Здоровьесберегающие технологии в образовании детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по зож (2, 3, 4 класс)
Информация интересна для педагогов, в том числе воспитателей, работающих в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushch_tehnologii.docx | 16.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в образовании детей младшего школьного возраста
Развитие школы идет по пути увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. Здоровье школьников - одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования.
Согласно ВОЗ – здоровье человека определяется как состояние
- полного физического и психического благополучия, а не только отсутствие болезней,
- здоровье - это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную жизнь.
На здоровье ребенка влияют такие факторы, как ежедневные нагрузки, режим дня, уроки физкультуры, на здоровье сказывается и его адаптация к школе, учителям, его взаимоотношения со сверстниками и педагогами, микроклимат класса, отношение к оценкам, а также отношение родителей к школе, их настрой.
Одиннадцать лет дети проводят в стенах образовательных учреждений. В связи с чем, нельзя недооценивать влияние педагогов на формирование ценностного отношения к здоровью детей.
Необходимо создать единое пространство для формирования гармонично развитой личности.
Для этого оптимизировать учебно-воспитательный процесс -
- начинать школьное утро с обязательной зарядки, при этом дети могут проводить зарядку по очереди,
- практиковать урок - экскурсию, урок - игру,
- во время урока применять динамические паузы, минутки релаксации, можно проводить дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз.
- оптимизировать пространство - расставлять парты 1 и 3 ряда под углом.
Цель - отдых нервной системы, снятие эмоционального напряжения, переключение внимания детей.
В начальной школе, при наличии гиперактивных детей, которым трудно выдержать положенное время, можно использовать конторки для письма стоя с целью разгрузки позвоночника, а также с целью их активизации.
В условиях школы, где имеется продленка, дети могут оставить часть учебников в классах с целью снижения нагрузки на позвоночник.
В классах можно использовать массажные дорожки, по которым дети могут ходить на переменах в носках – оздоровление детей, а также у школьников отсутствует желание бегать по учебному кабинету, по коридору школы.
Также доказано положительное влияние комнатных цветов на состав воздуха. Ученые выяснили, что оптимальными для учебного класса являются хлорофитум, папоротник, сенсевьера.
Важную роль имеет и положительная атмосфера на уроке, которую создает и поддерживает педагог. При доброжелательном отношении, поддержке со стороны учителей у обучающихся развивается желание осваивать, узнавать, проявлять активность, включаться в учебную деятельность.
Задача педагога - стимулировать детей быть здоровыми.
Здоровьесберегающий урок – урок, с оптимальной плотностью, необходимо сочетание количества видов учебной деятельности, их смена, длительность и чередование - чтение, письмо, слушание, рассказ, использование наглядных пособий, просмотр видеосюжетов, презентаций. Рационально использовать – 4- 5 видов деятельности на уроке, при этом смена видов каждые 10 мин.
Велико влияние внешнего вида учителя на состояние детей. Важно значение цветотерапии. Всем известно, что красный цвет привлекает внимание, оказывает влияние на восприятие, утомляет. Уместно надеть какую-либо вещь красного цвета на выступление, совещание, первое родительское собрание, однако в учебное время красный цвет может вызвать всплеск агрессивности, раздражительности детей.
Оранжевый цвет (элементы) можно использовать при оформлении кабинета, а надевать на открытый урок, праздники для поддержания бодрого настроения и снятия нервозности.
Зеленый – успокаивает, однако часто носить не следует - опасность притупить чувства и эмоции.
Интересно, что в учебных заведениях Европы используют тетради желтого цвета. Психологи считают, что желтый цвет концентрирует внимание и улучшает память. Одежда желтого цвета хорошо воспринимается.
Хорошо использовать спокойные приглушенные цвета, в том числе и при оформлении кабинета.
Таким образом все, что нас окружает - оказывает большое влияние на нервную систему, состояние здоровья в целом как детей, так и педагогов.
Педагогам необходимо распознавать негативное влияние и устранять его или свести к минимуму, а положительные эффекты усилить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"
Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...
Интерактивные технологии в обучении детей младшего школьного возраста
В материале представлены интерактивные методы, которые можно использовать в обучении детей начальной школы....
Творческий отчет «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей младшего школьного возраста на примере детского объединения «Самоделкины»
Мой опыт по организации системы работы в объединении по начальному техническому моделированию по теме «Начальное техническое моделирование как основа политехнического образования детей...
РОЛЬ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РОЛЬ СЕМЬИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Практика эффективного и доступного дополнительного образования детей младшего школьного возраста через внеурочную деятельность
Обобщение опыта по реализации практики дополнительного образования в начальной школе...
Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»
Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...
Разработка методического продукта для родителей обучающихся (лиц их заменяющих) с учетом выявленных проблем развития и образования детей младшего школьного возраста.
Современные дети живут и развиваются в условиях быстро меняющейся жизни, и от них сегодня требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать им...