ТЕХНОЛОГИИ УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья на тему

Агапова Тамара Анатольевна

В статье ведётся речь об организации работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon agapova_t.a._statya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ  УКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Агапова Тамара Анатольевна

МБОУ «Начальная школа – детский сад №44»

На сегодняшний день организация работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей в начальной школе является актуальной.

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования очень остро встал   вопрос: «Что для нас важнее – физическое состояние обучающихся или обучение?» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля».[5] Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Низкая рождаемость и детская смертность в общей численности населения ведет к старению общества.

В условиях реально сложившейся ситуации более чем у 90 % детей при поступлении в школу выявляется та или иная степень психомоторной незрелости. По данным Минздравсоцразвития России, лишь 10 % школьников можно назвать здоровыми, 40 % учащихся имеют отклонения в нервно-психическом развитии, за последнее время число детей с хроническими заболеваниями возросло в полтора раза, 30 % юношей выпускных классов не годны к военной службе, 50 % школьников имеют ограничения в выборе профессии, обусловленные наличием тех или иных заболеваний.

Основная цель здоровьесберегающих технологий - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Среди технологий по укреплению и сохранению здоровья обучающихся начальной школы, применяемых в системе образования, можно выделить несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно разные методы и формы работы:

- медико-гигиенические технологии (МГТ);

- физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ);

- экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ);

- технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ);

- здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ).

Существуют и другие основания для классификаций технологий сохранения и укрепления здоровья  учащихся. По характеру действия они могут быть подразделены на следующие группы:

 - защитно-профилактические;

 - компенсаторно-нейтрализующие;

 - стимулирующие;

 -  информационно-обучающие.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»

«Здоровье» – это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов: соматическое, физическое, психическое и нравственное.

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». [3]

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Поэтому, за счет образовательных ресурсов реализуется внутренняя программа индивидуального развития каждого ребенка, которая в нем заложена от природы, укрепляется психика детей, формируется уверенность в собственных силах, и, следовательно, обеспечивается лучшая регуляция их образовательной деятельности.

В такой среде создаются нравственно-психологические основы для нормального развития мотивационной и смысловой сферы социальной деятельности школьников (позитивного отношения к школе и соблюдения общепринятых норм поведения).

В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья. Отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель.

Считаем, что каждый преподаватель должен овладеть технологиями сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы.

При построении уроков должны учитываться такие требования:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.) Обязательное проветривание классной комнаты.
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  4. Количество методов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование их не позже чем через 10-15 минут.
  5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.
  6. На уроке должна осуществляться смена динамических поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.
  7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.
  8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
  9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Эффективность  применения здоровьесберегающих технологий зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. В заключение приведём слова Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Педагоги и родители считают, что уроки здоровья нужны. Человека нужно, начиная с детского сада и школы, обучать сохранению и укреплению своего здоровья. Именно для этого и предназначена технология здоровья – биологическая обратная связь, которая позволит решить задачу повышения уровня здоровья наших школьников.
Разработка комплекса мер по снятию перегрузки, сохранению и укреплению здоровья обучающихся в настоящее время является чрезвычайно актуальной задачей.

Список используемой литературы

1. Азаров Ю.П. О мастерстве воспитателя / Ю. П. Азаров. - М.: Просвещение, 1992. – 111 с.

2. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

3. В.А. Сухомлинский. «О воспитании» / В.А. Сухомлинский. – Москва. – 1973. – 272 с.

4. Лихачёва Т. Г. Развивайте творчество / Т. Г. Лихачёва. – М.: Просвещение, 2008. – 236 с.

5. Шопенгауэр Артур. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. – Изд-во: Азбука. – 2012. – 256 с.

6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. – 177 с.

7.  Шеремет Н.В. Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема / Н.В. Шеремент. – Режим доступа: http: //festival.1september.ru/articles.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".

Программа формирования  здоровья  учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...

Методическая разработка по теме: «Сохранение здоровья учащихся начальной школы как важнейший фактор личностного роста в условиях реализации ФГОС»

В данной методической разработке раскрыты вопросы сохранения здоровья учащихся  младших классов с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках математики....

Статья "Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы (из опыта работы)

Охрана и укрепление здоровья учащихся начальной школы является одной их главных проблем соременной школы. На протяженнии 50-ти лет работы в начальной шклоле меня волновала эта проблема. В своей статье...

Формирование мотивации изучения и сохранения здоровья учащимися начальной школы.

В статье написано о работе школы по формированию мотивации к сохранению здоровья и ЗОЖ у учащихся начальных классов....

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...

Применение образовательных здоровьесберегающих технологий как условие сохранения здоровья учащихся начальных классов

Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образо...