поставим цели?

-«Сложение и вычитание чисел в пределах 100»

-Закрепление изученного на прошлых уроках.

- Постараться выполнить все задания без ошибок.

III. Систематизация и повторение.

  1. Фронтальная работа.

Устный счет. Презентация. (5мин)

а)Чтобы правильно считать и «пятерки» получать нам

нужно повторить вычислительные приемы.

    34+20=54           34+2 =36

30   4                    30   4

35 + 24 = 59          59 – 24 = 35

     20  4                       20  4

б) Сосчитайте (П), по - цепочке

33-3     46-4       48+12    87-37

62+5    22+34    55-25

в) вырази

1дм=*см    3дм=*см     1м= *см

 6дм3см=*см       42см=*дм*см  

г)Найди неизвестные значения

47+х=57  

д) - Найдите периметр квадрата

длина стороны которого равна

4 см.

- К празднику  купили 18 шариков, 8 из них лопнули. Сколько  шаров осталось?

 2. Работа в тетрадях. Работа над задачей  (10мин)

- В гонках участвовало 68 яхт. После первого этапа выбыло 35 яхт, а после второго – еще 22. Сколько яхт осталось в гонках после двух этапов?

План работы.

1.  Читаем текст полностью, выделяем основную информацию.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно в задаче?

-Что нужно узнать?

2.  Составим схему к задаче.

На отрезке укажем известные данные.

                                  68

|___________|__________|__________|

        35                        22                         ?

-  Повторите условие задачи по схеме.

- Что нужно найти: целое или часть?

3.  Намечаем план решения задачи по действиям.

- Как найти часть?

4.  Решаем и проверяем в парах.

5. Окончательно сверяем решение с  доской.

6.  Исправляем и анализируем ошибки.

П  2.  3.  

Н       1.   1.  2.  4.

3.Самостоятельная работа: (6мин)

1-я гр. Индивидуальная работа.

на нетбуках

4. Проверка индивидуальной работы 5.Обучение алгоритму самооценки

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить все примеры?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

Н  2.  7.

П  1. 2. 3. 4.   4.

2-я гр Работа в парах.

а )Вычисли(П)

 44 + 30 =                   Д

 30 – 5=                        ___

96 + 3=                        ___

94 – 20=                       ___

76 – 40=                       ___    

5 + 34=                        ___

К

И

Д

О

Ж

39

36

74

25

99

3-я гр.Работа в группе

а )Вычисли(М)

50-4= 46      59-30=      83-40=    

20+67=        64 +5=      90-2=  

20-4=           78-6=        92-60=    100-9=

- Какие числа лишние?  

2. Проверка самостоятельной работы по ключу, о результатах работы группы доложит…

Цели:

- продолжать учиться делать вычисления, используя устные приёмы (подготовка к теме «Сложение и вычитание чисел столбиком».

- развивать умение  переводить единицы измерения длины из мелких в более крупные и наоборот, а также их сравнивать (закрепление темы «Периметр»)

Правила:

Складываем десятки с десятками, единицы с единицами.

Вычитаем десятки из десятков, единицы из единиц.

Ответы показывают дети с помощью карточек «Считай до 100»,  по –цепочке выбирают ответы на интерактивной доске.

Вычитать число из суммы можно 3 способами.

1сп.: 68-(35+22)=11(я.)

2сп.: (68-35)-22=11(я.)

Ответ: 11яхт осталось в гонках.

Деление на 3 группы перед уроком:

- 2- я группа в парах , II уровень - программный

- 3-я группа – группой , III уровень - повышенный

Индивидуальная работа.

а )Вычисли(Н)    Ключ

программа «Отличник»- проверяет и оценивает компьтер

Критерии оценивания

«5»-без ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

«Не справился»-более 5 ошибок

Алгоритм самооценки (из диска)

2-я гр. Работа в парах. Ключ.

 ДОЖДИК

74, 25, 99, 74, 36,

3-я гр. Работа в группе. Ключ

46, 29, 43, 87, 69, 88, 16, 72, 32, 91

Лишние: 64, 96

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Какую цель поставили в начале урока? Все ли получилось?

Оцените свою работу с помощью цветных карандашей. (2мин)

V. Предполагаемая домашняя работа

Задания № 8 с. 7.

3.Заключение. 

Школа на современном этапе должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего населения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.  Ключевая задача ФГОС, зафиксированная в его Концепции и Фундаментальном ядре содержания образования – формирование у учащихся умений самообучения, самовоспитания, саморазвития – как инструмента проектирования учащимися индивидуальных траекторий обучений. Предусматривается  развитие у учащихся универсальных учебных действий как средств самостоятельного приобретения в течение жизни знаний о здоровом образе жизни, их обновления и применения в нестандартных жизненных ситуациях.

4. Список используемой литературы:

1. «Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе», методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся.

 М. Вентана-Граф, 2008 год.

2. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград, «Учитель», 2009 год.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт
общего образования.

4. « Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».

 М. «Просвещение», 2011год

5.«Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондракова«Просвещение», 2011год

6..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Презентация портфолиоПортфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста   в рамках внедрения ФГОС

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста  в рамках внедрения ФГОС...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС

Портфолио - в переводе с французского означает "собрание листов", с итальянского "портфель", с английского - "папка с документами"....

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО .

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:— созд...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО

Портфолио ученика начальной школыкак метод оценивания личностного ростав рамках внедрения ФГОС НОО...